АДМИНИСТРАЦИЯ ФГБНУ «ИХОиК РАО»

Акишина Екатерина Михайловна

Директор ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО»

Доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения

Член Совета по развитию педагогического образования при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации

Член Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации

Награды 

Медаль имени М.Н. Скаткина Российской академии образования (2018)

Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2017)

Медаль имени В.В. Давыдова Российской академии образования (2017)

Руководит Институтом с 2016 г. В 1998 году с отличием окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского. Автор более 80 научных работ разного профиля, в том числе монографий ("Проблемы интерпретации содержания музыкальных произведений Альфреда Шнитке", "Современная музыка и горизонты музыкального образования", "Педагогический потенциал освоения отечественной музыкальной культуры конца XX - начала XXI века в практике непрерывного художественного образования" (2018) и др.); научных статей; программ дополнительного образования; учебника для детских музыкальных школ и детских школ искусств "Музыкальное содержание" (в соавторстве с В.Н. Холоповой и Н.В. Бойцовой) (2018). 

При поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации с непосредственным и активным участием Е.М. Акишиной организован и проведен съезд представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры (12 августа 2016 г.); разработана новейшая Концепция модернизации содержания и технологий преподавания предметной области "Искусство"; проведены экспертные семинары для руководителей общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников по вопросам вовлечения общественно-профессиональных сообществ в деятельность по обновлению содержания предметной области "Искусство" (2016-2017 гг.) и др.

Олесина Елена Петровна 

Заместитель директора

Кандидат педагогических наук, магистр гуманитарных знаний (специализация культурологии)

Работает в Институте с 1997 г. На протяжении многих лет занимается проблемами преподавания мировой художественной культуры в общем и профессиональном образовании; вопросами методологии и методики преподавания мировой художественной культуры, изобразительного искусства, культурологии и истории художественной культуры; педагогическими аспектами современного искусства, общими вопросами  художественного образования; теорией и практикой культурологии образования.

Автор более 80 книг и статей по проблемам теории и методики преподавания мировой художественной культуры в образовательных организациях, по вопросам интегрированного обучения как современной формы работы образовательных организаций. В том числе:

Монографии

Олесина, Е.П. Освоение художественной культуры детьми и молодежью: теория и практика. Монография. – М.: ИХОиК РАО, 2016.
Олесина, Е.П., Стукалова, О.В., Радомская, О.И., Гуманитаризация образования – Социокультурная среда города – Развитие современных школьников. Монография. – М.: ИХОиК РАО, 2016.
Концептуальные основы модернизации предметной области "Искусство" в современном информационном обществе. Коллективная монография / Под научной редакцией Е.М. Акишиной, Е.П. Олесиной. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016.

Словарь

Тезаурус основных понятий в сфере гуманитаризации образования / ред.-сост. Е.П. Олесина, Л.Г. Савенкова. – М.: Интеллект-Центр, 2014. – 72 с. –  ISBN 978-5-00026-075-3

Учебно-методические пособия

Олесина Е.П., Радомская О.И., Стукалова О.В. Дидактическое обеспечение образовательного комплекса гуманитаризации учебно-воспитательного процесса школы в социокультурной среде города. Учебно-методическое пособие для курсов повышения квалификации педагогов. М.: ФГНУ «ИХОиК РАО», 2015.
Олесина Е. П., Кашекова И. Э. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5-8 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Работаем по новым стандартам). / И.Э. Кашекова, Е.П. Олесина // Под ред. Ковалевой Г. С., Логиновой О. Б. /– М.: Просвещение, 2013.

Статьи

Olesina EP, Stukalova OV Modern Youth - Information Environment - Postmodern Aesthetics – Artistic Text: Problems and Prospects of Interaction / Global Media Journal/ - 2016. - Vol.Special Issue No.S2:20. – P. 1 -5. (Scopus).

Olesina E., Polyudova E. Museum Pedagogy in the USA: Educational Methods in Art Museums as the Key Point of Students' Personal Development // INTED2016 / 10th International Technology, Education and Development Conference, 7-9 March, 2016/ - Valencia, Spain: IATED, 2016/ - pp. 235-242. (Web of Science)
Олесина Е.П. Игрушки для детей – проблемы для взрослых. / Гуманитарное пространство. – Т. 5. - № 4. – С. 518-525. (ERIH).
Олесина Е.П., Алексеева Л.Л. Современные проблемы преподавания учебных предметов искусства / Педагогика искусства [электронный научный журнал]. -№ 4. - 2016 - URL http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/alekseeva_olesina_8-22.pdf
Олесина Е.П., Алексеева Л.Л. Ассоциация педагогов искусства как фактор повышения качества образования / Педагогика искусства [электронный научный журнал]. - № 3. - 2016 – URL http://www.art-education.ru/electronic-journal/associaciya-pedagogov-iskusstva-kak-faktor-povysheniya-kachestva-obrazovaniya

Олесина Е.П., Акишина Е.М., Савенкова Л.Г., Кашекова И.Э. Предложения по структуре и содержанию Концепции предметной области «Искусство» в Российской Федерации / Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. – Серия: Гуманитарные науки. - № 8. – 2016. – С. 45 – 52.

Олесина, Е.П., Стукалова, О.В. Гуманитаризация образовательного процесса подготовки будущих педагогов: концептуальные положения и перспективы / Е.П. Олесина, О.В. Стукалова // Казанский педагогический журнал. – 2015. - № 3. – С. 124 – 129.
Олесина Е.П. Сетература – новая форма или новый смысл // Мир психологии. - № 4. – 2014. – С. 183-193.
Олесина Е.П. Художественное восприятие современных школьников: проблемы формирования и разввития // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. _ № 2. – 2015. – С. 13-140.
Олесина Е.П. Многовариативность образовательных парадигм — основа социализации современной молодёжи // Инициатива XXI век. – № 1.- 2013. – С. 20-23.
Олесина, Е.П. Фольклорный образ старости как культурный код / Slavica Wratislaviensia. Wielkie tematy kultury w literaturach słowiańskich 12. Starość. 14-15 maj 2015 r. / pod red. E. Komisaruk, M. Borowskiego, M. Bukwalta, K. Woźniak, S. Wójtowicz i R. Zmĕlíka. - # 163. – 2016. Р. 25-34. (Web of Science)
Olesina, EP Chapter 4 “The Tale in the Internet Space: A New Road or a Dead End”, pgs. 73-101 // Once Upon a Time in the Contemporary World: Modern Vision of Old Stories. - Cambridge Scholars Publishing, Newcastle upon Tyne, UK, 2016, 160 pgs.

Отраслевая регистрация авторского права - Российская академия образования «Тезаурус основных понятий в сфере гуманитаризации образования» (авторы Олесина Е.П., Савенкова Л.Г.), Свидетельство о регистрации № 21446 от 24 ноября 2015 г.

Награды

2006 г. - Премия «Лучший гуманитарный проект» (член авторского коллектива гуманитарного проекта «Мировая художественная культура. Очерки истории: В 7 т.» (2006-2009 гг.), Издательство «Питер»).

Неоднократно награждалась отраслевыми почетными грамотами и благодарностями.

Исследовательские проекты

В 2016 г. занималась разработкой проекта Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации.

С 2013 г. является руководителем темы «Формирование и развитие художественного восприятия и мышления детей в социокультурном контексте» в рамках Фундаментального научно-исследовательского проекта «Социокультурный портрет современного ребенка на разных этапах детства: возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного восприятия и мышления» № 1764, № госрегистрации 01201351639, государственное задание Министерства образования и науки РФ (2013 - 2017 гг.).

В 2012-2015 гг. - координатор-руководитель проекта Городская инновационная площадка «Гуманитаризация образования на основе комплексного использования социокультурной среды города в структуре московского стандарта качества образования» при Департаменте образования г. Москвы.

С 2013 по 2015 гг. работала координатором Образовательного проекта «Заводы – детям», Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы (в рамках программного мероприятия «Развитие системы профподготовки и переподготовки кадров промышленности» подпрограммы «Реструктуризация и стимулирование развитие промышленности в Москве на 2012-2016 гг»).

В 2009-2013 гг. - член коллектива разработчиков Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения по изобразительному искусству.

Деятельность в международных организациях

Национальный координатор по художественному образованию в Российской Федерации «Web-Обсерватории художественного образования государств-участников СНГ», сайт: http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/index.php/ru/glavnaya

В 2009-2014 гг. принимала участие в Проекте ЮНЕСКО и МФГС «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке».

Член Международного общества Н.С. Лескова в Чешской Республике.

Экспертиза

1. Эксперт общественной экспертизы учебников для их включения в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего (2017-2021), НП «Российский книжный союз».

2. Эксперт–участник разработки инструментария модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Искусство», экспертного обсуждения проектов научно–обоснованной концепции преподавания предметной области «Искусство», Российская академия образования.

3. Эксперт по художественному образованию «Web-обсерватории художественного образования государств-участников СНГ».

Преподавательская и опытно-экспериментальная деятельность

С 2006 г. по настоящее время проводит занятия по методике преподавания мировой художественной культуры, истории художественной культуры, культурологии на кафедре культурологии Института социально-гуманитарного образования ФГОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (как приглашенный специалист).

В 1997-2006 гг. совмещала работу в Институте с преподаванием изобразительного искусства и мировой художественной культуры ГБОУ г. Москвы СОШ № 354 им. Д.М.Карбышева.

Участие в организации и работе конференций, семинаров и конкурсов

Председатель оргкомитета Международной сетевой научно-практической конференции «Интеграция в образовании» (ежегодная), ИХОиК РАО.
Председатель оргкомитета Международной интеграционной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы современной культуры и образования» (ежегодная), ИХОиК РАО.
Председатель оргкомитета Международного научного кластера междисциплинарных исследований, ИХОиК РАО.

Член оргкомитета Международной конференции «Юсовские чтения» (ежегодная), ФГБНУ «ИХОиК РАО».

Председатель оргкомитета Международного постоянно действующего конкурса «Интеград искусств» (ФГБНУ «ИХОиК РАО).
Член жюри Московского открытого (инклюзивного) конкурса чтецов «Под сенью дружных муз» (Региональная общественная благотворительная организация Гуманитарный Клуб «Образование и Культура»).
Член жюри Московского открытого (инклюзивного) конкурс юных исполнителей на музыкальных инструментах «Классика – навсегда!» (Региональная общественная благотворительная организация Гуманитарный Клуб «Образование и Культура»).

 

 

Савенкова Любовь Григорьевна

Главный научный сотрудник

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, член Бюро экспертного совета по опытно-экспериментальной работе РАО

Работает  в Институте с 1980 года: с 1980 – по 1987 гг. в Лаборатории преподавания изобразительного искусства, с 1987 по 1999 в Лаборатории комплексного взаимодействия искусств, с 1999 г. заместитель директора.Ведущий специалист в области интегрированного обучения и полихудожественного воспитания детей.

Автор книг, концепций, монографий, программ и учебников по изобразительному искусству (общее количество публикаций более 150), среди них: «Проблемы дидактики художественного образования» (2005 г.), «Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание» (2011г.), «Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства» (2014 г.); «Сад детства. Новая модель дошкольного образования» (2012 г., в соавторстве); учебники по изобразительному искусству для 1-8 классов (издательства: Вентана-Граф и Русское слово) и др.

Под руководством Л.Г. Савенковой защищены 25 кандидатских диссертаций; созданы и активно работают опытно-экспериментальные площадки по освоению инновационных направлений работы, комплексных образовательных технологий и форм организации образовательного процесса в области гуманитарно-художественного образования в России и ближнем зарубежье, в том числе: в Московской, Свердловской, Ленинградской, Нижегородской и Самарской областях, гг. Москвы, Таганрога, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и др. Среди которых наиболее активно работают: МОК ГБОУ «Школа № 875» ЗАО г. Москвы, Региональная инновационная площадка по проблемам гуманитаризации образования (22 школы г. Москвы), Лицей-интернат №8 им. С.П. Дягилева г. Екатеринбурга, факультет начального и дошкольного образования Арзамасского педагогического института, и др.

Лауреат Премии Правительства РФ в области образования и науки 2006 г. за цикл научных трудов «Интеграция искусств как условие полихудожественного развития детей и молодежи». Л.Г. Савенкова неоднократно выступала с докладами на международных конференциях по проблемам современного интегрированного освоения искусства в России, Латвии, Литве, Польше, Словакии, Эстонии, Финляндии; сотрудничает с Центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея, которым руководит доктор педагогических наук, профессор Б.А. Столяров.

e-mail: lgbloknot@mail.ru. Раб.тел.: 8 (499) 246 28 90

Кононова Екатерина Александровна 

Учёный секретарь

Кандидат педагогических наук

В Институте с 2015 года.

Область научных интересов

развитие визуальной культуры учащихся основной школы

В 2017 году Е.А. Кононова защитила диссертацию на тему: «Развитие визуальной культуры обучающихся на основе интеграции искусств (на примере литературы и изобразительного искусства» по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (художественное воспитание в дошкольных учреждениях общеобразовательной и высшей школы) на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в диссертационном совете Д 008.015.01 при Федеральном государственном бюджетном научном учреждении  «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования».

Основные публикации

Система педагогических ситуаций и творческо-поисковых заданий в педагогической технологии тренинга развития визуальной культуры учащихся [Текст] / Е.А. Кононова // Технологии и инновации в практике работы общеобразовательной школы: Сб. науч. трудов. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. – С. 218–228. – 0,5 п.л.

Педагогическая модель развития визуальной культуры школьников на уроках литературы и изобразительного искусства [Электронный ресурс] / Е.А. Кононова // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2017. – № 2 – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kononova_29-37_2.pdf– 0,5 п.л. – ИФ–0,262. ISSN 1997-4558. (ВАК)

Художественно-поэтический феномен народного календаря и его воспитательное значение [Текст] / И.Э. Кашекова, Е.А. Кононова // Педагогический потенциал традиционной культуры в формировании духовно-нравственных качеств личности: колл. монография [Текст] / И.Э. Кашекова и др. / науч. ред. И.Э. Кашекова. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018. – 326 с. – Тираж 1000 экз. ISBN 978-5-905451-45-4.

Образ народной и современной игрушки в формировании картины мира у детей [Электронный ресурс] / И.Э. Кашекова, Н.В. Севрюкова, Е.А. Кононова // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2018. – № 3. – С. 167–183. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kashekova_kononova_sevryukova_167-183_.pdf. – 0,5 п.л. ISSN 1997-4558. (ЧАСТЬ I). (ВАК)

Образ народной и современной игрушки в формировании картины мира у детей [Электронный ресурс] / И.Э. Кашекова, Н.В. Севрюкова, Е.А. Кононова // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2018. – № 4. – С. 275–288. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kashekova_sevryukova_kononova_275-288.pdf. – 0,5 п.л. ISSN 1997-4558. (ЧАСТЬ II). (ВАК)

Обучение школьников восприятию и интерпретации содержания художественного произведения на основе распознавания культурных кодов [Текст] / И.Э. Кашекова, Е.А. Кононова // Творческое чтение в современном художественном образовании: теория и практика: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Творческое чтение в современном художественном образовании» (27 февраля–1 марта 2018 г., г. Москва) / Сост. О.В. Юдушкина. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018. – 261 с. – С. 136–144.

Психолого-педагогические факторы позитивного влияния традиционных игр и игрушек на эмоциональное здоровье ребенка [Текст] / Е.А. Кононова // Гуманитарное пространство. Международный альманах. – 01.11.2018. – Vol. 7. – No 4. – С. 636–642. ISSN 2226-0773. (РИНЦ)

Дизайн-проектирование как средство самообразования студентов [Электронный ресурс] / Е.А. Кольцова, Е.А. Кононова // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2018. – № 4. – С. 85–90. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kolcova_kononova_85-90.pdf. – 0,5 п.л. ISSN 1997-4558. (ВАК)

Художественное образование как фактор развития визуальной культуры личности [Текст]  / Е.А. Кононова // Актуальные проблемы эстетического воспитания и художественного образования детей. Школа в пространстве современной культуры: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» как научно-исследовательского учреждения (17–18 октября 2017 г., Всероссийский центр художественного творчества, Москва) [Текст] / Сост. Н.Н. Фомина. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018. – 344 с. – Тираж 1000 экз. ISBN 978-5-905451-63-8, ISBN 978-5-905451-63-8.

Гаврилова Юлия Викторовна

Заведующая аспирантурой

Кандидат философских наук, доцент

Награды: благодарственные письма Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края; благодарственные письма ректора Забайкальского государственного университета; Почетная грамота Администрации городского округа «город Чита» за высокое мастерство и профессионализм в сфере высшего образования.

Перечень научных публикаций:

СтатьиWOS:

(2019) Transformation Of Religious Consciousness Of Population In Cross-Border Regions, The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences EpSBS, 2292-2305.

(2018) Religious syncretism as a sociocultural factor of social security in cross-border regions, Mental Health, Religion and Culture, Vol. 21, #3, 231-245.

Статьи Scopus:

(2017) Small towns of Russia: Sustainable development in the context of globalization, Man in India Vol. 97, #21, 171-193

(2016) Tanatophobia: Systemic analysis, International Journal of Environmental and Science Education, Vol. 11, #18, 11505-11514

Монографии:

Гаврилова Ю.В., Привалова М.В. Культурные регуляторы современного общества: религиозный и трудовой аспекты: монография. Чита: ЗабГУ, 2019. 238 с.

Гаврилова Ю.В. Современный религиозный синкретизм: факторный анализ трансформации религиозного сознания: монография. Чита: ЗабГУ, 2018. 238 с.

Статьи в журналах ВАК:

Гаврилова Ю.В. Религиозные и экономические трансформации как фактор развития современного общества // «Общество: философия, история, культура», №6, 2019

Гаврилова Ю.В. Особенности исторических форм религиозного синкретизма // Гуманитарный вектор. Т.14. №2. 2019. С. 73-81.

Гаврилова Ю.В. К вопросу о синкретизме буддизма и его распространении в России // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2018. Т.7 №2 А. С.155-162.

Гаврилова Ю.В. Особенности функционирования религиозного сознания в условиях религиозного синкретизма// Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2018. Т.7 №4 А. С.77-85.

Разработаны, внедрены в учебный процесс и опубликованы 11 учебных пособий.

Разработан и внедрен в учебный процесс курс«Философия» для инклюзивного образования. Также курсы для магистрантов «Социология социальных движений», «Социально-философские основы государственно-церковных отношений», «Общество: сущность и структура» и ряд других.

Готовится к публикации учебное пособие "История и философия науки" для аспирантов педагогического профиля подготовки.

Скворцова Татьяна Петровна

Ученый секретарь, кандидат педагогических наук

Область научных интересов

 Арт-педагогические условия взаимодействия субъектов образовательного процесса в профилактике негативизма детей дошкольного возраста.

В 2017 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Арт-педагогические условия взаимодействия субъектов образовательного процесса в профилактике негативизма детей дошкольного возраста»

Основные публикации

Арт-педагогическая профилактика негативизма детей: монография. – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2017. – 228 с. (В соавторстве с Анисимовым В.П.) 
Рассогласованность педагогического взаимодействия как фактор проявления негативизма детей // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.
Исследование возможности арт-педагогической помощи родителям в профилактике детского негативизма // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.
Клейникова, Т.П. Рассогласованность взросло-детских отношений как провоцирующий фактор формирования негативизма личности: историко-культурологический обзор с позиций артпедагога // - Вестник высшей школы. – 2014. – № 8.  – С. 39-43
Kleynikova, T.P. Su cause e tradizionali bambini arte didattici, sotto la trasformazione negativism // Italian Science Review. – 2014. – 10(19). – PP. 47-52
Клейникова, Т.П. К вопросу о психолого-педагогической профилактике негативизма детей // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – 2013. – №12. – С.284-292
Клейникова, Т.П. Детский негативизм: признаки и причины его проявления // Научный диалог. – 2013. – № 8 (20): Педагогика (г. Екатеринбург). – С. 131-139