АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ НА КАФЕДРЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ КУЛЬТУРЫ (по профилю «Продюсирование и постановка пластико-хореографических и спортивно-бальных программ»)

Ершова Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент ФБГОУ ВПО "Московский государственный институт культуры"

 e-mail: olli65@mail.ru

Аннотация: 
В статье рассматриваются актуальные направления развития отечественного образования в области культуры и искусств на примере профессиональной подготовки бакалавров культурно-досуговой деятельности в Московском государственном институте культуры по профилям «Продюсирование и постановка пластико-хореографических программ» и «Продюсирование и постановка спортивно-бальных программ». Автор анализирует процесс профессиональной подготовки, важнейшие профессиональные знания, умения и компетенции будущих работников культурно-досуговой сферы, специфику профессиональной деятельности выпускников. Описывается передовой опыт Московского государственного института культуры и профессиональной подготовке работников культуры и искусств.

Современная культурно-досуговая деятельность – сложная, интенсивно развивающаяся сфера, вбирающая в себя разнообразные и многочисленные направления художественно-творческой и организационной практики. Общество ставит перед системой образования непростые задачи, продиктованные необходимостью опережающего развития образовательной инфраструктуры по отношению к профессиональной среде, и обеспечить конкурентоспособность и высокую компетентность работников культуры и искусства – цель работы педагогического коллектива Московского государственного института культуры. При этом важно отметить, что специалисты культуры, работающие в современном русле развития популярного искусства, должны знать и уметь именно то, что востребовано и будет востребовано временем, а значит – необходимо создавать новые профили и направления профессиональной подготовки. В контексте постановки перспективных задач профессиональной подготовки работников культурно-досуговой отрасли, в 2005 году на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств были открыты такие специализации, как «Продюсирование и постановка пластико-хореографических программ» и «Продюсирование и постановка спортивно-бальных программ». На тот момент, у педагогов и руководителей кафедр факультета хореографии, во многих российских вузах культуры и искусств, эта информация вызвала неоднозначный отклик, так как представлялось, что эти направления во многом дублируют уже существующие. Но это оказалось не так. Специфика технологического процесса в подготовке, постановке и реализации пластико-хореографических программ заключена в том, что хореографическое и пластическое сценическое искусство в них соединяется воедино. Подобные программы являются самостоятельной формой культурно-досуговой деятельности, и сценическое действие в них основывается на танцевальных направлениях, пластических стилистиках, пантомиме, пластическом выражении режиссерского замысла, классической и современной хореографии и пластико-хореографической импровизации в симбиозе с драматическим, вокально-музыкальным искусством, и представляет особую свободу для поиска новых выразительных средств. Пластико-хореографическая программа – это форма реализации современного симбиотического искусства, в котором хореография используется в вариативном формате, перерастающем традиционную культурно-досуговую программу. В пластико-хореографической программе имеет место смешение танцевальных стилей, сценического движения, классического хореографического искусства и современных пластико-хореографических течений. Ведущим выразительными средствами являются: мимика, жесты, позы, музыка, актерское мастерство, сценическая пластика и танец. Вспомогательными выразительными средствами выступают свет, сценография, звуко-шумовые и сценические эффекты, лазерные установки, видео-оформление и другие инновационные технологические приемы, характерные для искусства XXІ века. Описывая специфику пластико-хореографических программ, Г.М. Корякина пишет: «Пластико-хореографическая программа включает в себя все виды художественной выразительности и хореографического высказывания, подчиненные одной и той же теме или объединенные единой идеей. Современность постановщика (режиссера-хореографа) – это умение видеть и подмечать в самой действительности зарождение и развитие новых пластических мотивов, пластических красок, использование пластических образных ресурсов современного пластического мышления. Расширение потенциальных возможностей танца включает в качестве активных компонентов пластических возможностей человеческого тела (спорт, акробатика, гимнастика), пластических мотивов спортивно-бального танца, актерского искусства, подключение к творческим поискам режиссуры, которая структурирует действие в программу, создавая ее художественную ценность. Особенность пластико-хореографической программы – в чувственно-эмоциональной и интеллектуальной содержательности, которая по силе действия на чувства, ум и волю человека может быть сравнима с театром: в музыкально-хореографическом действии сливаются музыка, живопись, свет, пластика самого разного содержания и направленности, объединенные в единое действие. В красоте (ее формах) танцевального искусства закодировано что-то сверхъестественное, универсальное и уникальное независимо от времени и культуры» [5]. Создание технологии современных пластико-хореографических и спортивно-бальных программ, нахождение путей их развития и совершенствования, теоретическое исследование данного направления синтетического искусства – актуальное направление развития теории культурно-досуговой деятельности, осуществляемое в наши дни только на кафедре культурно-досуговой деятельности МГИК. Подобные исследования направлены на дальнейшее совершенствование культурно-досуговой деятельности и представляют особый интерес для постановщиков культурно-досуговых программ, педагогов-хореографов и балетмейстеров. При трансформации высшего образования специалистов культурно-досуговой деятельности в соответствии с требованиями Болонской системы, программы обучения были изменены в русле нового ФГОС, но цели и задачи подготовки высококвалифицированных кадров в вузах культуры остались прежними. Главная цель – подготовить высококвалифицированных профессионалов в области культурно-досуговой деятельности, которые могут эффективно и творчески осуществлять постановку и продюсирование пластико-хореографических программ. Пластико-хореографическая программа - это не только форма культурно-досуговой деятельности, но и форма культурно-досуговой программы, а любая форма культурно-досуговой программы подразумевает навыки в области организации и постановки программы, знание ее технологии. При обучении будущих продюсеров и постановщиков пластико-хореографических программ в МГИК педагогический коллектив ориентируется на теоретические и методические разработки доктора педагогических наук, профессора А.Д. Жаркова – создателя комплексной концепции культурно-досуговой деятельности [3,4]. Постановщик пластико-хореографических и спортивно-бальных программ – это специалист, который в своем арсенале имеет знания по реализации технологии культурно-досуговой и социально-культурной деятельности, технологии постановки культурно-досуговых и пластико-хореографических программ. Он должен обладать знаниями по теории всех хореографических дисциплин, сценическому движению и пластике, пантомиме и пластической драме, должен знать сценарно-режиссерские технологии пластико-хореографических программ, которые идентичны культурно-досуговой программе, но имеют свою специфику. Также в арсенал его компетенций входит и музыкальное и художественное оформление культурно-досуговых программ. Пластико-хореографические и спортивно-бальных программы подразделяются на учебные и постановочные. И если учебные программы важны в процессе профессиональной подготовки, то постановочные – непосредственный плод профессиональной деятельности выпускника [2]. Специфика применения сценарных технологий пластико-хореографических программ заключается в умении написать либретто или сценарий в зависимости от пластико-хореографического направления программы. Направления программы зависят от особенностей избранной специфики хореографии - классической, фольклорной, народно-сценической, историко-бытовой, бальной или спортивно-бальной, спортивной, джаз-модерн, современной, эстрадной, уличной и т.п. Многое зависит и от сценической пластики, пантомимы, избранного типа пластической драмы и т.п. В любом случае, в основе данной программы, должна лежать классическая драматургия, с ее событийно-фактологическим рядом, сценарным планом, с акцентом на драматургическом конфликте и с грамотно выстроенным сюжетом. Учебный процесс подготовки бакалавров культурно-досуговой деятельности по профилю пластико-хореографических и спортивно-бальных программ должен определять цели и задачи обучения, последовательность освоения материала, особенности методов, методик и организационных форм обучения. необходимо «…развивать умение, различать особенности характера исполнения спортивно-бальных танцев. Прививать навыки исполнения техники спортивно-бальных танцев (базовые элементы, шаги, фигуры, поддержки, постановку рук и ног, взаимодействие в паре, артистичность и т.п.). Воспитывать понимание значимости спортивно-бальных танцев в организации досуга различных поколений. А так же неразделимости музыкальных европейских или латиноамериканских произведений с особенностью лексики спортивно-бальных танцев» [1]. Бакалавры культурно-досуговой деятельности, обучающиеся по профелю (модулю) «Продюсирование и постановка пластико-хореографических и спортивно-бальных программ» в процессе обучения должны научиться составлять учебные пластико-хореографические программы на основе любых танцевальных направлений в зависимости от возрастной категории занимающихся и места проведения занятий, четко определять цели и задачи обучающих технологий, направленных на конкретный результат, выливающийся в постановочные пластико-хореографические программы. Формами учебных пластико-хореографических и спортивно-бальных программ являются урок, мастер-класс, семинар, танцевальные сборы и лагеря. Занятия могут быть индивидуальными (персональными), мелкогрупповыми (4-6 чел.), групповые (от 8 до 20-40 чел.), массовыми (от 40 и более). Бакалавр в данной области должен грамотно ставить танцевальные комбинации, композиции, этюды, номера, шоу-программы, спектакли. Определение постановочной пластико-хореографические и спортивно-бальных программы зависит от ее конечного результата. Учитывается целенаправленность, «социальный заказ», тема, идея, и «сверхзадача» постановки, а также аудитория данной программы. Формами постановочных пластико-хореографических программ могут быть концерты, нон-стоп программы (постановка пластико-хореографических номеров, которые идут друг за другом, без конферанса, логически выстроенные таким образом, чтобы исполнители могли бы быстро менять костюмы), шоу-программы любого типа и содержания (народно-сценической, современной, исторической в современной и т.п.), танцевальные или пластические спектакли и т.д. Также могут ставиться массовые пластико-хореографические программы, которые реализовываться в формате массовых праздников на стадионах, в парках, на городских площадках и т.п. Особенности вузовской подготовки бакалавров по профилям «Постановка и продюсирование пластико-хореографических программ» и «Постановка и продюсирование спортивно-бальных программ» заключаются в глубоком теоретическом и практическом знании: классической хореографии, характерного и народно-сценического танца, спортивно-бальной и современной хореографии и танцев. Постановщик пластико-хореографических программ как специалист в своей сфере, прошедший обучение на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного института культуры, сможет организовать и контролировать весь процесс - от получения социального заказа и формулировки замысла программы и до полной ее реализации, проведения и подведения итогов. Продюсер пластико-хореографических программ должен знать все теоретические основы продюсирования культурно-досуговых программ и наработать практические умения в: - продюсировании отдельных пластико-хореографических исполнителей (солистов, танцевальных пар, шоу-балетов, хореографических коллективов различной танцевальной направленности); - продюсировании пластико-хореографических программ, телевизионных проектов, танцевальных шоу, спектаклей, конкурсов различных танцевальных направлений (современных, спортивно-бальных, классических, фольклорных и народно-сценических); - продюсировании танцевальных школ, клубов, студий. Содержательная специфика подготовки бакалавров названных профилей в МГИК основывается на глубоком понимании процесса культурно-досуговых программ и их постановки, понимании процесса применения этих знаний в организации, постановке, реализации в учебных и постановочных пластико-хореографических программах, в умении осуществить постановку и продюсирование любых пластико-хореографических программ. Студенты в процессе обучения составляют модели учебных и постановочных программ. В течение I семестра 1 курса они изучают теорию и методику преподавания классической, народно-сценической, спортивно-бальной хореографии, джаз-модерн-хореографии и современного (уличного) танца, самостоятельно прорабатывают теоретические источники, пишут контрольные работы по разработке учебных пластико-хореографических программ. Во II семестре I курса они осуществляют постановку пластико-хореографического урока по различным танцевальным направлениям в форме постановочной шоу-программы или открытого танцевального урока. Если студенты были достаточно хорошо подготовлены хореографически в довузовский период их обучения по профилирующим предметам, то вместе с художественным руководителем курса студенты могут выйти на творческий показ-экзамен по следующим примерным темам: «Танец с предметом», танцевальная шоу-программа «Калейдоскоп», «Сольные танцевальные номера» и т.п. В процессе дальнейшего обучения, руководитель курса сам определяет тематику показов в зависимости от творческого потенциала группы, но, в любом случае, студенты должны полностью освоить материал всего постановочного процесса пластико-хореографических программ и смоделировать учебные студенческие проекты на темы классической, народно-сценической, историко-бытовой, спортивно-бальной, современной хореографии, и оформить их как культурно-досуговую программу. Выпускники кафедры культурно-досуговой деятельности танцуют в ведущих российских и зарубежных танцевальных коллективах различной направленности, в труппах звезд эстрады, участвуют в разных телевизионных танцевальных проектах. Но в первую очередь, они являются постановщиками культурно-досуговых программ, и специализируются на постановке и продюсировании пластико-хореографических и спортивно-бальных программ. В процессе обучения студенты досконально изучают технологию культурно-досуговой деятельности и культурно-досуговых программ, основы сценарного мастерства, режиссуры, актерского мастерства, музыкального и художественного оформления, продюсирование культурно-досуговых, пластико-хореографических и спортивно-бальных программ, отдельных исполнителей и танцевальных коллективов, шоу-групп, проектов. На профилирующих предметах студенты занимаются постановкой этюдов, номеров, которые реализуются в творческие экзамены-показы в форме разнотематических и разножанровых культурно-досуговых пластико-хореографических программ, составляют бизнес-планы по продюсированию и осуществляют полные проекты от замысла до их реализации. Выпускник кафедры культурно-досуговой деятельности должен понимать и знать основы постановочного процесса, уметь работать с балетмейстерами, хореографами, свето- и звукорежиссерами, с художниками и оформителями программ, вести административную деятельность, развивать рекламные компании, PR-акции. Анализ востребованности выпускников МГИК имеющих профилизацию постановщика и продюсера пластико-хореографических и спортивно-бальных программ, показывает следующие данные по выпуску 2010 года (15 чел.): 2 выпускника – руководители танцевально-спортивных клубов в Союзе Танцевального Спорта России, 2 выпускника – танцоры шоу-группы у Д. Билана и С. Лазарева, 3 выпускника - продюсеры танцевальных шоу-групп «Dance-show», «Kawkaz-show», «Калейдоскоп», 4 выпускника - постановщики пластико-хореографических программ в учреждениях культуры Москвы, Самары, Пензы и Нижнего Новгорода, 1 выпускник - педагог-хореограф в школе искусств, 2 - организаторы, постановщики, продюсеры, администраторы шоу-программ различной направленности. По выпуску 2015 года (5 чел.) следующие данные – 1 работает постановщиком, продюсером пластико-хореографических программ, самостоятельно созданного в Доме творчества, детского коллектива эстрадного танца, 1 выпускник - постановщик и продюсер культурно-досуговых программ танцевального напрвления в г. Некрасовка Московской области. 1 – танцор, балетмейстер, продюсер танцевальной группы «Танцы Кавказа». 1 - постановщик современных пластико-хореографических программ. 1 - работает тренером по спортивно-бальным танцам, организатором-постановщиком конкурсов в танцевальном спорте, собирается поступать в аспирантуру МГИК, очень хорошо проявила себя во взаимодействии со студентами, в процессе написания дипломной работы. Все вышеперечисленное удостоверяет, что практика профессиональной подготовки бакалавров культурно-досуговой деятельности в Московском государственном институте культуры на кафедре культурно-досуговой деятельности, по профилям «Продюсирование и постановка пластико-хореографических программ» и «Продюсирование и постановка спортивно-бальных программ» в полной мере отвечает требованиям времени и может считаться передовой в кластере образования области культуры и искусств. Это показывает позиции Московского государственного институт культуры на рынке образовательных услуг и позволяет определить приоритетные направления развития данного отраслевого сегмента образования.

ЛИТЕРАТУРА 1. Ершова О.В. Основы сценического движения и пластики: Учебная программа.- М.: Издательский Дом МГУКИ, 2009.- 16 с. 2. Ершова О.В. Понятийно-категориальный аппарат спортивно-бальных танцев и программ: Монография.- М.: Издательский Дом МГУКИ, 2011.- 226 с. 3. Жарков А.Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности: Монография.- М.: Издательский Дом МГУКИ, 2013.- 455 с. 4. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств.- М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007.- 480 с. 5. Корякина Г.М. Технологические основы постановки пластико-хореографических программ. Курс лекций.- М.: Издательский Дом МГУКИ, 2011.- 172 с. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник [Текст] /Ю.Б. Борев – М.: Высш.шк., 2002. – 511с.