ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ У БУДУЩИХ МАСТЕРОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Крапивина Виктория Викторовна (1), Христенко Галина Ивановна (2)

(1) Аспирант кафедры психологии и педагогики Гжельского государственного университета

(2) заместитель директора колледжа по воспитательной работе ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»

 

1-2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет», Электроизолятор

140155 п. Электроизолятор, д. 67, Раменский р-он.,   Московская обл., Россия 

Аннотация: 
В статье раскрывается сущность профессиональной креативности будущих мастеров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Выявляются и обосновываются её ценностные характеристики, конкретизируются возможности дальнейшего развития профессионально-личностного феномена в условиях ВУЗа.

 По своим темпам и ритмам современный мир значительно отличается от того, что было ещё недавно – в конце прошлого века. От человека сегодняшнего дня требуется постоянная готовность и способность действовать в быстроменяющихся обстоятельствах, проявлять свою профессионально-личностную мобильность. Это делает востребованными у специалиста ряда качеств и свойств, среди которых особое место занимает его креативность. Представители оренбургской научно-педагогической школы А.В. Кирьякова и В.В. Мороз справедливо отмечают, что «в настоящее время креативность становится наиболее ценным товаром современной экономики, не являясь при этом собственно товаром» [1, 4]. Особое значение приобретает факт ценностной сущности креативности, подчёркнутый исследователями.

В данной публикации внимание обращено на частный случай – профессиональную креативность будущих мастеров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Вместе с тем изучение этих видов искусства требует сделать ряд уточнений, позволяющих дополнить общее представление о феномене креативности в целом.

Термином «креативность» принято обозначать способность личности преобразовывать известное и созидать качественно новое на основе творческого осмысления предыдущего опыта (своего и чужого) и разнообразных жизненных обстоятельств. Принято считать, что впервые целенаправленно его изучением занимался Д. Симпсон (1922г.), предложивший и первую научную трактовку креативности как отказ от стереотипных способов мышления. В последующем данной проблемой занимались Дж.П. Гилфорд  и Э.П. Торренс,  которые предложили понимать креативность, как способность человека к обострённому восприятию пробелов в знаниях и чуткость к дисгармонии [10]. Среди учёных, занимающихся креативностью, назовём Э. де Боно, Т. Амабайл, Р. Стернберг и Д. Любарта. Проявляли интерес к данному личностному образованию и отечественные исследователи. Одной из наиболее известных теорий, предложенных советскими, российскими учёными, выступает совокупность положений, выдвинутых Я.А. Пономаревым. С его точки зрения, данное психологическое свойство предстаёт интеллектуальной активностью и чувствительность к побочным продуктам своей деятельности [8, 21-25.]. О креативности писали такие ученые, как: В.А. Сластёнин и Г.И. Чижакова, которые подчёркивали, что под креативностью следует понимать способность человека предлагать оригинальные идеи в ситуациях постановки перед ним совершенно новых проблем, а также осознать имеющиеся противоречия и формулировать гипотезы [9]. Упомянем также работу А.В. Морозова и Д.В. Чернилевского «Креативная педагогика и психология», где креативность определена, как «способность, отражающая свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки» [7, 497].

Изучив и проанализировав различные источники по исследуемой проблеме, приходим к мнению, что креативность выступает комплексной способностью человека к активной, творческой жизни. Эта позиция справедлива также для уточнения профессиональной креативности. Этим понятием определяется интеграция профессионально-личностных способностей, способствующих творческому постижению и существованию человека в профессии, позволяющих ему нестандартно, но при этом продуктивно, решать разноплановые профессиональные задачи. В её структуре присутствуют способности, связанные с аналитическими процессам, самопознанием, генерированием нового знания и практическими действиями. Об этом пишет достаточное количество авторов. Для нас же принципиальное значение имеет тот факт, что в профессиональной креативности можно и нужно выделить аксиологические параметры.

В настоящей статье речь идёт о  профессиональной креативности будущих мастеров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Предлагается, что для неё актуально следующее определение: интегративная способность на основе осмысления комплексного знания сохранять, творчески актуализировать и приумножать в современных условиях имеющиеся традиции и накопленный предшествующими поколениями мастеров опыт создания произведений, служащих для оформления быта и интерьера, но при этом обладающих эстетическим качеством и рассчитанных на художественный эффект; генерировать новые идеи и воплощать это новое в данной области искусства и деятельности на практике.

Конкретизируя ценностный аспект данного феномена применительно к деятельности мастеров гжельского промысла. Ценностная сторона профессиональной креативности раскрывается через способности видеть, осознавать и преумножать ценность своего труда. При этом в случае с Гжелью можно говорить о ценности, продлённой во времени. Дело в том, что известны примеры, когда гжельские мастера создавали свои произведения не для практического применения, а как  примеры высокого искусства, чья ценность усиливается со временем. Однако есть здесь и понимание прикладной ценности этих вещей, заключённой в облагораживание привычного быта.  В случае с профессиональной креативностью мастеров Гжели справедливо сказать и об аккретаксии. Этот термин (от латинского слова «accretion» (увеличение) и греческого слова «axia» (ценность) введён в педагогику и обоснован Н.В. Мартишиной для обозначения способности харизматичных личностей, лидеров, творцов усиливать своей жизнью, деятельностью, обозначаемой личностной позицией и т.п. значение известных ранее ценностей [4], [5], [6]. В качестве примера аккретаксии применительно к гжельскому промыслу можно рассмотреть жизнедеятельность известного учёного-керамиста А.Б. Салтыкова (1900-1959). «Сегодняшние исследователи единодушно утверждают: в своих научных трудах он, по сути дела, заново открыл забытые всеми гжельскую майолику XVIII века и полуфаянс XIX века, восстановил преемственную связь этих видов искусства и выявил развитие промысла как единство историко-художественного процесса целых поколений гжельских мастеров» [2, 35]. Именно А.Б. Салтыкову во многом принадлежит заслуга в обосновании ценностных ориентиров и принципов, которыми руководствовались мастера Гжели в своей работе.

Способность к ценностному осмыслению может быть рассмотрена и как определённое аналитико-рефлексивное профессионально-личностное свойство. Так при подготовке гжельских мастеров обучащихся постепенно приобщают к анализу имеющегося в этой сфере опыта. Это позволяет понять, воспринять, сохранить и преумножить всё лучшее из прошлого опыта. Включаясь в рефлексивную деятельность, мастер оценивает собственный творческий потенциал, на основе чего совершенствует своё профессионально-личностное «Я» и раздвигает границы своего искусства. Описывая такую особенность работы в данной сфере, исследователи гжельского искусства В.М. Логинов и Ю.П. Скальский пишут: «то было предельно самобытное искусство, где индивидуальность манеры и вкуса гончаров, их творческий поиск подчинялся единой художественно-коллективной воле. Удача одного становилась достоянием всех» [2, 31].

Профессиональная креативность предстаёт сложным соединением элементов объективного, но, главным образом, субъективного характера. В связи с этим достаточно сложно говорить о стандартных нормативах по каждому из выявленных критериев и показателей, а также о каком-то стандартном понимании отдельных его параметром. Ценностный параметр не является исключением. Отметим, что интересной для дальнейшей разработки представляется оценка аксиологического наполнения данного феномена с позиции нелинейности. Мы разделяем позицию Н.В. Мартишиной, которая отмечает, что нелинейность позволяет «отойти от поиска и обоснования только одной детерминанты, во-вторых,  способствует отказу от понимания причинно-следственных связей как близких во временном интервале проявлений» [3, 7]. Это явление стараются учитывать и в процессе профессиональной подготовки этих мастеров. Об этом говорят в аудиториях на различных учебных занятиях, эту мысль студенты стараются отразить в своих различных проектах. Педагоги стараются показать будущим мастерам декоративно-прикладного искусства не только преемственность поколений мастеров, их идей, профессионально-нравственных установок, но и то, что порой какая-либо идея или профессиональная находка могут быть на годы забыты, утеряны, а потом вновь обретены и наполнены звучанием и смыслами нового времени. Мы говорим и о субъективном факторе, представляемом не только с позиции персонификации, но и с позиции разного ценностного наполнения времени. Важно подчеркнуть, что это не просто строки лекций или вопросы практических занятий. Это и акценты воспитательной работы, и акценты НИРС, и акценты производственной практики.

ЛИТЕРАТУРА

Кирьякова А.В., Мороз В.В. Аксиология креативности: монография. – М.: «Дом педагогики», 2014. – 225с.
Логинов В.М., Скальский Ю.П. Эта звонкая сказка – Гжель. – М.: Сварого, 1994. – 191с.
Мартишина Н.В. Методология исследования становления и развития творческого потенциала педагога // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – № 3 (71), 2010. – с. 3-23
Мартишина Н.В. Становление и развитие творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. – Рязань, 2009. – 383с.
Мартишина Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога  //  Педагогика. – 2006. – № 3 – С. 48-57
Мартишина Н.В. Ценностные характеристики творческого потенциала педагога // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Научный журнал. – 2012. – № 3/36 – С.5-15
Морозов А.В.,  Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие – М.: Академический Проект. 2004. 2-е изд., испр. и доп. – 560 с. – c. 497
Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. – М.: Наука, 1988. – С. 21-25.
Сластёнин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию / В А. Сластенин, Г. И. Чижакова. – М.: Издательский цент «Академия», 2003. – 192 с.
Torrance E. Guiding creative talent – Englewood Cliffs. – New Jersey: Prentice Hall, 1964. – 260 p.