АДМИНИСТРАЦИЯ ФГБНУ «ИХОиК РАО»

Акишина Екатерина Михайловна

Директор ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО»

В 1998 году с отличием окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского. Кандидат искусствоведения (2003, науч. рук. В.Н. Холопова).

Руководит Институтом с 2016 г. Автор более 80 научных работ разного профиля, в том числе монографий ("Проблемы интерпретации содержания музыкальных произведений Альфреда Шнитке", "Современная музыка и горизонты музыкального образования" и др.); научных статей; программ дополнительного образования для детских музыкальных школ и детских школ искусств. 

При поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации с непосредственным и активным участием Е.М. Акишиной организован и проведен съезд представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры (12 августа 2016 г.); разработана новейшая Концепция модернизации содержания и технологий преподавания предметной области "Искусство"; проведены экспертные семинары для руководителей общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников по вопросам вовлечения общественно-профессиональных сообществ в деятельность по обновлению содержания предметной области "Искусство" (2016-2017 гг.) др.

Кашекова Ирина Эмильевна

Заместитель директора по стратегическому развитию Института 

Доктор педагогических наук, профессор

Научные интересы охватывают широкий спектр проблем культурологии образования, художественно-эстетического образования: вопросы художественной и учебной деятельности, разработка новых подходов к преподаванию искусства в общеобразовательной и высшей школе, построение культуротворческого интеграционного образовательного пространства школы на идее интеграции наук и искусств в учебном процессе,  создание учебно-методических комплектов по искусству нового поколения, учебника для студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов и др.

И.Э. Кашекова разработала концептуальные основы культуротворческого интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства, педагогическую технологию интеграции предметов гуманитарного и естественно-математического цикла за счет их конвергентности с искусством.

И.Э. Кашекова является членом редакционных коллегий журналов «Искусство в школе», «Цветной мир», «Педагогика искусства», «Образование. Культура. Общество», «Юность России».   Педагогический стаж 30 лет. С 1982 года – учитель – экспериментатор по изобразительному искусству, с 1988 года – по созданию классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. С 1989 года  – заместитель директора школы по науке. Работала  в Институте художественного образования РАО с 2000 г. по 2012 г. С 2007 г. заведовала лабораторией пластических искусств. С 2012 г. заместитель директора Института культурологии образования РАО по научной работе, с 2014. г. – директор.

Ведущий специалист в области художественного образования  и  автор программ, учебников, книг, пособий по обозначенным направлениям, в том числе по изобразительному искусству.
Созданные под руководством И.Э. Кашековой  учебники нового поколения по искусству – Учебно-методический комплект «Мир художественных образов» для 1-4 классов и учебники по изобразительному искусству для 5-8 классов одобрены Министерством образования РФ и включены в Федеральный комплект.  И.Э. Кашекова участвовала в создании учебника «Искусство» (в соавторстве с Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской.Издательство «Просвещение»)  для 8-9 классов общеобразовательных школ, является автором учебного пособия «От Античности до модерна» (2000 г. «Просвещение») и учебника для студентов художественно-графических факультетов педвузов «Изобразительное искусство» (2009 г. «Академический проект»).

Участвовала в  международных конференциях по проблемам создания вариативной модели культуротворческого интеграционного образовательного пространства школы  в России (Москва, Санкт-Петербург), Финляндии, Польше, Словакии, Белоруссии, на Украине.

Отмечена отраслевыми наградами Министерства образования РФ – Нагрудным знаком «Отличник народного просвещения  Российской Федерации»,  а также почетными грамотами Министерства Образования РФ и Департамента образования г. Москвы.

Под научным руководством И.Э. Кашековой защищены шесть кандидатских диссертаций по проблемам профессионального образования в области изобразительного искусства. 

Алексеева Лариса Леонидовна

Заместитель директора по научной работе

Доктор педагогических наук, доцент

Награды: почётное звание "Почётный работник науки и техники Российской Федерации" (2017); лауреат областного конкурса «Учитель Оренбуржья – 1998»; лауреат всероссийского конкурса «Учитель года – 1998»; нагрудный знак «Учитель года» (1999); премия Президента Российской Федерации (1999); Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2012).

В Институте работает с 2002 года.

Научные интересы связаны с теорией и практикой музыкального образования детей, исследованием проблем художественного образования и эстетического воспитания молодого поколения, реализацией нравственного потенциала искусства. Как профессионального вокалиста и лауреата всероссийского конкурса (1996 г.), в центре постоянного внимания находятся вопросы приобщения детей и юношества к традициям российского хорового и вокального искусства.

На протяжении ряда лет успешно сотрудничала с Бюро ЮНЕСКО в Москве по Азербайджану, Беларуси, Республике Молдова и Российской Федерации в рамках проекта ЮНЕСКО и МФГС «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке» (2009 – 2014 гг.). В настоящее время является главным администратором Web-Обсерватории художественного образования государств-участников СНГ (2014 – 2020).

Руководитель творческого коллектива и непосредственный участник разработки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения по предметам искусства. В числе опубликованных работ в сериях изданий «Стандарты второго поколения», «Работаем по новым стандартам» (в соавт.): Примерные программы начального общего образования: Музыка. В 2 ч. Ч. 2 (2008); Планируемые результаты начального общего образования: Музыка (2009 – 2010); Примерные программы по учебным предметам. Музыка, 5 – 7 классы. Искусство, 8–9 классы (2010); Фундаментальное ядро содержания общего образования: Искусство. 4-е изд., дораб. (2011); Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Музыка. Система заданий. В 3 ч. Ч.2 (2011); Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 7 классы (2013); Искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 8 – 9 классы (2013) и др.

Автор монографий и статей по теории и методике художественно-эстетического образования в школе, учебников, пособий и образовательных программ по искусству. Среди них: Монография «Эволюция художественно-эстетического образования на старшей ступени школы» (2009); элективные курсы для старшей школы «Театр песни», «Искусство bel canto», «История России в музыкальных образах» (2009 – 2010) и др.; «Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке» (в соавт.) (2011); Учебники «Музыка» для учащихся 1-4-х классов общеобразовательных учреждений (2012 – 2013, в соавт.); Учебное пособие для студентов вузов «Музыкальное образование» (2014, колл. авт.); научные статьи «Д.Б. Кабалевский и музыкальная педагогика XXI века» (2014), «Исследования в области художественного образования в контексте реформирования отечественной науки» (2015), «Современное дидактическое сопровождение уроков искусства в начальной и основной школе» (2015 – 2016) и др.

Под научным руководством Л.Л. Алексеевой защищены четыре кандидатские диссертации по проблемам художественно-педагогической деятельности музыкантов (Е.М. Куроленко, г. Красноярск), профессиональной подготовки учителей к импровизации на уроках музыки (Т.И. Бондаренко, г. Москва), преподавания музыкального фольклора (О.М. Кузьмина, г. Ржев Тверской обл.), творческого развития обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования) (П.Б. Беккерман, г. Москва). 

Савенкова Любовь Григорьевна

Главный научный сотрудник

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, член Бюро экспертного совета по опытно-экспериментальной работе РАО

Работает  в Институте с 1980 года: с 1980 – по 1987 гг. в Лаборатории преподавания изобразительного искусства, с 1987 по 1999 в Лаборатории комплексного взаимодействия искусств, с 1999 г. заместитель директора.Ведущий специалист в области интегрированного обучения и полихудожественного воспитания детей.

Автор книг, концепций, монографий, программ и учебников по изобразительному искусству (общее количество публикаций более 150), среди них: «Проблемы дидактики художественного образования» (2005 г.), «Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание» (2011г.), «Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства» (2014 г.); «Сад детства. Новая модель дошкольного образования» (2012 г., в соавторстве); учебники по изобразительному искусству для 1-8 классов (издательства: Вентана-Граф и Русское слово) и др.

Под руководством Л.Г. Савенковой защищены 25 кандидатских диссертаций; созданы и активно работают опытно-экспериментальные площадки по освоению инновационных направлений работы, комплексных образовательных технологий и форм организации образовательного процесса в области гуманитарно-художественного образования в России и ближнем зарубежье, в том числе: в Московской, Свердловской, Ленинградской, Нижегородской и Самарской областях, гг. Москвы, Таганрога, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и др. Среди которых наиболее активно работают: МОК ГБОУ «Школа № 875» ЗАО г. Москвы, Региональная инновационная площадка по проблемам гуманитаризации образования (22 школы г. Москвы), Лицей-интернат №8 им. С.П. Дягилева г. Екатеринбурга, факультет начального и дошкольного образования Арзамасского педагогического института, и др.

Лауреат Премии Правительства РФ в области образования и науки 2006 г. за цикл научных трудов «Интеграция искусств как условие полихудожественного развития детей и молодежи». Л.Г. Савенкова неоднократно выступала с докладами на международных конференциях по проблемам современного интегрированного освоения искусства в России, Латвии, Литве, Польше, Словакии, Эстонии, Финляндии; сотрудничает с Центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея, которым руководит доктор педагогических наук, профессор Б.А. Столяров.

e-mail: lgbloknot@mail.ru. Раб.тел.: 8 (499) 246 28 90

Кононова Екатерина Александровна 

Учёный секретарь

В Институте с 2015 года (с 2012 г. работала научным сотрудником в ФГБНУ «Институт культурологии образования Российской академии образования»).

В 2016 г. закончила аспирантуру ФГБНУ «ИХОиК РАО».

Сфера научных интересов: развитие визуальной культуры учащихся основной школы.

В 2017 году Е.А. Кононова защитила диссертацию на тему: «Развитие визуальной культуры обучающихся на основе интеграции искусств (на примере литературы и изобразительного искусства» по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (художественное воспитание в дошкольных учреждениях общеобразовательной и высшей школы) на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в диссертационном совете Д 008.015.01 при Федеральном государственном бюджетном научном учреждении  «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования». Имеет 10 публикаций по теме исследования.

Медкова Елена Стоянова

Заведующая аспирантурой 

Кандидат педагогических наук, искусствовед

Область научных интересов – преподавание МХК и предметов художественно-эстетического цикла в основной и профильной школе, проблемы формирования целостного представления о мировой художественной культуры, исследовательские и аналитические методы изучения разных видов искусства.

Автор Примерной программы «Мировая художественная культура», программ элективных учебных предметов «Миф и культура» и «Язык и культура» для профильной школы, программы «Палеонтология языка» для предпрофильного образования, программ творческого развития «Утро художника», «Вождь краснокожих», «Всё о натюрморте» для дополнительного образования. Разработчик дистанционных курсов повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября»: «Искусствоведческие методики в преподавании МХК» и «Как разбудить в ребёнке художника» Современные технологии развития творческих способностей на основе первообразов искусства».

Один из соавторов УМК «Изобразительное искусство» (5-8 классы) издательского Центра «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2012-2015 гг.

Постоянный автор журнала «Искусство. Первое сентября» (до 2011 г. учебно-методической газеты для учителей МХК, Музыки и ИЗО «Искусство» («Первое сентября»). Автор более 400 публикаций по вопросам преподавания МХК и предметов художественно-эстетического цикла в школе.

Член Временного творческого коллектива по разработке образовательных стандартов первого поколения для среднего общего образования по МХК.

Педагогический стаж 16 лет. С 1988 по 2007 гг. работала преподавателем изобразительного искусства и мировой художественной культуры в общеобразовательных школах разного типа: ГОУ Гимназия № 1529, ГОУ Школа – сад № 1659, НОУ Школа «ХХI век», НОУ «Диалог». Научный стаж работы 14 лет. С 2000 г. – научный сотрудник ФГНБУ «ИХОиК РАО». Экспериментальной базой в последние 3 года стал Московский академический художественный лицей Российской академии художеств им. В.И. Сурикова. Тематика исследования: «Изобразительное искусство в содержании образования учащихся негуманитарных профилей», «Место математических методов и технологий в изучении МХК и Истории искусства в специализированных художественных учебных заведениях».

Награждена медалью «850-летие Москвы» (1997 г.) и Почётной грамотой МО РФ (2002 г.) Лауреат конкурса «Профессиональное признание – 2006» в номинации «Лучший учитель» среди Негосударственных образовательных учреждений. Удостоена дипломом «Золотой фонд прессы» ХIV Международной профессиональной выставки «ПРЕССА-2007».

Контакты: 8-499-246-21-23, e-mail: elena_medkova@mail.ru