Церковь «говорит» с приходящими в нее людьми не только словами богослужения, но и предметами. В соборном хоре православных искусств особое место занимает художественная керамика. Керамика – это изделия из обожженной глины. Керамическими материалами являются фарфор, фаянс, майолика, шамот. Керамика является достойным материалом для украшения храма в силу своих высоких эстетических и декоративных качеств. Постепенное сокращение использования дерева и мрамора в пользу керамики обусловлено качественными и декоративными свойствами материала. Что же касается практичности, то керамика отличается своей прочностью, легко очищается от пыли и копоти, сохраняя свой первозданный вид долгие годы. И еще одно немаловажное для храмов свойство керамики – усиление акустики.
После принятия христианства на Руси в церковной архитектуре по примеру византийской культуры начинает активно использоваться керамика. Появление изразцов в фасадном декоре храмов и монастырей начинается с терракоты. В XVII в., когда в русской архитектуре стало усиливаться декоративное начало, отмечается расцвет изразцового искусства. В этот период происходит повсеместный переход от терракотовой архитектурной керамики к многокрасочной [1].
На рубеже XVII–XVIII вв. изразцовые мастерские активно работали по всей Руси. Мастера открывали новые колориты и сюжеты, керамические плитки с изображениями воинов, птиц, цветов, реальных и фантастических зверей засияли на фасадах церквей. Помимо изготовления рельефных многоцветных изразцов в XVII в. продолжает развиваться производство красных и муравленых керамических изделий [1].
В настоящее время использование керамических изразцов и плиток в оформлении фасадов храмов также широко распространено. Чаще всего на фасадах и на святых вратах церквей можно увидеть выполненные из керамики фризы, порталы, иконы, киоты и панно (рисунок 1). Рисунок 1 – Пример керамической иконы на фасаде Храма Григория Неокесарийского, г. Москва
Ярким примером современного использования керамики на фасадах храмов служит Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь в подмосковном городе Истра (рисунок 2). Рисунок 2 – Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь, г. Истра (Московская область)
Во второй половине XVII – начале XVIII столетия широкое распространение получили изразцовые печи. Они использовались не только в жилых помещениях, но и в интерьерах храмов и трапезных палат. Эпоха привнесла новые черты в художественный стиль изразцов. Так, высота рельефа уменьшилась, а затем и совсем исчезла. Изображение стало наноситься на керамическую плитку посредством кистевой росписи [1].
На современном этапе изразцовые печи становятся памятниками культуры, в обиходе их все чаще заменяют камины, но и те и другие, безусловно, являются ярким декоративным элементом интерьера. Выразительным примером декоративно-прикладного искусства конца XVII в. может служить изразцовая печь в интерьере Преображенской церкви Новодевичьего монастыря в Москве (рисунок 3). Рисунок 3 – Печь, облицованная рельефными изразцами, в интерьере Преображенской церкви Новодевичьего монастыря, г. Москва. 80-е гг. XVII в.
С началом освоения ремесленниками искусства керамики этот материал стал широко применяться для отделки алтарей и иконостасов. Иконостас является необходимой и неотъемлемой принадлежностью православного храма, главным архитектурным и смысловым элементом интерьера. Средняя часть храма знаменует область земного бытия, алтарь – область Небесного бытия. В архитектурном плане иконостас представляет собой сплошную стену, отделяющую алтарь от остального храма и распространяющуюся в ширину от северной до южной стены, а в высоту – до сводов. Иконостас только визуально является преградой, но на самом деле раскрывает верующим суть богослужения [5, 6].
Керамические иконостасы – значительное явление художественно-культурной жизни России рубежа ХIХ–ХХ вв. Примерами использования керамики для изготовления иконостасов являются фарфоровый иконостас Успенского храма в селе Гжель (рисунок 4), фарфорово-фаянсовый иконостас церкви Преображения Господня в г. Железнодорожном (рисунок 5) и керамический иконостас церкви Св. Владимира в чешском городе Марианске-Лазне (рисунок 6) [2]. Рисунок 4 – Фарфоровый иконостас (центрального придела) Успенского храма в селе Гжель (Московская область). Рисунок 5 – Фарфорово-фаянсовый иконостас церкви «Преображения Господня», г. Железнодорожный (Московская область). Выполнен XX в.
Рисунок 6 – Керамический иконостас из церкви Св. Владимира. Чехия, Марианске-Лазне. Выполнен Товариществом М. С. Кузнецова в конце 1890-х гг.
В церковном обиходе широко используются различные изделия из керамики: лампады, подсвечники (для одной и нескольких свечей, подсвечник-держатель в руку, семисвечник), посудные формы для богослужения (набор для запивки, кувшин для омовения рук, водосвятная чаша и крапило, другие сосуды), священные предметы или предметы сакральной значимости (дарохранительница), киоты различной конфигурации и размеров, а также декоративные вставки и решетки [4]. Наиболее востребованными по своей эстетической и практической значимости являются следующие керамические предметы: лампады (рисунок 7), подсвечники (рисунок 8), кадильницы, киоты (рисунок 9), сосуды, шкатулки, дарохранительницы, подставки для пасхальных яиц (рисунок 10). В церковной утвари керамика часто сочетается с металлом. В частности, керамические фрагменты используются в стойке для лампады, в подвесной лампаде, паникадиле, бра. Рисунок 7 – Лампада «Торжество», лампада «Традиция», лампада «Ажурная» (фарфор, подглазурная роспись кобальтом, надглазурная роспись, золото). Автор – В. Е. Сидоренко
Рисунок 8 – Храмовый подсвечник (майолика, ангобы, цветные глазури, золочение), 2000 г. Автор – В. Е. Сидоренко
Рисунок 9 – Киоты (фарфор, подглазурная роспись кобальтом, золото). Работа студентов ГГУ
Рисунок 10 – Подставка под пасхальные яйца «Курочка». Производство ГГУ
На современном этапе развития общества и культуры большое значение уделяется идеям православия. Чтобы лучше понять наше прошлое, проанализировать настоящее и сделать решающий шаг в будущее, необходимо не только знать историю мировой культуры, в том числе историю религии, но и обладать талантом и мастерством профессионала, которые позволят воплотить древнюю традицию в новый художественный опыт.
Для выполнения богослужебных предметов и просто для украшения храма художник должен уметь правильно подобрать материал, понять особенности церковного искусства, вникнуть в образную и символическую систему. В настоящее время при строительстве или восстановлении храмов все чаще стараются выполнить убранство в едином стиле. Поэтому перед мастером, оформляющим тот или иной храм или привносящим в него предметы обихода, стоит задача выдержать и подчеркнуть определенную церковную стилистику.
Зная основы декоративно-прикладного искусства, техники изготовления изделий из керамики, основы тектоники и формообразования, принципы формирования декоративного художественного образа, выпускник художественно-промышленной специальности может создавать предметы религиозного назначения. С другой стороны, с задачами восстановления и строительства православных храмов в России могут справиться только те художники, которые получили художественное образование, значительное место в содержании которого занимают искусство церкви, церковное убранство. В контексте изложенного включение церковного убранства в светскую подготовку художников-керамистов, определение объема и содержания материала данной тематики являются весьма актуальными задачами.
В Гжельском регионе сосредоточено большое количество православных храмов, и православие живет в каждом доме. Гжельский государственный университет также поддерживает и несет в себе идеи православной культуры.
Православная культура и убранство церкви занимают значимое место в содержании подготовки художников-керамистов. Это обусловлено тем, что для профессиональной деятельности в области украшения храмов, изготовления священных сосудов и предметов, употребляемых при богослужении, необходимо не только ориентироваться в стилях, знать терминологию, эстетические категории и принципы искусства, но и обладать глубокими познаниями в области православной культуры, понимать значения тех или иных символов и образов церковного убранства, быть знакомым со Священным Писанием и православным богослужением.
Перед Гжельским университетом, выпускающим специалистов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, стоит следующая задача: готовить работников декоративно-прикладного искусства в контексте православной культуры, включая в содержание обучения исторически сложившиеся виды внешнего и внутреннего убранства храмов, о которых говорилось ранее. Однако при решении этой задачи студентов художественных специальностей нужно обучать не только практическому мастерству создания керамических изделий в русле православной культуры, но и увеличивать объем истории православия в содержании таких дисциплин, как «История искусств», «История гжельского промысла», «Философия», «Психология», «Мировая культура», «История России», «Этика». В лекциях и других видах занятий особое внимание следует уделять следующим вопросам: роль православия в мировой культуре, значение и место керамики в церковном убранстве, история использования керамики в церковном убранстве, церковная археология и другие [3].
Элементы церковного искусства, истории церковного искусства, церковной археологии достаточно давно и успешно изучаются в университете в ходе изучения профессиональных дисциплин: «Основы производственного мастерства», «Проектирование», «Архитектурная керамика», «Специальное проектирование».
В процессе учебной и творческой деятельности студенты Гжельского университета многократно обращались и обращаются в настоящее время к обширной церковной тематике. На практических занятиях было выполнено большое число работ: лампады, монументальная скульптура (рисунок 11), наборы для богослужения, проекты по оформлению экстерьера храма (рисунок 12), проекты изделий для интерьера, скульптура и тематическая роспись изделий на православную тематику. Рисунок 11 – Декоративно-пластическая композиция на основе иконописного образа Святителя Петра, митрополита Московского. Скульптор – преподаватель ГГХПИ О. В. Ершов. Материал – терракота, ангобы, глазури. Музей ГГУ
Рисунок 12 – Проект керамического декора фасада православного храма, 2013 г. Автор – В. П. Скотникова. Руководитель – декан факультета декоративно-прикладного искусства и дизайна ГГУ Заслуженный художник Российской Федерации Г. П. Московская
Церковное убранство является содержанием ряда выпускных квалификационных работ, в том числе выпускной квалификационной работы «Футляр для Евангелия» (рисунок 13), работы «Набор для престола православного храма» (рисунок 14), работы «Декоративно-пластическая композиция «Троица», подарочного набора «Святой праздник» (рисунок 15).
Рисунок 13 – Выпускная квалификационная работа «Футляр для Евангелия» (майолика, соли, глазурь), 2012 г. Автор – А. Сычева. Руководитель – старший преподаватель ГГХПИ В. Д. Московский. Музей ГГУ
Рисунок 14 – Выпускная квалификационная работа «Набор для Православного храма». Состав: Дарохранительница и набор светильников (фарфор, подглазурные краски, золото), 2013 г. Автор – О. А. Первозванская. Руководитель – старший преподаватель ГГУ В. Д. Московский
Рисунок 15 – Выпускная квалификационная работа «Святой праздник» (фарфор, золото), 2017 г. Автор – А. С. Антропова. Руководитель – преподаватель колледжа ГГУ В. В. Замахин. Музей ГГУ
Наиболее ярким примером церковного убранства как содержания подготовки художников-керамистов является часовня Иконы Божьей Матери «Воспитание» (рисунок 16), построенная в 2005 г. к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Над декоративным оформлением часовни (портал, изразцовые вставки, внутреннее убранство) трудился коллектив дипломников, преподавателей и сотрудников университета.
Рисунок 16 – Часовня иконы Божьей Матери «Воспитание» в поселке Электроизолятор, построенная в 2005 г. к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Декоративное керамическое оформление выполнено коллективом дипломников, преподавателей и сотрудников ГГХПИ
Церковное убранство является содержанием не только учебной, но и внеучебной научно-исследовательской и творческой работы студентов, основная цель которой – повышение уровня научной и творческой подготовки обучающихся, выявление наиболее талантливых студентов, склонных к научной и творческой художественной деятельности, в том числе, в контексте православной культуры.
Рассматривая церковное убранство как содержание подготовки художников-керамистов, нужно иметь в виду, что студент будет соприкасаться с областью столь высокой, что она не оставит его равнодушным. Выполняя проект или изделие для церкви, подбирая образы для своей работы, обучающийся имеет возможность через красоту приобщиться к православию. По окончании деятельности придет ощущение внутренних положительных перемен, результаты художественного творчества обязательно отразятся и на профессиональном уровне будущего художника-керамиста, и на его духовно-нравственном состоянии.
1. Баранова С. И. Русский изразец. Записки музейного хранителя. – М.: МГОМЗ, 2011. – 432 с.
2. Винницкий М. В. Керамические иконостасы М. С. Кузнецова в архитектуре православных храмов конца XIX – начала XX века: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. архитектуры (18.00.01.). – Екатеринбург, 2002.
3. Илькевич Б. В., Илькевич К. Б. Профессионально-мотивирующее художественно-промышленное образование. – Гжель: ГГХПИ, 2013. – 214 с.
4. Копировский А. М. Церковное искусство: изучение и преподавание. – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт. – 232 с.
5. Лидов А. М. Иконостас: итоги и перспективы исследования // Иконостас: происхождение – развитие – символика. – М.: Прогресс – Традиция, 2000. – С. 11–32.
6. Успенский Л. А. Вопрос иконостаса // Православная икона. Канон и стиль. – М., 1998. – С. 228–262.