Изучение профессионализма в различных областях знания представляет собой сегодня насущную необходимость, так как общество испытывает нехватку профессионалов высокого уровня. Только высокопрофессиональные специалисты могут обеспечить необходимые результаты во всех отраслях деятельности человека, усложняющихся с течением времени. Проблема подготовки профессионалов является основной для активно развивающейся в последние годы науки – акмеологии. Она поставила своей целью поиск условий и путей достижения вершин в профессиональной деятельности специалиста любой квалификации. Все современные определения профессионализма, данные с точки зрения акмеологического знания, объединяет акцент на высоком уровне достижений в избранной деятельности, на творческую составляющую в профессии и необходимость соответствия всех качеств профессионала еѐ требованиям.
Акмеологический подход к изучению профессионализма (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова) позволяет определить пути достижения акме в профессии, предполагает выявление условий мобилизации у человека установки на наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию его личности. Основным содержанием акмеологического подхода является выявление акмеологических условий развития и саморазвития личностных и профессиональных качеств субъекта с целью формирования его профессионализма.
Для сферы музыкального искусства проблема профессионализма так же актуальна, как и для остальных направлений жизни общества. Педагог-музыкант хранит и передаѐт с помощью музыкальных образов важнейшую часть духовной культуры общества, и от того, насколько профессиональным окажется его исполнительский и педагогический уровень, будет зависеть представление слушателей и учеников о музыкальном искусстве в целом. Поэтому формирование профессионализма будущего педагога-музыканта – основная задача его подготовки в вузе.
Профессионализм педагога-музыканта как часть общего направления в изучении профессионализма в педагогической деятельности изучался в работах многих музыкантов, психологов и педагогов-практиков. Рассматривались специфические составляющие профессии музыканта и способы их совершенствования (Г.Г. Нейгауз), проблемы исполнительства, готовности к исполнительской деятельности (Й. Гофман, В.Ю. Григорьев, Л. Маккиннон, С. Фейнберг), способы повышения эффективности труда музыканта, оптимизация его самостоятельной работы (А.В. Вицинский, С. Савшинский), психолого-педагогический аспекты решения проблем музыкального образования (Г. Коган, К. Мартинсен, В.И. Петрушин, В.М. Подуровский, Г.М. Цыпин О.Ф. Шульпяков), педагогическая деятельность музыканта как одна из основных составляющих его профессии (С.М. Майкапар, Г.Г. Нейгауз, А.П. Щапов) и др.
В диссертационных исследованиях современных учѐных-педагогов также рассматриваются различные аспекты профессионализма педагога-музыканта: педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки (Г.И. Батыршина), формирование ансамблевой культуры (А.А. Давыдова), профессиональная подготовка преподавателя музыки (В.Б. Кричевский), развитие творческой активности будущего учителя музыки (Е.Н. Михеева), развитие тембрового слуха в формировании музыканта (О.И. Передерий), обучение профессионально ориентированному анализу хоровых произведений в процессе комплексной подготовки учителя музыки (В.Н. Пилипенко), педагогические условия формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности (Г.И. Полева), формирование акмеологической направленности личности будущего учителя музыки (Г.В. Рѐва), формирование полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств в классе фортепьяно (Е.П. Рожко) и др.
Данные исследования обходят вниманием проблему определения параметров профессионализма в музыкально-педагогической деятельности. Также не находит практического применения и теоретически декларируемая необходимость создания таких акмеологических методик, систематическое применение которых способствовало бы формированию профессионализма в ходе обучения будущего педагога-музыканта в вузе. Достижения акмеологической науки позволяют скорректировать названные недостатки, задав новый вектор исследований высших достижений в данной профессии.
Основываясь на акмеологическом подходе к изучению профессионализма, мы смогли определить структуру профессионализма педагога-музыканта, дать характеристику понятию «профессионализм педагога-музыканта», а также составить программу формирования профессионализма педагога-музыканта в процессе его обучения в вузе. Данные направления исследования осуществлялись с опорой на акмеологическую концепцию развития профессионала (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.Н. Богданов, А.С. Гусева, А.В. Кириченко, А.С. Огнев и др.), особенностью которой является рассмотрение профессионального развития не только как совершенствования навыков и умений, но и как роста личностно-профессиональных качеств. А.А. Деркач рассматривает концепцию с системных позиций, связывая еѐ с развитием следующих подсистем: профессионализм деятельности, профессионализм личности, нормативность деятельности и поведения, формирование продуктивной Я-концепции [3, с. 15–21].
В нашем исследовании данная концепция была принята за основу, однако в неѐ были внесены некоторые коррективы. Так, по нашему мнению, с точки зрения принятого в акмеологии комплексного подхода к изучению человека (Б.Г. Ананьев), приведѐнная концепция остаѐтся неполной, так как не принимает во внимание параметры, называемые им «индивидные характеристики профессионала». Подчеркнѐм, что под индивидом понимается совокупность физических свойств человека, человека в его природном, биологическом качестве. К индивидным характеристикам относятся: пол, возраст, уровень здоровья, активность (объѐм взаимодействий с окружающим миром, инициативность, готовность к действию), типологические свойства нервной системы (темперамент, эмоциональность). Эти показатели как генетически заданные, так и формирующиеся в течение жизни под влиянием наследственности и окружающей среды в результате активной жизнедеятельности. Именно таким образом трактуется понятие индивида в акмеологии, и мы, в рамках избранного акмеологического подхода, также будем придерживаться данной точки зрения.
Приведѐнные показатели, с нашей точки зрения, должны быть включены в концепцию, так как являются значимыми для формирования профессионализма педагога-музыканта. Кроме включения индивидных характеристик, мы посчитали возможным объединить «Формирование продуктивной Я-концепции» и «Нормативность деятельности и поведения», трансформировав их в «характеристики профессионально-нравственной культуры педагога-музыканта». Данная формулировка более точно, на наш взгляд, отражает профессионально-нравственную составляющую деятельности педагога-музыканта. Акмеологическая концепция развития профессионала (с указанными коррективами) послужила нам основой для создания структуры профессионализма педагога-музыканта (таб.1). Наивысшие проявления (акме-уровень) элементов данной структуры наиболее полно отражают содержание понятия «профессионализм педагога-музыканта». Отметим, что показатели «пол» и «возраст» не относятся к оцениваемым, они имеют исключительно констатирующую функцию.
Таблица 1. Структура профессионализма педагога-музыканта
Исходя из представленной выше структуры, а также основываясь на акмеологическом подходе к изучению профессионализма, мы предлагаем собственное определение профессионализма педагога-музыканта. Итак, профессионализм педагога-музыканта – это сложная и многоуровневая структура, сочетающая высокоразвитые индивидные, личностные, профессиональные и культурно-нравственные характеристики, позволяющие творчески и на высоком уровне осуществлять профессиональную музыкально-педагогическую деятельность. Точное определение понятия «профессионализм» в сфере музыкальной педагогики позволит каждому музыканту и его педагогу верно выстраивать стратегию достижения вершин в своей профессии.
Исходя из представленной выше структуры профессионализма педагога-музыканта и его определения, формирование профессионализма педагога-музыканта в процессе его подготовки в вузе мы представляем как поэтапное, акме-направленное и основанное на опыте регулярной творческой деятельности становление и совершенствование индивидных, личностных, профессиональных и культурно-нравственных характеристик
5
как основных элементов профессии и личности педагога-музыканта. Оно должно, на наш взгляд, происходить по схеме, приведенной в таблице 2 (таб. 2).
Таблица 2. Формирование профессионализма педагога-музыканта
Программа формирования профессионализма педагога-музыканта в нашей практической экспериментальной деятельности осуществлялась на факультете искусств и художественного образования Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского в течение 2005–2010 гг. по следующим направлениям:
1. Личностно-профессиональная диагностика, определяющая наличное состояние уровня профессионализма педагога-музыканта (работа с тестами, опросы, интервью).
2. Разработка программ формирования профессионализма педагога-музыканта (разработка теоретического спецкурса и практической программы формирования профессионализма).
3. Внедрение авторского спецкурса по вопросам исполнительства и акмеологических знаний и практической программы формирования профессионализма.
В ходе проведения личностно-профессиональной диагностики в начале и в конце внедрения программы ведущую роль (наряду с анализом документов, наблюдениями, интервью и т. д.) выполнял тест «Уровень развития профессионализма педагога-музыканта», разработанный нами на основе приведѐнного выше определения профессионализма педагога-музыканта. Именно данный тест позволил нам определить наличный уровень личностно-профессиональных характеристик будущих участников исследования, а по завершении эксперимента – проверить эволюцию данных качеств. Критериями оценки уровня профессионализма участников эксперимента были избраны индивидные личностные, профессиональные, нормативные. Данные критерии были воплощены в тесте в виде показателей «Индивидные характеристики», «Личностные характеристики», «Деятельностные характеристики», «Характеристики профессионально-нравственной культуры педагога-музыканта».
Все приведѐнные в ходе практического внедрения методы и формы работы обеспечивали накопление теоретических знаний об акмеологических формах и способах формирования профессионализма педагога-музыканта; обретение психологической устойчивости к сценическому волнению; обогащение исполнительских и получение педагогических навыков. Одновременно происходило применение теоретических и практических знаний в системе регулярных конкурсных выступлений. В ходе проведения педагогической практики у студентов осуществлялось накопление профессиональных педагогических навыков работы в качестве преподавателя специального инструмента.
По завершении исследования нами были вновь проанализированы документы, проведены опросы, интервью, тестирование, по результатам которых были сделаны выводы об эффективности работы. Представим динамику формирования профессионализма педагога-музыканта в виде диаграмм:
Диаграмма 1. Результаты диагностики до начала эксперимента
0
10
20
30
40
50
60
70
1 блок 2 блок 3 блок 4 блок
низкий уровень оценки
средний уровень
оценки
акме
Диаграмма 2. Результаты работы после завершения эксперимента
0
10
20
30
40
50
60
70
1 блок 2 блок 3 блок 4 блок
низкий уровень
оценки
средний уровень
оценки
акме
Первый блок вопросов – индивидные характеристики.
Второй блок вопросов – личностные характеристики педагога-музыканта
(профессионально важные и личностно-деловые качества, акмеологические инварианты
профессионализма, качественные характеристики и свойства личности, субъектность
личности).
Третий блок – деятельностные характеристики педагога-музыканта (отношение к
профессиональной деятельности, профессиональная креативность, направленность на
достижение положительных социально значимых целей и результативность
профессиональной деятельности, профессиональная компетентность и квалификация
музыканта-исполнителя).
Четвѐртый блок – характеристики профессионально-нравственной культуры
педагога-музыканта (кругозор, профессиональное самосознание, профессиональная
направленность и ценности).
Сравнение результатов диагностики участников до и после эксперимента позволяет
сделать вывод о достижении большинством из них уровня профессионализма и, следовательно, об успешности внедрения предложенной нами программы формирования профессионализма педагога-музыканта в процессе его подготовки в вузе.
Литература
1. Бодалѐв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. 168с.
2. Вицинский А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. М.: Классика-XXI, 2004. 100 с.
3. Деркач А. А. Акмеологическая концепция развития конкурентноспособности специалиста // Акмеология, № 3, 2007, с. 15–21
4. Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 2000 392 с.
5. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989 89 с.
6. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2003 304 с.
Акмеологические основы формирования профессионализма педагога-музыканта
Аннотация:
Акмеологические основы формирования профессионализма педагога-музыканта