Аннотация:
В статье рассматривается образовательный и воспитательный потенциал проекта «Беседы с иконописцами» искусствоведа О.В.Головко. Уникальность галереи творческих портретов ведущих русских художников церковного искусства: А.Солдатова, А.Чашкина, А.Вронского, А.Лавданского и др., состоит в том, что мастера выступают в качестве наставников, раскрывая индивидуальный опыт соотнесения древних традиций церковной живописи и собственного эстетического поиска, значение базы академического образования, необходимость постоянной творческой рефлексии и личностного роста. Издание монографии, объединяющей циклы интервью и статьи О.В.Головко, опубликованные на интернет-порталах, представит срез развития церковного искусства в начале XXI века и обеспечит учащихся богатым материалом сравнительного анализа иконографии от древних памятников до современных композиционных решений в рамках канона
В развивающейся системе подготовки будущих художников-иконописцев на базе вузов, колледжей, все более актуальна проблема профессионального становления молодых мастеров на базе скрупулезного овладения художественной технологией и преобладании копийного подхода в обучении. Зачастую будущие художники, студенты иконописных мастерских теряют цельность художественного видения и ощущение своего места в контексте динамично развивающегося в России искусства благоукрашения храмов. Не получив поддержки, гаснет импульс творческого поиска, и студенты остаются лишь добросовестными копиистами, чья работа, ученически аккуратная, лишена живого духовного трепета в своей сухой сделанности, и не соответствует подлинно высокому уровню развития современного российского церковного искусства. Так, С.Н.Рубцова констатирует: «…обесценивание творчества Церкви происходит не только в физическом аспекте, но и в духовном. На изобразительном, а, следовательно, и на сакральном уровне восприятия образа теряется многосложность и художественная согласованность, происходит потеря глубинной связи с традицией и теми ценностями, которые ставили образ в один ряд со Словом. Также внутреннее переживание Бога иконописцем не передается верующему через икону, так как она создана механически, без благоговения» [10, с.59].
Цикл «Беседы с иконописцами» искусствоведа Оксаны Головко, который насчитывает более 10 лет развития, обладает ценностью не только как многолетний журналистский проект публикаций на Интернет-порталах «Правмир» и «Православие.ру», в живой динамике показывающий срез развития церковного искусства начала XXI века, но и имеет большой образовательный, воспитательный потенциал для студентов вузов, колледжей, мастерских иконописных школ. Внимательный анализ интервью, знакомство с личностью состоявшихся мастеров помогает начинающим свой путь иконописцам сформулировать для себя актуальные проблемы современного церковного искусства, ощутить пассионарность современного этапа развития религиозного искусства России, обрести чувство не только преемственности с мастерами прошлого, но и осознания себя как части динамично развивающегося, многомерного процесса. Молодые мастера должны осознавать всю сложность, неоднозначность современности, вызовы эпохи, в которой им предстоит состояться как художникам церковного искусства. Ведущие художники выступают как пример целенаправленного формирования высокой требовательности к своей работе, рефлексии как способа мышления, которые обеспечивают постоянное развитие творческой личности на протяжении всей жизни.
Материал цикла бесед с иконописцами может быть воспринят студентами на нескольких уровнях: от бытового чтения, конспектирования с целью рефлексии, осознания аспектов профессионального становления в процессе обучения, до анализа и интерпретации работ ведущих русских мастеров в курсовых и дипломных работах, отражающих актуальный этап развития современного церковного искусства. Беседы с современными иконописцами - важная источниковедческая база исследования современных процессов развития культуры и искусства. Анализу современной иконописи Санкт-Петербурга посвящено диссертационное исследование Н.Ю.Лаврешкиной. И.К.Языкова раскрывает развитие иконописного искусства в России XX века. О.В.Головко в «Беседах с иконописцами» создает уникальную в передаче авторской индивидуальности панораму художников конца XX – начала XXI века, предоставляя им возможность прямого высказывания об особенностях своего творческого подхода. Работа этих художников, мастеров и руководителей объединений, заслуживает целого ряда статей, исследующих творческий метод каждого из них. Яркий пример – статья О.В.Головко «Ирина Зарон: аристократичная иконопись» [5]. Издание монографии, объединяющей творческие портреты мастеров и статьи, посвященные иконографии, в многолетнем цикле публикаций О.В.Головко на Интернет-порталах «Правмир» и «Православие», обеспечит учащихся актуальным, богатым методическим материалом в области церковного искусства начала XXI века и его взаимовлияния со средой академического искусства.
Каждое интервью интегрирует журналистский и искусствоведческий анализ личности художника, тончайших нюансов интерпретации традиции, творческого почерка. Сквозной нитью пронизывает весь цикл бесед с иконописцами аспект пути обращения художника к церковному искусству – почти всегда это интересная, полемически острая, неоднозначная история, путь порой сложный и длительный во времени, полный преодоления, пример напряженной духовной работы, смирения и упорства. «Кого-то из художников иконопись приводит к вере, – отмечает Оксана Головко, – кто-то, наоборот, открывая для себя веру, открывает и мир иконописи» [5]. В ряду впечатляющих примеров – творческая и жизненная трансформация Александра Лавданского, одного из ведущих отечественных иконописцев, работавшего в авангардном искусстве. Пройдя долгий путь профессионального становления, авторство художник современного церковного искусства видит не в том, чтобы «реализовать в творчестве свое «я», «самость», а в том, чтобы увидеть (храмовое) пространство в целом, почувствовать образ» (беседа с Николаем Сметаниным).
Галерею творческих портретов ведущих художников российского церковного искусства в цикле бесед О.В.Головко объединяет база классической школы академического образования, изучение вопросов философии и богословия, сложившиеся мировоззренческие установки, личное отношение к актуальной проблеме «соотнесения единого канона, соборного опыта Церкви с индивидуальным творчеством иконописца» [1, с.64].
Личность современного художника церковного искусства в интервью Александра Солдатова, одного из ведущих преподавателей иконописного факультета Московской Духовной академии, предстает примером энциклопедической образованности в области богословия, философии, истории и теории искусства. Глубокое, прочувствованное понимание богословских категорий, анализ процессов подмены красоты субъективными смыслами, постановка проблемы роли исторической русской религиозной мысли в церковном искусстве – все это наполняет интервью живым творческим поиском, философским размышлением художника.
Художник-мыслитель, анализируя вызовы современности, приходит к выводу о необходимости менять само общество, возвращая понимание духовности красоты, дискредитированное постмодерном. Отмечая проблему возрождения церковного искусства на основе реконструкции, копийного подхода, А.Солдатов видит выход из противоречия в обращении к большому стилю богословия, когда символика, значение смыслов отступает на следующий уровень восприятия, а самым главным уровнем воздействия становится «подлинное, настоящее благовествование посредством красоты». «Мы должны приходить в храмы с творческим настроением продолжать красоту Божьего мира, отзываясь на нее» [2]. Икону необходимо вернуть в плоскость искусства, констатирует мастер, вернуть основополагающее значение цвета, колорита, рисунка и живописи, что поддерживается выводами Л.В.Ширшовой: «… в академических курсах обучения всегда много внимания уделялось эстетическим и этическим критериям искусства, основным принципом которых, как известно, выступало утверждение красоты и гармонии – важнейших составляющих религиозной живописи» [11, с.256]. «Икона – гимн славе Божьей посредством красоты», – утверждает Александр Солдатов. «Человек… продолжает эту красоту в своих творениях, в произведениях искусства» [2].
Еще один лейтмотив цикла интервью, важный в образовательном аспекте – сложная проблема соотношения копирования как метода обучения, следования традиции в работе иконописца, и свободы владения изобразительным языком иконописи [1]. Полемическую остроту этой проблемы обозначают в каждом интервью сами художники, авторы с огромным опытом работы в профессии. Например, иконописец, диакон Андрей Бодько подчеркивает: «Копировать очень важно... Но обучение не должно заключаться только в этом. Так как формируется своего рода постмодернистский подход к иконе: думать не ЧТО изображать, а КАК. В этом случае форма довлеет над содержанием. Все сосредоточены на технических средневековых манерах и эффектах» [3].
Ряд специалистов в области художественного образования утверждает приоритет учебного копирования в системе обучения иконописцев. В частности, Л.А.Армеева указывает, что «место живой натуры, природы, гипсов должны занять дошедшие до нас подлинные древние образцы церковного искусства – фрески, мозаики, иконы, через общение с которыми – через созерцание и копирование – мы только и можем приобщиться к миру древней иконы» [1, с.65]. Акцент на размышление, сознательность в процессе учебного копирования, необходимость обязательной работы с подлинниками, а не с репродукциями, в исследованиях Л.А.Армеевой поддерживается мнением И.Б.Кузьминой, которая утверждает, что «постановка глаза» церковного художника осуществляется в рамках развития пространственно-временного мышления в комплексе с развитием религиозного мировоззрения» [9, с.192]. «Для этого не нужен метод обучения путем рисования с натуры. Нужен метод обучения путем наблюдения и анализа натуры при копировании «от руки» древних иконных образцов», – утверждает далее И.Б.Кузьмина [9, с.192].
Однако мастер подлинно высокого уровня может состояться лишь в единстве знания законов академического искусства и изучения языка иконы. «Широта и глубина любого академического образования дает возможность творить свободно, без зашоренности, свойственной безграмотности» – подчеркивает художник и иконописец Дмитрий Трофимов, руководитель творческой мастерской «Царьград», выпускник МГАХИ им. В.И.Сурикова. Высокие требования к профессионализму современного художника церковного искусства суммирует Л.В.Ширшова: «В формирующейся профессиональной среде творчество мастера церковной монументальной живописи находится в синкретической взаимосвязи с другими видами изобразительного искусства. Комплексный характер обучения живописцев, работа в смежных областях искусства – основа подготовки мастеров монументальной живописи, способных работать в архитектуре (в том числе и в храмовом пространстве) с масштабными темами» [11, с.257].
В отличие от многих исследователей, делающих акцент на антицерковную политику середины XX века, Л.В.Ширшова подчеркивает, что в непрерывном развитии академических институтов имени В.И.Сурикова в Москве и имени И.Е.Репина в Санкт-Петербурге специальные художественные предметы «строились на последовательном изучении памятников различных эпох, в том числе средневековой. Частью обучения живописцев и реставраторов выступала копийная практика, в том числе выполнялись копии икон, церковных росписей» [11, с.255]. Таким образом, в художественном образовании непрерывно обеспечивалось важное место иконописной традиции как достояния национального искусства, совершенствовалась многоуровневая система постижения мастерства от рисовальных штудий до освоения творческих методов работы с колоритом.
«В современном мире, пользующемся своими изобразительными принципами, имеющем свои, чаще всего размытые и противоречивые ориентиры, не позволяющие говорить о явлении большого стиля, икона выглядит монументом такого стиля. В ней есть мастерство рисовальщика, мастерство живописца, мастерство композитора, мастерство философа-богослова» [7, с.79]. Известный российский иконописец Александр Чашкин отмечает: «… когда я стал работать со студентами, старался объяснить им, как важно уметь рисовать, чувствовать пластику линии…». «Иконный рисунок (прорись) несет графическое выражение иконописного канона, что повышает степень ответственности мастера за его качество до максимального» [7, с.77]. Рисунок как орудие универсальное «…изначально нейтрален и максимально пластичен для преобразования в любую стилистику» [7, с.76]. Именно рисовальные штудии становятся практическим средством эстетического поиска в процессе творческого освоения наследия, средством формирования собственного изобразительного языка в иконописи. Так, посетитель мастерской А.Солдатова отметит множество планшетов большого формата – графических штудий мастера, подготовительных картонов. Посредством многократной рисовальной отработки образа, линейного решения, тональных картонов, высокое мастерство рисовальщика в синтезе с постоянным опытом изучения живой натуры в набросках и натурных рисунках, рождает тончайшие градации авторского строя образа, «освоения и переосмысления иконописного канона как универсального принципа иконописания» [8, с.15]. «Легкие и светлые образы Александра Солдатова, по преимуществу, в «эллинистическом стиле», сочетают в себе профессиональное академическое мастерство и авторское переживание Предания» [10, с.64].
Канон, в свою очередь, также выступает как «прекрасный инструментарий в помощь творческому поиску», отмечает иконописец Ольга Спиридонова. «История иконописи – Вселенная, где каждый иконописец находит созвучный ему иконописный язык», – поэтически емко формулирует Лариса Узлова. Выступая как условие развития изобразительной формы иконы [10], «канон дает много пространства для творческой свободы, он помогает, а не ограничивает» [4]. Так рождается возможность свободного владения языком традиции: «церковное искусство – это …визуальный рассказ не о нашем здешнем мире, а – о преображенном, другом, Горнем» [5, с.20].
Формат интервью с художником имеет большой образовательный потенциал как своеобразная форма наставничества, поскольку сохраняет ощущение живого диалога, доверительной интонации мастера, который старается сформулировать особенности своего творческого метода. Бережная передача прямого обращения к собеседнику художника, который делится опытом, дает действенные советы, помогает настроить восприятие студента на одну волну, ощутить преемственность, соборность с ведущими мастерами, что является необходимым условием плодотворной работы и личностного роста. В беседе с художником Ольгой Спиридоновой, выпускницей ВГИКа, интересно мнение мастера о проблеме, которую обозначает И.Языкова: «Оказывает ли светское искусство влияние на иконопись, или икона – явление герметичное?» [12, с.2]. Высокая требовательность к своему уровню побуждает современного художника церковного искусства «…параллельно всегда заниматься светской живописью. Всегда готова плоскость для работы – холст или бумага для акварели. И остальным это рекомендую», – говорит Ольга Спиридонова. «Так мы поддерживаем в своем арсенале более богатый инструментарий. И не в качестве арт-терапии, а осознанно прорабатывая художественное событие как еще один способ выражения красоты» [4]. «Опытные монументалисты понимают толк в тональной цельности росписи, но часто используют только сближение тона, а иногда, что становится модным, сильное расслабление насыщенности цветотона, в результате росписи в сравнении со старинными образцами грешат монотонностью, а то и «интересной бледностью», – отмечает мастер. «А занятия той же графикой или живописью с целью поднять образность пластического видения, красоту полного тона, живописность группы тонов могли бы стать прекрасным катализатором для более высокого уровня монументального искусства» [4].
Так «Беседы с иконописцами» становятся источником, где можно почерпнуть конкретные методические рекомендации, которые подводят молодого художника к совершенствованию самой сути творческого подхода. Светлана Ржаницына, главный художник творческой мастерской «Соборъ», подсказывает путь отхода от слепого копирования: «...важно, изучив материал, просмотрев множество образцов, зная историю иконописи, работать уже не глядя постоянно в эти образцы, иконографические схемы, не срисовывая. Рисовать по памяти. …Множество фотографий образцов – это очень отвлекает, мешает цельному восприятию образа, сюжета, над которым работаешь. Но это умение рисовать по памяти нужно тренировать». Мастер отмечает, что техническое изучение иконописи в сравнении с живописью академической имеет свои особенности, которые полноправно участвуют в формировании стилистики образа: «…мы, живописцы, привыкли к быстрому результату. А в иконе – техника, этапность, неторопливость – все это имеет большое значение» [6].
Выдающиеся художники подчеркивают необходимость постоянной рефлексии, работы над собой. Беседа со Светланой Ржаницыной обозначает важность перезагрузки как важнейшего пути достижения глубины иконы, что невозможно при постановке только формальных задач. Перезагрузка, поясняет мастер, необходима не только в конкретные периоды жизни, а каждый день. Мнение Александра Соколова поддерживает это утверждение: «…главная цель – формирование собственной души. Если человек занимается церковным искусством, он настраивается на Божественную гармонию». Необходимость энергии устремления скрыта для художника в молитвенном правиле, в котором говорится, что «нужно каждый день воспринимать как последний». «…Очень важно всю жизнь ощущать себя учеником, постоянно учиться и – не бояться пробовать что-то новое», – подчеркивает Светлана Ржаницына. «Новизна в нашей работе должна быть всегда, не обязательно в плане формы, но – в подходах» [6].
У молодых иконописцев сегодня «…перебор …тренировок, копирований, строгих требований к стилистике, и они начинают унывать». Светлана Ржаницына напоминает молодым коллегам о главной цели – образности в иконе, присутствии трепетности, благоговейности. И подсказывает самый верный путь достижения образности – молитвенное состояние, мысль о людях, ищущих утешения в церкви: «…во время работы ориентируюсь на людей, которые приходят в храм. Именно в плане их душевных потребностей. Они могут ничего не понимать в искусстве, но икона должна быть сделана качественно с точки зрения профессиональных требований. Важно, чтобы икона приносила радость молящимся» [6].
Программными можно назвать материалы бесед с иконописцем Ириной Зарон и скульптором Сергеем Антоновым. Залог возвышенного строя, глубины иконописных произведений И.Зарон – глубокое профессиональное понимание законов монументального искусства, высокая требовательность к себе. Это итог работы, требующей напряжения ума и души, пример которой художник дает в совете молодым внимательно анализировать залы иконописного искусства в крупных музеях, столичных и региональных. Осмысляя близкие по стилю иконописные образы своими словами, фиксируя свои ощущения записями в блокноте только для себя, не думая, как написано, можно целенаправленно сформировать навыки рефлексии, которая поможет исключить слепое копирование, и станет большим подспорьем в дальнейшей жизни художника [5]. «В иконописных школах часто учат лишь определенным приемам, так что художник не учится мыслить более-менее свободно, сам». Отмечая, что молодые иконописцы при копировании упускают цельность образа, Ирина Зарон объясняет важность видения целого, того, как строится фигура, пластика работы. Художник советует молодым иконописцам изучать лица в метро под прямым светом, подобным тому, что бывает в иконе. «Посмотрите, как лепятся скулы у пожилых, у молодых как лица строятся. Впитывайте жизнь, обращайте внимание на нее».
Бережно сохраненный в «Беседах с иконописцами» ход авторской мысли, индивидуальность размышлений, творческих поисков, организационно-педагогического опыта художников аккумулируют в проекте Оксаны Головко уникальный в многообразии методов творческий инструментарий. Цикл интервью с художниками и статей, фиксирующих творческие находки в иконографии религиозного искусства, их сопоставление с исторически сложившимися образцами рождает синтетическое единство анализа современного церковного искусства в живой динамике его развития. Богатство аспектов методического материала, актуального в своей практической ценности, подтверждает образовательный потенциал издания, которое может объединить циклы бесед-интервью, статей О.В.Головко, посвященных сравнительной иконографии, разработанный и апробированный ею курс истории религиозного искусства для широкого круга слушателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Армеева Л.А. Соотношение традиции и авторского начала при копировании икон в системе подготовки современного иконописца // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. № 4. С. 63–66.
2. Головко О.В. Беседа с иконописцем Александром Солдатовым [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravmir.ru/myi-postoyanno-chto-to-vozrozhdaem-kakuyu-to-svyatuyu-rus-kakuyu-to-vizantiyu/ (дата обращения 07.04.2022).
3. Головко О.В. Беседа с иконописцем Андреем Бодько [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravmir.ru/ya-risoval-graffiti-na-zabroshkah-i-garazhah-put-ot-strit-arta-k-sozdaniyu-ikon/ (дата обращения 07.04.2022).
4. Головко О.В. Иконописец Ольга Спиридонова о своем пути в иконопись [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/136780.html (дата обращения 07.04.2022).
5. Головко О.В. Ирина Зарон: аристократичная иконопись // Юный художник. 2022. № 1. С. 18–21.
6. Головко О.В. Светлана Ржаницына: для чего иконописцу перезагрузка [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/140041.html (дата обращения 07.04.2022).
7. Еремин Д.А., Кузина Е.Ю. Аналитическое копирование произведений станковой темперной живописи в системе комплексного изучения памятников иконописного искусства. Этап графических штудий // TERRA ARTIS. Искусство и дизайн. 2021. № 1. С. 74–81.
8. Лаврешкина Н.Ю. Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.09. Санкт-Петербург, 2007. 24 с.
9. Кузьмина И.Б. Древнерусские традиции и проблемы современной школы церковного искусства // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Т. 184. СПб, 2009. С. 188–192.
10. Рубцова С.Н. Практические решения вопросов современного церковного искусства // Визуальные искусства и проблемы художественной интеграции. 2019. С. 66–76.
11. Ширшова Л.В. Роль Российской Академии художеств в возрождении и развитии современного церковного искусства // Искусство, дизайн и современное образование. Материалы международной научно-практической конференции. Сер. «Научные труды РГСАИ». М., 2015. С. 252–262.
12. Языкова И.К. Икона в духовной культуре России XX века: автореф. дис. … канд. культурологии: 24.00.01. Москва, 2005. 24 с.