Педагогами и психологами давно признан и доказан тот факт, что наличие мотивации к обучению является источником активности и успешности школьников, мерилом результативности образовательного процесса. Формирование интереса к учебному процессу является одной из важнейших задач современного образования [4]. На сегодняшний день создан довольно обширный набор методов, форм и приёмов развития учебной мотивации, каждый из которых имеет свои особенности. Изучением мотивационной сферы учебной деятельности занимались такие исследователи как Н. Г. Морозова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Левитов, Д. Б. Эльконин и другие [3]. Взгляды большинства из них сходятся на том, что одним из ключевых моментов в успешной реализации поставленных педагогических задач является наличие у школьников интереса к изучаемому предмету и процессу обучения.
Практика показывает, что популярность учебного предмета среди школьников средних классов зависит от лёгкости его восприятия. Иными словами, детям больше нравятся те предметы, изучение которых даётся им с наименьшими усилиями. Таким образом, мы приходим к педагогическому противоречию: объём необходимых дополнительных усилий для освоения «трудного» предмета обратно пропорционален желанию ученика прилагать эти усилия. Каким же образом можно создать у школьников мотивацию к преодолению трудностей? Логично начать поиск ответа на этот вопрос с определения «трудных» и «лёгких», по мнению учащихся, предметов.
С целью научной проверки практических наблюдений, нами был спланирован констатирующий педагогический эксперимент, направленный на выявление заинтересованности учеников 5-9 классов в изучении дисциплин гуманитарного цикла: русского языка, литературы, истории, искусства. Площадкой для проведения исследования стала МБОУ СОШ № 119 города Казани. Эксперимент проводился в привычной для детей среде без отрыва от учебного процесса. На первом этапе был проведен сплошной письменный опрос (анкетирование) учащихся. В нём приняли участие 200 школьников и преподаватели. Включение в выборку именно учащихся средних классов объясняется тем, что подростковый возраст 11 – 14 лет является сензитивным периодом для интеллектуального развития [1], следовательно, именно в этот период полноценное включение в учебный процесс является наиболее важным. Для выяснения мнения учащихся по исследуемому вопросу нами был разработан опросный лист, включивший в себя пять утверждений:
мне нравится этот предмет;
я легко понимаю новые темы;
я хотел бы посещать дополнительные занятия по этому предмету;
я стараюсь получить больше знаний по этому предмету вне школы;
это интересный урок.
Учащимся предлагалось оценить степень своего согласия с тем или иным утверждением применительно к каждому из четырёх учебных предметов по десятибалльной шкале. В результате обработки полученных сведений нам удалось получить результаты, демонстрирующие степень популярности учебного предмета среди школьников и уровень заинтересованности в нём [2]. Статистика показала, что на потяжении 5-8 классов искусство является наиболее популярным из четырёх предложенных предметов гуманитарного цикла. К 9 классу оно сдаёт свои позиции, что обусловлено, по словам учащихся, необходимостью в подготовке к ГИА. В качестве самого «трудного» предмета большинство учеников назвало историю.
В чём же заключена причина такой высокой популярности уроков искусства? Исходя из полученных данных, можно заключить, что им импонирует учебная деятельность в рамках этой дисциплины. Следует отметить, что основным видом деятельности на уроках искусства является рисование – один из основных инструментов артпедагогики. Следовательно, если эта педагогическая технология настолько популярна среди учеников, можно выдвинуть гипотезу о том, что артпедагогика может быть не менее эффективным средством формирования устойчивого интереса и мотивации к изучению и других гуманитарных дисциплин: русского языка, литературы и истории.
Объектом дальнейшего исследования была выбрана история, как дисциплина, пользующаяся по результатам опроса наименьшей популярностью. Нами был разработан комплекс арт-уроков по истории, включающих в себя приёмы театрализации, имитационного моделирования, заочных путешествий, предметного рисования, учебных игр. Экспериментальные уроки в рамках пилотного исследования велись в течении месяца в параллели пятых классов. В 5 «А» классе уроки велись по традиционной программе, в 5 «Б» классе – по экспериментальной.
В качестве средства мониторинга использовался анонимный письменный опрос. Контрольные замеры проводились с интервалом в 1 месяц. Результаты статистической обработки данных можно видеть в таблице (см. таблицу в полном тексте статьи)
Повышение процентных показателей в 5 «Б» классе по пунктам 1 и 5 говорит о росте популярности изучаемой дисциплины среди учеников; по пунктам 3 и 4 – об активизации интереса к внеурочной деятельности по предмету; по пункту 2 – о более эффективном восприятии нового материала. Данные, собранные в 5 «А» классе продемонстрировали диаметрально противоположные результаты, выраженные ухудшением процентных показателей по всем пяти пунктам.
Полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу в отношении истории и дали импульс для дальнейшей работы в данном направлении. В эксперимент были включены ученики шестой и седьмой параллели. Алгоритм исследования сохранился: в 6 «А» и 7 «А» классах уроки велись по традиционной системе, в 6 «Б» и 7 «Б» классах – по экспериментальной. Представленные в таблице результаты наглядно демонстрируют прогресс в 6 и 7 «Б» классах и регресс в 6 и 7 «А» классах по всем трём точкам интереса исследования. Этими точками являются популярность изучаемого предмета среди школьников (№1,5), наличие стремления к самообразованию и внеурочной деятельности по предмету (№ 3,4), отношение к новому материалу (№2).
Полученные данные ещё раз подкрепляют верность выдвинутой гипотезы. С целью дополнительной проверки объективности полученных результатов, автором был произведён анализ школьной документации и проведено обсуждение с коллегами. В ходе педсовета задействованные в исследовании учителя – предметники дали ему положительную оценку и отметили повышение отдачи от учеников экспериментальных классов в ходе уроков. Анализ сводной ведомости электронного журнала также продемонстрировал повышение процента качества обученности учащихся. Следовательно, результаты проведённого педагогического эксперимента позволяют сделать ряд выводов:
артпедагогика является эффективным средством формирования интереса, а следовательно и мотивации к изучению учебного предмета, позволяет ученику прийти к позитивной концепции «чем сложнее – тем интереснее»;
артпедагогика является универсальным средством и применима в контексте разных гуманитарных дисциплин;
универсальный инструментарий артпедагогики мало изучен и нуждается в дальнейшей разработке и конкретизации [5].
В заключение хочется отметить, что описанный в статье эксперимент нельзя считать оконченным. В частности, автора интересует проверка устойчивости полученных результатов с течением времени. Планируется продолжить наблюдение над классами, вовлечёнными в эксперимент и проведение контрольных срезов по истечении следующего учебного года. Кроме того, ведётся работа над планами арт-уроков русского языка и литературы, также требующими экспериментальной проверки.
ЛИТЕРАТУРА
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/ Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248с.
Депутатова А.П. Выявление уровня познавательной активности школьников средних классов на уроках гуманитарного цикла. По результатам исследования//Наука современности – 2015: сборник материалов международной научной конференции. Россия, г. Москва, 29-30 января 2015 г. [Электронный ресурс].– Киров: МЦНИП, 2015. –С. 394-401. URL: http://eee-science.ru/course/view.php?id=72
Паншиева К.А., Щелина С.О. Формирование интереса к учебной деятельности//Молодой учёный.-2016.-№2.-С.825-858.
Савенкова Л.Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества / Л.Г. Савенкова // Педагогика : научно-теоретический журнал / Ред. В.П. Борисенков, А.Я. Данилюк. – 2006. – №5 2006. – с. 17-23.
Школяр Л.В., Курбатова Н.В. Ключевые тенденции современного преподавания искусства: проблемы и перспективы//Пространство и время.-2013.-№3(13).-С.76-78.