Результаты получены в рамках выполнения государственного задания
Министерства просвещения Российской Федерации
«Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии» на 2020 год
В условиях современной действительности проблемы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения, вопросы комплексной реабилитации и ресоциализации подростков в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (далее – СУВУ) становятся особо актуальными. Это связано как с ситуацией реформирования деятельности СУВУ, так и с необходимостью психологического оздоровления всего общества в глобальном мире. В данном контексте особо значимым становится вопрос о внедрении средового подхода в организацию воспитательного пространства учебно-воспитательного учреждения. Среда образовательного учреждения при этом становится составной частью ткани процесса воспитания личности лишь в результате диалога, взаимодействия с воспитанниками. В обыденной речи под «средой» понимают только материальное, вещное окружение человека. В контексте так называемого средового подхода, начиная с 70-х годов XX века, термин «среда» получил иное толкование. В частности, понятие «среды» пришло в педагогическую науку из биологии, где под средой понимается сообщество организмов, взаимодействующее с этим сообществом, т.е. оказывающим влияние на его жизнедеятельность и актуализирующимся его поведением. Следовательно, под педагогической средой мы понимаем создаваемую систему условий организации жизнедеятельности детей, направленную на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу. Именно ценностные аспекты творческой образовательной среды помогают скорректировать когнитивную и мотивационную сферы подростка. Авторской группой «ИХОиК РАО» были обобщены практики работы Неманского СУВУ в аспекте использования арт-терапевтических методов в процессе коррекции девиантного поведения обучающихся специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, что позволило сделать вывод о продуктивности в образовательном пространстве СУВУ средового подхода, крайне внимательного к истории места, сложившимся в учреждении традициям и ценностям.
В мировой педагогике теоретически обоснованная идея обучения и воспитания с помощью правильно организованной среды была реализована на опыте немецких и американских школ «экосистемы». В первой трети XX в. идея обучения и воспитания средой воплотилась в отечественной педагогике воспитания, а именно в практике социального воспитания. Педагоги отождествили среду с образованием в ней, превратив её в центральную категорию. Создавая лучшую в первой половине XX века трудовую школу-колонию для детей, нарушивших закон, А.С. Макаренко проводил мысль о том, что воспитывает не один учитель, а среда [1]. Период становления средового подхода в отечественной педагогике пришелся на тридцатые годы XX века. Его основоположники (В. Н. Шульгин, Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий и др.) рассматривали образовательную среду как средство реализации образовательной цели при участии учителя-посредника. Через методы организации разнообразных экскурсий, наблюдений, проведение исследований по проектам, лабораторного обучения, вовлечения детей в общественно полезную работу ученые-педагоги считали возможным и необходимым изменить социальную среду. Важно отметить, что среда обучения при этом рассматривалась не только как «главный рычаг обучения» в «большом» педагогическом процессе (В. Н. Шульгин), но и как условия обучения ребенка. Как показали разработанные педагогами методики средового обучения и воспитания, среда – это не только главный ресурс обучения, но и важнейший культурный контекст педагогического процесса, что учитывалось при планировании деятельности детских учреждений, выборе образовательных целей (Н.И. Попова) [11]. Важно отметить, что «Педагогика среды» нашла достойное отражение в экспериментальных образовательных проектах (Первая опытная станция С.Т. Шацкого, школьная община им. П.Н. Лепешинского под руководством М.М. Пистрака, Агрошкола-интернат им. А.А. Католикова и др.), а также в деятельности научно-исследовательских институтов, устанавливающих определения показателей образовательной среды и их индикаторов» (М.В. Крупенина) [5].
Сегодня в образовательной стратегии России сделан акцент на усиление воспитательной функции образования. Воспитание подрастающего поколения как одно из основных направлений государственной политики предполагает проектирование учебной среды образовательного учреждения, целенаправленно влияющей на образ и стиль жизненного поведения молодежи, обеспечивающей не только качественное образование, но и вариативное индивидуальное развитие интеллектуальных и творческих способностей личности [9].
Чтобы говорить о наличии образовательной среды в СУВУ, необходимо определить важнейшие признаки эффективной педагогической среды, среди которых устойчивые показатели качества обучения и воспитания, а также многообразие, вариативность образовательной модели и условий ее реализации. Как отмечал В.А. Сухомлинский, образование – это двусторонний процесс взаимообучения воспитанников и педагогов» [12].
Выстраиваемая при этом система управления многообразной педагогической средой в образовательном учреждении должна свидетельствовать о многообразии практик и гармонизации психолого-педагогических подходов с интересами личности воспитанника (Х.Й. Лийметс [5], В.А. Караковский [2], Н.Л. Селиванова [10]). В данном контексте в словаре русского языка С. И. Ожегова сделан акцент и на совокупности природных условий, в которых осуществляется деятельность человеческого общества (микросреда), и на окружающих личность социальных условиях, ситуациях, людях, связанных общностью этих условий (макросреда) [7;6;13;10].
Важнейшим признаком качественной педагогической среды СУВУ, на наш взгляд, должна стать коммуникация педагога и воспитанника, направленная на его личностное развитие. Эффективное воспитательное воздействие среды CУВУ происходит именно в процессе ценностно-ориентированной коммуникации учителя (воспитатели, психологи, преподаватели дополнительного образования) и подростка, их взаимодействия в этой среде. Данный механизм является ключевой точкой трансформации картины мира подростка, когда «своя» система координат дополняется новыми знаниями о мире из социальной среды СУВУ (социальные отношения, образ жизни, традиции, социальные условия обучающихся, а также личностные и социальные смыслы преподавателей и специалистов в этой среде). В отличие от методов начетничества и зубрежки в педагогике, ориентированных на передачу мёртвого знания (доксы), средовый подход, в частности, предполагает целенаправленное влияние на образ жизни и стиль мышления обучающихся. Таким образом, личность воспитанника становится когнитивно и коммуникативно гибкой. В процессе вторичной социализации личности в среде СУВУ, доминирующие идеи и ценности учреждения встраиваются в картину мира воспитанника, формируя групповую и личностную идентичность с акцентом на развитие творчества и инициативы. При этом процесс коммуникации в педагогической среде, по Л.С. Выготскому помогает воспитаннику осваивать и приобретать новые способы интеракции в новом для него социуме, способствует процессу воспитания через собственный опыт воспитанника в гармонично выстроенной и управляемой педагогом образовательной среде [14].
Какие компоненты, в конечном итоге, являются важными для устойчивого развития образовательной среды СУВУ? На сегодня важны осознанные цели развития, преемственность и эволюция сложившихся ценностей. Необходимо четкое представление о реальных возможностях, ресурсном обеспечении учреждения. Надо понимать, что в образовательной среде СУВУ воспитанник погружается в иной образ мира, ценности которого формируют его новую идентичность, и деятельность педагогов, мастеров-наставников и службы режима как координаторов во взаимодействии воспитанников со средой должна быть направлена на гармоничное развитие личности и снятие коммуникационных барьеров [1]. Методы художественного образования и культурологии играют здесь основную роль и становятся весомым фактором в коррекции когнитивной, мотивационной и эмоциональной сфер человека.
В логике этих дефиниций понятие «образовательная среда СУВУ» будет рассмотрено на примере Неманского специального учебно-воспитательного заведения закрытого типа. Там пребывают дети и подростки от 11 до 18 лет, нарушившие закон, имеющие на входе низкий образовательный и культурный уровень, проявляющие девиантное поведение, обусловленное сложными жизненными обстоятельствами, ненадлежащим семейным воспитанием и другими причинами.
Рисунок 1 - Сводные данные динамики самооценки обучающихся 2018 год и 2019 год. Изучение общей самооценки опросник Казанцевой Г.Н.
Методика "Мозартика" является важной составляющей реабилитационной работы и, учитывая особенности поведения учащихся, трудности восприятия информации, выступает связующим звеном с другими коррекционными приемами. Сравнительный анализ использования этой методики за два года показывает, что благодаря «Мозартике» стабилизировалась положительная динамика общей самооценки учеников.
Важную роль в процессе повышения качества коррекционно-образовательной среды Неманского СУВУ играет программа арт-педагогической и арт-терапевтической направленности «Изобразительное искусство» (руководитель - Марина Станиславовна Банит, преподаватель дополнительного образования), способствующая социализации данного контингента детей и подростков, их дальнейшему развитию, возможности выбора профессии и воспитанию духовно богатых и социально адаптированных личностей. В целом, программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. В ней соединены самые различные виды изо-деятельности: рисунок (гуашь, акварель, пастель), картины маслом – всё это в рамках одного учебного курса, что позволяет ученикам всесторонне развиваться в художественном направлении, освоить различные техники рисования и определить для себя наиболее подходящие способы развития своего творческого потенциала.
В процессе рисования у воспитанников Неманского СУВУ совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием, кроме того, развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает воспитанникам постепенно подойти к пониманию произведений живописи и графики.
Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе позволяет ученикам не только освоить базовые основы изобразительного искусства, но и достичь к концу года обучения общего углубленного уровня подготовки.
Другая эффективная программа коррекции девиантного поведения подростков в воспитательном пространстве Неманского СУВУ – «Декоративно прикладное искусство». Цель программы – развитие когнитивной и эмоциональной сферы обучающегося средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологий ДПИ.
Воспитательные задачи программы соотносятся с воспитанием стремления к разумной организации свободного времени, помощью подросткам в их желании сделать свою работу общественно значимой; воспитанием усидчивости, аккуратности, трудолюбия, дисциплинированности.
Развивающие задачи предполагают развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения и внимания; способности работать руками, развивать глазомер.
Конечная цель обучения - подведение ребенка к самостоятельному твор-честву, к работе над изделием по технологии, колориту, а возможно, и своему спо-собу работы над декоративно-прикладным изделием, в умении применять необхо-димые знания и навыки, полученные в результате обучения.
Особую роль в программе ДПИ играет участие воспитанников Неманского СУВУ в выставках и конкурсах. Творческие проекты оцениваются за оригинальность замысла, самостоятельность, художественную актуальность и социальную значимость выбранной темы. Данные критерии ориентированы на уже сформированные эстетические представления и развитый художественный вкус воспитанников Неманского СУВУ.
Кружок посещают ученики различных способностей и одарённости, по желанию. Программа занятий для всех подростков одинаковая, лишь оценивание проводится по-разному, с учетом возрастных особенностей и творческих способностей обучающихся.
Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы для декоративно-прикладного творчества. Кроме того, предусмотрены также индивидуальные занятия (с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников).
В течение учебного года воспитанники выполняют творческие проекты, где самостоятельно выбирают тему, материал, технику исполнения; показывают уровень полученных знаний, умений и навыков.
Рисунок 2 - Проектная работа Картины тевтонских рыцарей на стене музея Неманского СУВУ
Рисунок 3 - Проектная работа. Картины на стене в музее Неманского СУВУ
Проектные работы, выполненные обучающимися, свидетельствуют о высоком качестве воспитательной среды Неманского СУВУ и, безусловно, доказывают необходимость применения методов художественного образования и культуры для достижения эффективной коррекции девиаций подростков.
Культурологическую направленность деятельности учреждения поддерживает программа «Юный исследователь» (руководитель – педагог дополнительного образования Фесенко Александр Евгеньевич). Введение воспитанника в пространство исторической памяти региона, знакомство с героическими страницами военной истории края, его «культурными героями» - приоритетные образовательные и воспитательные задачи программы.
Значимость данной программы нам видится в том, что в рамках культурных проектов с каждым ребенок, прибывшим в учреждение, можно найти общую тему созидательно-поисковой деятельности, наполнить её смысловой задачей пребывания в учреждении, как своего рода «посла» своего края, которому необходимо поделится с окружающими культурно значимыми богатствами своей Родины. Тем самым, наполняется «смысловым содержанием» жизнь обучающегося, педагоги облегчают ему процесс адаптации (вторичной социализации) в учреждении и впоследствии по месту жительства после выхода из СУВУ.
Таким образом, использование методов и средств художественного образования и культуры, описанных в статье, даёт положительные результаты в коррекции делинквентного поведения подростков в условиях СУВУ и широкие возможности для дальнейшей их ресоциализации. Однако в контексте развития метапредметных компетенций (универсальных учебных действий) важно выстроить образовательную и воспитательную среду СУВУ по принципу вариативной модели комплексирования методов в области художественного образования и культуры. Проектной группой ИХО и К РАО была разработана такая сценарная модель процесса развития личностных, универсальных компетенций [4]. Данная модель в дальнейшем будет апробирована в педагогической среде СУВУ. Именно она позволит педагогам выстраивать индивидуальную траекторию коррекции девиаций подростков, способствуя их успешной социализации в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. — М.: АСТ; Астрель; Люкс, 2005. — 671с.
2. Караковский, В.А. Школьное воспитание как управляемая система [Текст] // Мир образования. — 1997.— №4 — С. 79.
3. Коджаспиров, А.Ю., Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]. — М., 2000. — 176 с.
4. Куликова, Н.В., Красильникова, С.В., Слободчиков, И.М. Проблемы проектирования культурной среды как основа модели коррекции девиаций подростков средствами искусства и культуры [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. — 2020. — №2 — С. 54-62. – URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/problemy-proektirovaniya-kulturnoy-sredy-kak-osnova-modeli-korrekcii-deviaciy (дата обращения: 08.10.2020).
5. Лийметс, Х.Й. Организация обучения как фактор воспитания. Как воспитывает процесс обучения? [Текст]. — М., 1982. — С. 95.
6. Мудрик, А.В. Социализация и воспитание [Текст]. — М., 1997. — 96 с.
7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 800 слов и фразеологических выражений [Текст] / под. ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. — М.: ИТИ Технологии, 2006. — 944 с.
8. Педагогика [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогика, 1996. — 440 с.
9. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика [Текст] / П.И. Пидкасистый // 2-е изд. — М.: ЮРАЙТ, 2011. — 714 с.
10. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве [Текст] // Педагогика. — 2000. — №6. — С. 35–39.
11. Словарь по социальной педагогике [Текст] / авт.-сост. Л.В. Мардахаев.—М., 2002. — 368 с.
12. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / под. ред. В.А. Сухомлинского. — М.: Политическая литература, 1982. — 270 с.
13. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www. rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 08.06.2020).
14. Хусейнова, З.А. Воспитательная среда по Л. С. Выготскому [Текст] // Молодой ученый. — 2016. — №27.1. — С. 31–33.