Главной особенностью модернизации системы образования сегодня становится переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Необходимость этого перехода основывается на актуальности объединения усилий государства и общественности в решении проблем образования в современных социокультурных условиях. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что создаются общественные организации учителей – специалистов в какой-либо предметной области. Создание подобных организаций создает предпосылки для создания атмосферы активного научно-методического поиска и обмена профессиональным опытом.
В настоящее время общество приходит к пониманию того, что педагогическое общественное объединение — это мощная организация, способствующая профессиональному росту, эффективному социальному партнерству, взаимопониманию в решении актуальных проблем. Здесь всегда необходимо и важно чувствовать мнения, настроения и потребности не только учительского сословия, которое оно призвано защищать, но также и тех людей, для которых работают педагоги, учащиеся и их родители. Несомненная важность объединения в общественную организацию учителей предметной области «Искусство» сегодня подтверждается созданием и активной работой различных ассоциаций: региональных, городских, окружных.
Искусство как особая форма художественного познания, эстетического освоения мира и творческого самовыражения человека с древнейших пор является универсальным средством социализации детей и молодежи, осмысления действительности через художественные образы, способом творческого самовыражения, интегрирующим все виды духовной деятельности человека, а также основой формирования художественных и эстетических потребностей личности. Потенциал искусства обусловливает особое внимание к художественному образованию в современной культуре.
Однако следует констатировать тот факт, что уровень преподавания музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры в общеобразовательных организациях не достаточно высок, по этой причине не достигаются предметные, личностные и метапредметные результаты обучения. Среди проблем кадрового характера в предметной области «Искусство» можно назвать следующие:
• невысокая заинтересованность выпускников вузов в работе учителем предметной области «Искусство» в образовательных организациях, что определяется недостаточным количеством учебной нагрузки и зачастую компенсируется за счет дополнительного образования, которое не является обязательной формой обучения;
• в общеобразовательных организациях уроки искусства часто ведут специалисты не по профилю «Искусство», то есть учителя других специальностей, которые не имеют навыков художественной деятельности (игра на музыкальном инструменте, рисование, живопись и др.), а также не владеют специальными методиками образования в области искусства;
• низкая результативность инноваций в преподавании предметов «Искусства» в условиях предельно ограниченного учебного времени, отводимого на эти предметы.
Одной из форм решения кадровых проблем является организация Межрегиональной ассоциации учителей предметной области «Искусство», которая может консолидировать профессиональное сообщество, общественность и государственные структуры. Этот фактор подтверждается результатами работы уже существующих объединений учителей искусства.
Так Ассоциация учителей образовательной области «Искусство» (в рамках Единой Независимой Ассоциации Педагогов города Москвы) [2] подчеркивает в своих документах, что деятельность педагогического сообщества способствует:
повышению значимости и роли профессионального образования в области искусства в системе общего образования;
содействию в совершенствовании и развитии системы профессионального образования в области искусства;
пропаганде эстетического воспитания детей и молодежи;
обеспечению связей с общественностью, творческими организациями в сфере искусства и культуры;
совместному определению путей решения проблем современного художественно-эстетического образования в общеобразовательных учреждениях города Москвы;
созданию условий для профессионального общения педагогов с целью повышения их профессиональной компетентности;
выявлению актуальных педагогических проблем и поиску путей их решения;
организации и проведению мероприятий, конкурсов и олимпиад для учителей образовательной области «Искусство» и учащихся;
экспертизе мониторингов и проведению диагностики уровня обучения школьников, а также конкурсам профессионального мастерства;
экспертной работе по сопровождению процесса аттестации учителей искусства;
сотрудничеству с ведущими научными институтами и учреждениями повышения квалификации учителей искусства, российскими и издательствами, региональными и всероссийскими предметными ассоциациями учителей.
Региональная Ассоциация учителей предметной области «Искусство» г. Ульяновска [3] определяет цель своей деятельности как создание условий для профессионального общения педагогов, повышения профессиональной компетентности педагогов, распространения передового педагогического опыта, выявления и поиска путей решения актуальных педагогических проблем, позитивное решение которых будет способствовать развитию образовательной системы Ульяновской области, в соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации, Программой развития отрасли, целевыми областными программами.
В плане работы Ассоциации учителей предметной области «Искусство» г. Челябинска [4] важная роль отводится информационно-коррекционной деятельности по планированию областных конкурсов, позволяющих участникам:
- учителям основного и дополнительного образования, планировать участие в областных, региональных, всероссийских и международных конкурсах;
- будущим абитуриентам, получить льготы при поступлении в учебные заведения с эстетической направленностью, при условии победы во всероссийских олимпиадах и конкурсах.
Ассоциация школьных учителей искусства г. Нижнего Новгорода [5] имеет большую копилку методических материалов, в том числе и электронных ресурсов.
Ассоциация учителей предметной области «Искусство» г. Екатеринбурга [6] работает над одной методической темой «Освоение содержания новых образовательных стандартов как условие повышения профессиональной компетентности педагога в реализации формирования универсальных учебных действий учащихся». Педагоги ставят перед своим сообществом четкую цель - создание условий, направленных на совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования инновационных образовательных технологий.
Общественное объединение «Ассоциация педагогических работников города Чебоксары «XXI век» Педагогическое сообщество учителей изобразительного искусства» [7] ставит перед собой, в первую очередь, задачи обмена методическим опытом: знакомство с тенденциями развития урока и дополнительных форм учебной работы по изобразительному искусству; показом возможностей личностного развития педагога.
Ассоциация учителей и преподавателей изобразительного искусства Московской области [8] определяет не просто цель своей работы, а миссию педагога искусства, которая заключается:
- в совершенствовании преподавания изобразительного искусства в образовательных учреждениях Московской области;
- в раскрытии средств художественной выразительности разных видов искусств учащихся Московской области;
- в развитии партнерских отношений между учителями и преподавателями изобразительного искусства Московской области и их зарубежными коллегами;
- в развитии оптимальной модели системы профессионально-методической подготовки учителей изобразительного искусства Московской области;
- в приобщении к наследию отечественного и мирового искусства, формировании представлений о закономерностях культурно-исторического процесса, с учетом прошлого и современного опыта изобразительного искусства;
- в участии в мероприятиях, проводимых Министерством образования Московской области, муниципальными образованиями Подмосковья, Московским государственным областным университетом и научно-образовательным Центром искусств Академии социального управления. Тематика: Совершенствование преподавания изобразительного искусства и мировой художественной культуры в образовательных учреждениях Московской области.
Ассоциация учителей черчения и компьютерного моделирования г. Москвы [9] ставит перед собой задачу пропаганды графического творчества и разработки методик использования информационно-коммуникационных технологий.
Перед Союзом педагогов-художников [10] поставлены серьезные практические задачи:
• организация и проведение открытых уроков, пленэров и мастер-классов;
• обеспечение членам Организации участия в проектно-исследовательской, опытно-экспериментальной и др. научной и публичной деятельности (в т.ч. работу в жюри конкурсов, фестивалей, выставок, экспертных комиссиях);
• организация авторских выставок, выставок профессионального мастерства, выставок формата «Учитель - Ученик» и выставок-ярмарок для личного участия членов Организации;
• приглашение к участию в подготовке и реализации совместных творческих проектов (созданию сценариев, художественному оформлению, организации и проведению и др.)
• организация правовой поддержки педагогов-художников в области художественного образования и при подготовке к аттестации в пределах своей компетентности;
• организация и поддержка профессиональных конкурсов педагогического мастерства и обеспечение участия в них членов Организации;
• содействие созданию творческих мастерских и студий, снабжению школ и студий художественными материалами;
• организация Общероссийских и международных стажировок, курсов повышения квалификации для членов Организации;
• способствование сохранению творческого наследия педагогов-художников - членов Организации и их учеников (посредством собственного собрания и передачи в соответствующие коллекции);
• содействие временному и постоянному трудоустройству обучающихся, выпускников и педагогов образовательных учреждений.
Ассоциация педагогов-музыкантов города Магнитогорска и Челябинской области «Одаренные дети - наше будущее» [11] уделяет особое внимание проведению музыкальных фестивалей и конкурсов, способствующих выявлению талантливых детей и дальнейшего их педагогического сопровождения.
Активность в создании и работе региональных ассоциаций учителей искусства говорит о своевременности и необходимости создания Межрегиональной ассоциации учителей предметной области «Искусство». Важность «кардинального и масштабного развития компетенций педагогических кадров, системные меры по повышению социальной направленности (ответственности) системы образования» подчеркивается в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [1, с.4].
Однако не все так просто в процессе создания и работы общественных педагогических организаций. Например, Ассоциация учителей Кемеровской области, в центре внимания которой предметы социально-гуманитарного и художественно-эстетического направлений [12], выявляет проблемы в налаживании деятельности Ассоциации, такие как:
• сложность координации деятельности членов Ассоциации, т.к. высокая занятость и плотность расписания занятий не всегда позволяют им присутствовать и участвовать в мероприятиях Ассоциации;
• слабая оперативная связь регионального отделения с центром;
• отсутствие мотивации не способствует представлению собственного опыта работы большинством педагогов их участию в семинарах и мастер-классах;
• недостаточное понимание роли и места Ассоциации, определенная формализация ее деятельности осложняет распространение опыта работы инициативных и творческих педагогов.
Вместе с тем, деятельность педагогических общественных организаций и сообществ на современном этапе способствует консолидации педагогов искусства и в полной мере согласуется с ожидаемыми конечными результатами реализации Федеральной Целевой Программы развития образования на 2016 - 2020 годы и ее социально-экономической эффективности в части воплощения комплексной «…программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций…» [13, с.9].
Роль учителя искусства в современном обществе велика. Универсальный образный язык искусства, общедоступный для каждого человека, объединяет и учит детей общаться на основе уважения к культурным традициям разных народов. В современном мире искусство (музыка, изобразительное искусство, театр, хореография, электронная музыка, кино, веб-дизайн и др.) является возможностью приобщения школьников к сфере духовной жизни общества и, тем самым, способствует развитию у молодого поколения ценностных ориентаций в окружающем мире, способности к эстетическому формированию окружающей среды, является действенным инструментом формирования российской гражданской идентичности, воспитания патриотического самосознания детей и молодежи.
Процесс создания общественных педагогических организаций предоставит учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.
На Общероссийской конференции «Актуальные проблемы преподавания искусства в общеобразовательных организациях Российской Федерации» (Москва, 31 марта – 1 апреля 2016 г.), которая была проведена ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» было принято решение о создании Межрегиональной ассоциации учителей предметной области «Искусство».
Объединение региональных ассоциаций и отдельных педагогов в Межрегиональную ассоциацию учителей предметной области «Искусство» необходимо для того, чтобы совместными усилиями решать проблемы модернизации художественного образования, искать пути совершенствования методик и технологий, способствующих творческому и эстетическому развитию подрастающего поколения, привлечения внимания общественности к проблематике развития художественного образования, творческой деятельности молодежи.
Став членом Ассоциации, учитель получает возможность участия в деятельности педагогического сообщества, в том числе в проведении экспертизы программ, учебников, методических рекомендаций, в научно-практических разработках предметной области «Искусство», в совершенствовании инновационных педагогических технологий и методик. Создание Ассоциации предполагает конструктивный обмен педагогическим опытом и взаимодействие в целях продвижения предметной области «Искусство» в общеобразовательных организациях.
Искусство способствует постижению общечеловеческих духовных ценностей через личный опыт и эмоциональное переживание, опосредованно вводит ребенка в социальный и культурный контекст. Гуманистический и педагогический потенциал искусства востребован в системе образовании в разной степени, но во все времена. Сегодня интеграция школьного образования в современную художественную культуру становится важным фактором подготовки человека к взаимодействию с информационной средой и массовой культурой.
Межрегиональная ассоциация учителей предметной области «Искусство» призвана решать задачу повышения качества преподавания изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры. Модернизация предметной области «Искусство» возможна при следующих условиях:
• модернизация содержания учебно-методических комплектов в соответствии с вызовами современности: творческая деятельность школьников, творческое взаимодействие учащихся и педагога, учет индивидуальных запросов и возможностей обучающихся, активное применение информационно-коммуникационных технологий;
• оснащение кабинетов по разным видам искусства и художественной деятельности, оборудование помещений для дополнительных занятий;
• повышение качества методической подготовки учителей искусства и педагогов дополнительного образования на уровне высшего художественно-педагогического образования и дополнительного профессионального образования;
• реализация преемственности уроков искусства и занятий дополнительного образования;
• разработка программ общего и дополнительного образования с учетом активизации художественной деятельности учащихся в различных видах искусства;
• создание репертуара для художественного творчества учащихся разных возрастных категорий (произведений для музицирования, хорового пения, постановки спектаклей и др.);
• введение в художественное образование информационно-коммуникационных технологий, направленное на понимание их места и роли в современной жизни и умения их грамотного использования в художественно-творческой деятельности;
• обеспечение учащихся, мотивированных к выбору профессий в области искусства комплекса дополнительных занятий, необходимых для подготовки к поступлению в средние и высшие специальные учебные учреждения.
• разработка и внедрение вариативных моделей взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования с учреждениями культуры и искусства с учетом специфики региона.
Деятельность региональных и Межрегиональной ассоциаций учителей предметной области «Искусство», несомненно, будет способствовать внедрению «…интегрированных моделей общего и дополнительного образования», включая «инновационные воспитательные модели, обеспечивающие формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества, современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» [1, с. 8-9].
Современному обществу необходим не просто деятельный человек, а сознательная, целенаправленная, квалифицированная личность, способная к постоянному саморазвитию и совершенствованию. Общий культурный уровень является фундаментом для непрерывного индивидуального и творческого роста. В современном обществе всё более отчетливо возникает стремление опереться на культуру, утверждается значимость созидательных ресурсов образования и культуры, среди которых важнейшим является формирование духовности растущего человека. В этой связи возрастает значимость учебных предметов искусства и мировой художественной культуры, крайне необходима доступность, актуальность и модернизация методик и педагогических технологий, которые знакомят учеников с ценностями искусства, актуализируют личную культуру и ведут к развитию их художественного восприятия и мышления, художественного-эстетического сознания. Для активизации этого процесса и необходима консолидация педагогов искусства. В данном контексте особую важность имеет создание информационных ресурсов Межрегиональной ассоциации учителей предметной области «Искусство» для активного обмена опытом, дистанционного общения и обучения. В современной социокультурной ситуации объединение профессионалов может стать решающим фактором эффективной модернизации предметной области «Искусство».
ЛИТЕРАТУРА
Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. – С. 4 - URL: http://минобрнауки.рф/documents/4952
Сайт Ассоциации учителей образовательной области «Искусство» г. Москвы. – URL: http://ai.aaii.ru/
Сайт Региональной Ассоциации учителей предметной области «Искусство» г. Ульяновска. - URL: http://ipk.ulstu.ru/?q=node/4260
Сайт Ассоциации учителей предметной области «Искусство» г. Челябинска - URL: http://ipk74.ru/kafio/kohed/2010/05/association-teachers-arts/
Сайт Ассоциации школьных учителей искусства г. Нижнего Новгорода. - URL: http://www.openclass.ru/node/191769
Сайт Ассоциации учителей предметной области «Искусство» г. Екатеринбурга. - URL: http://www.imc-eduekb.ru/index.php?id=38&Itemid=60&layout=blog&option=com_content&view=category
Сайт Общественного объединения «Ассоциация педагогических работников города Чебоксары «XXI век» Педагогическое сообщество учителей изобразительного искусства» - URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=197&id=407104
Сайт Ассоциации учителей и преподавателей изобразительного искусства Московской области - URL: http://учителя-подмосковья.рф/index.php/uchastniki-assotsiatsii/item/13-assotsiatsiya-uchitelej-izobrazitelnogo-iskusstva-moskovskoj-oblasti
Сайт Ассоциации Учителей черчения и компьютерного моделирования г. Москвы. - URL: https://sites.google.com/site/tdrawingteachersassociation/
Сайт Ассоциации учителей Кемеровской области, реализующих предметы социально-гуманитарного и художественно-эстетического направлений. - URL: http://ipk.kuz-edu.ru/index.php?id=2588:2013-05-13-08-13-49&Itemid=555&option=com_content
Сайт Союза педагогов-художников. Перед Союзом педагогов-художников. – URL: http://art-teachers.ru/
Сайт Ассоциации педагогов-музыкантов города Магнитогорска и Челябинской области «Одаренные дети - наше будущее». – URL: http://www.mgnassoc.ru/
Федеральная Целевая Программа развития образования на 2016 - 2020 годы. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/5930