АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скворцова Татьяна Петровна

лаборант лаборатории эстетического развития и психолого-педагогических исследований творческой личности Федерального государственного бюджетного научного учреждения  «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», кандидат педагогических наук

Аннотация: 
В статье рассматриваются арт-педагогические технологии как комплексно-образовательные методы создания, применения и определения процесса взаимодействия участников образовательных отношений в актуализации внутренних ресурсов мотивационно-потребностной сферы творческого самовыражения, обеспечивающие успешное развитие и саморазвитие личности ребенка, родителей и педагога, раскрытие их потенциальных возможностей и оказание психолого-педагогической помощи и поддержки в преодолении возникающих проблем в процессе конструктивной социализации и духовно-нравственного развития. Раскрывается механизм развития креативности с помощью арт-педагогических технологий на основе принципов безоценочного отношения взрослого к потребностям ребенка и их выражению, рефлексии взрослыми переживаний ребенка, воспитания с опорой на родовые ценности семьи.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России

 

В современной системе образования наиболее актуальной является проблема раскрытия творческого потенциала ребенка, даже возрастная граница исследований креативности у детей становится ниже и проникает в дошкольное детство. Происходит это в связи с процессом гуманизации обучения в целом и активном использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка-дошкольника в частности.

Понимая под креативностью творческую направленность личности ребенка, отклоняющуюся от традиционных схем мышления и выражающуюся в способности порождать необычные идеи в решении проблемных ситуаций [5, с. 28], следует учитывать возрастные особенности ребенка, а игровая художественная деятельность является той доступной для дошкольника средой, в которой ребенок может максимально ярко и эффективно проявить искомое качество.

Традиционное восприятие или воспроизведение образцов художественного творчества ребенком, на уровне становления предпрофессиональных навыков рисования, музицирования, сочинительства не всегда приводит к развитию у него креативности, а может оставаться на уровне воспроизведения шаблонных форм реагирования на тот или иной образец искусства, сформированных и переданных ребенку взрослыми. Педагогам и родителям помимо создания развивающей эстетической среды, необходимо так же организовать взаимодействие ребенка с образцами художественного творчества, чтобы активизировать его личный творческий потенциал.

В настоящее время для решения разных проблем образования разрабатываются инновационные арт-педагогические технологии (Л.Д. Лебедева, Н.Ю. Сергеева, С.А. Тяглова), применение же их для развития детей разрабатываются В.П. Анисимовым, Е.В. Тарановой, А.Ю. Сметаниной.

Арт-педагогические технологии – это комплексно-образовательные методы создания, применения и определения процесса взаимодействия участников образовательных отношений в актуализации внутренних ресурсов мотивационно-потребностной сферы творческого самовыражения, обеспечивающие успешное развитие и саморазвитие личности ребенка, родителей и педагога, раскрытие их потенциальных возможностей и оказание психолого-педагогической помощи и поддержки в преодолении возникающих проблем в процессе конструктивной социализации и духовно-нравственного развития.

Арт-педагогические технологии наиболее эффективно выполняют свою функцию саморазвития креативности всех участников образовательного процесса на основе соответствующих арт-педагогических принципов, к которым относятся:

1. Принцип безоценочности взрослого к потребностям ребенка и их выражению. Этот принцип работы обусловлен способностью взрослого к описательной характеристике своих эмпатийных переживаний в процессе выражения ребенком своих потребностей, а также позиционирования своего педагогического намерения искать способы их удовлетворения. Это способствует обеспечению эмоционально комфортных условий удовлетворения базовой психологической потребности ребенка в чувстве защищенности, что является основой свободного творческого самовыражения ребенка.

2. Принцип рефлексии взрослыми переживаний ребенка как основы развития своей и его эмоциональной отзывчивости и понимания потребностей окружающих. Данный принцип включает помощь взрослого в вербализации переживаний и потребностей ребенка способствует укреплению детско-взрослой взаимности и авторитетности родителя и\или педагога.

3. Принцип воспитания с опорой на родовые ценности семьи. Воспитательный процесс, прежде всего, осуществляется в семье, поэтому педагогу важно заботится о социализации ребенка на основе сохранения и развития ценностных ориентаций семьи в соотношении с ценностными ориентациями окружающих с помощью главного педагогического «инструментария» – эмоционально-отзывчивой позиции, раскрывающей внутренние условия формирования человеческого в человеке – нравственности как механизма конструктивной социализации ребенка [1,  102 - 103].

Основываясь на данных принципах педагоги и родители создают безопасную эстетическую среду, в которой развивается креативность детей, при непосредственном арт-педагогическом сопровождении, усвоении технологии ценностно-смыслового самоуправления (А.В. Курбатов), что и составляет содержание арт-педагогических технологий развития креативности детей.

В основе арт-педагогических технологий лежат личностно-ориентированный (учет возрастных и психологических возможностей и потребностей субъектов образовательного процесса), аксиологический (технология ценностно-смыслового самоуправления), антропологический (учет целостности в развитии личности и гармоничном соотношении ее частей), контекстный (предполагает проявление способности взрослых участников образовательного процесса к компетентной интерпретации проявляемых потребностей ребенком), полихудожественный (предполагает использование всех существующих способов художественно-творческой деятельности в развитии креативности детей дошкольного возраста) подходы, а так же концепция драмогерменевтики (использование театральных технологий позволяет определить специфику сложившейся ситуации, содержание деятельности, последовательность целей, и полученный результат) [1,  97-98].

Логика построения арт-педагогических технологий включает в себя три этапа.

Первый – экспозиционно-диагностический – на данном этапе актуализируется и выясняется степень развития эмоциональной отзывчивости субъекта образовательного процесса, его готовности и способности к рефлексии как внутреннему условию нравственного проявления личности в творчестве, особенности «слабых» сторон его личности, требующие педагогическую помощь и психолого-педагогическое сопровождение.

Второй – образно-символический – на данном этапе обеспечиваются условия для самостоятельного проживания воспроизводимых ребенком (педагогом и/или родителем) актуальных образов в форме тех или иных средств художественной экспрессии или воспринимаемых художественных произведений как проекции своих актуальных состояний. Это позволяет всем участникам образовательного процесса в психологически комфортных условиях моделировать решение личностно значимых задач в образно-символической форме выражения.

Третий – рефлексивно-ценностный – на данном этапе решается задача осознания индивидом своих эмоционально-невербальных действий на предыдущем этапе и их вербального оформления, а также непосредственная адаптация новых способов нравственных отношений к традиционным установкам, внутреннее согласование этих противоречий и их преобразование. Так формируется опыт креативного решения противоречивых ситуаций взаимодействия, решения творческих задач и т.п. [2].

Управляемость арт-педагогическими технологиями обеспечивается предварительной психолого-педагогической диагностикой и педагогическим наблюдением процессуальных характеристик творчества детей (Г.А. Урунтаева), которые они проявляют в игровой деятельности: инициатива в возникновении замысла игры, развитие замысла по ходу игры, инициатива ребенка в выборе игровых заместителей реальных предметов; и сравнение результатов самостоятельного творчества ребенка (Е.С. Белова) [3]. Вариативность разработанных методик диагностики креативности детей позволяет выбирать удобные и доступные методы исследования для педагогов и родителей, но не отменяет вопроса быстрой, качественной и универсальной диагностики креативности дошкольников, который пока остается открытым.

Эффективность арт-педагогических технологий обеспечивает решение следующих задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: о сохранении и поддержке индивидуальности ребенка, развития его индивидуальных способностей и творческого потенциала, формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; а так же обеспечивают возможность формирования образовательных программ с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников [7]. Арт-педагогические технологии могут органично вписываться в любую структуру занятия, так как не предполагают специального материально-технического обеспечения, а основываются на переосмыслении подхода к организации игровой деятельности детей и выстраивании конструктивного педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса.

Применение арт-педагогических технологий возможно так же в школьных образовательных организациях, в дополнительном образовании, при подготовке и переподготовке педагогов, за счет универсальности и оптимальности затрат на усвоение и применение данного вида технологий.

Следует особо отметить готовность педагогов внедрять арт-педагогические технологии в процесс обучения детей дошкольного возраста. При подготовке и переподготовке у педагогов необходимо сформировать умение планировать и корректировать образовательные задачи с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка; умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка; владение методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить степень сформированности у детей необходимых интегративных качеств [4]. Признаками сформированности данных компетенций являются:

– владение теоретическими основами инновационных подходов в образовании;

– организаторские, коммуникативные, аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения;

– готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, готовность к саморазвитию [6].

Универсальный алгоритм арт-педагогических технологий развития креативности детей состоит из следующих этапов:

1) применение средств художественной выразительности (изобразительной, музыкальной, танцевально-двигательной, сказкотворческой деятельности) для актуализации индивидуально значимых зон переживаний ребенка и эмпатийное пристраивание взрослых (педагогов и родителей) к актуальному состоянию ребенка для создания доверительных, эмоционально теплых межличностных отношений, в которых возможно максимальное творческое проявление;

2) обеспечение родителем совместно с педагогом психологически комфортных условий искреннего проявления ребенком своих переживаний и осознание взрослыми и вербализация ими эмоций, чувств, переживаний и потребностей ребенка;

3) совместный с ребенком поиск способов действий удовлетворения актуальных его потребностей, согласующийся с потребностями окружающих (именно на данном этапе будет активизироваться процесс поиска необычных решений реализации актуальных потребностей ребенка им самим, а не использование уже готовых, предложенных педагогом или родителями способов);

4) оказание взрослыми (педагогом и родителем) помощи в реализации потребностей ребенка сначала в искусственных (творческая деятельность), а затем и в естественных условиях его жизнедеятельности.

Таким образом, арт-педагогические технологии обладают всеми качествами педагогических технологий, органично вписываются в их структуру и позволяют эффективно развивать креативность детей дошкольного возраста в определенном алгоритме на основе арт-педагогических принципов.

 

1.Анисимов В.П., Скворцова Т.П. Арт-педагогическая профилактика негативизма детей: монография. – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2017.

2.Анисимов, В.П. Арт-педагогика нравственности: Монография / В.П. Анисимов. – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2010.

3.Лубовский Д.В. Диагностика креативности дошкольников: современное состояние и перспективы развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/1183/psyedu_2004_n3_Lubovskij.pdf

4.Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/3071/file/1734/12.02.15-%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0_%28%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%29.pdf

5.Тезаурус основных понятий в сфере гуманитаризации образования/ ФГНУ «Институт художественного образования» РАО; [сост. Е.П. Олесина, Л.Г. Савенкова]. – М.: Интеллект-центр, 2014.

6.Тяглова С.А. Творческая технология арт-педагогического подхода в подготовке учителя // Педагогический журнал. 2015. № 6. С. 66-82.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf