ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-МАСТЕРА В КОЛЛЕДЖЕ

Куликова Татьяна Викторовна

Заведующая Талдомским филиалом Московского Губернского колледжа искусств

Аннотация: 
В статье рассматриваются вопросы цифровизации среднего профессионального образования в опоре на региональные художественные традиции при подготовке художника-мастера. Разработка учебных программ, содержания аудиторных, внеаудиторных, самостоятельных занятий, проектной деятельности, практики студентов учитывает реалии сегодняшнего дня и направлена на широкое использование разнообразных средств цифрового контента, включая интерактивные программы музеев, библиотек, природного заказника Талдомского края.

В книге «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» Мануэль Кастельс (род. в 1942 г.), авторитетный испанский мыслитель и исследователь современного мира, указывает на существование сложного взаимодействия технологий и социума. Ученый пишет: «Мои наблюдения показывают, что существует сложное взаимодействие между технологией, обществом, экономикой, культурой и политикой, которое преобразует мир, но не обязательно к лучшему. Это целиком и полностью будет зависеть от нас (выделено мною – Т.К.), от того, как мы, люди, используем эти технологии и приспосабливаем их к нашим нуждам, нашим мечтам, нашим проектам в конкретных жизненных условиях в каждом обществе и для каждого человека» [4, C. 6].

В последнее десятилетие XXI века в научном мире широко обсуждаются проблемы цифровизации образования разных уровней – школьного, среднего и высшего профессионального. По мнению ряда исследователей, период информатизации образования в России в настоящее время заканчивается и передает приоритетные права процессу цифровизации. Е.Л. Вартанова, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов конкретизируют: «…это не только перевод информации в цифровую форму, а комплексное решение инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера» [1, С.17]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в системе образования мобильные коммуникации, интернет – есть базовые технологии цифровизации.

Цифровые технологии раскрывают «новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты, из потребителей электронных ресурсов стать создателями. Однако цифровая среда требует от педагогов другой ментальности, восприятия картины мира, совершенно иных подходов и форм работы с обучающимися. Педагог становится не только носителем знаний, которыми он делится с обучаемыми, но и проводником по цифровому миру. Он должен обладать цифровой грамотностью, способностью создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию» [7, С.107]

Период пандемии – распространения коронавируса в России и других странах мира, начиная с 2019 г., поставил перед педагогическим сообществом сложную задачу – экстренного перевода учебно-воспитательного процесса на дистанционные формы проведения занятий. Дистанционное обучение потребовало от педагогов, учащихся, студентов поиска новых методов и технологий взаимодействия, совместной работы с использованием Интернета: создание команд участников, чатов, системы управления задачами занятий (урочных, внеурочных, самостоятельных), разработки и внедрения базы проверочных заданий, организации проектной деятельности, аналитики эмоциональных состояний обучающихся в период дистанта, их профориентации.

Для дистанционного обучения большое значение приобрело создание хранилища виртуальных материалов – медиатеки (media – «носитель» и teka – «место хранения»), которая является фондом, состоящим из методических пособий, книг, звукозаписей, фильмов, презентаций, электронных форм учебников, библиотеки кейсов [11].

Многие известные корпорации Microsoft, Yandex, Zoom Video Communications, Inc. (Zoom), Mirapolis LMS и др., а также ряд издательств, например, издательство «Просвещение», создали платформы для дистанционного проведения конференций, вебинаров, занятий, повышения квалификации педагогов, открыли доступ к материалам медиатек.

Следует констатировать и тот факт, что в этот же период появляются новые мультимедийные проекты для общеобразовательных школ. «Российская электронная школа» (РЭШ), «Московская электронная школа» (МЭШ).

Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 «О государственной информационной системе “Современная цифровая образовательная среда”» [8] значительным образом расширило функции образовательных организаций, включая учреждения среднего профессионального образования, по использовании цифровых ресурсов. Сегодня Министерство просвещения РФ предлагает внедрять стратегию «Цифровая трансформация образования», а именно шесть проектов, которые поступательно будут реализоваться с 2021 по 2030 гг., и кардинально изменят всю школьную систему.

Ключевым понятием профессиональной подготовки студентов на основе освоения и использования региональных художественных традиций является понятие «художественная традиция». Это понятие рассматривается в разных научных концепциях и системах в области философии, культурологии, искусствоведения, этнопедагогики, художественной дидактики, психологии.

Художественные традиции в современных условиях обучения студентов, будущих художников-мастеров, в Талдомском филиале Московского Губернского колледжа искусств изучаются с широким применением информационных и цифровых технологий.

Главная цель профессионального обучения – это подготовка художника-мастера, который при создании художественных изделий будет активно использовать региональные художественные традиции, построенные на основе соборности, преемственности, вариативности, целостности. С внедрением в образовательный процесс региональных традиций педагогическим коллективом были разработаны учебные программы по профессиональным дисциплинам специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и пособия, в которых учитывалась история и специфика региональных промыслов, их технологий, региональные географические особенности, культурное пространство музеев и выставок, традиционные ценностные ориентиры. Всё это оказало большое влияние на профессиональный рост студентов. В процессе изучения региональных художественных традиций студенты осваивают традиционные художественные приемы в графике («Рисунок»), в цвете («Живопись», «Цветоведение»), собирают методический материал и фиксируют достопримечательности, памятники культуры для истории («Фотография»), интерпретируют древние мотивы в современных образах («Композиции», «Технологии исполнительского мастерства»).

При этом освоение каждой из названных учебных программ применяют те или иные цифровые технологии. Так овладение техникой фотографии позволяет студентам изучать разнообразные компьютерные программы – Fotomaster, Adobe Photoshop Lightroom, Adobe Photoshop, CorelDRAW Graphics Suite, что раскрывает перед студентами новые художественные возможности.

Тесное сотрудничество с работодателями (ЗАО «Фарфор Вербилок», ЗАО «Жостовская фабрика», ООО «Изразцовые печи», ИП «Скородумов»), изучение спроса на рынке труда позволило выстроить содержание учебных программ в Талдомском филиале с учетом уровня подготовки и направленности обучения и, таким образом, решить проблему потребности в кадрах предприятий народных промыслов.

Естественно, что освоение региональных художественных традиций должно начинаться со студентами с достопримечательностей Талдомского края, того места, где происходит процесс их обучения.

Основные направления музейной педагогики 20-х–30-х гг. прошлого века отражаются в работах Н.С. Вертинского, С.Ё. Воларовича, В.Р. Герценберга, И.М. Гревса, А.У. Зеленко, A.M. Кобылиной, Л.В. Розенталя, Е.М. Штейна и др. По мнению исследователя И.В. Мишиной «…в данных исследованиях студенчество также фигурирует в качестве особой категории посетителей музеев» [5, С.18].

Остановимся на последовательном анализе цифровых ресурсов, которые используются в Талдомском филиале при профессиональной подготовке художников-мастеров. В первую очередь, это ресурсы регионального значения.

Муниципальное бюджетное учреждение Талдомский историко-литературный музей, его филиалы (Дом-музей С.А. Клычкова и музей М.Е. Салтыкова-Щедрина) располагают большим количеством материалов, которые рекомендуются для изучения студентами: электронный каталог ресурсов; статьи с электронной поддержкой – «Рассказы о Талдомском крае», «История в лицах», «Журавлиная родина», «Прогулка по залам музея», «Башмачный промысел в Талдоме», «Дом Сергея Клычкова»; «Леший в  произведениях С.А. Клычкова»; залы фарфора – ч. I Франс Гарднер, ч. II Матвей Кузнецов, ч. III Фарфор 20-40 гг.; ч. IV Фарфор 50-70 гг.; виртуальные экскурсии в формате 3D, галерея, новости (афиша деятельности музея, информация о конкурсах) и др. Совместно с музеем проводятся интерактивные тематические экскурсии, мастер-классы по росписи фарфора, на которых студентов знакомят с историей фарфора, с каолином – тончайшей на ощупь глиной.

В своих работах студенты обращаются к творчеству великих земляков и создают художественный образ персонажей по произведениям русских писателей, М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Карась – идеалист», «Дикий помещик» и др.) и С.В. Клычкова («Дубравна», «Чертухинский балакирь»), родиной которых является Талдомская земля. Для этого используются разные материалы: в керамике – рельеф и объемная лепка; в художественной росписи подносов, в ткани – панно; в росписи по дереву – игрушки, панно, мебель [9].

Муниципальное бюджетное учреждение  «Центральная библиотека» Талдомского городского округа также располагает достаточными интерактивными материалам, которые рекомендуется использовать в учебно-воспитательной работе со студентами. Это, прежде всего, раздел «Краеведение», в котором представлена информация о литературных именах. Талдомский край дал литературной России такие знаменитые имена Михаил Салтыков-Щедрин, Сергей Клычков, Василий Ажаев, Вера Щербакова, Лев Зилов. Здесь подолгу жили Михаил Пришвин и Пётр Слётов. Развернутая «Литературная карта» Талдомского округа,  представленная в формате YouTube, дает возможность познакомиться с изображениями усадеб и памятных мест, которые представляют культурно-художественную ценность. Располагая информацией о выставках, конкурсах, новых поступлениях, фонды библиотеки дают возможность обучающимся колледжа оперативно знакомиться не только с художественной литературой, но и активно пользоваться электронными фондами библиотеки и её 14-ти районных филиалов в режиме online. Библиотека представляют пользователям ссылки на сайты Московской Губернской универсальной библиотеки, Национальной электронной библиотеки (НЭБ), а также на портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ» [10].

Заказник «Журавлиная родина» имеет сайт [3], материалы которого предназначены для любителей природы северного Подмосковья – студентов, школьников, выполняющих научно-исследовательские и природопознавательные работы, для педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов, колледжей, которые хотели бы принять участие в экскурсиях, практике, для тех, кто интересуется заказником и его окрестностями. Но самое главное, для любителей птиц и зверей, растений и болот, для друзей Журавлиной родины, которых сегодня насчитывается несколько тысяч!!!

Талдомский филиал Московского губернского колледжа искусств много лет тесно сотрудничает с координатором программы центра охраны дикой природы «Эколого-просветительского центра «Журавлиная родина» О.И. Гринченко. Ежегодно студенты вместе с преподавателями выходят на пленэрную практику в один из крупнейших в Европейской России заказник, где скапливаются удивительные по красоте птицы – серые журавли. В работах студентов проявляется огромная любовь к этому месту: бескрайней равнине, болотистой местности, с большим рельефным контрастом, который трудно отыскать где-либо в средней полосе.

Важным фактом для формирования профессиональных компетенций студентов Талдомского филиала является работа с экспозицией и виртуальными выставками Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства               (г. Москва) [2]. Музей располагает экспонатами по следующим разделам: Металл и камень. Дерево и кость. Керамика. Стекло. Ткани. Лаковая миниатюра. Изобразительные материалы. Редкие книги. Виртуальные экскурсии дадут возможность студентам познакомиться с интересными историческими фактами бытования народных промыслов, известными мастерами, увидеть их уникальные, творения, сопоставить собственный опыт создания изделий в разных техниках с работами, представленными в музейной экспозиции.

В Музейном центре Русского музея (г. Санкт-Петербург) создан электронно-образовательный ресурс, который помогает преподавателям истории изобразительного искусства учебными материалами и тестовыми заданиями.

Наиболее значимыми для подготовки художников-мастеров можно считать тематику следующих виртуальных курсов, материал которых можно использовать как в аудиторной работе со студентами, так и в их самостоятельной работе, что поможет усвоению содержание учебных программ, обозначенных выше: «Живопись», где рассматривается один из основных видов изобразительного искусства в контексте ее жанрово-видового развития (автор курса: Б.А. Столяров); «Русские художники: имена и картины» – данный курс знакомит с биографиями и творчеством тридцати выдающихся русских художников из собрания Русского музея и Третьяковской галереи (авторы курса: Б.А. Столяров, Е.Н. Елиференко); «От впечатления к пониманию: введение в основы визуальной грамотности»; «Язык изобразительного искусства»; «Современное искусство» рассматривает такие сложные явления, как актуальное искусство, постмодернизм, новейшие течения в искусстве, где представлены возможные пути и способы понимания, истолкования визуального искусства второй половины XX – начала XXI вв. (автор курсов: А.Г. Бойко) и др.

Рассматривая современные цифровые средства обучения, которые применяются на современном этапе подготовки студентов, будущих художников-мастеров в Талдомском филиале, необходимо отметить следующие из них: фонограммы, видеопродукция, компьютерные учебные пособия. Одним из самых актуальных и востребованных является интернет с сетевыми базами данных, возможностью проводить видеоконференции, видеотрансляции, виртуальные семинары, телеконференции.

Педагоги колледжа ведут большую работу по подготовке собственных сайтов, которые помогают студентам осваивать различные техники создания изделий декоративно-прикладного искусства, включая особенности традиционных промыслов Талдомского края. Например, сайт А.С. Талеевой, преподавателя курса по лаковой миниатюре.

Веб-квест – это система заданий с элементами игры, для выполнения которых используются ресурсы Интернет. Обучающиеся колледжа становятся равноправными «соучастниками» учебно-воспитательного процесса, разделяя со своим педагогом ответственность результаты обучения. Онлайн-среда даёт студентам возможность (и обязанность) самим выбирать темп, время, образовательный маршрут и место обучения, помогает развивать саморегуляцию, навыки планирования и контроля [6].

Отметим, что цифровизация позволяет не только не прерывать учебный процесс в сложных реалиях, но и дает возможность получать общение с профессиональными педагогами-наставниками, помогает получать образование студентам с ограниченными возможностями, расширяет географию обучающихся, а также «стирает» территориальные границы при получении новых знаний, решении творческих задач в профессиональной подготовке художника-мастера.

Литература

  1. Введение в «Цифровую» экономику [Текст] / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев [и др.] ; под общ. ред. А.В. Кешелава ; гл. цифр. конс. И.А. Зимненко. – М.: ВНИИ Геосистем, 2017.
  2. Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс]. – URL: https://vmdpni.ru (дата обращения: 30.09.2021).
  3. Заказник «Журавлиная родина» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.craneland.ru/ (дата обращения: 29.09.2021).
  4. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс. – М.: Государственный университет высшей школы экономики, 2000. – 606 с.
  5. Мишина, И.В. Музей в системе ценностных ориентаций российского студенчества : дис. …канд. культурологии. – СПб., 2002.
  6. Куликова, Т.В. Развитие личности студента, художника-мастера в профессиональном образовании / Т.В. Куликова // Конференциум АСОУ: материалы Международной научно-практической интернет-конференции «Непрерывное образование специалистов в современных условиях: новый дизайн», 26 – 27 сентября 2017 г. / Отв. ред. Л.Н. Горбунова. – М. : АСОУ, 2017. – Вып. 2. – С. 828 – 835.
  7. Никулина, Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление [Текст] / Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 8.
  8. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 «О государственной информационной системе “Современная цифровая образовательная среда”» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74822854/ (дата обращения: 27.09.2021).
  9. Талдомский историко-литературный музей [Электронный ресурс]. – URL: http://museum-taldom.mo.muzkult.ru/about (дата обращения: 30.09.2021).
  10. Центральная библиотека Талдомского городского округа [Электронный ресурс]. – URL: https://biblio-taldom.mo.muzkult.ru/literftura (дата обращения: 01.10.2021).
  11. Что такое медиотека? [Электронный ресурс]. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki (дата обращения: 01.10.2021).