АНАЛИЗ КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ «ИСКУССТВО»)

Кузнецова Вероника Вадимовна

кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

Аннотация: 
Статья посвящена анализу Перечней мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений за несколько лет для определения их количественного состава. Исследование особенностей конкурсов, фестивалей, олимпиад позволило выявить их характерные особенности, знание которых позволит участникам выбирать мероприятие для участия в зависимости от планируемого результата. Обоснование характерных особенностей мероприятий позволило соотнести их с неформальным образованием.

Результаты получены в рамках выполнения Государственного задания

Министерства Просвещения Российской Федерации на 2019 год

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из механизмов выявления интеллектуальных и творческих способностей, художественной одаренности у обучающихся в области различных видов искусств является проведение разнообразных конкурсных мероприятий для обучающихся разного возраста: олимпиад, фестивалей, конкурсов. Это обусловлено тем фактом, что участие в них позволяет обнаружить интерес к конкретной сфере деятельности, проявить любознательность и увлеченность творческой деятельностью, желание достичь результата.

Ежегодно в нашей стране провидится большое количество многочисленных конкурсов и фестивалей. Например, ассоциация музыкальных конкурсов только в 2019 году анонсировала проведение 36 музыкальных конкурсов. Общее количество конкурсов в различных видах искусства, которые проводят всевозможные организации, определить сложно. У них разная целевая аудитория участников, разные целевые установки и решают они разные задачи. В этих условиях возникает проблема выбора конкурсного мероприятия, которое действительно позволит выявить способности и творческую одаренность в художественной сфере. Несмотря на массовость проведения различных конкурсных мероприятий, в реальной практике наблюдается недостаточная осведомленность участников о специфике и особенностях проведения каждого формата, будь то конкурс, фестиваль или олимпиада. Это обилие конкурсных мероприятий и непонимание специфики каждого из форматов зачастую не позволяет участнику сделать правильный выбор, поэтому возникает необходимость качественной характеристики каждого из форматов.

Разнообразие конкурсных мероприятий, их многоплановость вызвали необходимость разработки инструментария по определению наиболее значимых для развития неформального образования [4]. Таким инструментом стало ежегодное формирование Перечня мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.

Формирование Перечня регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (с изменениями и дополнениями), которые определяют критерии, соответствие которым является основанием для включения конкурсного мероприятия в Перечень [10]. Цель формирования Перечня – создание реестра авторитетных конкурсных мероприятий, участие в которых помогает выявить и поддержать детей, проявивших выдающиеся способности в различных видах деятельности: научно-исследовательской, инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной. Структурно все мероприятия, включенные в перечень, распределяются по трем направлениям: наука, искусство, спорт.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Рассмотрение конкурсных мероприятий для детей и юношества по направлению «Искусство» проводилось на основе количественного и качественного анализа документов (условия конкурсов, требования к конкурсантам, характер творческого продукта) конкурсов, олимпиад и фестивалей за период с 2016/17, 2017/18 и 2018/19 годов, согласно Перечням, утверждёнными Приказами Минобрнауки России от 31.05.2016 (N 645), от 05.10.2017 (N 1002) и от 09.11.2018 (N 197) [11; 12; 13]. Также был использован метод сравнительного анализа конкурсных мероприятий различных форм проведения, что позволило обобщить на теоретическом уровне полученные результаты.

РЕЗУЛЬТАТЫ 

Первый Перечень был утвержден в 2016 году [11] и включал 102 мероприятия. В последующих Перечнях количество мероприятий увеличивалось: в 2017/18 учебном году – 200 мероприятий [12], в 2018/19 учебном году – 224 мероприятия [13]. Условно мероприятия, включенные в Перечень, распределяются по трем направлениям: наука, искусство, спорт.

Сравнительный анализ распределения мероприятий по направлениям в каждом из трех Перечней показал увеличение количества конкурсных мероприятий по искусству. Если в первый год в Перечень было включено всего 19 мероприятий по направлению «Искусство», то через два года их стало 45: конкурсов, фестивалей и олимпиад по искусству. Это составило 20% от общего количества конкурсов, включенных в Перечень [5].

Определение количественного соотношения мероприятий по разным видам искусства показало превалирование различных форматов по музыке над другими видами искусства. Например, в Перечень 2017/18 учебного года включено 10 конкурсных мероприятий, которые можно соотнести с изобразительным искусством (дизайн, декоративно прикладное искусство, рисунок) и 28 мероприятий из области музыкального искусства.

Аналогичная пропорция сохраняется и в перечне 2018/19 учебного года. Из 45 мероприятий по направлению «Искусство», включенных в Перечень, количество музыкальных конкурсов остается на том же уровне, а конкурсов по изобразительному искусству уменьшается. Соотнесение конкурсных мероприятий с видами искусства выглядит следующим образом:

  • музыка        28;
  • изобразительное искусство    6;
  • дизайн         3;
  • театр           3;
  • хореография        1.

Наглядно это представлено на диаграмме, показывающей количество конкурсов по каждому виду искусства.

Анализ конкурсных мероприятий Перечня за 2019/20 подтверждает относительно стабильное количество мероприятий в области «Искусство» из года в год. В очередном Перечне их 43. Ожидаемо наибольшее количество мероприятий заявлено в области музыкального искусства – 23. Немного увеличилось количество мероприятий по изобразительному искусству – 14. В основном это различные форматы конкурсов: смотры-конкурсы, конкурсы, фестивали-конкурсы. Они решают преимущественно задачи предпрофессионального и профессионального отбора. Как правило в них участвуют те, кто уже определился с профессиональным выбором. Также в Перечни включено небольшое количество конкурсов, которые можно отнести к общеразвивающим. Это конкурсы, участники которых вдохновлены музыкальным искусством на уровне увлеченности и не предполагают дальнейшей профессионализации в этой сфере. Их целевая группа участников – обучающиеся общеобразовательных организаций. В анализируемых Перечнях таких конкурсов практически нет. Впервые конкурсное мероприятие это типа появляются в Перечне 2018/19 учебного года год – «Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества «Хоровод традиций-2020». В проекте Перечня 2019/20 к нему добавляется III Всероссийский фестиваль «Диалог искусств» участниками которого являются обучающиеся общеобразовательных школ, которые изучают музыку на внеурочных занятиях.

ОБСУЖДЕНИЕ

Главный признак, который объединяет конкурсы, фестивали и олимпиады – это соотнесение с неформальным образованием. О.В. Ройтблат определил следующие характеристики неформального образования: гибкость, мобильность, свобода использования форм и программ [15]. Мишунин И.В. дополняет характеристику неформального образования еще двумя признаками: выбор и свобода [8]. Именно эти свойства неформального образования присущи различным форматам конкурсных мероприятий, так как участники выбирают их, руководствуясь своими интересами и потребностями, с учетом места проведения и времени, уровня подготовки и направленности, то есть позволяют конструировать свою практико-ориентированную деятельность. Именно неформальное образование – это та среда, в которой растущая личность может самореализовываться, находить стимулы для развития, утверждаться в выбранной сфере, поэтому наиболее полно удовлетворяет образовательные потребности, как самой личности, так и общества в целом [2; 4].

Фактически можно говорить о конкурсных мероприятиях как персонифицированной среде, призванной выкристаллизовать интеллектуально-творческие способности в разных сферах деятельности человека, в том числе и в искусстве [5; 6]. Выбор формата конкурсного мероприятия зависит от цели, которую ставит перед собой участник. Наиболее распространенным форматом являются конкурсы, в основе которых лежит соревновательный момент с целью выявления наиболее достойного в конкретной области деятельности, например, исполнителя или автора произведения. Анализ положений конкурсных мероприятий позволил выявить несколько признаков, характеризующих этот формат [3].

Важнейшим признаком конкурса можно указать наличие качественной или количественной экспертной оценки, позволяющей выявить победителя и призеров на основе рейтинговой оценки. Как правило оценивание проводится на основе следующих принципов: открытость и публичность, коллегиальность и рефлексивность. Смыл этих принципов очевиден: результаты конкурса находятся в открытом доступе, складываются из оценок всех членов жюри, которое опирается в оценке на свой опыт деятельности в данной сфере. Выявляется еще один аспект участия в конкурсе: соотнесение своих результатов с результатами других участников, что в идеале мотивирует субъекта к дальнейшему развитию.  Конкурс, с одной стороны, предоставляет возможность участнику проявить свои возможности, а с другой стороны, строго регламентирует его деятельность в рамках, установленных правилами конкурса. На эту бинарную оппозицию указывает в своем исследовании Афанасьева И.В. [1].

Еще одной характеристикой конкурса является его профильность. Как правило конкурсы проводятся по конкретному виду искусства: музыкальный, театральный, балетный, рисунка, то есть имеют предметное содержание. Это позволяет использовать конкурсы как инструмент выявления лучшего в определенной сфере деятельности, что широко используется в творческих образовательных организациях, в системе дополнительного образования детей.

Другим популярным форматом проведения мероприятий является фестиваль. Это творческое событие в формате представления достижений в сфере различных видов искусства: музыкального, театрального, исполнительского, эстрадного, циркового или киноискусства. Сущность понятия определяется его этимологий, берущей начало от латинского слова festivus – праздничный. В толковом словаре слово фестиваль описывается как «широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства» [9].

Традиционно фестиваль – это яркое массовое празднество, в котором участвует много творческих коллективов или участников, представляющих свое творчество в разных видах искусства. В исследовании Резниковой Е.И. художественный фестиваль рассматривается как диалог искусств, который проходит в разных формах: концерты, выставки, мастер-классы и т.д. [14]. Фестивали, считает Мельник М.А. – это возможность развития межкультурной коммуникации, площадка для обмена опытом, создания новых творческих продуктов и, следовательно, условие для личностного становления участников фестивалей [7].

Со временем формат фестиваля, как многопрофильного мероприятия, распространился и на другие сферы: технику, науку, спорт. Например, «Большой всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья» проводится как по нескольким традиционным направлениям творчества: театральному, исполнительскому (вокальному, включая жестовое пение и инструментальному), хореографическому, декоративно-прикладному, кино и анимации, так и совершенно новым направлениям технологий, сочетающим информационные технологии с традиционными видами художественной деятельности: гейм-дизайн, гейм-дейв, саунд-дизайн, нарративный дизайн. Принцип организации творческих фестивалей оказался успешным и для научных мероприятий. Всероссийский фестиваль NAUKA0+ объединил в себе свыше 2000 разнообразных мероприятий: выставки, публичные лекции, эспериментариумы, конкурсы, научные дискуссии и многое другое.

В отличие от формата конкурса, фестиваль, как правило, имеет многопрофильную структуру (разные виды искусства, разные научные отрасли) и не предполагает рейтинговой оценки результатов. Вместе с тем, усиливающаяся тенденция к составлению разнообразных рейтингов принуждает потенциальных участников выбирать только те конкурсные мероприятия, которые позволяют получить рейтинговые баллы. Это обстоятельство заставляет организаторов соединять форматы, которые изначально имеют различную целевую установку: выявление лучшего участника в конкурсе и демонстрация творческих достижений в фестивале. В результате появился гибридный формат мероприятия – фестиваль-конкурс, в котором соревновательная составляющая выходит на первый план, тем самым нарушается основополагающий принцип фестивального движения – свободный обмен творческим опытом.

Иные задачи решает олимпиада – предметное интеллектуальное состязание, требующее от участников глубоких знаний в области изучаемой дисциплины. Отличительной чертой олимпиады является мотивирующий фактор, основанный на интересе к предмету, который определяет вектор дальнейшего развития, как правило, в направлении профессионального самоопределения. Важной характеристикой олимпиады является соревновательность, как мотивационный признак активизации самостоятельной познавательной деятельности. Если в недавнем прошлом олимпиады проводились лишь для школьников преимущественно средней школы, то в современной образовательной практике они получили распространение на всех уровнях общего и высшего образования, решая разные целевые задачи. Если олимпиады для школьников – это способ выявления способных и одаренных детей, мотивированных к саморазвитию, то на уровне высшего образования – это проверка сформированности профессиональных компетенций. В настоящее время у олимпиад появилась еще одна функция – предпрофильный отбор абитуриентов к поступлению в образовательную организацию высшего образования, а в музыкальном образовании и для поступления в организацию среднего профессионального образования. Это подтверждается количеством олимпиад, которые проводят музыкальные колледжи. Экспертиза положений позволила выявить, что олимпиады могут быть нескольких видов: многопрофильные, по комплексу предметов, по конкретному предмету.

ВЫВОДЫ

Анализ конкурсных мероприятий по направлению «Искусство» позволил определить:

– количественное соотношение конкурсов по разным видам искусства;

– качественную характеристику разных форматов мероприятий (конкурс, фестиваль, олимпиада) и выявить их особенности (конкурсы – профильное соревнование на основе качественной или количественной балльно-рейтинговой экспертной оценки, позволяющей выявить победителя и призеров; фестивали – многопрофильное мероприятие, демонстрирующее творческие достижения коллективов в разных видах искусств; олимпиады – предпрофессиональный отбор на основе проверки сформированности знаний по предмету);

– целеполагание конкурса (общеобразовательные, предпрофессиональные и профессиональные), что позволит участникам делать адресный выбор. 

БЛАГОДАРНОСТИ

Автор выражает благодарность коллегам, принимавшим участие в проведении экспертизы конкурсных мероприятий:

Елене Стояновой Медковой, кандидату педагогических наук, методисту по научной деятельности ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»;

Веронике Викторовне Комлевой, кандидату педагогических наук, старшему научному сотруднику ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»;

Людмиле Михайловне Некрасовой, кандидату педагогических наук, старшему научному сотруднику ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Афанасьева, И.В. Художественный конкурс как средство актуализации процесса становления субъекта культуры: дис. … канд. культурологии. – Кемерово, 2011. – 181 с.
  2. Загладина, Х.Т. Неформальное образование в современном искусстве – институт социализации подростков и молодежи [Текст] / Х.Т. Загладина // Образовательная политика. – 2010. – № 9–10. – С. 47–48.
  3. Комлева, В.В. Критерии оценки олимпиад и конкурсных мероприятий. [Электронный ресурс] / В.В Комлева // Педагогика искусства. – 2019. – № 3. – С.144-152. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/144-152.pdf. (дата обращения: 11.11.2019).
  4. Краснощеков, В.В. Проблемы содержания типов образования согласно международной классификации ЮНЕСКО [Текст] / В.В. Краснощеков // Актуальные вопросы международного сотрудничества в образовании. – СПб: Изд-во СпБПУ Петра Великого, 2017. – С. 17 – 35.
  5. Кузнецова, В.В. Тенденции развития конкурсов в области народного творчества [Текст] / В.В. Кузнецова // Гуманитарное пространство. – 2019. – Т.8. –№ 8. – С.1076 – 1083.
  6. Медкова, Е.С. Художественное образование в России и конкурсное движение. [Текст] / Е.С. Медкова //Международная научно-практическая конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху-2019» (International conference“EducationEnvironmentfortheInformationAge-2019”) (EEIA–2019): сборник научных трудов / под ред. С.В. Ивановой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». – 2019 – 1378 с. – С.519-534. – URL: http://www.instrao.ru/images/Izdaniya/EEIA_2019.pdf (дата обращения: 11.11.2019).
  7. Мельник, М.А. Социально-культурные условия развития межкультурных коммуникаций участников военно-музыкальных фестивалей: дис ... канд.  пед.  наук. – Москва, 2017. – 198 с.
  8. Мишунин, И.В. Неформальное образование или гуманистический подход в системе образования [Текст] / И.В. Мишунин / /XXVII Ершовские чтения: сб. науч. ст. Всероссийской научно-практической конференции. – Тюм.: Изд-во филиал ФГБОУ ВО ТюмГУ, 2017. – С. 130 –133.
  9. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: АСТ, 2012. – С.824.
  10. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» с изм. и доп. от 6 мая 2016 г., 24 июня, 5 декабря 2017 г., 3 ноября 2018 г., 23 мая, 15 ноября 2019 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/71251462/ (дата обращения: 22.11.2019).
  11. Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2016 N 645 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно - исследовательской), творческой, физкультурно - спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2016/17 учебный год» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.06.2016 N 42582) [Электронный ресурс]. – URL: https://minjust.consultant.ru/documents/19708?items=1&page=14 (дата обращения: 22.11.2019).
  12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 октября 2017 г. N 1002 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2017/18 учебный год» (с изменениями и дополнениями  от 28 декабря 2017 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/71792614/ (дата обращения: 22.11.2019).
  13. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 197 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно - исследовательской), инженерно - технической, изобретательской, творческой, физкультурно - спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2018/19 учебный год» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.11.2018 N 52751) [Электронный ресурс]. – URL: https://minjust.consultant.ru/documents/41026 (дата обращения: 22.11.2019).
  14. Резникова, Е.И. Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство: дис. ... канд. Искусствоведения. – Санкт-Петербург, 2006. – 186 с.
  15. Ройтблат, О.В. Неформальное образование – современный тренд в обеспечении непрерывного образования [Текст] / О.В. Ройтблат // Специфика педагогического образования в регионах России. – 2016. – № 1 (9). – С. 35 – 36.