Аннотация:
Пандемия COVID-19 продиктовала ВУЗам необходимость реализации дисциплин, в том числе и проектных, в дистанционном формате, вследствие чего возникло явление удаленного общения преподавателя со студентами с использованием цифровых образовательных онлайн-технологий. Цель данной статьи – проанализировать итоги дистанционного преподавания дисциплины «Основы декоративной дендрологии», обобщить полученный опыт, выявить положительные и отрицательные стороны обучения такого формата по направлению 54.03.01 Дизайн, профиль Средовой дизайн.
В статье подробно описывается механизм взаимодействия со студентами при помощи платформы ЭОС (Электронной образовательной среды) Московского государственного областного университета, приводятся конкретные примеры заполнения тем курса одной из дисциплин.
Мировая пандемия коронавируса COVID-19 кардинально повлияла на систему высшего образования всех стран, спровоцировала сдвиг в сторону онлайн-обручения. В сложившийся со временем и уже привычный всем нам очный формат обучения вошло новое понятие - дистанционное образование. С другой стороны, началось развитие онлайн-коммуникаций и создание ресурсов для дистанционного образования, который предоставил широкий спектр возможностей и перспектив для изменения и совершенствования образовательных систем, оказавшихся в нестандартной ситуации.
Обратимся к механизму процесса: дистанционный формат обучения - это полная загрузка материалов дисциплины в сеть интернет и реализация ее на соответствующих электронных платформах. Для того, чтобы эффективно использовать возможности данного способа обучения, необходимо выделить те структурные элементы внутри дисциплины, которые можно проводить в онлайн-формате. В зависимости от наполнения дисциплины, электронный формат преподавания может включать в себя текстовые документы для ознакомления студентов, видеолекции, презентации, гиперссылки на материалы в интернете.
Для реализации проектных дисциплин в дистанционном формате, а именно о них пойдет речь, в содержании материала необходимо выделить теоретические основы и темы, имеющие точные критерии оценивания, подходящие для тестирования, не требующие постоянного консультирования обучающегося педагогом. При этом, в результате освоения любой дисциплины у обучающихся должны быть сформированы компетенции, предусмотренные действующим ФГОС ВО [1].
В Московском государственном областном университете наибольшую сложность реализации в дистанционном формате представляют дисциплины художественно-эстетического цикла, которые достаточно непросто адаптировать к режиму онлайн-технологий. В требованиях ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн, утвержденного приказом Минобрнауки России от 11.08.16, № 1004, указывается, что «реализация части (частей) образовательной программы, направленная (направленных) на подготовку к творческой деятельности, а также государственной итоговой аттестации, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [5]. Но, в сложившейся ситуации - критических условиях пандемии, целый ряд творческих дисциплин вариативной части учебного плана, составленного на основании требований данного ФГОС ВО, удалось почти безболезненно адаптировать к успешному изучению в формате онлайн.
Более подробно положительный опыт работы в данном формате можно раскрыть на примере обучения по дисциплине «Основы декоративной дендрологии», входящей в вариативную часть блока 1 дисциплин (модулей) и являющейся обязательной для изучения студентами направления подготовки 54.03.01 Дизайн, профиль Средовой дизайн, МГОУ.
Целью освоения дисциплины «Основы декоративной дендрологии» является формирование личности специалиста, владеющего знаниями об ассортименте древесно-кустарниковой растительности, составлении из него декоративных композиций в процессе учебного и дипломного проектирований и в практической деятельности. Формируемая компетенция ПК-6 рассматривается как способность обучающегося применять на практике современные технологии, требуемые при реализации дизайн-проекта.
Чтобы было более полное представление о характере и особенностях новых дистанционных форм работы, следует раскрыть все направления данного процесса. Составляющим дисциплины «Основы декоративной дендрологии» является процесс изучения декоративных качеств древесной и кустарниковой растительности, в том числе особенностей их объединения в группы. На занятиях происходит знакомство с ассортиментом растений, наиболее часто используемых для создания декоративных насаждений в городском и частном озеленении, осваиваются представления о роли древесно-кустарниковой флоры в благоустройстве территорий при садово-парковом строительстве и особенностях видового состава декоративных растений.
Студент, завершивший обучение по данному курсу, обладает знаниями, необходимыми для проведения работ по благоустройству и способен осуществлять проектную деятельность в ландшафте.
Согласно компетенции, предъявляемой к выпускнику, он должен быть готов применять полученные знания для грамотной реализации проектов на территориях, различных, по своему функциональному назначению. Студенты готовятся к профессиональной работе со следующими объектами:
1. объекты ландшафтной архитектуры населенных мест и межселенных территорий;
2. зоны отдыха и лесопарки;
3. микрорайоны, сады, скверы, бульвары;
4. сады на искусственных основаниях.
В результате обучения, выпускник должен уметь выполнять специальные технические чертежи (дендроплан и посадочный чертеж) для составления пакета рабочей документации по объекту озеленения. Общий объем дисциплины составляют три зачетных единицы (108 часов; из них контактная работа (лабораторные занятия) - 72 часа). На самостоятельную работу студентов отводится 24 часа.
Несмотря на прикладной характер данной дисциплины и наличие в учебном плане только лабораторных занятий, при ее изучении обязательно требуются теоретические пояснения. Они необходимы, в первую очередь, в силу отсутствия у студентов первоначальных знаний по данной теме. В процессе обучения в очном формате происходит тесное общение со студентами и оказание консультационной помощи. В условиях дистанционного освоения обучающимися данной дисциплины, структура курса должна была претерпеть существенные изменения. В этом огромную положительную роль сыграло наличие во МГОУ электронной платформы ЭОС (Электронной образовательной среды) и разнообразие технических средств обучения.
С помощью ЭОС удалось не только полностью донести до студентов сущность размещенных в ней дисциплин, но и подробно изложить содержание тем, обозначить задания по каждой теме. Возможности электронной платформы позволили обучающимся прикреплять файлы с выполненными заданиями для оценивания к каждой теме расположенного в ЭОСе курса, а преподавателям осуществлять не только проверку этих работ, но и контролировать посещаемость на учебных занятиях.
Личное общение со студентами в условиях дистанционного обучения происходило через Zoom. Эта программа позволяет проводить онлайн-занятия, организовывать видеоконференции, групповые чаты, аудиозвонки. Программа легко устанавливается на любые носители и не вызывает трудности в работе.
Для наглядности, приведем несколько примеров заполнения изучаемых тем дисциплины «Основы декоративной дендрологии», размещенных автором на соответствующей платформе дисциплины в Электронной образовательной среде МГОУ. Хочется сразу отметить, что она изучается в тесной связи с дисциплиной «Специализация (Ландшафтный дизайн)» и основная часть заданий ориентирована на выполнение студентами проекта малого сада.
Тема 4. Лабораторное занятие. Декоративные особенности древесных растений в ландшафтном проектировании. Формы крон древесных насаждений: естественные и искусственные.
Содержание занятия.
1. Декоративные особенности древесных растений в ландшафтном проектировании. Оценка декоративности древесных растений. Понятие о декоративности. Величина растений и декоративные качества кроны деревьев и кустарников. Форма, плотность, фактура кроны. Форма, величина, фактура, окраска листьев (типичная летняя и осенняя окраска у основных видов, цветные окраски у разновидностей). Время распускания и опадения листьев, листовая мозаика. Декоративные качества цветков (форма, окраска, запах, время и продолжительность цветения). Декоративные качества плодов (форма, величина, окраска, время и продолжительность цветения). Декоративные качества ствола и ветвей: форма ствола, фактура и цвет коры ствола и ветвей, наличие колючек и шипов. Деревья и кустарники с колючками и шипами. Сезонные изменения колорита парка (9 фаз). Оценка декоративности зеленых насаждений. Шкала декоративности.
Задание: изучить теорию по теме.
Текущий контроль знаний. В форум данной темы прикрепить конспект по сезонным изменениям колорита древесно-кустарниковых насаждений на объекте проектирования (малый сад).
2. Формы крон древесных насаждений: естественные и искусственные.
Изучение типовых естественных форм крон. Топиарное искусство. Пальметты.
Задание: изучить формы крон древесных растений. Выполнить презентацию по естественным и искусственным формам крон древесных растений с примерами размещения растений в ландшафте. Минимальный перечень форм крон прилагается.
Ход выполнения: необходимо выполнить презентацию: создать слайды со схемами по каждой из перечисленных естественных форм крон, добавив в нее и другие варианты, проиллюстрировать примерами древесных и кустарниковых растений в ландшафте. Презентацию дополнить слайдами с искусственными формами крон: топиарному искусству и видами пальметт. Документ с минимальным набором естественных форм крон прикреплен к заданию.
Текущий контроль знаний. Во вкладку Задание данной темы прикрепить презентацию по естественным и искусственным формам крон древесных растений.
Также к заданию преподавателем прикрепляются документы: пример слайда для создания презентации и документ с минимальным набором естественных форм крон древесных растений.
Тема 5. Лабораторное занятие. Основные типы композиций из древесных и древесно-кустарниковых растений (чистых и смешанного типа). Виды древесных групп.
Содержание занятия.
1. Основные типы композиций из древесных и древесно-кустарниковых растений (чистых и смешанного типа) Виды древесных групп. Группы однопородные (чистые) и многопородные (смешанные). Группы хвойные и лиственные. Система композиций зеленых насаждений: солитеры; древесные группы; древесные массивы; линейные насаждения; зеленые стены, живые изгороди, бордюры, боскеты; фигурные зеленые композиции; вертикальное озеленение при помощи вьющихся растений.
Задание: изучить теорию по теме. В форум данной темы прикрепить конспект по видам древесных групп на объекте проектирования (малый сад).
2. Примеры композиций из деревьев и кустарников: солитеры; чистые (однопородные) одноярусные и многоярусные группы, смешанные (разнопородные) одноярусные и многоярусные группы из лиственных или хвойных пород. Насаждения, характерные для частного озеленения: рокарий, хвойный садик, сирингарий, розарий, натур-гарден, группа в репрезентативной зоне, место для отдыха и др. Составление композиций различного типа с использованием декоративных деревьев и кустарников с учетом их декоративных свойств, и биологических особенностей.
Задание: изучить теорию по теме. Составить древесно-кустарниковую группу для проекта малого сада из декоративных растений в компьютерной программе с подбором ассортимента и привязкой к конкретной видовой точке.
Ход выполнения: выполнение задания начинаем с изучения теории. Читаем текстовый документ, смотрим каталог питомника Брунс (Bruns Pflanzen) с типовыми древесно-кустарниковыми группами. Подбираем подходящие аналоги из каталога/интернета, составляем свои древесно-кустарниковые группы. Обращаем внимание, что группы могут быть одностороннего, двустороннего, кругового обзора и угловые. При формировании группы учитывается высота используемых растений: любая композиция из древесно-кустарниковых или многолетних растений хорошо смотрится с точки обзора на расстоянии не менее 2-х высот самого высокого растения группы.
Текущий контроль знаний. В форум данной темы прикрепить визуализацию древесно-кустарниковой группы для утверждения. Во вкладку Задание данной темы прикрепить утвержденную визуализацию древесной группы, созданную для конкретного места проекта малого сада, с ассортиментом. Аналоги древесных групп представлены в каталоге Брунса.
Теоретическое содержание курса изложено в «Методических рекомендациях по дисциплине «Основы декоративной дендрологии», полностью имеющихся в ЭОС и фрагментарно (постранично), прикрепленных к каждой теме данного курса.
Несколько слов хочется сказать о текущих и промежуточных результатах освоения студентами данной дисциплины. Текущий контроль знаний осуществляется в течение каждого учебного занятия через постоянно действующие чат и форум со студентами. Более детальный контроль знаний происходит при проверке заданий текущего контроля во вкладке Задание каждой темы. Оценку студент получает после проверки преподавателем выложенных им материалов, которые являются одновременно и заданиями для самостоятельной работы. Баллы за выполненное задание проставляются в ЭОС и сразу становятся доступны студентам.
Промежуточная аттестация по данной дисциплине осуществляется по рейтинговой системе оценки знаний. Формой промежуточной аттестации является экзамен в 4 семестре. На экзамене оценивается итоговое задание, включающее в себя ассортиментную ведомость для конкретного объекта озеленения - проекта малого сада и рабочая документация по проекту: дендроплан и посадочный чертеж.
В качестве выводов, хочется отметить, что условия пандемии форсировали создание условий для введения дистанционных форм обучения, о которых уже давно шли дебаты в сфере образования.
В качестве положительных моментов онлайн-обучения студенты отметили мобильность при использовании современных образовательных технологий, оперативную электронную оценку успеваемости, прозрачность процесса обучения. Наличие всего материала дисциплины в ЭОС, возможность качественно усвоить информацию и выполнить задание, в любой момент написать вопрос преподавателю и получить на него ответ - все это было по достоинству оценено студентами, особенно теми, кто не мог присутствовать на занятиях по состоянию здоровья.
По окончании периода дистанционного обучения, наличие в ЭОСе заданий, возможность прикрепить файл и отправить на проверку выполненную работу, получить баллы за нее и комментарий к заданию - все это прочно вошло в нашу жизнь и продолжает развивать формы взаимодействия преподавателя и студента.
В качестве отрицательных моментов следует выделить: отсутствие личного контакта преподавателя и студента исключает возможность наглядно ознакомиться с ходом работы, моментально указать на ошибки в действиях обучающегося. В итоге, формирование профессиональных компетенций затруднено, так как скорость усвоения материала у многих студентов заметно снижается, и на выполнение заданий требуются более длительные сроки. Кроме этого, многократно возрастает нагрузка на преподавателя, который вынужден подбирать текстовые документы для ознакомления студентов, презентации, записывать видеолекции вместо личного общения.
Время покажет, но скорее всего, частичный переход на онлайн-формат неизбежен. Очень хочется думать, что это пойдет только на пользу отечественной системе образования и не разрушит имеющиеся сейчас достижения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ларионова, Н.Л., Левчик, Л.Д. Методологические подходы к формированию профессиональных компетенций студентов художественных направлений в условиях дистанционного обучения. / Н.Л. Ларионова, Л.Д. Левчик // Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве: сборник материалов Международной научно-практической конференции; под ред. М.В. Климовой и В.А. Мальцевой, Елец 2020. – С. 79-82.
2. Ларионова, Н.Л. Значение учебной практики студентов-бакалавров дизайна для выбора профиля обучения / Н.Л. Ларионова, Л.Д. Левчик // Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве: сборник материалов Международной научно-практической конференции; под ред. М.В. Климовой и В.А. Мальцевой, 2019. – С. 314-316.
3. Львова И.А. Феномен клипового мышления в контексте дизайн-образования. [Текст] / И.А. Львова. // Педагогика искусства. – М.: Институт художественного образования и культурологии РАО, - 2016 - №2. – URL:http://www.art-education.ru/electronic-journal/fenomen-klipovogo-myshleniya-v-kontekste-dizayn-obrazovaniya (Дата обращения: 12.03.2021).
4. Львова, И.А. Стандарт ФГОС 3+ для дизайнеров: краткий анализ / И.А. Львова // Успехи современной науки и образования. – 2017. - № 3. – С. 160-162.
5. ФГОС ВО, бакалавриат, 54.03.01 Дизайн, утвержден приказом МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 11.08.16, № 1004. [Электронный ресурс] - URL: http://fgosvo.ru/news/9/1911. (дата обращения 09.03.2021).