ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИСКУССТВ (ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»)

СЛАВИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и философии культуры РГСУ, Москва

Аннотация: 
В статье рассматривается базовое значение курса музыкально-теоретических дисциплин в формировании профессиональных компетенций студентов факультета искусств по направлению педагогического образования. Акцентированы цели, задачи и методы отдельных предметов, их взаимосвязь в общей логике построения курса музыкально-теоретической подготовки бакалавров и магистров.

Музыкально-теоретическая подготовка является необходимой базовой основой
обучения профессионального музыканта любого направления и профиля. Формирование
специальных профессиональных компетенций – процесс трудоемкий и многоэтапный –
выстраивается в многолетнем курсе последовательно осваиваемых музыкально-
теоретических дисциплин с постепенным «восхождением» от теоретико-практических
разделов музыкально-профессиональной грамотности («Сольфеджио», «Структура
музыкального языка», «Гармония», «Полифония») к научно-теоретическим, научно-
методическим и научно-практическим направлениям («Анализ и интерпретация
произведений искусства», «Современные проблемы истории и теории музыкального
искусства»).
«Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин» как дисциплина
для подготовки магистров обобщает и анализирует основные виды деятельности,
использующиеся в курсе освоения и преподавания музыкально-теоретических предметов.
Знакомясь с ними, магистры-педагоги определяют как собственные профессиональные
компетенции, так и конкретно необходимые для обеспечения музыкальной деятельности
знания, умения и навыки. Изучаются формы работы, педагогические методы и приемы.
Это «вторичное», уже осознанное прохождение по кругу музыкально-теоретических
дисциплин позволяет сформулировать и систематизировать закономерности построения
теоретического курса в целом и его роль в развитии профессиональных компетенций
музыканта.
Цель изучения начальной дисциплины курса «Структура музыкального языка» –
формирование системы музыкально-теоретических знаний об основных средствах
музыкальной выразительности и их взаимодействии, составляющих основу формирования
и развития музыкального мышления студентов. Круг формирующих компетенций
«Сольфеджио» – в слуховом анализе музыкальной информации, в практическом
применении навыков системного анализа при восприятии и воспроизведении
музыкального текста. Освоение основ «Гармонии» – получение знаний об основных
исторически сложившихся стилевых закономерностях классической и джазовой гармонии,
формирование профессионально-значимых умений и навыков гармонизации мелодии и
гармонического анализа, развитие творческого музыкального мышления в ходе учебно-
практической деятельности студентов по гармонизации мелодий и составлении
композиций.
На дневном отделении курс «Гармония» изучается в течение одного семестра, в
связи с чем существует необходимость интенсификации овладения содержанием данной
дисциплины. На аудиторных занятиях демонстрируются наиболее эффективные методы
работы с музыкальным материалом, которые следует использовать в ходе
самостоятельных занятий. Компенсацией «сжатости» курса является его практическое
продолжение – «Музыкально-теоретический практикум». В данной дисциплине большое
внимание уделяется развитию у будущих музыкантов-педагогов практических
компетенций: в частности, умения сочинять аккомпанемент к песенной мелодии.
Студенты осваивают типичные формы сопровождения (аккордовый склад, ритмическая
фигурация, “бас-аккорд” без усложнения и с усложнением баса кварто-квинтовыми
ходами, гармоническая фигурация) к мелодиям различного строения (периодичность,
пара периодичностей, периоды повторного и неповторного строения, простая и сложная
двухчастная формы). При этом мелодия дублируется или не дублируется в музыкальном
сопровождении.
Основа аккомпанемента – типизированные гармонические обороты, в основном со
строгим – соответствующим классическим нормам – голосоведением. Навыки строгого
голосоведения воспитываются у студентов через последовательное освоение аккорда, его
изложения, соединения аккордов в различных гармонических оборотах. При сочинении
аккомпанемента студентам рекомендуется проанализировать ладогармоническое
содержание мелодии, определить гармоническую пульсацию, выбрать фактуру
аккомпанемента, соответствующую характеру и жанру песенной мелодии. При изучении
каждого аккорда или гармонического оборота предлагается идти от освоения связанной с
ним теории к практической проработке через игру секвенций, аккордовых последований
и затем – к включению этих элементов в аккомпанемент к песенной мелодии.
При подборе музыкального материала для проведения занятий преподавателю
рекомендуется ориентироваться на произведения, которые студенты смогут использовать
в своей будущей практической деятельности. Так, для показательного анализа
целесообразно брать несложные пьесы, а аккомпанемент сочинять к народным песням,
авторским песням, мелодиям из кинофильмов и спектаклей и т. п. Ориентация курса на
будущую профессиональную деятельность музыканта-педагога проявляется во
включении в музыкальный материал вокальных и вокально-хоровых произведений для
детей. Кроме этого, особую область составляют примеры народного музыкального
творчества, имеющие свои специфические мелодико-интонационные, метроритмические,
фактурные особенности.
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студенты получают
еженедельно. Оно может включать в себя: сочинение аккомпанемента к 2–3 песенным
мелодиям, к 3–4 распевкам, игру 1–2 секвенций, аккордовых построений, гармонических
схем, оборотов в определенном изложении, запись аккомпанемента к песне или распевке;
письменное моделирование построений различного изложения в заданной форме и стиле
(напева в малообъемном ладу, григорианского хорала, классического периода, серии,
блюзового квадрата и т. п.); расшифровку генерал-баса и т. п. Задание для
самостоятельной внеаудиторной работы проверяется на каждом аудиторном занятии.
Специфика реализуемых методов работы – в сочетании групповой и
индивидуальной форм. Проверка домашнего аналитического задания происходит
оптимальным образом, если один из студентов излагает результаты аналитической или
практической самостоятельной работы, а остальные члены подгруппы корректируют или
дополняют его ответ. Задания, выполняемые за фортепиано, проверяются индивидуально
на каждом занятии. Все формы аудиторных занятий можно обобщить названием
«творческая лаборатория». Это музыкальные семинары, музыкальные «круглые столы»,
музыкальные коллоквиумы, музыкальные презентации и т. п. Основным их содержанием
становятся музыкально-практические опыты студентов-бакалавров на тему занятия
(«Двойная Доминанта» или «Пара периодичностей»). Обсуждения, диспуты, дискуссии
возникают в процессе обсуждения представленных образцов. В оценке принимают
участие все присутствующие студенты, которые поочередно становятся то авторами-
исполнителями, то слушателями и критиками. Коллегиальная обстановка соавторства,
присутствующая в данном курсе, не исключает его строго методической направленности:
принцип последовательности и системности соблюдается в порядке тем и уровне
сложности заданий.
Одной из проблем обучения студентов на данном курсе является их
разноуровневая довузовская подготовка: различные отделения музыкального училища,
колледжа культуры, а также отдаленность времени окончания среднего специального
учебного заведения от времени поступления в вуз. Данная проблема разрешается в
условиях практических занятий, где академическая группа делится на две подгруппы («а»
и «б») по 10–15 человек в соответствии с уровнем владения навыками, полученными
ранее. Кроме этого, следует дифференцировать и индивидуализировать процесс изучения
дисциплины с помощью разноуровневых заданий для самостоятельной работы,
контрольных работ, требований к межсессионной отчетности. Таким образом, при
одинаковом тематическом плане могут быть использованы различные учебные
материалы и формы работы с ними. Экзаменационные требования и билеты составляются
ведущим преподавателем в соответствии с уровнем конкретного контингента студентов
(включая индивидуальный подход).
В качестве музыкального материала (кроме содержащегося в учебно-методической
литературе) предлагается использовать произведения (или их фрагменты), являющиеся
образцами европейской музыки различных стилевых направлений. Ориентация курса на
будущую профессиональную деятельность педагога-музыканта проявляется во
включении вокально-хоровых произведений для детей. Кроме этого, особую область
составляют примеры народного музыкального творчества, имеющие свои специфические
мелодико-интонационные, метроритмические, фактурные особенности.
Самостоятельная работа студентов по курсу музыкально-теоретических
дисциплин контролируется на каждом занятии и учитывается в процессе промежуточной
и итоговой форм отчетности, что способствует последовательности и систематичности
овладения соответствующими умениями и навыками, необходимыми для формирования
профессиональных компетенций. В конце каждого тематического раздела проходит
контрольный срез или тестирование. Они содержат комплекс заданий, актуализирующих
полученные на занятиях и в процессе самостоятельной работы умения и навыки, а также
знания, полученные в курсах других теоретических дисциплин, в классе основного
музыкального инструмента. Таким образом, круг компетенций постоянно расширяется и
любая из дисциплин музыкально-теоретического курса имеет в виду одновременное
формирование широкого спектра профессиональных компетенций: от узкопрактического
до научно-теоретического – от исполнительского и частно-прикладного до обобщенно-
аналитического их назначения.
Предметы «Музыкально-теоретической подготовки» учебного плана для
магистров становятся обобщающим этапом изучения комплекса дисциплин, приводящим
в единое целое представления о роли и месте музыкального искусства на различных
исторических этапах формирования духовной культуры человечества. На завершающем
этапе обучения студенты-магистры теоретически осмысливают закономерности смены
музыкально-художественных тенденций в различные эпохи, что является необходимым
для расширения кругозора будущего музыканта-педагога и понимания им глобальных
художественных процессов. Результатами же освоения дисциплины «Современные
проблемы истории и теории музыкального искусства» предполагаются знания основных
проблем музыкальной науки, разветвлений ее структуры, ее функций и методов. В ходе
обсуждения музыкально-содержательной части дисциплины вырабатывается умение
пользоваться профессиональной научной музыкальной терминологией, работать с
научной и нотной литературой, излагать научно-теоретический материал в устной и
письменной форме, осуществлять системно-научный подход к оценке музыкальных
явлений в социокультурном контексте эпохи. Таким образом, весь комплекс
«Музыкально-теоретическая подготовка» способствует решению типовых задач
профессиональной деятельности и ориентирует на учебно-воспитательную, научно-
методическую, культурно-просветительскую, коррекционно-развивающую
профессиональную деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриев Е.А. Формирование профессиональных компетенций студента-музыканта в процессе ансамблевого музицирования // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2013. – Т. 1. – № 2 (113). – С. 134–136.
2. Ануфриева Н.И. Современная система музыкального образования в контексте ценностного осмысления отечественной художественной культуры // Казанская наука. – 2010. – № 5. – С. 195–200.
3. Щербакова А.И. Системный подход в определении путей совершенствования современной системы
музыкального образования // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2010. – № 4-1. – С. 62–67.