ЧТЕНИЕ КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Васёв Дмитрий Валерьевич

доцент, кандидат  педагогических  наук, кафедра режиссуры и мастерства актёра, Пермский государственный институт культуры

Аннотация: 
В статье рассматривается трансформация роли и места чтения в общественном сознании. Появление электронных устройств изменило ценностный статус чтения, обострило противоречие между интенсивным развитием информационных технологий и психофизиологическими возможностями индивидуума. Чтение перестало быть формой получения социального опыта, профессиональных знаний, сведений об исторических и текущих событиях, познания культурных ценностей. В молодёжной среде время чтения сокращается, круг чтения сужается; исчезают навыки чтения. Владение чтением актуально всегда; так как оно не только средство получения информации, но и средство приобщения к ценностям культуры, значимое условие достижения социального успеха, интеллектуального и эмоционально-духовного становления личности.

Чтение как особый вид получения информации, как форма усвоения социального опыта и культурных традиций служило мерилом образованности практически во все исторические эпохи. Политические и экономические преобразования, происшедшие в России в конце XX века, изменили читательские предпочтения взрослых и подрастающего поколения, чтение приобрело деловой утилитарный характер. Процессы, происходящие в культуре в целом, отражались в культуре чтения как социально-коммуникативной подсистеме культуры. Коммерциализация книжного рынка повлияла на выпуск книжной продукции, высокая стоимость книг резко сократила количество читателей, привела к отчуждению молодёжи от чтения.

Актуальность проблемы чтения в молодёжной среде. Проблема владения культурой чтения была актуальна всегда; без чтения невозможно представить развитие науки, культуры, образования, производства, оно существенный фактор влияния на преобразование действительности. Отсутствие внятной идеи развития социума, его масштабная дифференциация, ослабление воспитательного воздействия образования, культуры, искусства на формирование молодого поколения оказали негативное влияние на общественное сознание молодёжи, снизили её восприимчивость к подлинным духовно-нравственным и художественным ценностям, привели к появлению нового социального типа личности. Национальная программа поддержки и развития чтения в России констатировала «критический предел пренебрежения чтением», наметила пути  преодоления «системного кризиса в читательской культуре». Кризис чтения представляет угрозу стабильности, социокультурному прогрессу, конкурентоспособности государства. В стране «растет число людей, которые вообще не читают книг. Это тревожный факт. В данной ситуации повышение читательского интереса является общенациональной задачей», отмечал президент РФ В.В. Путин. В России необходимо создать условия «для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний. Чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения, т.е. ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество» [6, с.1]. Потеря интереса к чтению ведёт к дефициту знаний, конструктивных идей, творчества в деятельности.

На вопрос: «Почему Вы не читаете?» даны ответы: неинтересно, скучно – 18%; нет времени – 28%,  интернет и телевидение интереснее – 22%, устаю от чтения – 19%, 13% – приходится выполнять много домашних учебных заданий. Книжное чтение заменили электронные игрушки, гаджеты, компьютеры, мобильные приложения. Молодёжь, пресытившаяся телевизионной, компьютерной (Интернет) информацией, видеоиграми, потеряла не только интерес к чтению, но и навыки чтения. Дайджестное получение информации не активизирует обучающихся к расширению, постоянному обновлению и пополнению знаний, не стимулирует самостоятельную работу с учебной, методической литературой, книгами. Сформировалось самоуверенное, ушедшее с головой в оцифрованный мир, считающее себя развитым, поколение. В молодёжной среде чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития; в чтении не видят ту реальную помощь, которую оно может оказать в учебной, научной, профессиональной, самообразовательной деятельности. Информационные технологии, новые формы итоговой аттестации понизили уровень владения связной речью. Обучающиеся затрудняются в выражении своего мнения, в умении грамотно изложить свои мысли, суть явления. Препятствием для ценностно-смыслового освоения содержания образования, качественного получения профессии в любой сфере деятельности служит недостаточное владение молодёжью письменной, речевой и читательской грамотностью.

Инновационная деятельность, прививающая интерес к чтению. Информационно-цифровые средства создали ситуацию, когда объёмы потенциально полезных знаний в разы превышают возможности их усвоения, что инициировало появление новых технологий обучения, позволяющих педагогам повысить качество обучения. Инновационная деятельность по привитию интереса к чтению, книге решает развивающие, воспитательные задачи образования. Преподаватель создаёт условия для точного формулирования целей, сознательного выбора студентом образовательной траектории, направляет работу с учебной литературой, использует инновационные средства, приемы, методы обучения, в результате всего этого происходит качественное изменение обучающегося. К инновационным преобразованиям  чтения в студенческой среде относятся:

современные компьютерные технологии, позволяющие получать образование дистанционно, используя личностно ориентированные электронные учебные материалы; предоставляющие преподавателю возможность индивидуально коммуницировать со студентом;
информационно-медийная грамотность, пробуждающая у студенческой молодежи интерес к чтению за счёт гипертекстуальности и мультимедийности, усиливающих информативность учебного материала;
расширение профессионального и личного тезауруса студентов вследствие переосмысления, переоценки привычных терминов и понятий.

Готовность к чтению определяется общей культурой обучающихся, их возрастными особенностями, знанием теории, обеспечивающей понимание; она может быть общей и специальной. Специальная готовность направлена на прочтение именно данного текста, для неё важны отточенность механизма чтения, скорость чтения. Творческий характер чтения, нравственное и гражданское влияние книги выражаются в способности читателя откликаться на мысли и чувства действующих лиц, соотнесении жизненных ассоциаций, формировании духовно-нравственных качеств личности. Обучение требует активности и преподавателей, и студентов: преподавателю важно воплотить академический текст в живую речь, которую невозможно не слушать; студент же всё время занятия активно усваивает учебный материал. Традиционно и в учебной, и в художественной литературе понимание текста подчинено раскрытию того смысла, что вложил автор произведения. Новые концепции и парадигмы в науке, технике, технологиях, изменяющиеся критерии познания, ценностные и моральные установки потребовали расширения авторского прочтения. По мнению филолога М.М. Бахтина понимать текст так, как его понимал автор, недостаточно, «понимание может быть и должно быть лучшим»; не простое воспроизведение авторского смысла, а творческий подход к пониманию, который включает «критическую его оценку, обогащение реалиями, присущими современности и органически связанными с авторским смыслом». При чтении особо сложных текстов студенты часто полностью полагаются на объяснения педагога, но постичь смысл текста можно только опираясь на свой личный интеллектуальный потенциал, читая текст многократно, постепенно переходя к всестороннему пониманию. Так Я.И. Линцбах, автор книги «История лингвофилософской мысли» считал, что «применение одновременно нескольких точек зрения необходимо, ибо, желая сделать нашу мысль возможно более понятной, мы высказываем ее многократно, различными словами»; литературовед Ю.М.Лотман, утверждал, что «многократность перекодировки позволяет открыть смыслы текста». Задача педагога научить студентов читать сложные учебные, научные, специальные и художественные тексты не только для приобретения суммы знаний и расширения кругозора, но и для развития мышления, свободного владения устной и письменной речью.

Цифровизация, инновационное развитие образования – требования сегодняшнего дня Применение инновационных технологий чтения даёт возможность быстрее усваивать и сохранять знания, высвобождать время для творческой работы с текстом, но, часто инновации, научные прорывы, новые технологии вытесняют чувства, эмоции, образы. Способность к творению образов уникальна, ею наделён только человек. Образное чтение реализуется с помощью механизма представления, мыслительных процессов, формирующих целостную картину описываемого. При чтении головной мозг в результате переработки информации с помощью органов чувств создаёт зримый образ, складывающуюся обобщённую картину ситуаций, явлений, предметов. Создаваемый при чтении образ имеет свойство влиять на формирование характера, поведение, мировоззрение отдельной личности. Эмоционально-смысловые образы, возникающие при понятийно-образном чтении, позволяют лучше понять себя и других, дают не просто некую сумму знаний, они стимулируют когнитивную деятельность, поиск ценностно-смыслового содержания текста.

Технология понятийно-образного чтения:

первичное восприятие текста, формулирование основной идеи или совокупности главных смыслов;
логическое выделение понятийно-смысловых групп;
медленное, вдумчивое прочтение каждого фрагмента с постановкой уточняющих
вопросов к смысловым частям, выявление заложенных в тексте смыслов;
объединение отдельных фактов текста в общую картину, смысловое целое;
мысленное создание графической картинки образа: зрительное восприятие → ощущение → чувства → понятийно-словесный образ;
осмысление причин происходящего и образное представление возможных путей решения проблем;
образное представление пересказа текста или отдельных фрагментов;
обобщение прочитанного.

Понятийно-образное чтение, визуализируя текст, мотивирует интерес к чтению, пробуждает новые идеи, расширяет кругозор, способствует познавательно-эмоциональному обогащению личности. Понятийно-образная технология чтения применима к преподаванию и изучению дисциплин любого цикла – гуманитарного или технического.

Академическое чтение. Снижение у молодёжи интереса к чтению, низкий уровень читательских навыков общемировая тенденция. XXI век – век становления электронно-информационного пространства, превращения информации в важнейший ресурс современной цивилизации. Сокращение времени на чтение, замещение чтения потреблением информации в электронных и символьных формах привело к постепенной утрате молодёжью элементарных читательских навыков, что понизило уровень функциональной грамотности. В связи с этим Британский совет (British Council) – организация, по развитию сотрудничества между Великобританией и другими странами в области образования, культуры и искусства, способствующая распространению английской культуры, а через неё глобальному английскому влиянию в мире – стал продвигать тему академического чтения и письма. О развитии академического чтения как «отдельного вида чтения, направленного на извлечение информации из текстов научно-популярного и научного стилей речи, на анализ структуры научного текста и, в конечном счете, на создание вторичного текста: конспекта, реферата, аннотации» – писали М.А. Лытаева и Е.В.Талалакина. Академическое чтение и письмо адресованы профессорско-преподавательскому персоналу высших учебных заведений, студентам магистратуры, аспирантам и докторантам, но азы академического чтения необходимо осваивать, начиная с первого курса высшего учебного заведения. Учебная и специальная литература написаны научным языком: сложные термины в науке не случайны, они результат её развития. Тексты учебников студентам, привыкшим к простому, иной раз примитивному языку современной литературы, кажутся практически недоступными. Не только в технических, но и в гуманитарных высших учебных заведениях студенты часто просят объяснить изучаемый материал проще, доступнее. Преподаватель оказывается в сложном положении: с одной стороны, руководствуясь важностью подлинного, неформального усвоения учебного материала он упрощает его, с другой стороны государственные образовательные стандарты, официальные программы и проверяющие требуют дословного воспроизведения терминов, строго научного стиля изложения. Студенты, приступая к решению поставленных специфических задач, неизбежно сталкиваются с методологическими вопросами, теоретическими построениями, эмпирическим опытом. Процесс работы с литературой на занятиях осуществляется студентами самостоятельно или с помощью педагога; оба процесса активны, оба требуют мышления. Чтение для студентов служит «активным средством познания мира; особой формой художественно-образного осмысления информации об окружающем мире; естественной потребностью духовного роста; средством выражения внутреннего эмоционально-образного состояния, настроения, внимания (чувственного, эмоционального, интеллектуального); реальной возможностью развития воображения, фантазии и творчества; способом освоения культуры и общечеловеческих ценностей прошлого, настоящего и будущего» [7, с.6]. Важнейшие понятия должны быть усвоены твёрдо, ибо «образование – это то, что остается, когда все изученное забудется» (Нобелевский лауреат, физик-теоретик М.Планк). В профессиональной деятельности используются специальные, социальные, технические, экономические, финансовые, правовые, психологические, управленческие и другие знания, полученные при изучении учебных дисциплин, главное уметь автоматически применять эти знания для достижения оптимального результата. Фундаментальные идеи, положения, понятия, категории, осмысленно и прочно усвоенные, понимание сущности изучаемых дисциплин, связей и отношений внутри них и между ними являются предпосылкой дальнейшего самообразования обучаемых.

Чтение – как полифункциональное явление культуры – важнейший ресурс развития личностных качеств, источник приобретения знаний, формирования профессиональных навыков, развития когнитивных, коммуникативных, креативных умений; освоения ценностей национальной и мировой культуры, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта, адаптации в окружающей социальной реальности. Свободное владение всеми видами чтения, умение связывать воедино и критически оценивать все элементы информации; соотносить специальные знания со знаниями из других областей и собственным опытом способствуют повышению качества подготовки специалистов, воспитанию научных кадров, конкурентоспособности высших учебных заведений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер, М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений /М. Адлер. –  М.: Манн, Иванов и Фербер. 2011.

2. Васёв, Д.В. Теоретико-методологические аспекты  культуры чтения в высшем учебном заведении / Д.В. Васёв // Alma Mater. – 2020.–  № 6 – С.61- 66; DOI 10.20339/AM.06-20.061

3. Ворошкевич,  Д.В. Академическое чтение /Д.В. Ворошкевич. – М.: МПГУ, 2018.

4.Командышко, Е.Ф. Социокультурные аспекты личностного развития учащейся молодёжи в современной информационной среде [Электронный ресурс] / Е.Ф. Командышко, О.В. Стукалова, В.В. Епанешников//Казанский педагогический журнал – 2018.–  № 3 – С. 42-57. // Режим доступа:  https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

5.Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс] // Чтение. –  2007. // Реж. доступа: http:// www. chtenie -21.ru /main / p - 42.

6.Савенкова,  Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства. Монография / Л.Г. Савенкова – М.:МАГМУ-РАНХиГС, 2014.