«Человек культуры»: исторические представления на уроках по искусству

Гализина Ирина Леонидовна

Аспирант Института художественного образования РАО, учитель МХК ГОУ гимназии №1544, Москва

rina.galizina@gmail.com

Аннотация: 
«Человек культуры»: исторические представления на уроках по искусству

Культура выражает отношения человека с миром, воплощает его творческий потенциал, позволяющий не только преобразовывать природу, общество и воспитывать самого человека, но и определять меру его ответственности за последствия этих преобразований. Мир, созданный человеком благодаря целесообразной и целенаправленной деятельности, образует сферу культуры.
Цивилизация принесла человеку освобождение от тяжелого физического труда, создала комфорт, коммуникации, расширила возможности получения информации, создала высокие достижения научно-технического прогресса. Однако в настоящее время, несмотря на высокий уровень цивилизации, ее противоречия привели к кризису как в целом в жизни общества, так и в сфере развития и образования человека и, прежде всего, в области духовной культуры. Ученые Г.Маркузе, А.Печчеи, Б.Раушенбах и др. в своих работах пишут о социокультурной деформации, примитивизации интересов и потере идентичности у современного человека в результате развития процессов технологизации, коммерциализации и непрерывного роста потребления в современной экономике. Обусловленность этими процессами современного социокультурного развития общества требует формирования такой гармонически развитой личности, которую можно назвать человеком культуры.
Кризис классической духовности – это естественный процесс в ходе развития современной глобальной цивилизации, так как закладываются основы для обновления моделей культуры (Г.Выжлецов, Д.Мартин, А.Назаретян, В.Петренко и др.). Переоценка ценностей, мировоззренческая и поведенческая переориентация, отрицание наследия прошлого, то есть все то, что ведет к изменению привычного хода жизни, можно рассматривать либо как осознанный выбор, либо как «иррациональное, спутывающее карты» блуждание (П.М.Бицилли), делающее движение истории необратимым. Таким образом, дальнейшее развитие культуры и цивилизации во многом зависит от человеческих качеств, от того, как сам человек распорядится накопленными ценностями. С этой точки зрения в современном мире, подверженном глобальным и иногда необратимым изменениям, необходимо стремиться к воспитанию в педагогическом процессе человека культуры, созидателя, творца, стремящегося к человеческому идеалу. А.Швейцер считал, что идеал культурного человека не что иное, как идеал индивида, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.
Б.П.Юсов в своей работе «Научная гипотеза взаимодействия и интеграции искусств в полихудожественном развитии школьников» (стр.95), пишет о том, что художественная и гуманитарная безграмотность молодежи привели к взрыву спонтанной молодежной субкультуры на почве готовых, индустриальных форм художественного производства и потребления ввиду того, что произошел распад связей молодежи с художественным культурным наследием. Причиной этого является то, что в нашей стране несколько поколений родителей учились в условиях крайне бедной в эстетико-художественном отношении системы образования, и в рамках этой системы они прошли упрощенную подготовку к жизни. Во многом последствия такого образования - не только экономические, но и нравственные потери большей части населения страны, разрушение трудовой культуры, духовных традиций.
По нашему мнению, формирование человека культуры в среде молодежи определяется художественным воспитанием и образованием школьников в системе общего среднего образования, что близко к позициям Б.П.Юсова, которые он изложил в статье «Законы вселенной и законы культуры» («Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство», М., 2004, стр.71). Некоторые методологические вопросы назрели в размышлениях о гуманизации и гуманитаризации нашего образования, особенно в связи с поисками целостной духовной личности, воспитанием молодежи.
Мы развиваем представление о человеке культуры на уроках по искусству у старшеклассников. Курс «Мировая художественная культура» предоставляет возможность учащимся освоить представления о человеке культуры в современности, а также и в различных исторических эпохах, опирающиеся на средства искусства, подводит к сопоставлению таких представлений, к анализу произведений искусства разных периодов. Формирование целостного восприятия мира школьником также возможно осуществить на уроках МХК в связи с изучением понятия «человек культуры».
Понятие «человек культуры» вводится потому, что представление «культурный человек» педагогически недостаточно эффективно в силу общего стертого, шаблонного понимания, из-за чего в нем скрыта суть этого явления. Часто «человек культуры» трактуется школьниками как «культурный человек», что, по их представлениям, подразумевает соблюдение индивидом некоего свода правил, норм, социальных установлений, определяющих поведение человека в обществе. Около 68% учеников 7-10 классов ответили именно так. Школьникам необходимо разъяснять, что, когда мы используем это определение, мы выявляем меру культурности человека и тех границ, которые установлены обществом и самим человеком для себя как для члена социума, его соответствия существующим в обществе идеалам и стандартам. Однако важно отметить, что абсолютно некультурных людей, живущих в каком-либо обществе, не бывает. Именно приобщаясь к культуре, участвуя в ее развитии, человек становится человеком.
Мы характеризуем человека культуры как представителя своей эпохи, который взаимодействует на уровне сотрудничества и диалога, взаимопонимания и доброжелательности; ему присущи высокая духовность и нравственность, развитый интеллект и творческая активность, многогранный внутренний мир, открытый красоте и созиданию. В истории существует целая плеяда таких личностей: например, в эпоху античности блестящие мыслители или творцы искусства – это Сократ, Аристотель. Современный человек культуры – личность свободного общества, построенного на приоритете гуманистических ценностей, национальной неповторимости в гармонии мировых культур. Сами школьники считают, что человек культуры – это «человек, который высокообразован, разносторонне развит и обладает богатым внутренним миром»; «творец, создатель произведений искусства»; «который не представляет свою жизнь без внутреннего развития и совершенствования»; «понимает и ценит всю окружающую его красоту» и т.д.
Понятие «человек культуры» сложно и многомерно, и для его пояснения требуется подключение сведений и охват ряда гуманитарных дисциплин. Предмет МХК, являясь гуманитарным по своей сути, обращен к проблемам человека, его развития, становления личности, прежде всего, за счет усвоения учениками совокупности художественных объектов как системы смыслонесущих текстов. Художественный образ – это феномен, специфический тип социально значимой информации, он является центральной темой и эстетическим основанием каждого урока мировой художественной культуры. Мир культуры полон образов, а образное мышление выступает в качестве высшего уровня развития сознания. Главная задача обогащения художественно-образного мышления на уроках МХК – воссоздание исторических образов в сознании школьников и освоение художественных образов действительности при изучении различных произведений искусства.
Гуманитарная образовательная среда занятий по искусству может быть рассмотрена как развивающаяся целостность, содержащая предпосылки, способствующие ценностно-смысловому вхождению человека в культуру. Рассматривая человека как целостность, аккумулирующую различные процессы окружающего мира, дисциплина МХК интегрирует комплекс знаний, описывающих эти процессы и раскрывающих характер и механизмы влияния средствами искусства на становление и развитие человеческой личности. Освоение представлений о человеке культуры должно быть основным стержнем в течение изучения всего курса МХК с тем, чтобы это влияло на становление личности ученика.
Изучение этой дисциплины целесообразно направить, в частности, на освоение и формирование у школьников представлений о человеке культуры средствами искусства. Именно искусство интегрирует многие потребности человека – интеллектуальные, эмоциональные, эстетические, нравственные. Показывая явления и закономерности жизни человека, передовые философские идеи и идеалы, искусство способствует их познанию и осмыслению, воспитывает в школьниках духовность, нравственные качества, патриотизм, национальную гордость.
Каждая конкретная эпоха, каждый народ создает свой неповторимый мир культуры, художественных образов. Анализируя произведения разных эпох можно прийти к выводу, что существовали разные исторические типы человека культуры как представителя творческой, интеллектуальной, художественной профессии или гуманитарного сознания – философов, педагогов-ученых, духовных и политических деятелей. Это следующие типы: человек мусический (эпоха Античности), богослов (эпоха Средневековья), человек универсальный (эпоха Возрождения), специалист (эпоха Нового времени), носитель планетарного мышления (Новейшее время). Изучая произведения искусства, которые дают представления о духовном мире, об идеале человека, об уровне развития материальной культуры различных эпох и культур, важно донести до школьников знания об этих типах истории культуры.
Люди далекого прошлого своими деяниями и желанием сделать жизнь лучше оказывают заметное влияние на современную жизнь независимо от того, осознаем ли мы это. Жрецы Древнего Египта, Месопотамии последовательно способствовали развитию наук и искусства, создавая их и, в то же время, строго следуя религиозным традициям. Яркий след в истории оставила реформаторская деятельность египетского фараона Аменхотепа, законы правителя Вавилона Хаммурапи, библиотека царя Ашшурбанипала, мудрые изречения Конфуция и других мыслителей.
Изучая на уроке эпоху античности, мы рассказываем о том, что важнейшей частью образования в Древней Греции являлось мусическое воспитание. Оно охватывало те сферы культуры, которые, как считалось, находились под покровительством муз. В их ведении были поэзия, музыка, танцы, науки и творчество в целом. В мусических школах ученики заучивали фрагменты из классической греческой литературы – сочинений Гомера, Гесиода, Эзопа, Эсхила, Софокла, Еврипида. Музыка, поэзия и грамматика были так тесно связаны, что обучать им мог один учитель, параллельно обучая детей игре на кифаре. Игре на флейте в афинских школах детей не обучали, поскольку, по мнению афинян, она не сочеталась с устной речью, а тем самым и не поддерживала интеллектуальное развитие. К числу самых известных и знаменитых ученых-мыслителей Древней Греции, которые разработали основополагающие педагогические идеи, относятся Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Каждого из этих ярких представителей эпохи без сомнения можно назвать человеком культуры своего времени.
Античная культура сыграла особую роль в развитии педагогических представлений о развитии и очищении души от страстей с помощью искусства (Аристотель «Поэтика»). Искусство окружало античного человека с детства, наполняя его жизнь художественными ритмами и формами. Любой свободнорожденный человек греко-римского мира был вовлечен, даже в повседневной жизни, в восприятие пластических искусств, которым греки отдавали предпочтение. В течение всей жизни греков сопровождали музыка, поэзия, риторика, трагедии и комедии античных авторов, театральные и цирковые зрелища, а также предметы прикладного искусства, архитектура, скульптура. Культура эстетических чувств у греков органично вписалась в систему философских воззрений уже первых античных мыслителей, начиная с пифагорейцев.
Греки живо интересовались искусством, их эстетическая теория не была оторвана от художественной практики, а естественным образом из нее вытекала. В поле зрения античных мыслителей было не только искусство, но и проблемы эстетического воспитания, такие эстетические категории, как прекрасное, трагическое, комическое, мера, гармония и другие. Наряду с философией и наукой, античная эстетика оформилась в самостоятельную область, не зависимую от мифологии. Объективность прекрасного подчеркивали также Гераклит, Эмпедокл и Демокрит. В основе космоса и искусства они видели одни и те же закономерности. Поэтому, подражая природе, искусство стремится запечатлеть в себе симметрию и гармонию частей, присущих самому миру и составляющих сущность прекрасного.
Сократ поставил вопрос о связи прекрасного с нравственным. Главным предметом в искусстве и философии является, по его мнению, человек разумный и добродетельный. Что касается красоты, то ее Сократ считал качеством относительным. Согласно Платону искусство есть лишь подражание чувственным вещам, которые, в свою очередь являются копиями идей, и оно создает копии с копий, только копирует их.
В понимании природы искусства и его общественной роли Аристотель расходится с Платоном, так как считает искусство важнейшим средством познания мира и человека. Рассматривая искусство как «мимезис», т.е. подражание природе и человеку, он утверждает, что не каждый человек может стать объектом искусства, а лишь гармоничный, духовно развитый и при этом телесно пропорционально сложенный. Однако подражание, по мнению Аристотеля, действительно присуще людям с детства, и благодаря этому человек познает мир. И произведение искусства является продуктом подражания, доставляющим удовольствие от радости «узнавания» в нем вещей и людей. Источник эстетического удовольствия кроется в реальном интересе людей к познанию. Подводя итоги на обобщающем занятии по искусству, важно подчеркнуть влияние мыслителей на развитие культуры в эпоху античности; обратить внимание школьников на то, что человек является создателем мира культуры, но и культура эпохи оказывает влияние на его развитие.
Известный римский мыслитель Цицерон впервые в своих сочинениях обратился к понятию «культура». Как культивированию, человека он учил культивировать душу и разум, чтобы не скатиться к варварству. Культура души трактуется Цицероном как личное качество, говорящее о духовном развитии человека, о его способности к рефлексии, логическому, точному мышлению. Свидетельством овладения культурой Цицерон считал умение оратора четко излагать мысли, аргументированно отстаивать свою позицию в споре, убеждать слушателей в истинности высказываемых тезисов. Главную задачу культуры Цицерон видел в достижении органического единства личности и общества, гражданина и полиса. Таким образом, Цицерон – это человек культуры своего времени в ряду других известных современников, например Сенеки, Вергилия и т.д. Его идеи сохранили значение и для нашего времени.
В эпоху средневековья происходит радикальное переосмысление принципов, лежащих в основе культуры. Важнейшим элементом духовной культуры западноевропейского средневековья явилось христианство, которое значительно перестроило отношения человека с миром и другими людьми. Главной ценностью становится Бог. Все важнейшие разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип, реализованный в «символе веры». Признание безоговорочного равенства всех людей перед Богом свидетельствовало о демократизме новой монотеистической религии. Идеал гуманизма и человеколюбия, возникший в среде беднейшей части населения Римской империи, позднее распространился в других регионах мира, включая Россию. Благодаря христианской вере, в ее русле, человеческая духовность достигла небывалых ранее высот, что в значительной мере сказалось на развитии всех последующих цивилизаций. Человек культуры этой эпохи – богослов. Выявляя человека культуры эпохи средневековья, мы могли бы назвать Августина, Фому Аквинского, византийского императора Юстиниана, Иоанна Дамаскина, Карла Великого, Эразма Роттердамского, Пьера Абеляра, Данте и др.
Учение о Едином Боге объединило человечество и направило его познание вглубь, сосредоточив основное внимание на внутренней духовной жизни человека. Осмысление учения о Боге, как и вера в него, требовали сосредоточенности, отказа от чувственных увлечений и удовольствий. Проповедь аскетизма, усмиряющего плоть и готовившего человеческую душу к восприятию духовных истин, становится неотъемлемой частью религиозной практики христианства и жизни отдельного человека.
Хотя античная философская мысль и поставила многие важнейшие проблемы человеческого бытия, но не смогла их решить столь глубоко, как христианское вероучение и мировоззрение, получившее полноту духовного опыта (благодаря не только своему мудрому рассуждению, но, главным образом, в силу богатейшей духовно-религиозной практики). Новая вера призывала человека отрешиться от мирской суеты и волнений, погрузиться в глубины своего духа, в созерцание вечных и абсолютных истин. Этому должна была способствовать и новая культура со всеми ее формами, видами, институтами. Христианство предписывало человеку держать чувственные удовольствия в строго установленных рамках или вовсе отказаться от них.
Античным эстетическим принципам – рациональности красоты и идеализации образов в искусстве – христианство противопоставило простоту, естественность и религиозную истинность, которые стали главными ценностями новой духовной культуры. Поэтому назначение искусства сводили к тому, чтобы способствовать эмоциональной успокоенности, сосредоточенности и духовной углубленности человека.
Эпоха Возрождения открывает новый этап в осмыслении культуры. Если в средневековье массы, завороженные идеей Бога, чувствовали и думали одинаково, то в эпоху Возрождения индивид приобретает все большую самостоятельность. Гордость и самоутверждение, вера в собственные силы и талант становятся отличительными качествами человека эпохи Возрождения. Начинают активно развиваться науки, постепенно освобождающиеся от контроля церкви. Духом открытия, обновления и творчества пронизана культура этой удивительной эпохи. В противоположность средневековому человеку, который всецело считал себя обязанным Богу, индивид Возрождения склонен приписывать свои заслуги собственным талантам.
Человек культуры эпохи Возрождения – универсальный, всесторонне образованный, с ярко выраженными индивидуальными чертами. Это время представило миру целый ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, целеустремленностью, глубокими познаниями в различных областях наук: Леонардо да Винчи, Данте, Петрарка, Микеланджело, Коперник, Монтень, Джордано Бруно. Установка общественного сознания эпохи Возрождения поощряла культивирование индивидуальности у людей, их мастерства и предприимчивости.
Все виды искусства тогда понимались как своего рода науки: например, в живописи при помощи математики, геометрических фигур исчисляются идеальные пропорции. Художник верит в свою способность разглядеть, познать, выразить в числе и мере гармонию свободы, тайну красоты. Идеал художника Возрождения – в чувственно совершенном, гармоничном, пропорциональном облике человека, которому соответствует богатый внутренний мир.
В эпоху Нового времени человек культуры – специалист в своей области: философ, писатель, художник, музыкант, ученый, экономист, ремесленник-профессионал. Одним из главных достижений эпохи ранних буржуазных революций явилась концепция естественного права на жизнь, на частную собственность, а вскоре и на образование, и это право должно было обеспечить государство. Жизненные успехи теперь определялись не сословным положением, а личными деловыми качествами и образованностью, необходимой и промышленнику, и мореплавателю, и коммерсанту. Наблюдается рост социального значения науки и образования.
Пониманием места, роли и возможностей человека отличается искусство Нового времени от Ренессанса. Сложность и противоречивость эпохи интенсивного образования абсолютистских национальных государств в Европе определили характер новой культуры, которую в истории искусства принято связывать со стилем барокко; в это время также развиваются классицизм и реализм. Человеком культуры XVII века можно назвать Р. Декарта, Б.Паскаля, Ф.Бэкона, Рембрандта, Шекспира, Вермеера, Мольера и др.
Эпоха Возрождения дала нам примеры объединения науки и искусства в жизнедеятельности одной творческой индивидуальности. Мировоззрение нового времени (ярче всего в XVII веке) пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором человек занимает совсем не главное место, а растворен в многообразии, подчинен среде, обществу, государству. Наука и искусство, став носителями более глубоких знаний, уже не идут рука об руку.
XVIII век в Европе – завершающий этап длительного перехода от феодализма к капитализму. Происходит гигантская ломка всех общественных устоев, идет борьба за освобождение от религиозно-феодального миросозерцания. Разум и просвещение превратились в основные лозунги эпохи. Просветители были убеждены в том, что развитие разума и, прежде всего, прогресс науки и просвещения народа могут изменить общественную жизнь в соответствии с законами природы. В культуре Просвещения над декартовским миром идей количества и протяженности в сфере материального бытия берут верх качественные характеристики. Понимание природы как первопричины и первотворца все чаще наделяется высшим ценностным смыслом. «Естественный человек», «естественный разум», «естественные законы» выступают как синонимы истинного, добродетельного и прекрасного. Человеком культуры этого времени в Западной Европе являются Бах, Моцарт, Дидро, Руссо, Вольтер, Гердер, Гете; в России – Петр I, Ломоносов, Дашкова, Радищев и др.
Великая французская революция 1789-1799 гг., в ряду важнейших событий эпохи Просвещения, – выдающийся период европейской и мировой истории, оказавший колоссальное влияние на ход мировой цивилизации. Одно из достижений революции – «Декларация прав человека и гражданина», которая провозгласила право на свободу личности и равенство людей, право на свободу слова, на сопротивление угнетению, право собственности. Просветители, развивая идеи гуманизма, рассматривали разум как главную составляющую духовного мира человека и на этой основе – яркое проявление таких его качеств, как стремление к свободе, активность, самодеятельность и др. Отсюда следовало, что человек имеет право перестроить общество на разумных справедливых началах – а значит, допускалось декларирование и оправдание революций. Крах итогов революции свидетельствовал о трагедии гуманизма.
В эпохе Нового времени культура XIX века играет особую роль. Это период кульминации развития буржуазного общества с соответствующими изменениями в духовной жизни и художественной культуре. Понимание природы-матери как первоосновы всего сущего уступает место чисто утилитарному ее пониманию как универсальной кладовой, всеобщей мастерской, неисчерпаемого источника материалов и энергии.
В числе социально-экономических и политических факторов определяющее значение имели социальные революции и революционное движение. В XIX веке буржуазные революции охватили многие страны Европы, представляя важнейший этап классовой борьбы. Они способствовали утверждению и развитию капитализма, решению назревших исторических задач (в частности, объединению Германии и Италии), пробудили в прогрессивном человечестве стремление к освобождению от социального гнета и несправедливости.
Вступление Европы в XIX столетие ознаменовано величайшим культурным переворотом. Это время расцвета классического естествознания, создания единой системы наук; cвязь науки с производством становится теснее. Появляются первые научно-исследовательские лаборатории, работающие на промышленность. Открытия в различных областях естествознания все больше воздействуют на развитие ведущих отраслей индустрии: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта, химической промышленности. Человеком культуры можно назвать и великих ученых этой эпохи, и выдающихся деятелей искусства, и тех политических деятелей, которые оставили яркую память в истории развития человечества, – Кант, Гегель, Дарвин, Маркс, Бетховен, Геккель, Менделеев, Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Глинка, Чайковский, Крамской, Репин и др.
В XVII – XIX веках отчетливо проявилась утилитарно-прагматическая направленность традиций Западной цивилизации с характерными элементами рационализма, критичности, индивидуализма. В то же время усилились гуманистические тенденции концепции формирования целостной личности на основе ее свободного развития и самоопределения, что противостояло стандартизирующим тенденциям индустриального общества. Новый идеал личности предполагал формирование человека, способного постигать мир в его целостности, одновременно делая практические выводы. Успехи естествознания стали базой для укрепления социальной уверенности личности.
Человек культуры в определенную историческую эпоху представляет актуальный идеал человека, существующий в тот или иной период истории. Знания по культуре, культурологические термины и понятия позволяют точнее выразить представления о человеке культуры в определенный исторический период, и это помогает учащимся постепенно подойти к моделированию представления о человеке культуры современности.
В процессе развития ХХ века появляются новаторские открытия в науке, технике, экономике, которые быстро меняют жизнь, развитие культуры происходит все более ускоряющимися темпами. То, что люди осваивали в течение жизни двух-трех поколений, усваивается нашими современниками в течение десятилетия. Овладение все большими объемами знаний, кардинальное изменение способов обработки информации меняют человека, мотивы и последствия его деятельности. В настоящее время перед педагогами стоит задача формирования человека – носителя планетарного мышления.
На современный мир культуры существенно влияет развитие знаково-символической и информационно-коммуникативной деятельности. Постепенно уходят в прошлое представления о линейном развитии, жесткой детерминированности социокультурных процессов, абсолютной ценности равновесия и стабильности. Многие ученые подчеркивают, что существующее информационное общество является обществом повышенного риска, так как его социокультурная и экономическая деятельность сопровождается обострением противоречий между инновационными и адаптационными формами. Информационные системы и их воздействие на общество не преодолевают кризисных явлений, но настоятельно требуют формирования принципиально новых представлений о природе, обществе, человеке, жизни, требуют нового уровня сознания, мышления, действия.
Представления о человеке культуры ХХ века у школьников связаны с именами Кюри, Эйнштейна, Билла Гейтса, Сахарова, Гагарина, Прокофьева, Шостаковича, Рахманинова, Солженицына, Дали, Высоцкого и другими. Это свидетельствует о том, что понятие «культура» ученики связывают, прежде всего, с вкладом в развитие искусства и научно-технических направлений современной цивилизации.
Культурное многообразие мира в настоящее время очень медленно объединяется в глобальное, планетарное единство на основе идеалов толерантности и общих признания равноценности, равнозначности всех существующих культурных систем. Необходима трансформация этических ценностей: на место этики «убеждений» должна прийти этика ответственности, «этика жизни», базирующаяся на нравственном императиве «ответственности перед будущим и другими людьми». Формирование системы ценностей современного человека культуры позволит преодолеть этот кризис культуры на основе солидарности, справедливости, свободы, человеческого достоинства, терпимости, ответственности. Новая культура – это культура доверия, культура участия.
Реальная картина нравственного становления школьников нашего времени и их взаимодействия с искусством сложна и противоречива. Для сегодняшнего подростка зачастую характерно упрощенное, потребительское отношение к жизни, неразвитость эмоциональной сферы, неумение общаться со своими сверстниками, взрослыми, мозаичность мировоззрения. Современный урок по искусству должен научить школьников понимать природу художественной культуры, специфику ее видов. Учитель же должен осознавать, в первую очередь, сущность глобальных перемен в современном образовании и их причины.
Сегодняшнее образование и воспитание в России должно быть направлено на формирование духовно и интеллектуально развитой личности, на становление человека культуры, для которого значимы ценности современного мира. Формирование представлений о человеке культуры у школьников на уроках МХК, будет способствовать в дальнейшем развитию социокультурного пространства России, основанного на приоритете духовно-нравственных принципов, ценностей отечественной культуры, особенностей российской ментальности. При этом духовная самобытность России как фактор национального самосознания понимается в качестве основополагающего условия полноценного участия в общемировом диалоге культур, его обеспечения и обогащения.
Сущность человека культуры во все времена – это готовность совершить подвиг во благо человечества, принести в жертву свою жизнь ради развития культуры. Это такие личности, как Сократ, Джордано Бруно, Пастер, Кюри, Солженицын. Искусство же является кладом, сокровищницей всех самых ярких идей человечества, своего рода Прометеем, несущим людям огонь. Произведения искусства – это тот бессмертный и неиссякаемый источник знаний о человеке культуры, который хранит память о нем с самых древнейших времен.
Литература
1. Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры. М, 2005.
2. Гуревич П.С. Культурология. М, 1998.
3. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.
4. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М., 2004.
5. Копылова А.В. Технология урока искусства. М., 2004.
6. Рогова Р.М., Филонов Г.Н., Волков Г.Н., Печко Л.П. Становление самосознания школьника. М., 2003.