АКВАРЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ: АРХИТЕКТОНИКА ОПЫТА В ФОРМИРОВАНИИ СУБЪЕКТА

Быкасова Лариса Владимировна

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики. Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)».

Аннотация: 
С позиций гуманитарного подхода в статье рассматриваются основные техники акварельной живописи, используемые в школе в рамках личностно ориентированной педагогики и позволяющие формировать персональный баланс субъекта, развивать его ресурсную поддержку и креативность. Акварельные техники ранжированы по релевантности с учетом основных критериев, что эксплицирует динамику реализации педагогических параметров в их использовании. Овладение методами работы с акварелью описывается автором в триаде: «чувственное познание – восприятие – абстрактное мышление», что рефлектирует эволюционирование культурного кода субъекта. Этапы работы с акварельными техниками отражают модус креативности, коммуникативный дискурс, креолизацию языков.

В развитии субъекта особое место занимает художественная деятельность, так как она обладает системой многообразных функций (познавательная, оценочная, коммуникативная и др.); соединяет в себе мышление, эмоцию, интуицию; способствует реализации художественных идей в формате рисунка; формирует эстетический вкус и т.д. Значимым компонентом художественной деятельности является изобразительное творчество. Рассмотрим изобразительное творчество субъекта на примере занятий акварельной живописью. Акварель – живописная техника, предполагающая использование специальных акварельных красок, которые при растворении в воде образуют прозрачную взвесь тонкого пигмента, создающего эффект легкости, воздушности, тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи и графики. Процесс обучения с акварельными техниками представляет триаду «чувственное познание – восприятие – абстрактное мышление». Наиболее распространенными принципами обучения работе с акварелью являются наглядность, природосообразность, последовательность. При использовании на занятии акварельных техник субъектом решаются три основные задачи: распределение времени (акварельные работы должны выполняться достаточно быстро); формирование усидчивости (лессировка требует многократного повторения операции); отработка реакции (текучесть акварельных красок вырабатывает у детей аккуратность). Мы разработали и апробировали пилотный проект освоения акварельных техник для учащихся пятых классов. Пятый класс выбран нами как «рубежный» при переходе из начальной школы в среднюю, когда меняются не только педагогические условия формирования субъекта, но и мировоззрение детей, сферы интересов личности. Планируемые перспективы курса: – знакомство обучаемых со свойствами акварели, обладающей мощной синергией; – овладение методами работы с акварелью, позволяющими получить высокий результирующий эффект и максимально раскрыть персональный баланс личности; – формирование культурного кода субъекта, который рефлектирует смыслы, понятия, архетипы, символы. Представим результаты нашего проекта. Экспериментальная работа проводилась в пятых классах МОБУ СОШ № 3 им. Ю.А. Гагарина г. Таганрога. В эксперименте приняли участие 108 школьников. Суть эксперимента заключалась в подтверждении следующей гипотезы: углубленное изучение акварельных техник способствует возникновению интереса к овладению приемами работы с акварельными красками в зависимости от психолого-педагогических характеристик обучаемых; формированию у субъекта художественного опыта, необходимых компетенций (коммуникативных, личностных, предметных); воспитанию эстетического вкуса; развитию креативности. Время экспериментальной работы составило 16 часов: 10 уроков по 45 минут, 2 часа факультативных занятий, 4 часа внешкольной работы над общим проектом. На уроках было предусмотрено изучение теоретического материала и выполнение практической работы в равных долях. Факультативные занятия и выполнение проекта предполагали практическую деятельность обучаемых. Рассмотрим основные акварельные техники, ранжируя их по релевантности: 1) итальянская акварель; 2) английская акварель; 3) работа по фрагментарно увлажненному листу; 4) комбинация указанных приемов. Критериями распределения акварельных техник являются: динамика практики; концепт опыта; качество и количество семиотических единиц, подлежащих усвоению на уроке; степень сформированности креативности субъекта [1, с. 4]. Достоинства работы в технике «итальянская акварель» заключается в том, что такой способ позволяет получить легкие цветовые оттенки с мягкими переходами. Данную технику выбрали на занятиях 23 % обучаемых. Это были дети с ярко выраженным флегматичным темпераментом, которые предпочитали пейзажную живопись. Текучесть акварели требует от субъекта усидчивости, самоконтроля. С определенной долей условности можно утверждать, что данная техника органично подходит для художественной технологии «концентрированное обучение». Техника «английская акварель» способствует созданию множества цветов и оттенков, сохранению свежести их звучания. Мы выяснили, что эта техника чаще выбирается двумя категориями детей и подростков: 1) с ярко выраженной творческой наклонностью (интересные акварельные работы создаются школьниками, имеющими хорошее эстетическое развитие; число детей с развитым эстетическим вкусом среди испытуемых составило 6 %); 2) с подвижным механизмом внутренней регуляции психической деятельности и поведения (эмоциональные характеристики: возбуждение, радость, тревожность). Английская акварель – техника, охотно применяемая неусидчивыми детьми со слабой концентрацией внимания, холериками, которые привыкли сразу получать результат, в противном случае у них пропадает интерес к творческому процессу (9 % обучаемых). Данная техника подходит для художественной технологии «адаптивное обучение». Применение акварельных техник может происходить поэтапно, что особенно важно при создании масштабных полотен, в которых объединяются отдельные фрагменты картины (совместный проект класса). Такая работа имеет большое влияние на формирование субъекта в рамках персонифицированной педагогики: развитие креативного мышления, формирование лидерских качеств, командного духа, поддержка креативных идей (11 % обучаемых). Технику «работа по фрагментарно увлажненному листу» в эксперименте чаще выбирали учащиеся с ярко выраженным меланхолическим темпераментом. Такие школьники изображали натюрморт, быстро погружаясь в работу с акварельными красками. В процессе эксперимента установлено, что по фрагментарно увлажненному листу чаще работают обучаемые двух категорий: имеющие достаточно развитый эстетический вкус (8 %) или остро зависящие от настроения дети (5 %). На уроках и в процессе внеклассной работы школьники могут пользоваться комбинированной техникой, когда в картине гармонично сочетаются приемы итальянской, английской техник и работы по фрагментарно увлажненному листу. Данная техника подходит для художественной технологии «различный уровень» и используется, когда необходимо: – создать фон (первый слой краски накладывается на влажный лист); – детально прописать элементы плана и фона; – продолжить рисунок по увлажненной поверхности. Комбинация методов – это комплексный метод, сила выразительности и эмоционального воздействия которого максимальна. Данная техника способствует развитию у субъекта эмпатии, симпатии, эстетического вкуса. Живые, подвижные сангвиники и быстрые, порывистые холерики активно использовали данную акварельную технику (34 % обучаемых). Комбинация методов рекомендуется нами при использовании в художественной технологии «проблемное обучение». Акварельные техники показывают динамику реализации таких педагогических параметров, как целевой, содержательный, технологический, организационный. Под целевым параметром мы подразумеваем стремление максимально раскрыть потенциал субъекта (креативный, интеллектуальный, образовательный и т.д.) [2, с.83]. Содержательный параметр предполагает учет наполнения художественно-изобразительной деятельности детей и подростков. Технологический параметр характеризует механизмы самовыражения, самоактуализации субъекта. Организационный параметр рефлектирует степень вариативности, гибкости, приспособления к условиям творческой работы. Таблица 1. Реализация педагогических параметров в работе с акварельными техниками Техника Целевой Содержательный Технологический Организационный Итальянская акварель + + + Английская акварель + + + Фрагментарно увлажненный лист + + + Комбинация методов + + + + Рефлексия педагогических параметров при работе в определенной акварельной технике позволяет сделать выводы о степени самовыражения, самопознания, самоорганизации субъекта. С определенной долей условности можно констатировать следующее: 1. Освоение субъектом эстетизированных артефактов примерно одинаково в итальянской и английской техниках, на фрагментарно увлажненном листе и максимально – в комбинированной технике. 2. Аналогично происходит усвоение школьником когнитивных практик при выполнении работ в акварельных техниках. 3. При использовании акварели постулируется последовательное расширение механизмов самоидентификации субъекта. 4. Организационный параметр позволяет сделать заключение о корреляционно-синхронизированном содержании художественного знания в продукториентированном обучении. 5. В психолого-педагогическом плане важно отметить торможение негативных и актуализацию позитивных моментов поведения субъекта в творческом процессе [3, с. 83]. Обобщая сказанное, отметим: – акварельные экспликации представляют один из дискурсов художественного образования и являются ресурсом креативного развития субъекта; – распределение акварельных техник по релевантности рефлектирует архитектонику развития креативности субъекта; – современный художественный дискурс характеризуется: а) перформативностью (акварель позволяет школьнику выработать собственную «социальную оптику», с помощью которой происходит постижение окружающего мира); б) интенциональностью (художественная работа в акварельных техниках характеризуется влиянием обучающих текстов); в) медийностью (развитие эгосистемы личности, формирование ее эмоционального фона, духовного потенциала) [4, с.22].

ЛИТЕРАТУРА

1. Быкасова Л.В. Реформирование современного образования: мультидисциплинарный подход // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. – Вып. 9. – Ч. 2. – М.: Российская академия наук, 2014. – С. 339-344. 2. Быкасова Л.В. Анализ моделей креативности в аспекте инвестиционной теории // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Психология. Общественные науки. Спецвыпуск. – Ростов н/Д, 2006. – С. 3-7. 3. Быкасова Л.В. Система современного художественного образования в Германии. Учебное пособие. – М.: АПКиПРО, 2006. – 214 с. 4. Быкасова Л.В., Ищенко А.М. Эволюционирование субъектности в образовательных моделях // Казанская наука. 2011. № 5.– С. 83-85.