Результаты получены в рамках выполнения государственного задания
(номер для публикаций 27.7394.2017/8.9)
География мест бытования народных художественных промыслов России обширна. Народные художественные промыслы успешно функционируют практически во всех областях европейской части России, Урала и Кавказа, в отдельных областях Сибири и Дальнего Востока. В регионах мастера и художники народных художественных промыслов активно сотрудничают с образовательными учреждениями разного уровня, в том числе и с дошкольными. Выделим несколько программ, которые могут быть наиболее интересны и значимы для исследования. Попытаемся определить круг вопросов, необходимых для анализа дошкольного образования в области народных художественных промыслов.
Актуальность анализа эффективного опыта дошкольного художественного образования в местах бытования народных художественных промыслов определяется широким спектром вопросов, на которые надо ответить дошкольному образованию. Развитие воображения, художественного восприятия является базой для всего последующего развития и формирования личности дошкольника (В.В. Давыдов, Т.В. Кудрявцев, Д.Б. Эльконин, и др.) [3; 12]. Только в раннем детстве у ребенка вырабатываются понятия, связанные с формированием менталитета, закладываются духовные ценности.
У ребенка, который будет приобщаться к народным промыслам, будут выявляться связи с определенной нацией, художественными традициями и предпочтениями (например, колористическими – традиционными для определенных национальностей или национальных групп). Позитивная картина мира, которая складывается в дошкольные годы, зависит от того, какой след оставило народное искусство в сознании ребёнка [4].
Анализ существующих образовательных программ для дошкольников показал, что их можно определить, как:
– моно-программа – программа, где все учебное время посвящено изучению одного или нескольким промыслов;
– интегративная – программа, посвященная изучению одного или нескольких промыслов, в соединении с другими видами народного творчества (фольклор, театрализацией и др.).
В образовательных программах используются разнообразные формы организации педагогической работы, выбрано наиболее интересное для детей содержание, направленное на обогащение духовного мира ребенка.
Были проанализированы программы: «Расти счастливым в Городецком Крае» [1], «Прялица» [8] «Природа и быт Тюменского Севера» [9] программы по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством (В.В. Комлевой, Л.В. Якимовой [5; 11] и другие.
Создание моно-программ связано, прежде всего, с образовательным учреждением, которое находится в непосредственной близости к народному художественному промыслу, а программа реализуется в том числе и для детей мастеров и художников промысла. Монопрограммы для дошкольников создаются при музеях, которые организованы практически на каждом промысле. Музеи организованы в ОАО «Павлово-посадской платочной мануфактуре», фабрике «Торжокские златошвеи», Жостовской фабрике декоративной живописи, фабрике миниатюрной живописи в Федоскине, в Скопинской керамике, Дымковской игрушке и в других народных промыслах. В программах предусмотрено проведение экскурсий по экспозиции музея, приобщение дошкольников к истории промысла, изготовление изделий по мотивам произведений, освоение росписи или простейших приемов работы, знакомство с художниками. Формы проведения занятий выстраиваются с учетом возрастных особенностей дошкольников – используют интерактивные инновационные формы проведения занятий (квесты, воркшопы, игры, соревнования, коллективное обсуждение и т.д.).
Образовательная моно-программа предусматривает проведение мастер-класса для дошкольников. На мастер-классе ребенок смотрит, как мастер выполняет работу (роспись, резьбу, вышивку и т.д.) и сам выполняет творческое задание. Мастер народного промысла – это уникальный творец художественных произведений, который чтит историю и традиции промысла. Он может поведать дошкольникам о хитростях, тонкостях изготовления изделия, рассказать непосредственно за работой интересную историю, вспомнить пословицу, побасенку, поговорку, и за разговором, не торопясь, выполнить свою работу. Так мастер Хохломы – расписывает тарелочку или вазочку, мастерицы дымковской игрушки – лепят и расписывают игрушку, мастер Жостова – расписывает поднос. Мастер рассказывает и объясняет свои действия, дает почувствовать детям, что главное в народных художественных промыслах – это любовь к своей профессии, и та радость, которую доставляют людям произведения народных мастеров. Детям может показаться, что в исполнении мастером изделия нет ничего сложного. Но когда они сами возьмутся за выполнение работы, то поймут, что за легкостью исполнения, стоит упорство, труд, старательность и профессионализм художника. Общение с мастером дает возможность ребенку понять смысл его действий, осознать важность происходящего при непосредственном присутствии ребенка – рождение произведения народного художественного промысла, почувствовать некоторую причастность к этому процессу. Мастер-класс может быть посвящен созданию композиции по мотивам тех произведений, которые дети видели в музее, держали в своих руках. Важно, чтобы ребенок увидел взаимосвязь формы и назначения изделий, мог определить цвета и их сочетания красок. Рассказать и поделиться увиденным, дошкольник может своими словами или «рассказать» на языке пластических искусств при помощи красок, в виде аппликации, в пластилине, своими творческими работами.
Народные художественные промыслы не существуют в отрыве от народной культуры. Архитектура, фольклор, музыка, танцы, песни, сказки, пословицы, прибаутки, народный театр, находят отражение в произведениях народных мастеров. Педагоги в интегративных образовательных программах ориентируют детей на комплексное знакомство с народной культурой, что может приблизить ребёнка пониманию народных промыслов, к любованию произведениями народных мастеров. Обратимся к анализу программы, разработанной В.В. Комлевой, старшим научным сотрудником ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» совместно с коллективом педагогов «Георгиевской гимназии» города Егорьевска Московской области. По форме – это виртуальные семейные образовательные путешествия. Темы занятий обращены к традициям народного искусства Московской области, это «Орнамент Гуслицы», «Народные шумовые инструменты», или региона, расположенного близко, по соседству: «Головные уборы Рязани. Детали исторического костюма». Такая форма организации образовательной деятельности дошкольников способствует развитию продуктивной творческой деятельности. В ходе реализации учебных тем этой программы происходит выявление и закрепление связей дошкольников с произведениями народных художественных промыслов, которые являются отражением мира природы, мира людей, живущих в этом районе Подмосковья.
Организация театрализованных ситуаций, участие в них дошкольников «позволило им прочувствовать историю промыслов, ощутить переживания, с последующим закреплением ребёнком нравственных образцов, ценностных образцов» [5, с.88]. Театрализация образовательных программ – это возможность научить эмоциям дошкольника. Ведь эмоциям надо учить, особенно в дошкольном возрасте. Доказано, что основа успеха человека – эмоциональный интеллект, от которого зависит 70% успеха человека. Это способность правильно распознать свою эмоцию, эмоцию другого человека и правильно принять решение. Такое умение можно формировать у дошкольников именно в форме театрализации. Театр – это соединение всех видов искусства. И произведения народных промыслов могут «оживать» в театре, могут «рассказывать» интересные истории. Дошкольники в возрасте 5-6 лет уже заняты гаджетами, не умеют общаться между ровесниками и взрослыми. Театрализация в приобщении ребенка к народным художественным промыслам – это своеобразная школа общения. Возможность научить ребёнка пристально глядеть на мир, замечать в самых простых вещах и явлениях природы что-то удивительное.
В качестве примера интегративной программы для дошкольников остановимся на программе Л.В. Якимовой [11]. Город Екатеринбург считается столицей Урала, региона, который традиционно связан с производством металла и с художественной обработкой металла и камня.
Автор программы определяет задачи, которые решаются в процессе ее реализации. Это формирование у дошкольников:
«– эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства,
– освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции изделий художественных промыслов;
– умение создавать выразительные узоры по мотивам произведений народных промыслов, с учетом традиционных форм, ритма, симметричных и асимметричных композиций» [там же].
Программа Л.В. Якимовой предусматривает знакомство дошкольников с разными промыслами России. Это росписи – по дереву (хохломская, городецкая, полхов-майданская, урало-сибирская), по глине (дымковская игрушка) по металлу (жостовский поднос), по фарфору (гжельская). Программа составлена с учетом возрастных особенностей дошкольника и направлена на развитие речи, знакомству с окружающим миром, театральным искусством, музыкальным воспитанием. Региональный компонент программы включает традиционную уральскую роспись на предметах быта из дерева (прялки, швейки, шкатулки, подсвечники и т.п.); из бересты (бураки-набирухи, туеса) [11].
В программу входит и ознакомление с камнерезным искусством Урала. В этом помогает обращение к сказам П.П. Бажова. Дети знакомятся с разнообразными природными богатствами Урала, с поделочными камнями – малахитом, родонитом, яшмой и др. Педагогом разработана технология имитации узорчатого камня цветным пластилином. Соединение светло-зеленого и темно-зеленого пластилина с черным имитирует малахит; а серый, розовый и черный пластилин при хорошем смешивании дает имитацию камня родонита. На занятиях также предусмотрено моделирование ювелирных изделий. Следует отметить, что тема «Ювелирные украшения» для дошкольников в образовательных программах встречается редко. А для дошкольников знакомство с ювелирным искусством – с искусством универсальным, включающим в себя пластику скульптуры, конструктивное построение, живописное начало и цветовые гармонии, отражающее тенденции моды, – полезно и интересно, как для девочек, так и для мальчиков. Программа Л.В. Якимовой построена на интеграции различных видов деятельности: художественно–речевой, игровой, изобразительной, театрализованной. Педагогом произведен тщательный отбор информационного, визуального, художественного материала по различным видам народного искусства, в том числе и с учетом регионального компонента.
Приобщение к народным промыслам представляется в ряде педагогических и научных исследований как способ противостоянию глобальному кризису, кризису личности современного человека. Л.Г. Савенкова и Л.В. Школяр в своих исследованиях отмечают, что развитие дошкольника средствами народного искусства способствует личностному и социальному развитию, организации деятельности, развитию внимания и памяти, развитию речи, развитию моторики. Все целиком – содействуют развитию интеллектуального уровня детей [10]. Занятия народным искусством помогают выстраивать особо благоприятные для детей условия в отношении с педагогами–воспитателями: на смену авторитарности приходит доверие и уважение, уходит отчужденность детей, наблюдается снижение уровня тревожности, возбудимости детей. Детский коллектив становится дружнее, взаимодействие, коллективные работы – интереснее, насыщены смыслом, цветом, гармонией.
Анисимов В.П., Скворцова Т.П. отмечают, что «искусство не само по себе формирует духовно-интелектуальные ценности, а при условии развития эмоциональной отзывчивости, как рефлексии своих переживаний и потребностей в процессе восприятия и/или воспроизведения продуктов эстетической деятельности, и, в итоге, ценностных ориентаций личности» [13, с.6]. Таким образом, формирование ценностных ориентаций личности связывается с процессом восприятия произведений искусства, в том числе и изделий народных художественных промыслов.
В современном образовательном пространстве есть еще одна важная проблема – проблема адаптации детей-мигрантов в современную региональную среду. Е.П. Олесина полагает, что адаптация детей-мигрантов через освоение социокультурной среды (промысла) происходит наиболее результативно. Создание культурных проектов детьми разных национальностей позволяет мигрантам не только познакомиться с народным промыслом, но и узнать лучше русский язык, особенности культуры, почувствовать вовлеченность в жизнь учреждения дошкольного образования [6, с. 170].
Сила воспитательного воздействия произведений народных художественных промыслов в том, что воспитание происходит под воздействием художественных образов, созданными мастерами и художниками промысла [7]. Оптимальный результат дает та программа, которая нацеливает детей на свое «прочтение» изделий народных художественных промыслов. А это значит, что дети выполняют вариативное исполнение рисунка (пластики, аппликации, живописного произведения и т.д.) по мотивам произведений народных художественных промыслов. Ребенок, прежде всего, рисует свое настроение – красками или фломастерами, лихими движениями, быстро или медленно – все зависит от характера ребёнка, от среды его окружающей. Творческий процесс активно действует на психику ребенка, оставляет заметный след в сознании ребенка, побуждают становиться лучше, добрее, трудолюбивее.
Е.В. Боякова отмечает, что современные дошкольники не могут играть самостоятельно. У детей плохо развито воображение и умение находить нестандартные решения. В игре дети копируют то, что увидели ранее [2]. Это чаще всего игры во врача, полицейского, шофера. Но может быть детям, вовлеченным в образовательные программы с региональным компонентом, будет интересно играть в художника, расписывающего подносы или в резчика по дереву? Надо только дать возможность ребенку поближе познакомиться с профессиями мастеров народных промыслов.
Осваивая программы приобщения к народным художественным промыслам, ребёнок уже в возрасте 5-6 лет может:
проследить взаимосвязь между красивым произведением и искусным выполнением изделия, трудом мастера-художника;
создавать игровую ситуацию, где распределены роли художника, мастера, потребителя;
рассказать о сюжете росписи, о произведении;
рассказать о природном материале (отличить дерево от металла и пластика; ткань от целлофана; и др.).
Произведения народных художественных промыслов неразрывно связаны с окружающей природой. Поэтому в программы включаются темы и задания, направленные на наблюдения детьми за состоянием природы, растительным и животным миром, на выполнение творческих работ по результатам наблюдений. Наблюдения и сравнения с произведениями художественных промыслов, с художественными образами формируют у детей основы характера и эмоционального интеллекта. Обращение к художественным образам произведений народного искусства развивают творческое воображение дошкольника, воспитывают в ребенке чуткое отношение к окружающему миру, заботливого, отзывчивого отношения к животным и растениям, что помогает вырастить духовно отзывчивого человека, участливого, с душевным отношением к родным и близким, которые нуждаются во внимании, заботе, сердечности.
Анализ программ дошкольного образования показал, что образовательное учреждение стремится к тому, чтобы стать для детей местом притяжения, где дети тянулись бы к народной культуре, где ребенок будет проводить исследования по работе с красками и бумагой, клеем, сооружать конструкции. В творчестве детей ориентируют на проявление вариативности, свободы творчества, инициативы [5; 12]. Дошкольное образование на основе изучения культуры народных художественных промыслов – это один из способов в решении вопроса о защите, популяризации материального и нематериального духовного наследия России. Программы по ознакомлению дошкольника с народным искусством является начальной стадией соприкосновения с культурными ценностями человечества: общение с народным искусством, предметным миром, обогащения эмоционально-нравственного и эстетических начал личности в их единстве.
ЛИТЕРАТУРА
Белоусова, Р.Ю., Батракова, И.В., Махиня, В.Д. Расти счастливым в Городецком крае [Электронный ресурс] / Р.Ю. Белоусова, И.В. Батракова, В.Д. Махиня URL: http://49gor.dounn.ru/sites/default/files (дата обращения 12. 03. 2019).
Боякова, Е.В. Изучение социокультурного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Боякова // Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал. – 2017. – № 8. – С. 18 – 23.
Давыдов, В.В., Кудрявцев, Т.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной ступеней [Электронный ресурс] / В.В. Давыдов, Т.В. Кудрявцев // Вопросы психологии. – 1997. – №1. – URL https://hr-portal.ru/article/razvivayushchee-obrazovanie-teoreticheskie-osnovaniya-preemstvennosti-doshkolnoy-i-nachalnoy(дата обращения 11.04.2019).
Кашекова, И.Э., Кононова, Е.А., Севрюкова, Н.В. Образ народной и современной игрушки в формировании картины мира у детей [Электронный ресурс] / И.Э. Кашекова, Е.А. Кононова, Н.В. Севрюкова // Педагогика искусства. – 2018. – № 3. – URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal (дата обращения 12.03.2019).
Комлева, В.В. Образовательное путешествие и комплексная иллюстрация как эффективные практико-ориентированные формы работы с детьми младшего школьного возраста [Текст] /В.В. Комлева // Музыкальная и художественная культура в образовании: инновационные пути развития: материалы IV международной научно-практической конференции (27-29 марта 2019 г, Москва – Ярославль- Вологда) / под науч.ред.докт.пед.н., чл.-корр. РАО Л.Г. Савенковой, докт. пед.н. О.В. Бочкаревой, докт.иск. М.Г. Долгушиной. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019 – 203 с.
Олесина, Е.П. Социокультурный портрет поколения в контексте педагогики искусства [Текст] / Е.П. Олесина // Музыкальная и художественная культура в образовании: инновационные пути развития: материалы IV международной научно-практической конференции (27-29 марта 2019 г, Москва – Ярославль – Вологда) / под науч. ред. докт .пед. н., чл.-корр. РАО Л.Г. Савенковой, докт, пед.н. О.В. Бочкаревой, докт.иск. М.Г. Долгушиной. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019 – 203 с. – С. 140 – 143.
Севрюкова, Н.В. Деятельность и профессиональные компетенции художника-педагога в приобщении школьников к народным художественным промыслам [Электронный ресурс] / Н.В. Севрюкова // Педагогика искусства. – 2016. – № 4. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/sevryukova_63-70.pdf (дата обращения 12. 03. 2019).
Смиркина, Е.А. Программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Прялица» [Электронный ресурс] / Е.А. Смиркина. – URL: https://docviewer.yandex.ru/view/130310692/?*(дата обращения 10.05. 2019).
Сухарева, С.А. Природа и быт Тюменской области [Электронный ресурс] / С.А. Сухарева. – URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2015/11/16/tsikl-zanyatiy-po-kraevedeniyu-dlya-detey-starshego (дата обращения 10.05.2019).
Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Сад детства: новая модель дошкольного образования [Текст] / Л.В. Школяр, Л.Г. Савенкова. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. – 232 с.
Якимова, Л.В. Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством [Электронный ресурс] / Л.В. Якимова – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/18/rabochaya-programma-po-oznakomleniyu-detey-s-russkim-narodnym (дата обращения 03.04. 2019).
Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – Издание второе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
Anisimov, V.P. Art in transformation of negativism of the person [Text] / V.P. Anisimov // European Science and Technology: material of the IX international research and practice conference, Munich, December 24-25, 2014 / publishing office Vela VergadWaldkrabung – Munich – Germany, 2014. – Pp.446-450.