В коллекции детского рисунка Института художественного образования и культурологии Российской академии образования хранятся детские рисунки разных лет ХХ-ХХI вв., отражающие содержание работы в области декоративного рисования в системе общего и дополнительного образования России.
Сравнительный анализ декоративных рисунков разных лет позволяет выявить традиционные подходы к проблеме приобщения детей к народной культуре в образовательных учреждениях страны, определить особенности содержания художественного образования, выявить место и роль декоративного рисования в художественно-творческом развитии детей и подростков.
Исследователь детского изобразительного творчества А.В. Бакушинский в 1920-е годы отмечал, что раннему периоду детского изобразительного творчества свойственна красочность и декоративность. Некоторые рисунки раннего и подросткового периода развития детей, поступающие на современные конкурсы детского рисунка, характеризуются особой ритмической организацией изобразительной поверхности и декоративностью. Эту особенность важно использовать при организации художественно-творческой деятельности детей в процессе декоративного рисовании.
В 1920-е годы складывается система художественного образования учащихся общеобразовательной школы, важной составляющей которой является раздел «декоративно-производственная работа». А.В. Бакушинский, который принял самое активное участие в разработке программы Единой трудовой школы, вычленяет основные виды творческой деятельности школьников: 1) свободная работа, 2) работа на темы, 3) чертежно-плакатная работа; 4) декоративно-производственная работа [4].
Выделяя художественно-производственные навыки учеников, среди прочих он отмечает «умение детей построить несложный костюм (рубашку, простое платье)… В лепке-скульптуре: умение обращаться с глиной (вплоть до обжига), с деревом, тканями, главным образом в процессе изготовления игрушек, сценической бутафории, значков, декоративных вещей в кругу школьных и домашних потребностей» [5]. Производственно-декоративная работа связывалась с созданием макетов книг. Оформлению обложки книги уделялось особое внимание.
Основной принцип художественного воспитания, провозглашенный в программе Единой трудовой школы, – связь с жизнью, с производительным и художественным трудом реализовывался в двух главных направлениях работы: изобразительно-иллюстративном и декоративно-производственном [1] с целью формирования и развития навыков художественной деятельности школьников.
О том, как педагоги изобразительного искусства на практике реализовали положения программы Единой трудовой школы в 1920-30-е гг., и то, как основные принципы программы нашли воплощение в 1940-60 гг. свидетельствуют, в частности, собрания детских рисунков, хранящихся в папках № 113 и 123 коллекции ФГБНУ «ИХОиК РАО».
В 1930-90-е гг. традиционной формой декоративной работы на занятиях изобразительным искусством являлся орнамент. Изучение национального орнамента осуществлось в связи с выполнением эскизов народных костюмов нашей многонациональной страны, украшением предметов народного быта, а также в связи с выполнением эскизов театральных костюмов, иллюстраций к сказкам народов мира и выполнению композиций на исторические темы.
К производственному направлению относились декоративно-орнаментальные и оформительские работы. Как отмечает А.В. Бакушинский, «они находились в непосредственной связи с задачами целевыми, выдвигаемыми запросами школьной и внешкольной жизни, в связи с организацией среды» [5, 80]. Выполнение декоративных композиций было нацелено на украшение предметов бытового назначения (альбомов, рамок для фото, закладок для книг, чашек и чайников, одежды, обуви и др.).
Как свидетельствует содержание детских рисунков 1920-60-х годов, ученики знакомились с разными типами орнаментальных композиций: ленточный (бордюр, кайма), центрический или розетка (в круге), замкнутый (в квадрате, прямоугольнике, треугольнике), сетчатый, комбинированный (соединение разных типов орнамента в одном). Перед выполнением декоративной композиции они вели поиск оптимальной композиции, выполняя несколько её вариантов. Школьников знакомили с основами цветоведения, один и тот орнамент создавался в теплой, холодной и смешанной цветовой гамме. Наряду с хроматическими декоративными композициями, выполнялись ахроматические, с использованием белого, серого и черного цветов.
Начиная с 1920-х гг., и ныне, в школьных программах уделяется особое внимание украшению посуды, тарелок, подносов, ложек, бокалов и др., созданию эскизов росписей чайных, кофейных сервизов, а также украшению гуашью готовых форм (юбка, блузка, пояс, платье, рубаха и др.) и использованию трафаретов при изготовлении эскизов тканей, ковров, платков, косынок, обоев и др. [1]. Некоторые эскизы платьев и воротничков и др. дети выполняют в натуральную величину. Эскизы предметов декоративно-прикладного значения создаются в технике аппликации и с использованием готовых или созданных детьми печатных штампов.
Рисование с натуры – это традиционно важный раздел образовательной программы по изобразительному искусству. В 1920-30 гг. в школах страны доминировал метод проектов и комплексный метод преподавания. Ученики, знакомясь, например, с деревянным зодчеством, посещали краеведческий музей, совершали экскурсии по родному селению, делая необходимые наблюдения и зарисовки с натуры оконных наличников, архитектурных бордюров, лобных досок и др. С цель сохранения традиционных народных изобразительных мотивов и сюжетов в школах практиковалось копирование народных вышивок, декоративных росписей, выполнялись зарисовки с натуры деревянной мебели, посуды, прялок и др. Приветствовались также зарисовки из книг и художественных альбомов. Сейчас такая работа ведется с привлечением средств информационно-компьютерных технологий.
Прежде чем создавать декоративный образ природного объекта, юные художники выполняли рисунок с натуры того растения, который будет стилизован в декоративной композиции или в орнаменте.
Преемственность содержания образования в области декоративного рисования наблюдается в 1940-60-е годы в деятельности многих учителей изобразительного искусства на уроках и в кружках. Г.В. Лабунская, изучая проблему преподавания декоративного рисования школьникам, в процессе проведения экспериментальной работы, отмечала, что создание декоративных образов по теме «Растительный и геометрический орнамент» более всего привлекает девочек (Россия, Украина, Белоруссия и др.).
Однако при освоении промыслов некоторых регионов России, например, орнаментальных композиций в селе Кубачи или резьбе по кости в Якутии, мальчики проявляли больший интерес к созданию сложных орнаментальных образов, поскольку рассматривали работу над декоративной композицией важной частью своей предпрофессиональной подготовки. Кубачинские юные художники создавали произведения удивительного мастерства.
В процессе реализации экспериментальной образовательной программы «Декоративное рисование» в 1930-1950-е гг. Г.В. Лабунская использовала готовые бумажные шаблоны в форме русских кокошников, рубах, рушников, а также в форме различной посуды: чайник, чашка, блюдце и т.п., технику папье-маше и работу с глиной, чтобы максимально приблизить технологический процесс к производственной практике.
В коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО» хранятся выразительные детские рисунки, отражающие содержание исследовательской деятельности Центрального дома художественного воспитания детей в 1930-1960 годы по теме «Театральный костюм», которые свидетельствуют о глубокой систематической работе по приобщению детей не только к культурным традициям своего народа, но и других стран мира, и в связи с изучением исторического костюма.
Продолжая традиции отечественной школы по художественно-производственному направлению, юные художники в 1940-60-е гг. выполняли задания, как бы сейчас сказали, дизайнерского плана. Они создавали эскизы афиш, обложек книг, пригласительных билетов и др., получая изображение методом печати штампами и трафаретами. Педагоги стимулировали оригинальность творческих замыслов, что свидетельствует об индивидуальном подходе к системе обучения, и о поддержке со стороны наставников творческой инициативы детей в выборе сюжета и техники исполнения.
Еще в 1920-50-е годы для декорирования поверхности широкое применение получили такие техники как монотипия маслом на воде и монотипия на стекле, которые ныне выдаются за нетрадиционные, неожиданные, новые техники. Хотя правильнее говорить о них, как о традиционных для отечественной системы образования.
При выполнении декоративно-оформительских работ в практике школ с 1920-х годов использовалась также техники набрызга и трафарет, которые и ныне также популярны. С 1960-е годы в детских композициях одними из самых распространенных тем стали «Освоение космоса» и «Мир во всем мире», поскольку наша страна в те годы ставила рекорды в области освоения космоса. Широкое распространение в художественном образовании получили также техники витраж и мозаика.
Отличительной особенностью содержания детских декоративных композиций 1920-1980-х гг. от современных является использование государственной символики социалистического государства: серп и молот, красная пятиконечная звезда, красный флаг, герб СССР и др. Важные политические события страны, празднование годовщины Октябрьской социалистической революции 1917 г. откладывали отпечаток на содержание детского изобразительного творчества 1920-30-е гг. Эскизы росписей посуды в 1920-30-х гг., создавались детьми под впечатлением и по мотивам произведений агитационного фарфора.
В декоративно-оформительских композициях, коллажах и плакатах 1920-40-х гг. юные художники изображают вождей: Ленина и Сталина. В современных декоративных рисунках образы руководителей государства практически отсутствуют, а изображение с государственной символикой встречается очень редко.
Рисунки, поступившие на международный конкурс ХХV передвижной выставки детского изобразительного творчества «Я вижу мир» 2015-16 гг., которая была посвящена 80-летию Первого Всероссийского конкурса детского рисунка 1935 года, организованного ЦДХВД, и 20-летию первой передвижной выставки 1995 г., организованной ФГБНУ «ИХОиК РАО» [3], наглядно свидетельствуют о том, что при создании шрифтовых и декоративных рисунков дети учитывают особенности разных художественных стилей и направлений (древнегреческий, модерн, кубизм, конструктивизм и др.).
В отличие от ретро-рисунков 1920-1960-х гг. дети 2000-х гг., выполняя орнаменты в круге, полосе, квадрате, треугольнике и т.п., используют помимо традиционных: акварели и гуаши, такие новые художественные материалы как фломастеры, маркеры, масляную пастель, техники граттаж и батик, аппликацию и печать штампами, монотипию (эбру) и гравюру наклейками и др. Выразительные декоративные рисунки 2015 г. «Эскизы тканей» создаются юными художниками 4-18 лет гелевыми ручками с черными, белыми, серебряными и золотыми стержнями, с применением смешанных техник: восковая пастель + акварель, шариковая ручка + гуашь и др. В отличие от 1920-60 гг., сегодня снизился возраст участников конкурса: в современных подборках детских рисунков, чаще встречаются рисунки дошкольников 3-7 лет.
Современные события откладывают отпечаток на детское изобразительное творчество. Например, композиция Рабунец Марии (13 лет) «Лента памяти о Великой Отечественной войне» 2015 г. создана после участия в шествии «Бессмертный полк» 9 мая. Характерным явлением современности является компьютерный рисунок. Этнические мотивы, «национальные образы мира» (Г.Гачев), солярные символы находят отражение в детских компьютерных орнаментальных композициях.
Декоративные рисование – традиционная форма художественного образования подрастающего поколения, вид деятельности, зафиксированный в единой образовательной программе по изобразительному искусству ФГОС РФ. В детском рисунке, как в «феномене культуры» [6], находит отражение связь разных поколений. По анализу детского рисунка можно судить о тех технологиях, которые педагог использовал в своей образовательной практике [2, 3]. Изучение материалов коллекции детских рисунков ФГБНУ «ИХОиК РАО» позволило реставрировать образовательную систему приобщения детей к декоративно-оформительскому искусству и вычленить традиционные методы обучения орнаменту, не потерявшие ныне своей актуальности.
Изучение особенностей декоративных орнаментальных композиций народных промыслов играет сегодня большую роль в образовательном процессе в связи с изучением традиционной национальной культуры и рассматривается современными педагогами изобразительного искусства как важный содержательный аспект поликультурного образования детей и молодежи в деле изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России и приобщения их к художественной культуре своего народа.
ЛИТЕРАТУРА
Копцева Т. А. Система художественного воспитания А.В. Бакушинского в общеобразовательной школе // Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009. – С. 180-196.
Копцева Т. А. Передвижные выставки детского изобразительного творчества – социально значимый художественно-педагогический проект. – М.: Альтекс, 2013. – 300 с.: ил.
Передвижники: дети и педагоги: Сб. статей / Сост. и авт. вступ. ст. Т.А. Копцева. – М., 2016. – 370 с.: ил.
Программы и методические записки Единой трудовой школы. Выпуск 1. Городские и сельские школы. – Л.-М., 1927.
Революция-искусство-дети: Материалы и документы: В 2-х ч. / Сост. Н.П. Старосельцева. – М., 1988. Ч.2. 1924-1929. – С.89-90.
Фомина Н.Н. Детский рисунок: изучение, хранение и экспонирование. – Ижевск: ЕRGO, 2007. – 164 с.: ил.