АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕСТАХ БЫТОВАНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Севрюкова Надежда Владимировна

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Член Творческого союза художников России, Москва

Аннотация: 
В статье проанализированы программы, отражающие эффективный опыт дошкольного художественного образования. Оптимальный результат дает та программа, которая нацеливает детей на свое «прочтение» изделий народных художественных промыслов, на вариативное исполнение рисунка (пластики, аппликации, живописного произведения и т.д.) по мотивам произведений народных художественных промыслов. Обращение к народным художественным промыслам является эффективным инструментом для дошкольного художественного образования и воспитания. Сила воспитательного воздействия произведений народных художественных промыслов в том, что воспитание происходит под воздействием художественных образов, созданными мастерами и художниками промысла.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания

(номер для публикаций 27.7394.2017/8.9)

 

География мест бытования народных художественных промыслов России обширна. Народные художественные промыслы успешно функционируют практически во всех областях европейской части России, Урала и Кавказа, в отдельных областях Сибири и Дальнего Востока. В регионах мастера и художники народных художественных промыслов активно сотрудничают с образовательными учреждениями разного уровня, в том числе и с дошкольными. Выделим несколько программ, которые могут быть наиболее интересны и значимы для исследования. Попытаемся определить круг вопросов, необходимых для анализа дошкольного образования в области народных художественных промыслов.

Актуальность анализа эффективного опыта дошкольного художественного образования в местах бытования народных художественных промыслов определяется широким спектром вопросов, на которые надо ответить дошкольному образованию. Развитие воображения, художественного восприятия является базой для всего последующего развития и формирования личности дошкольника (В.В. Давыдов, Т.В. Кудрявцев, Д.Б. Эльконин, и др.) [3; 12]. Только в раннем детстве у ребенка вырабатываются понятия, связанные с формированием менталитета, закладываются духовные ценности.

У ребенка, который будет приобщаться к народным промыслам, будут выявляться связи с определенной нацией, художественными традициями и предпочтениями (например, колористическими – традиционными для определенных национальностей или национальных групп). Позитивная картина мира, которая складывается в дошкольные годы, зависит от того, какой след оставило народное искусство в сознании ребёнка [4].

Анализ существующих образовательных программ для дошкольников показал, что их можно определить, как:

– моно-программа – программа, где все учебное время посвящено изучению одного или нескольким промыслов;

– интегративная – программа, посвященная изучению одного или нескольких промыслов, в соединении с другими видами народного творчества (фольклор, театрализацией и др.).

В образовательных программах используются разнообразные формы организации педагогической работы, выбрано наиболее интересное для детей содержание, направленное на обогащение духовного мира ребенка.

Были проанализированы программы: «Расти счастливым в Городецком Крае» [1], «Прялица» [8] «Природа и быт Тюменского Севера» [9] программы по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством (В.В. Комлевой, Л.В. Якимовой [5; 11] и другие.

Создание моно-программ связано, прежде всего, с образовательным учреждением, которое находится в непосредственной близости к народному художественному промыслу, а программа реализуется в том числе и для детей мастеров и художников промысла. Монопрограммы для дошкольников создаются при музеях, которые организованы практически на каждом промысле. Музеи организованы в ОАО «Павлово-посадской платочной мануфактуре», фабрике «Торжокские златошвеи», Жостовской фабрике декоративной живописи, фабрике миниатюрной живописи в Федоскине, в Скопинской керамике, Дымковской игрушке и в других народных промыслах. В программах предусмотрено проведение экскурсий по экспозиции музея, приобщение дошкольников к истории промысла, изготовление изделий по мотивам произведений, освоение росписи или простейших приемов работы, знакомство с художниками. Формы проведения занятий выстраиваются с учетом возрастных особенностей дошкольников – используют интерактивные инновационные формы проведения занятий (квесты, воркшопы, игры, соревнования, коллективное обсуждение и т.д.).

Образовательная моно-программа предусматривает проведение мастер-класса для дошкольников. На мастер-классе ребенок смотрит, как мастер выполняет работу (роспись, резьбу, вышивку и т.д.) и сам выполняет творческое задание. Мастер народного промысла – это уникальный творец художественных произведений, который чтит историю и традиции промысла. Он может поведать дошкольникам о хитростях, тонкостях изготовления изделия, рассказать непосредственно за работой интересную историю, вспомнить пословицу, побасенку, поговорку, и за разговором, не торопясь, выполнить свою работу. Так мастер Хохломы – расписывает тарелочку или вазочку, мастерицы дымковской игрушки – лепят и расписывают игрушку, мастер Жостова – расписывает поднос. Мастер рассказывает и объясняет свои действия, дает почувствовать детям, что главное в народных художественных промыслах – это любовь к своей профессии, и та радость, которую доставляют людям произведения народных мастеров. Детям может показаться, что в исполнении мастером изделия нет ничего сложного. Но когда они сами возьмутся за выполнение работы, то поймут, что за легкостью исполнения, стоит упорство, труд, старательность и профессионализм художника. Общение с мастером дает возможность ребенку понять смысл его действий, осознать важность происходящего при непосредственном присутствии ребенка – рождение произведения народного художественного промысла, почувствовать некоторую причастность к этому процессу. Мастер-класс может быть посвящен созданию композиции по мотивам тех произведений, которые дети видели в музее, держали в своих руках. Важно, чтобы ребенок увидел взаимосвязь формы и назначения изделий, мог определить цвета и их сочетания красок. Рассказать и поделиться увиденным, дошкольник может своими словами или «рассказать» на языке пластических искусств при помощи красок, в виде аппликации, в пластилине, своими творческими работами.

Народные художественные промыслы не существуют в отрыве от народной культуры. Архитектура, фольклор, музыка, танцы, песни, сказки, пословицы, прибаутки, народный театр, находят отражение в произведениях народных мастеров. Педагоги в интегративных образовательных программах ориентируют детей на комплексное знакомство с народной культурой, что может приблизить ребёнка пониманию народных промыслов, к любованию произведениями народных мастеров. Обратимся к анализу программы, разработанной В.В. Комлевой, старшим научным сотрудником ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» совместно с коллективом педагогов «Георгиевской гимназии» города Егорьевска Московской области. По форме – это виртуальные семейные образовательные путешествия. Темы занятий обращены к традициям народного искусства Московской области, это «Орнамент Гуслицы», «Народные шумовые инструменты», или региона, расположенного близко, по соседству: «Головные уборы Рязани. Детали исторического костюма». Такая форма организации образовательной деятельности дошкольников способствует развитию продуктивной творческой деятельности. В ходе реализации учебных тем этой программы происходит выявление и закрепление связей дошкольников с произведениями народных художественных промыслов, которые являются отражением мира природы, мира людей, живущих в этом районе Подмосковья.

Организация театрализованных ситуаций, участие в них дошкольников «позволило им прочувствовать историю промыслов, ощутить переживания, с последующим закреплением ребёнком нравственных образцов, ценностных образцов» [5, с.88]. Театрализация образовательных программ – это возможность научить эмоциям дошкольника. Ведь эмоциям надо учить, особенно в дошкольном возрасте. Доказано, что основа успеха человека – эмоциональный интеллект, от которого зависит 70% успеха человека. Это способность правильно распознать свою эмоцию, эмоцию другого человека и правильно принять решение. Такое умение можно формировать у дошкольников именно в форме театрализации. Театр – это соединение всех видов искусства. И произведения народных промыслов могут «оживать» в театре, могут «рассказывать» интересные истории. Дошкольники в возрасте 5-6 лет уже заняты гаджетами, не умеют общаться между ровесниками и взрослыми. Театрализация в приобщении ребенка к народным художественным промыслам – это своеобразная школа общения. Возможность научить ребёнка пристально глядеть на мир, замечать в самых простых вещах и явлениях природы что-то удивительное.

В качестве примера интегративной программы для дошкольников остановимся на программе Л.В. Якимовой [11]. Город Екатеринбург считается столицей Урала, региона, который традиционно связан с производством металла и с художественной обработкой металла и камня.

Автор программы определяет задачи, которые решаются в процессе ее реализации. Это формирование у дошкольников:

 «– эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства,

– освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции изделий художественных промыслов;

– умение создавать выразительные узоры по мотивам произведений народных промыслов, с учетом традиционных форм, ритма, симметричных и асимметричных композиций» [там же].  

Программа Л.В. Якимовой предусматривает знакомство дошкольников с разными промыслами России. Это росписи – по дереву (хохломская, городецкая, полхов-майданская, урало-сибирская), по глине (дымковская игрушка) по металлу (жостовский поднос), по фарфору (гжельская). Программа составлена с учетом возрастных особенностей дошкольника и направлена на развитие речи, знакомству с окружающим миром, театральным искусством, музыкальным воспитанием. Региональный компонент программы включает традиционную уральскую роспись на предметах быта из дерева (прялки, швейки, шкатулки, подсвечники и т.п.); из бересты (бураки-набирухи, туеса) [11].

В программу входит и ознакомление с камнерезным искусством Урала. В этом помогает обращение к сказам П.П. Бажова. Дети знакомятся с разнообразными природными богатствами Урала, с поделочными камнями – малахитом, родонитом, яшмой и др. Педагогом разработана технология имитации узорчатого камня цветным пластилином. Соединение светло-зеленого и темно-зеленого пластилина с черным имитирует малахит; а серый, розовый и черный пластилин при хорошем смешивании дает имитацию камня  родонита. На занятиях также предусмотрено моделирование ювелирных изделий. Следует отметить, что тема «Ювелирные украшения» для дошкольников в образовательных программах встречается редко. А для дошкольников знакомство с ювелирным искусством – с искусством универсальным, включающим в себя пластику скульптуры, конструктивное построение, живописное начало и цветовые гармонии, отражающее тенденции моды, – полезно и интересно, как для девочек, так и для мальчиков. Программа Л.В. Якимовой построена на интеграции различных видов деятельности: художественно–речевой, игровой, изобразительной, театрализованной. Педагогом произведен тщательный отбор информационного, визуального, художественного материала по различным видам народного искусства, в том числе и с учетом регионального компонента.

Приобщение к народным промыслам представляется в ряде педагогических и научных исследований как способ противостоянию глобальному кризису, кризису личности современного человека. Л.Г. Савенкова и Л.В. Школяр в своих исследованиях отмечают, что развитие дошкольника средствами народного искусства способствует личностному и социальному развитию, организации деятельности, развитию внимания и памяти, развитию речи, развитию моторики. Все целиком – содействуют развитию интеллектуального уровня детей [10]. Занятия народным искусством помогают выстраивать особо благоприятные для детей условия в отношении с педагогами–воспитателями: на смену авторитарности приходит доверие и уважение, уходит отчужденность детей, наблюдается снижение уровня тревожности, возбудимости детей. Детский коллектив становится дружнее, взаимодействие, коллективные работы – интереснее, насыщены смыслом, цветом, гармонией.

Анисимов В.П., Скворцова Т.П. отмечают, что «искусство не само по себе формирует духовно-интелектуальные ценности, а при условии развития эмоциональной отзывчивости, как рефлексии своих переживаний и потребностей в процессе восприятия и/или воспроизведения продуктов эстетической деятельности, и, в итоге, ценностных ориентаций личности» [13, с.6]. Таким образом, формирование ценностных ориентаций личности связывается с процессом восприятия произведений искусства, в том числе и изделий народных художественных промыслов.

В современном образовательном пространстве есть еще одна важная проблема – проблема адаптации детей-мигрантов в современную региональную среду. Е.П. Олесина полагает, что адаптация детей-мигрантов через освоение социокультурной среды (промысла) происходит наиболее результативно. Создание культурных проектов детьми разных национальностей позволяет мигрантам не только познакомиться с народным промыслом, но и узнать лучше русский язык, особенности культуры, почувствовать вовлеченность в жизнь учреждения дошкольного образования [6, с. 170].

Сила воспитательного воздействия произведений народных художественных промыслов в том, что воспитание происходит под воздействием художественных образов, созданными мастерами и художниками промысла [7]. Оптимальный результат дает та программа, которая нацеливает детей на свое «прочтение» изделий народных художественных промыслов. А это значит, что дети выполняют вариативное исполнение рисунка (пластики, аппликации, живописного произведения и т.д.) по мотивам произведений народных художественных промыслов. Ребенок, прежде всего, рисует свое настроение – красками или фломастерами, лихими движениями, быстро или медленно – все зависит от характера ребёнка, от среды его окружающей. Творческий процесс активно действует на психику ребенка, оставляет заметный след в сознании ребенка, побуждают становиться лучше, добрее, трудолюбивее.

Е.В. Боякова отмечает, что современные дошкольники не могут играть самостоятельно. У детей плохо развито воображение и умение находить нестандартные решения. В игре дети копируют то, что увидели ранее [2]. Это чаще всего игры во врача, полицейского, шофера. Но может быть детям, вовлеченным в образовательные программы с региональным компонентом, будет интересно играть в художника, расписывающего подносы или в резчика по дереву? Надо только дать возможность ребенку поближе познакомиться с профессиями мастеров народных промыслов.

Осваивая программы приобщения к народным художественным промыслам, ребёнок уже в возрасте 5-6 лет может:

проследить взаимосвязь между красивым произведением и искусным выполнением изделия, трудом мастера-художника;
создавать игровую ситуацию, где распределены роли художника, мастера, потребителя;
рассказать о сюжете росписи, о произведении;
 рассказать о природном материале (отличить дерево от металла и пластика; ткань от целлофана; и др.).

Произведения народных художественных промыслов неразрывно связаны с окружающей природой. Поэтому в программы включаются темы и задания, направленные на наблюдения детьми за состоянием природы, растительным и животным миром, на выполнение творческих работ по результатам наблюдений. Наблюдения и сравнения с произведениями художественных промыслов, с художественными образами формируют у детей основы характера и эмоционального интеллекта. Обращение к художественным образам произведений народного искусства развивают творческое воображение дошкольника, воспитывают в ребенке чуткое отношение к окружающему миру, заботливого, отзывчивого отношения к животным и растениям, что помогает вырастить духовно отзывчивого человека, участливого, с душевным отношением к родным и близким, которые нуждаются во внимании, заботе, сердечности.

Анализ программ дошкольного образования показал, что образовательное учреждение стремится к тому, чтобы стать для детей местом притяжения, где дети тянулись бы к народной культуре, где ребенок будет проводить исследования по работе с красками и бумагой, клеем, сооружать конструкции. В творчестве детей ориентируют на проявление вариативности, свободы творчества, инициативы [5; 12]. Дошкольное образование на основе изучения культуры народных художественных промыслов – это один из способов в решении вопроса о защите, популяризации материального и нематериального духовного наследия России. Программы по ознакомлению дошкольника с народным искусством является начальной стадией соприкосновения с культурными ценностями человечества: общение с народным искусством, предметным миром, обогащения эмоционально-нравственного и эстетических начал личности в их единстве.

ЛИТЕРАТУРА

Белоусова, Р.Ю., Батракова, И.В., Махиня, В.Д. Расти счастливым в Городецком крае [Электронный ресурс] / Р.Ю. Белоусова, И.В. Батракова, В.Д. Махиня URL: http://49gor.dounn.ru/sites/default/files (дата обращения 12. 03. 2019).
Боякова, Е.В. Изучение социокультурного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Боякова // Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал. – 2017. – № 8. – С. 18 – 23.
Давыдов, В.В., Кудрявцев, Т.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной ступеней [Электронный ресурс] / В.В. Давыдов, Т.В. Кудрявцев // Вопросы психологии.  – 1997. – №1. – URL https://hr-portal.ru/article/razvivayushchee-obrazovanie-teoreticheskie-osnovaniya-preemstvennosti-doshkolnoy-i-nachalnoy(дата обращения 11.04.2019).
Кашекова, И.Э., Кононова, Е.А., Севрюкова, Н.В. Образ народной и современной игрушки в формировании картины мира у детей [Электронный ресурс] / И.Э. Кашекова, Е.А. Кононова, Н.В. Севрюкова // Педагогика искусства. – 2018. – № 3. – URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal (дата обращения 12.03.2019).
Комлева, В.В. Образовательное путешествие и комплексная иллюстрация как эффективные практико-ориентированные формы работы с детьми младшего школьного возраста [Текст] /В.В. Комлева // Музыкальная и художественная культура в образовании: инновационные пути развития: материалы IV международной научно-практической конференции (27-29 марта 2019 г, Москва – Ярославль- Вологда) / под науч.ред.докт.пед.н., чл.-корр. РАО Л.Г. Савенковой, докт. пед.н. О.В. Бочкаревой, докт.иск. М.Г. Долгушиной. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019 – 203 с.
Олесина, Е.П. Социокультурный портрет поколения в контексте педагогики искусства [Текст] / Е.П. Олесина // Музыкальная и художественная культура в образовании: инновационные пути развития: материалы IV международной научно-практической конференции (27-29 марта 2019 г, Москва – Ярославль – Вологда) / под науч. ред. докт .пед. н., чл.-корр. РАО Л.Г. Савенковой, докт, пед.н. О.В. Бочкаревой, докт.иск. М.Г. Долгушиной. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019 – 203 с. – С. 140 – 143.
Севрюкова, Н.В. Деятельность и профессиональные компетенции художника-педагога в приобщении школьников к народным художественным промыслам [Электронный ресурс] / Н.В. Севрюкова // Педагогика искусства. – 2016. – № 4.  – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/sevryukova_63-70.pdf (дата обращения 12. 03. 2019).
Смиркина, Е.А. Программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Прялица» [Электронный ресурс] / Е.А. Смиркина. – URL: https://docviewer.yandex.ru/view/130310692/?*(дата обращения 10.05. 2019).
Сухарева, С.А. Природа и быт Тюменской области [Электронный ресурс] / С.А. Сухарева. – URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2015/11/16/tsikl-zanyatiy-po-kraevedeniyu-dlya-detey-starshego (дата обращения 10.05.2019).
Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Сад детства: новая модель дошкольного образования [Текст] / Л.В. Школяр, Л.Г. Савенкова. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. – 232 с.
Якимова, Л.В. Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством [Электронный ресурс] / Л.В. Якимова – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/18/rabochaya-programma-po-oznakomleniyu-detey-s-russkim-narodnym (дата обращения 03.04. 2019).
Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – Издание второе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
Anisimov, V.P. Art in transformation of negativism of the person [Text] / V.P. Anisimov // European Science and Technology: material of the IX international research and practice conference, Munich, December 24-25, 2014 / publishing office Vela VergadWaldkrabung – Munich – Germany, 2014. – Pp.446-450.