АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СУВУ В АСПЕКТЕ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАЦИЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ НЕМАНСКОГО СУВУ)

Куликова Надежда Владимировна (1), Катаева Анна Васильевна (2), Панина Ольга Александровна (3)

(1) кандидат психологических наук, профессор Института культуры мира (ЮНЕСКО), ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

(2) и.о. директора Неманского СУВУ, ФГБПОУ «Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа», Неман

(3) заведующий методкабинетом, ФГБПОУ «Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа», Неман

DOI: 10.34897/y4297-9677-5993-w

Аннотация: 
В статье концептуально осмысляется воспитательная среда учебно-воспитательного учреждения. Рассматриваются вопросы построения воспитательной среды СУВУ с опорой на методы художественного образования и культурологии. Описаны художественные практики педагогов в воспитательной системе Неманского СУВУ. Сделано заключение об эффективности методов художественного образования и культуры в области коррекции девиантного поведения подростков для построения качественной воспитательной среды. Актуализировано внедрение вариативной модели построения педагогической среды СУВУ на основании внедрения инвариантных модулей программ общего и дополнительного образования, имеющих художественно-эстетическую направленность.


Результаты получены в рамках выполнения государственного задания
Министерства просвещения Российской Федерации
«Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии» на 2020 год


В условиях современной действительности проблемы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения, вопросы комплексной реабилитации и ресоциализации подростков в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (далее – СУВУ) становятся особо актуальными. Это связано как с ситуацией реформирования деятельности СУВУ, так и с необходимостью психологического оздоровления всего общества в глобальном мире. В данном контексте особо значимым становится вопрос о внедрении средового подхода в организацию воспитательного пространства учебно-воспитательного учреждения. Среда образовательного учреждения при этом становится составной частью ткани процесса воспитания личности лишь в результате диалога, взаимодействия с воспитанниками. В обыденной речи под «средой» понимают только материальное, вещное окружение человека. В контексте так называемого средового подхода, начиная с 70-х годов XX века, термин «среда» получил иное толкование. В частности, понятие «среды» пришло  в педагогическую науку из биологии, где под средой понимается сообщество организмов, взаимодействующее с этим сообществом, т.е. оказывающим  влияние на его жизнедеятельность и актуализирующимся его поведением.  Следовательно, под педагогической средой мы понимаем создаваемую систему условий организации жизнедеятельности детей, направленную на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу.   Именно ценностные аспекты творческой образовательной среды   помогают скорректировать когнитивную и мотивационную сферы подростка. Авторской группой «ИХОиК РАО» были обобщены практики работы Неманского СУВУ в аспекте использования арт-терапевтических методов в процессе коррекции девиантного поведения обучающихся специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, что позволило сделать вывод о продуктивности в образовательном пространстве СУВУ средового подхода, крайне внимательного к истории места, сложившимся в учреждении традициям и ценностям. 
В мировой педагогике теоретически обоснованная идея обучения и воспитания с помощью правильно организованной среды была реализована на опыте немецких и американских школ «экосистемы». В первой трети XX в. идея обучения и воспитания средой воплотилась в отечественной педагогике воспитания, а именно в практике социального воспитания. Педагоги отождествили среду с образованием в ней, превратив её в центральную категорию. Создавая лучшую в первой половине XX века трудовую школу-колонию для детей, нарушивших закон, А.С. Макаренко проводил мысль о том, что воспитывает не один учитель, а среда [1]. Период становления средового подхода в отечественной педагогике пришелся на тридцатые годы XX века. Его основоположники (В. Н. Шульгин, Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий и др.) рассматривали образовательную среду как средство реализации образовательной цели при участии учителя-посредника. Через методы организации разнообразных экскурсий, наблюдений, проведение исследований по проектам, лабораторного обучения, вовлечения детей в общественно полезную работу ученые-педагоги считали возможным и необходимым изменить социальную среду. Важно отметить, что среда обучения при этом рассматривалась не только как «главный рычаг обучения» в «большом» педагогическом процессе (В. Н. Шульгин), но и как условия обучения ребенка. Как показали разработанные педагогами методики средового обучения и воспитания, среда – это не только главный ресурс обучения, но и важнейший культурный контекст педагогического процесса, что учитывалось при планировании деятельности детских учреждений, выборе образовательных целей (Н.И. Попова) [11]. Важно отметить, что «Педагогика среды» нашла достойное отражение в экспериментальных образовательных проектах (Первая опытная станция С.Т. Шацкого, школьная община им. П.Н. Лепешинского под руководством М.М. Пистрака, Агрошкола-интернат им. А.А. Католикова и др.), а также в деятельности научно-исследовательских институтов, устанавливающих определения показателей образовательной среды и их индикаторов» (М.В. Крупенина) [5].
Сегодня в образовательной стратегии России сделан акцент на усиление воспитательной функции образования. Воспитание подрастающего поколения как одно из основных направлений государственной политики предполагает проектирование учебной среды образовательного учреждения, целенаправленно влияющей  на образ и стиль жизненного поведения молодежи, обеспечивающей не только качественное образование, но и вариативное индивидуальное развитие интеллектуальных и творческих способностей личности [9].
 Чтобы говорить о наличии образовательной среды в СУВУ, необходимо определить важнейшие признаки эффективной педагогической среды, среди которых устойчивые показатели качества обучения и воспитания, а также многообразие, вариативность образовательной модели и условий ее реализации. Как отмечал В.А. Сухомлинский, образование – это двусторонний  процесс взаимообучения воспитанников и педагогов» [12].
 Выстраиваемая при этом система управления многообразной педагогической средой в образовательном учреждении должна свидетельствовать о многообразии практик и гармонизации психолого-педагогических подходов с интересами личности воспитанника (Х.Й. Лийметс [5], В.А. Караковский [2], Н.Л. Селиванова [10]). В данном контексте в словаре русского языка С. И. Ожегова сделан акцент и на совокупности природных условий, в которых осуществляется деятельность человеческого общества (микросреда), и на окружающих личность социальных условиях, ситуациях, людях, связанных общностью этих условий (макросреда) [7;6;13;10].
Важнейшим признаком качественной педагогической среды СУВУ, на наш взгляд, должна стать коммуникация педагога и воспитанника, направленная на его личностное развитие. Эффективное воспитательное воздействие среды CУВУ происходит именно в процессе ценностно-ориентированной коммуникации учителя (воспитатели, психологи, преподаватели дополнительного образования) и подростка, их взаимодействия в этой среде. Данный механизм является ключевой точкой трансформации картины мира подростка, когда «своя» система координат дополняется новыми знаниями о мире из социальной среды СУВУ (социальные отношения, образ жизни, традиции, социальные условия обучающихся, а также личностные и социальные смыслы преподавателей и специалистов в этой среде). В отличие от методов начетничества и зубрежки в педагогике, ориентированных на передачу мёртвого знания (доксы), средовый подход, в частности, предполагает целенаправленное влияние на образ жизни и стиль мышления обучающихся. Таким образом, личность воспитанника становится когнитивно и коммуникативно гибкой. В процессе вторичной социализации личности в среде СУВУ,  доминирующие идеи и ценности учреждения встраиваются в картину мира воспитанника, формируя групповую и личностную идентичность с акцентом на развитие творчества и инициативы. При этом процесс коммуникации в педагогической среде, по Л.С. Выготскому помогает воспитаннику  осваивать и приобретать новые способы интеракции в новом для него социуме, способствует процессу воспитания через собственный опыт воспитанника в гармонично выстроенной и управляемой педагогом образовательной среде [14].
Какие компоненты, в конечном итоге, являются важными для устойчивого развития образовательной среды СУВУ? На сегодня важны осознанные цели развития, преемственность и эволюция сложившихся ценностей. Необходимо четкое представление о реальных возможностях, ресурсном обеспечении учреждения. Надо понимать, что в образовательной среде СУВУ воспитанник погружается в иной образ мира, ценности которого формируют его новую идентичность, и деятельность педагогов, мастеров-наставников и службы режима как координаторов во взаимодействии воспитанников со средой должна быть направлена на гармоничное развитие личности и снятие коммуникационных барьеров [1]. Методы художественного образования и культурологии играют здесь основную роль и становятся весомым фактором в коррекции когнитивной, мотивационной и эмоциональной сфер человека.
В логике этих дефиниций понятие «образовательная среда СУВУ» будет рассмотрено на примере Неманского специального учебно-воспитательного заведения закрытого типа. Там пребывают дети и подростки от 11 до 18 лет, нарушившие закон, имеющие на входе низкий образовательный и культурный уровень, проявляющие девиантное поведение, обусловленное сложными жизненными обстоятельствами, ненадлежащим семейным воспитанием и другими причинами.
 
Рисунок 1 - Сводные данные динамики самооценки обучающихся 2018 год и 2019 год. Изучение общей самооценки опросник Казанцевой Г.Н.
Методика "Мозартика" является важной составляющей реабилитационной работы и, учитывая особенности поведения учащихся, трудности восприятия информации, выступает связующим звеном с другими коррекционными приемами. Сравнительный анализ использования этой методики за два года показывает, что благодаря «Мозартике» стабилизировалась положительная динамика общей самооценки учеников.
 Важную роль в процессе повышения качества коррекционно-образовательной среды Неманского СУВУ играет программа арт-педагогической и арт-терапевтической направленности «Изобразительное искусство» (руководитель - Марина Станиславовна Банит, преподаватель дополнительного образования), способствующая социализации данного контингента детей и подростков, их дальнейшему развитию, возможности выбора профессии и воспитанию духовно богатых и социально адаптированных личностей. В целом, программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. В ней соединены самые различные виды изо-деятельности: рисунок (гуашь, акварель, пастель), картины маслом – всё это в рамках одного учебного курса, что позволяет ученикам  всесторонне развиваться в художественном направлении, освоить различные техники рисования и определить для себя наиболее подходящие способы развития своего творческого потенциала. 
В процессе рисования у воспитанников Неманского СУВУ совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием, кроме того, развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает воспитанникам постепенно подойти к пониманию произведений живописи и графики.
Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе позволяет ученикам не только освоить базовые основы изобразительного искусства, но и достичь к концу года обучения общего углубленного уровня подготовки. 
Другая эффективная программа коррекции девиантного поведения подростков в воспитательном пространстве Неманского СУВУ – «Декоративно прикладное искусство».  Цель программы –  развитие когнитивной и эмоциональной сферы обучающегося средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологий ДПИ. 
Воспитательные задачи программы соотносятся с воспитанием стремления к разумной организации свободного времени, помощью подросткам в их желании сделать свою работу общественно значимой; воспитанием усидчивости, аккуратности, трудолюбия, дисциплинированности.
Развивающие задачи предполагают развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения и внимания; способности работать руками, развивать глазомер.
Конечная цель обучения - подведение ребенка к самостоятельному твор-честву, к работе над изделием по технологии, колориту, а возможно, и своему спо-собу работы над декоративно-прикладным изделием, в умении применять необхо-димые знания и навыки, полученные в результате обучения.
Особую роль в программе ДПИ играет участие воспитанников Неманского СУВУ в выставках и конкурсах. Творческие проекты оцениваются за оригинальность замысла, самостоятельность, художественную актуальность и социальную значимость выбранной темы. Данные критерии ориентированы на уже сформированные эстетические представления и развитый художественный вкус воспитанников Неманского СУВУ. 
Кружок посещают ученики различных способностей и одарённости, по желанию. Программа занятий для всех подростков одинаковая, лишь оценивание проводится по-разному, с учетом возрастных особенностей и творческих способностей обучающихся.
Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы для декоративно-прикладного творчества. Кроме того, предусмотрены также индивидуальные занятия (с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников).
В течение учебного года воспитанники выполняют творческие проекты, где самостоятельно выбирают тему, материал, технику исполнения; показывают уровень полученных знаний, умений и навыков.
 
Рисунок 2 -  Проектная работа Картины тевтонских рыцарей на стене музея Неманского СУВУ
  
Рисунок 3 -  Проектная работа. Картины на стене в музее Неманского СУВУ
Проектные работы, выполненные обучающимися, свидетельствуют о высоком качестве воспитательной среды Неманского СУВУ и, безусловно, доказывают необходимость применения методов художественного образования и культуры для достижения эффективной коррекции девиаций подростков.
Культурологическую направленность деятельности учреждения поддерживает программа «Юный исследователь» (руководитель – педагог дополнительного образования Фесенко Александр Евгеньевич). Введение воспитанника в пространство исторической памяти региона, знакомство с героическими страницами военной истории края, его «культурными героями» - приоритетные  образовательные и воспитательные задачи программы. 
Значимость данной программы нам видится в том, что в рамках культурных проектов с каждым ребенок, прибывшим в учреждение, можно найти общую тему созидательно-поисковой деятельности, наполнить её смысловой задачей пребывания в учреждении, как своего рода «посла» своего края, которому необходимо поделится с окружающими культурно значимыми богатствами своей Родины. Тем самым, наполняется «смысловым содержанием» жизнь обучающегося, педагоги облегчают ему процесс адаптации (вторичной социализации) в учреждении и впоследствии по месту жительства после выхода из СУВУ.
Таким образом, использование методов и средств художественного образования и культуры, описанных в статье, даёт положительные результаты в коррекции делинквентного поведения подростков в условиях СУВУ и широкие возможности для дальнейшей их ресоциализации. Однако в контексте развития метапредметных компетенций (универсальных учебных действий) важно выстроить образовательную и воспитательную среду СУВУ по принципу вариативной модели комплексирования методов в области художественного образования и культуры. Проектной группой ИХО и К РАО была разработана такая сценарная модель процесса развития личностных, универсальных компетенций [4]. Данная модель в дальнейшем будет апробирована в педагогической среде СУВУ. Именно она позволит педагогам выстраивать индивидуальную траекторию коррекции девиаций подростков, способствуя их успешной социализации в обществе. 

ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. — М.: АСТ; Астрель; Люкс, 2005. — 671с.
2. Караковский, В.А. Школьное воспитание как управляемая система [Текст]  // Мир образования. — 1997.— №4 — С. 79.
3. Коджаспиров, А.Ю., Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]. — М., 2000. — 176 с.
4. Куликова, Н.В., Красильникова, С.В., Слободчиков, И.М. Проблемы проектирования культурной среды как основа модели коррекции девиаций подростков средствами искусства и культуры [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. — 2020. — №2 — С. 54-62. – URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/problemy-proektirovaniya-kulturnoy-sredy-kak-osnova-modeli-korrekcii-deviaciy (дата обращения: 08.10.2020).
5. Лийметс, Х.Й. Организация обучения как фактор воспитания. Как воспитывает процесс обучения? [Текст]. —   М., 1982. — С. 95.
6. Мудрик,  А.В. Социализация и воспитание [Текст]. —   М., 1997. — 96 с.
7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 800 слов и фразеологических выражений [Текст] / под. ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. —  М.: ИТИ Технологии, 2006. —  944 с. 
8. Педагогика [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогика, 1996. —  440 с.
9. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика [Текст] / П.И. Пидкасистый // 2-е изд. — М.: ЮРАЙТ, 2011. — 714 с.
10. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве [Текст]  // Педагогика. — 2000. — №6. — С. 35–39.
11. Словарь по социальной педагогике [Текст] / авт.-сост. Л.В. Мардахаев.—М., 2002. — 368 с.
12. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / под. ред. В.А. Сухомлинского. — М.: Политическая литература, 1982. — 270 с.
13. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www. rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 08.06.2020).
14. Хусейнова, З.А. Воспитательная среда по Л. С. Выготскому [Текст] // Молодой ученый. — 2016. —   №27.1. — С. 31–33.