Аннотация:
Статья посвящена юбилею Государственной академии художественных наук (1921-1931). В центре внимания автора деятельность физи¬ко-психологического отделения Академии под руководством Бакушинского А.В., основные научные и научно-методические труды, посвященные проблемам художественного воспитания и творческого развития детей на занятиях разными видами искусств. Выявлена исследовательская методика, цели и задачи эксперимента, научный вклад Бакушинского и его учеников в педагогику искусства.
В этом году исполняется 100 лет со дня образования Государственной академии художественных наук (ГАХН), просуществовавшей десятилетие – с 1921 по1931 год. ГАХН находилась в ведении Наркомпроса РСФСР, первоначально именовалась Российской академией художественных наук.
16 июня 1921 года на первом заседании Научно-Художественной Комиссии при Главном Художественном Комитете Народный Комиссар Просвещения А.В. Луначарский определил цель ее создания, задачи и перспективу развития: «При раз¬ноголосице в вопросах искусства, при ожесточенной борьбе направ¬лений, которая имеет сейчас место не только в плоскости академи¬ческих споров, но, - что хуже, - в учреждениях, ведающих худо¬жественной жизнью республики, - нужна некоторая общая предпосыл¬ка для решения всех спорных вопросов, авторитетный орган, сужде¬ния которого были бы окончательны и выносились бы на основании строго научных данных» [5, с.294].
«Академии (...), - говорил А.В. Луначарский, - ставится за¬дача не только служить злобе дня в разрезе углубленного научного исследования, она должна работать "на вечность". Она должна строить научную эстетику, систематизируя опыт прошлого, между прочим и тот опыт, который накопился в революционные годы в об¬ласти художественной работы» [5, с.294].
Академия состояла из трех отделений: физи¬ко-психологического, социологического и философского.
Физи¬ко-психологическое отделение, по мнению президента ГАХН П. Когана, должно было занять ведущее место в деятельности ГАХН. Его методологической задачей являлось: "...синтетическое изучение явлений искусства, как продуктов духовной и материальной творческой деятельности с точ¬ки зрения эмпирико-позитивного исследования, в их элементах, конструкции и композиции" [5, с. 295]. Отделение возглавил психолог и искусствовед Бакушинский А.В. Высокий теоретический уровень прикладных исследований определялся взаимосвязью отделений, осуществляемой благодаря деятельности разнообразных комиссий, в которые входили члены разных отделений, а также практиков, проверяющих в собственном опыте идеи, предлагаемые учеными [о деятельности отделения подробнее см. 10,11].
Начиная с 1990-х годов, наследие, история и трагическая судьба многих членов ГАХН является предметом изучения с позиций разных областей знания: философии, социологии, психологии, истории искусства и истории СССР [3, 6]. И это закономерно. Назову лишь некоторых выдающихся деятелей культуры, являвшихся ее действительными членами, для которых время существования ГАХН было периодом расцвета научной мысли и творческих свершений. Это – композиторы и музыканты Асафьев Б.В., Глазунов А.К., Гольденвейзер А.Б., Игумнов К.Н., Мясковский Н.Я., Нейгауз Г.Г.; писатели – Вересаев В.В., Горький А.М.; художники – Грабарь И.Э., Машков И.И., Мухина В.И., Юон К.Ф.; архитекторы – Жолтовский И.В., Колли Н.Я., Щусев А.В.; режиссеры и актеры театра и кино – Качалов В.И., Немирович-Данченко В.И., Пудовкин В.И., Станиславский К.С., Таиров А.Я. Основную часть Академии составляли выдающиеся философы, теоретики и историки разных видов искусства, определившие ее научное наследие. Достаточно назвать имена Шпета Г.Г., Бакушинского А.В., Выготского Л.С., Теплова Б.М., Фриче В.М., Габричевского А.Г., Сакулина П.Н., Цявловского М.А., Челпанова Г.И., Эфроса А.М.. Всего – 755 представителей культуры [2].
В последнее десятилетие на регулярно проводимых конференциях в нашей стране и за рубежом, посвященных юбилеям Академии, собираются специалисты в области философии, социологии, психологии, истории искусства и современного искусства, остро ставятся вопросы комплексных научных исследований, традиция которых была заложена в ГАХН [3, 8]. И лишь однажды были подняты вопросы художественно-творческого развития детей, глубоко исследовавшиеся в 1920-е гг. в физи¬ко-психологическом отделении ГАХН под руководством Бакушинского А.В., занимавшем центральное место в структуре и содержании работы ГАХН [9]. Проблемы художественно-творческого развития, выявления мотивированных к искусству детей и их развития, приоритетное место искусства в школе, формирование эстетической среды в образовательных учреждениях, музейная педагогика и многие другие, изучаемые в то время ученым и его коллегами, не утратили актуальности. По моему глубокому убеждению, методика их изучения, разработанная в то время, и многие выводы должны быть взяты на вооружение в наше время.
Анатолий Васильевич Бакушинский создал и возглавил комиссию, полное название которой: комиссия по изучению примитивного искусства в проявлениях родового и индивидуального творчества. В 1927 г. она была преобразован¬а в кабинет по изучению примитивного искусства и детского творчества при физико-психологическом отделении ГАХН. Ученый и его коллеги в качестве теоретической ставили проблему происхождения искусства через изучение детского творчества, искусства непрофессиональных художников ("примити¬вов"), народного искусства. При кабинете работали также комиссии по литературно-речевому искусству под руководством Шнейдер А.К. и театральному искусству под руководством Заскальского С.Д.
Наиболее полное представление о деятельности комиссии, а затем кабинета, мы имеем благодаря фактическим результатам ее деятельности, воплощенным в значительном количестве публикаций и коллекции детского рисунка, собранной Бакушинским А.В. и его коллегами и переданной после ликвидации ГАХН в 1931 г. в Центральный дом художественного воспитания Наркомпроса РСФСР (ЦДХВД). Обобщенно характеризуя публикации, подготовленные и изданные в 1920-е годы ГАХН, следует отметить сочетание фундаментальных и прикладных исследований, концептуальное единство, охват и взаимосвязь разных видов художественной деятельности, профессиональную честность. Назову основные издания: фундаментальный методологический труд Бакушинского А.В. "Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования пространственных ис¬кусств" (М., 1925), коллективные исследования "Художест¬венное воспитание в практике современной школы" (М.,1925), "Ис¬кусство в трудовой школе" (М.,1926), публикации программно-мето¬дического характера для Единой Трудовой школы, статьи, посвященные экскурсионной деятельности. Многие результаты исследований достаточно быстро доходили до учителей, благодаря существованию в 1927-1929 гг. журнала «Искусство в школе», преемником которого является современный журнал.
Труд А.В. Бакушинского "Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования пространственных ис¬кусств" (М., 1925) - эталон научного исследования в области педагогики искусства, органично сочетающий теоретическое обоснование с практической частью в контексте психолого-педагогической науки и художественной культуры своего времени. Его научные подходы к изучению художественного творчества и воспитания детей соответствовали пониманию искусства его коллегами по ГАХН, воспринимающими и оценивающими искусство в соответствии с категориями художественной культуры: «пространство» и «время», «форма» и «содержание», «художественный образ», «изобразительность». Существовала и более тонкая градация проблем - изображение пространства, человека, движения, статики, формы, объема и т.п., соответствующая проблематике методологического уровня, объединявшей исследовательскую работу всей Академии ху¬дожественных наук.
Большая работа была проведена им по анализу существующей, по его выражению, «полезной» зарубежной и отечественной литературы в области художественной педагогики. Бакушинский А.В. дифференцирует ее по следующим разделам: психология возраста, исследование детского творчества, общее художественное воспитание и образование, педагогика и методика преподавания изобразительных искусств, педагогика и методика художественного восприятия – созерцания и экскурсии, игры и игрушка. Названия разделов на десятилетия вперед определили направления работы в области эстетического воспитания и художественного образования ряда научно-исследовательских институтов, в частности Психологического института РАО и Центрального дома художественного воспитания Наркомпроса РСФСР, правопреемником которого является Институт художественного образования и культурологии РАО.
Исследования проводились коллективом исполнителей, которых Бакушинский А.В. рассматривал в качестве своих учеников. На страницах книги «Художественное творчество и воспитание…» автор не раз ссылается на опыт «своей школы» и художников, работающих с детьми и подростками под его руководством. К «своей школе» он относил участников исследований в ГАХН - Н.П. Сакулину, Ю. А. Александрову, Е. А. Флерину, Г. И. Журину, М. Н. Райхинштейна, Л. В. Славянскую, А. М. и В. М. Лесюк [1, с. 5]. В книге анализируется опыт Г.В. Лабунской, В.Е. Пестель, В. Шехтель, Н. Н. Купреянова и других художников-педагогов, которые проводили эксперимент в школах и музеях под его руководством на протяжении 1921-1929 годов. Большинство его учеников после ликвидации ГАХН пришли работать в создаваемые научные и научно-методические институты, высшие учебные заведения, в музеи, в систему повышения квалификации педагогов. Таким образом, несмотря на противодействия государственных установок концепции художественного воспитания Бакушинского, в 1930-1950-е годы была сохранена преемственность его идей в деятельности Лабунской Г.В., Сакулиной Н.П., Флериной Е.А. в период их работы в ЦДХВД, а затем в институтах Академии педагогических наук РСФСР. Многие ученики привнесли опыт ГАХН в музейную педагогику и систему дополнительного художественного образования.
Основными методами исследования являлись наблюдение процесса творчества и анализ результата – продуктов художественного творчества, с позиций выявленных Бакушинским фаз художественно-творческого развития, а также – «взаимная проверка» выводов, полученных в разных образовательных учреждениях и разных возрастных группах. Практической целью исследования была разработка методики художественного воспитания.
Исследовательская методика и процесс эксперимента отражены в сборнике статей «Искусство в трудовой школе» 1926 г., который рассматривался Бакушинским, как «теоретико-практический результат работы группы, занимающейся изучением детского творчества вместе со мною в комиссии по исследованию примитивного искусства при физико-психологическом отделении Г.А.Х.Н. …» [4, с.12].
Названия статей говорят о широте исследовательских и методических интересов авторов: Бакушинский А.В. – О задачах и методах художественного воспитания; Флерина Е.А. – Роль материальной среды в развитии художественно-творческой активности дошкольника; Журина Г.И. – О декоративно-орнаментальном рисовании в школе 1 ступени; Зедделер А.П. – О развитии пространственной формы в рисунках детей школьного возраста; Сакулина Н.П. – Художественное восприятие и творчество подростка; Поспелова Н.П. – Детская гравюра; Лабунская Г.В. и Пестель В.Е. – Детское творчество и художественное производство; Петрова О.Н. – О технике детских театральных постановок; Журин Н.И. – О детском журнале.
В статье Бакушинского ощущается состояние первопроходца. Он подчеркивает, что в художественном воспитании «пока еще нет установившейся точки зрения. Нет и оформившихся твердых результатов широкого опыта. В связи с таким общим положением приходится вести работу, главным образом, лабораторного, исследовательского характера. И вести ее в двух направлениях: изучения законов детского художественного творчества и его продуктов, изучения и поисков наиболее целесообразных с точки зрения новой общественности методов художественно-педагогического воздействия» [4, с.3].
Бакушинский считал: «Удалось достаточно четко выяснить и подтвердить рядом проверочных опытов и наблюдений, что пространственные восприятия и пространственная форма в детском изобразительном творчестве, - иначе говоря, то, как воспринимает и как передает ребенок пространство и вещи в нем, - обусловлены первично-биологическим фактором. Прочие элементы формы: например, линия, цвет, их соотношение и выбор обусловлены не только факторами биологическими, но и остальными. По-видимому, аналогичные факты наблюдаются и в тех областях художественного творчества ребенка, где основной формой является не пространство, а время, напр., в музыке… То же следует сказать и об искусстве действия-движения, а также о творчестве словесном. При этом, чем сложнее форма, и чем больше процесс ее реализации требует умственной деятельности со стороны ребенка, тем больше замечается воздействие со стороны фактора социального. Так, особенно сказывается воздействие общественной среды на развитие сюжета, как формы детского творчества» [4, с.6].
В своей статье Бакушинский А.В. более убежденно, чем в монографии "Художественное творчество и воспитание…» настаивает на следующих обязательных положениях художественного воспитания детей, учитывающих динамику возрастного развития:
«…особое значение приобретает защита в методах художественного воспитания полноты и нормального темпа изживания ребенком всех творческих возможностей возраста.
…Художественное воспитание, как воспитание социально приспособленной, полезной, целостной и многогранной личности, должно быть основано прежде всего на развитии в ребенке творчески-волевого и эмоционального начал… На этом массиве должно строиться образовательно-интеллектуальное совершенствование, понимание ребенком и собственных творческих процессов и произведений искусства, выполненных другими – детьми и взрослыми.
Вся система художественного воспитания должна строиться на свободе детского творчества, определенного законами детского развития, на свободе его форм и выбора материала» [4, с.9].
В работе с подростками «Все усилия педагога должны быть направлены на выработку детьми твердых технических навыков почти с профессиональным уклоном. Отсюда неизбежность теперь некоторой специализации детей по преобладающему интересу к тому или иному виду искусства и специального обучения опытным педагогом-профессионалом». [4, с.10].
Исследования 1920-х годов проходили в период распространения метода комплексного преподавания. Бакушинский А.В. пытался найти корневую связь метода с природой ребенка. Он выявил следующую зависимость, на которую опираются и современные последователи Бакушинского А.В. и Юсова Б.П. в определении путей интеграции искусств в художественном образовании.
«Детское первичное художественное творчество отличается синтетическим характером. Оно, как и всякое примитивное искусство, является органическим соединением различных видов искусств. В основе такого синтетического творческого акта обычно лежит художественное воплощение действия – игры, сопровождаемого словом и зрительными символами. Это – исходный пункт, первоначально, из которого, выделяясь, развиваются отдельные виды детского искусства [4, с.10]. При чем, работая в материале и технике той или иной разновидности искусства, ребенок стремится к синтетическому использованию продукта своего творчества.
Таким образом, весь характер детского художественного творчества – синтетический по своему строю – дает естественное и крепкое обоснование комплексной системе воспитания и образования» [4, с.11].
Бакушинский утверждал, что "комплекс, как метод педагогического воздействия на ребенка, должен быть построен не по теме-формуле, а на ТВОРЧЕСКОМ ОБРА¬ЗЕ-ПЕРЕЖИВАНИИ" [4, 7].
Важно отметить также, что Бакушинский подчеркивал самостоятельную роль искусства в воспитании личности: «Искусство в школе и детском быте не может занимать служебного положения в отношении к другим школьным дисциплинам. Художественные навыки, художественное образование должны быть получены ребенком прежде всего для его художественного развития и уже затем или одновременно они должны употребляться в помощь школьным предметам и заданиям, связанным с ними» [4, с.11].
Цель художественного воспитания (которую можно осуществить в результате художественного развития) - "культура творческой личности" [1, с. 156] способной "стать творцом в области избранного де¬ла" [1, с. 228]
Процесс экспериментальных исследований воплощен в подборках ученических работ, бережно сохранявшихся Бакушинским А.В. в «кабинете примитивного искусства» и переданных в 1931 г. Лабунской Г.В., как заведующему отделом изобразительного искусства ЦДХВД. Надписи на папках и отдельных подборках отражают логику проведения исследований, характер систематизации, место проведения экспериментов, методы исследования, имена экспериментаторов и испытуемых. В результате возможно реконструировать учебный процесс в ряде школ. Это - 1-ая Опытная станция по народному образованию, организованная С.Т.Шацким в 1919 году в составе двух отделений: сельского - в Калужской губ. и городского - в Москве, и 7-ая Опытная станция, созданная специально для разработки проблем художественного вос¬питания. В нее входили школа-семилетка в селе Ус¬пенском Звенигородского уезда Московской губернии, школа 2-ой ступени им.К.Маркса в Москве и педагогический театр (об этом подробнее см. 9).
Еще одним исследовательским методом являлось сопоставление результатов художественного воспитания, достигнутых по системе Бакушинского А.В., с зарубежным опытом. В процессе изучения международной коллекции детского рисунка ИХОиК РАО выявлено научное взаимодействие Бакушинского А.В. с коллегами из Чехословакии и Японии. Так весной 1927 года комиссия участво¬вала в выставке детского творчества, устроенной Обществом куль¬турных связей с заграницей в Японии, о чем сообщалось Н.П. Сакулиной в записке, сопровождающей подборку детских рисунков и публикации [7].
С целью исследования особенностей индивидуального развития Бакушинским создавались индивидуальные подборки рисунков детей за несколько лет, сохранявшиеся, как правило, в семьях художников и историков искусства. Так в коллекцию ГАХН попали рисунки сыновей выдающегося художника, сотрудничавшего с кабинетом примитивного искусства Фаворского В.А., Нины Чекрыгиной – дочери художника … Чекрыгина. Рисунки Нины Сакулиной поступили от профессора П… Сакулина…
Деятельность ГАХН была публичной. Заседания проходили в Академии, располагавшейся в бывшей Поливановской гимназии на Пречистенке. Кабинетом примитивного искусства регулярно устраивались выставки, на которых демонстрировались результаты работы с детьми в области художественно-творческой и просветительской деятельности: "ИЗО в комплексе", "ИЗО и труд", "Программно-методическая работа по ИЗО - содержание и организация учебного материала", "Рисунок взрослых в быту ребенка", "Форма клубной работы по ИЗО", "Изуче¬ние живописного искусства в картинных галереях и музеях", "Изу¬чение детского рисунка как материала для коррекции личности ре¬бенка".
С целью изучения родового начала и национальных особенностей детского творчества, народного искусства предпринимались экспедиции в разные регионы страны, включая Крайний Север. Изучение наследия ГАХН в области художественного воспитания и развития подрастающего поколения продолжается, но на основании того, что уже известно, можно сделать следующие выводы.
Несмотря на трагическую судьбу многих членов Академии [3, 8], на длительное забвение трудов комиссии по изучению примитивного искусства в проявлениях родового и индивидуального творчества [9, с.306], благодаря ученикам и последователям Бакушинского А.В. удалось сохранить и его труды, и его идеи, воплощенные в детских рисунках, отражающих многолетнюю экспериментальную работу в образовательных учреждениях страны.
Изложенная в статье методика исследования художественного воспитания и развития детей, по Бакушинскому, является образцом честного критического отношения к научному процессу.
Пафос идеи воспитания на занятиях искусством «культуры творческой личности», способной на изобретение в любом виде деятельности, сохраняет значение при разработке современных концепций эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание [Текст] /А.В. Бакушинский. – М.: Новая Москва, 1925. – 240 с., ил.
2. Государственная академия художественных наук (ГАХН)//Центральный государственный архив литературы и искусства СССР. Путеводитель. Искусство. – М.: 1959. – С. 297.
3. Государственная академия художественных наук и современное искусствознание [Текст]// «Искусствознание» 1/98 (ХП). Научное издание. – М., 1998, с. 259-341
4. Искусство в трудовой школе /Ред. и вст.статья А.В.Бакушинского. – М.: Новая Москва, 1926. – 176 с., ил.
5. Коган, П. Государственная Академия Художественных наук // Печать и революция. 1917-1927. Книга седьмая. - М.: Государс¬твенное издательство, 1927
6. Марцинковская, Т.Д. Проблема социальных эмоций как одной из доминант формирования самосознания личности [Текст]/ Т.Д. Марцинковская// «Искусствознание» 1/98 (ХП). Научное издание. – М., 1998, с. 266-279
7. Сакулина, Н.П. Изучение детского творчества// Вестник просвещения, 1927, № 1, с. 29-30
8. Тезисы докладов участников конференции о Государственной академии художественных наук (ГАХН)//Психологические исследования 2010 - No. 1(9). Представлена информация о Государственной академии художественных наук (ГАХН), специфике и направлениях её деятельности, и о посвящённой этому уникальному культурному центру международной конференции (Берлин, декабрь 2009 г.). Участники конференции, тезисы докладов которых представлены в данной публикации (с разрешения организаторов конференции): Igor Chubarov, Maryse Dennes, Wolfgang Eismann, Patrick Flack, Sergey Gindin, Ljudmila Gogotishvili, Rainer Grübel, Peter Grzybek, Aage Hansen-Löve, Anke Hennig, Emmerich Kelih, Gun-Britt Kohler, Tatyana Martsinkovskaya, Alexander Nebrig, Nikolaj Plotnikov, Nadežda Podzemskaja, Sylvia Sasse, Galin Tihanov, Margareta Tillberg, Georg Witte. http://www.etheroneph.com/gnosis/183-zabytaya-akademiya.html обращение 07.03.2021
9. Фомина, Н.Н. Изучение творчества детей в ГАХН [Текст]/Н.Н. Фомина // «Искусствознание» 1/98 (ХП). Научное издание. – М., 1998, с. 303-309
10. Фомина, Н.Н. Художественное воспитание детей в культуре России первой половины ХХ века. Диссертация на соискание ученой степени доктора пед.наук.- М., ИХО РАО, 2002. – 467 С.
11. Фомина, Н.Н. Художественно-творческое развитие детей по А.В. Бакушинскому/ [Текст]/Н.Н. Фомина//А.В. Бакушинский. Художественное творчество и воспитание/Составитель Н.Н. Фомина. – М.:Карапуз, 2009. – С.5-28.