Дельфийские Игры современности

Чернявская М.

Международный Дельфийский Совет (МДС) — Берлин
 

Аннотация: 
Статья посвящена Дельфийским Играм как феномену мировой культуры. На новом этапе своей истории Дельфийские игры решают задачу художественно-культурного диалога между разными странами и континентами. Учреждены Молодежные Дельфийские игры, определены художественные дисциплины, которые могут быть представлены на современных Международных Дельфийских Играх.

Когда речь заходит о дельфийском движении, то людям, впервые услышавшим об этом, приходят на ум дельфины. Большой ошибки здесь нет, хотя к живым дельфинам названное движение прямого отношения не имеет.
Заглянем вглубь веков Образ дельфина у разных народов и в разные времена наделялся различной символикой. Особо почитали культ дельфина древние греки, тесно соединяя его с образом Аполлона. Легенды и мифы, связанные с античными богами, в древней Греции настолько тесно вплетались в жизнь, что казались тогда чуть ли не самой главной реальностью. Такой была и легенда о победе бога Аполлона над драконом Дельфинием, охранявшим древнее прорицалище богини земли Геи у подножья горы Парнас. Победив Дракона, Аполлон превратился в дельфина и пробрался на корабль критских мореходов, которые ему так понравились, что Аполлон привел их в свой храм, воздвигнутый на месте победы над драконом, и сделал жрецами. Побежденный дракон приобрел новое имя Пифон, что повлияло на название местности – Пифо. Позднее город на этом месте стал называться Дельфами.
Именно в честь этой победы Аполлон учредил Пифийские игры и основал новое прорицалище с самым знаменитым в древней Греции оракулом — Пифией. По записям историков, на роль Пифии выбирались местные девушки или пожилые женщины. Раз в месяц Пифия садилась на треножник в алтаре храме Аполлона, где скрытая от посторонних глаз она жевала лавровые листья и вдыхала фимиамы, исходившие из природной расщелины, расположенной в основании алтаря (якобы на месте победы Аполлона над Пифоном). Эти испарения приводили Пифию в экстаз, и она в ответ на задаваемые оракулу вопросы выкрикивала нечто мало понятное (якобы решения самого Аполлона). Дельфийские жрецы облекали несвязные слова Пифии в рифмованную членораздельную форму. Туманный характер ответов оракула, допускавших их широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов влиять на ход событий и даже на греческую политику. Кстати, в разные языки мира слово «дельфийский» вошло как синоним чего-то загадочного и многозначного именно потому, что ответы оракула допускали возможность различных истолкований. Храмы с оракулами Аполлона существовали в самых разных уголках Греции, но главным местом его священного почитания был признан город Дельфы, который греки рассматривали как центр земли. В храме Аполлона в Дельфах лежал большой светлый камень, называемый «Пуп земли». Считалось, что сам Зевс определил это место, послав с востока и запада двух орлов, которые над этим камнем встретились.
Несмотря на неопределенность предсказаний Пифии, без пророчеств дельфийского оракула не обходилось в древней Греции практически ни одно важное событие. В Дельфы началось паломничество. Город процветал благодаря многочисленным привозимым оракулу дарам. Лишь знаменитый народный мудрец и баснописец Эзоп осуждал дельфийцев за то, что они не сеют и не
жнут, а кормятся за счет даров, привозимых в храм Аполлона. Опасаясь, что о Дельфах пойдет дурная слава, жители города решились на обман — подбросили Эзопу в мешок золотую чашу из храма, обвинили в краже и, приговорив к смерти, сбросили со скалы. Вскоре город постигла чума, и дельфийцы посчитали, что это расплата за смерть Эзопа.
Под патронажем жрецов храма Аполлона проводились общегреческие Пифийские игры, которые понимались как арена для муз, черпавших свое вдохновение в высших сферах. Руководили Пифийскими играми и назначали судей представители союзных греческих городов, защищавших святилище в Дельфах.
Первоначально интервал между играми был 8 лет, а начиная с 582 г. до н. э. Пифийские игры стали проводиться один раз в 4 года в дельфийский месяц Букатиос (авг.-сент.), в третий год каждой Олимпиады. На первых порах победителям вручали дорогие предметы и деньги, позднее главной наградой стал венок из священного лавра, росшего в Темпейской долине. В долину шла торжественная процессия во главе с маленьким мальчиком благородного происхождения, который должен был специальным золотым ножом срезать подходящие ветки лавра. Имена победителей Пифийских игр (пифиоников) выбивались на каменных плитах и выставлялись на всеобщее обозрение. Помимо наград они получали целый ряд почетных привилегий: право поставить статую в священной роще Аполлона, право первого вопрошения Дельфийского оракула, право свободы от всех повинностей, право владения домом и землей в Дельфах и т. п.
Сначала игры состояли только из состязаний певцов, исполнявших под аккомпанемент кифары гимн (пеан) в честь бога Аполлона. Позднее по образцу Олимпиад Пифийские игры пополнились соревнованиями атлетов и состязаниями на колесницах. Стадион в Дельфах вмещал 7000 зрителей.
Но главное место в Пифийских играх всегда оставалось за музыкальными соревнованиями (агонами). В 5-4 веках до н. э. появились состязания трагедов. Особое значение отводилось Пифийскому ному — композиции, исполняемой на флейте. Ном состоял из 5-ти частей и должен был представлять этапы борьбы Аполлона с Пифоном (вступление, начало борьбы, собственно борьба, триумфальная песнь, издыхание дракона).
Участники художественных соревнований выступали в специальных длинных одеждах без пояса в отличие от обнаженных спортсменов. К музыкальным соревнованиям допускались и женщины, в то время как спортивные состязания оставались прерогативой исключительно мужчин. Попасть на Пифийские игры в качестве участников было так же сложно, как и на Олимпийские. Легендарные Гомер и Гесиод не были допущены даже к отборочному туру, поскольку не умели играть на кифаре. Кроме того, всегда было велико число претендентов из знатных и богатых родов, которые стремились доказать, что именно они являются избранниками богов, так же как и в Олимпийских играх любили участвовать правители, дабы подтвердить, что их любят боги.
Проблемы судейства и порядка на общегреческих играх решались однозначно. Судьи давали две клятвы: судить по совести и никому не объяснять, почему они судили именно так, а не иначе. В Олимпии в первый день праздника все участники приносили клятву на алтаре Зевса, обязуясь подчиняться решению судей и не нарушать правила. Тем не менее, нарушений было немало, о чем свидетельствуют статуи Зевса вокруг стадиона в Олимпии, сооруженные исключительно на штрафы.
Художественные и спортивные соревнования в древней Греции были также неотъемлемой частью любимых народом массовых празднеств, которые сейчас назвали бы календарными, связанными с земледельческим циклом, но тогда они соотносились с именами богов, которым посвящались. Наиболее знаменитыми среди них были посвященные богине Афине праздники в городе Афины, так называемые великие (раз в 4 года) и малые (ежегодные) Панафинеи. Они справлялись в июле сразу после жатвы, в их программу входило шествие к Акрополю, жертвоприношение, гимнастические, конные, поэтические и музыкальные соревнования. Праздники в честь бога вина Диониса (великие и малые Дионисии), приуроченные к проводам зимы и встрече весны, помимо карнавальных процессий включали состязания трагических и комических поэтов, хоров, исполнявших дифирамбы. Из религиозно-культовых обрядов в честь бога Диониса возникла сначала трагедия, позднее комедия. Любопытно, что в театре Диониса на склоне афинского Акрополя представления во время праздников шли друг за другом четыре дня подряд, и государство выплачивало не актерам, а зрителям их дневной заработок, чтобы они могли спокойно сидеть на трибунах, потому что театр был не развлечением, а способом чтить бога Диониса.
В Дельфах Дионис почитался наряду с Аполлоном, им обоим посвящались праздничные оргии на Парнасе. В своем знаменитом дельфийском храме Аполлон жил, согласно легенде, только девять месяцев в году, а три зимних месяца в его храме обитал Дионис. Именно соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил определяло его близость образу Диониса, хотя традиционно эти два божества противопоставляются. Аполлон ассоциировался с солнцем во всей полноте его благотворных и губительных сил, его образ соединял воедино небо, землю и преисподнюю, он сочетал противоположные функции — стреловержца, губителя, прорицателя и одновременно блюстителя космической и человеческой гармонии.
В конце IV-го века новой эры римский император Феодосий I объявил христианство государственной религией и запретил в 394 году Олимпийские и Пифийские Игры как языческие, поскольку они включали культовые церемонии, посвященные разным богам.
Первая в XX веке попытка возродить античные Пифийские игры натолкнулась на сопротивление официальных властей Греции. По инициативе греческого поэта Ангелоса Сикелианоса удалось в 1927 году в масштабах только одной страны — Греции провести Дельфийский фестиваль, состоявший из спортивных состязаний, византийской музыки, выставки народного искусства и представления «Связанный Прометей». После второго фестиваля в 1930 году стало ясно, что продолжения не последует.
Новая эра возрождения Дельфийской идеи началась только в конце XX века. На сайте Международного Дельфийского Совета (МДС) http://www.delphic.org приводится карта, наглядно показывающая, из каких из точек мира через 100 лет после возрождения Олимпийских Игр прибыли в Берлин представители 18-ти стран и 5-ти континентов, чтобы учредить в 1994 году международную некоммерческую общественную организацию, аналогичную Международному Олимпийскому Комитету.
Странами учредителями были: Австрия, Германия, Греция, Эквадор, Ирландия, Казахстан, Кипр, Китай, Ливия, Литва, Мексика, Нигерия, Польша, Россия, Словакия, Соединенные Штаты Америки, Филиппины, Франция. Истекшее с этого памятного дня время наполнено множеством событий. Трижды проведены Международные Молодежные Дельфийские Игры: 1997 год — г. Тбилиси / Грузия;
2003 год — г. Дюссельдорф / Германия; 2007 год — г. Багио Сити / Филиппины. Дважды проведены Международные Дельфийские Игры для взрослых участников: 2000 год — г. Москва / Россия; 2005 год — г. Кучинг / Малайзия. Вопросы содержания и развития Дельфийского движения постоянно обсуждаются во время конгрессов и заседаний Правления Международного Дельфийского Совета: 1994 год Германия / Берлин — Учредительный конгресс; 1996 год Россия / С.-Петербург, Япония / Токио; 1997 год Грузия / Тбилиси; 1999 год Греция / Афины, Дельфы; 2000 год Германия / Берлин; 2001 год Германия / Берлин, Греция / Дельфы; 2002 год Германия / Берлин; 2003 год Германия / Дюссельдорф; 2004 год Филиппины / Багио Сити, Бразилия / Сан Паоло; 2005 Малайзия / Кучинг; 2006 год Йоханнесбург / Южно-Африканская Республика; 2007 год Германия / Берлин, Филиппины / Багио Сити.
Главное, что хотелось заново вызвать к жизни — это свободный художественно-творческий дух античных Игр, посвященных Аполлону. По «мосту времени» до наших дней дошел завет древнегреческой цивилизации, начертанный на храме Аполлона в Дельфах — „gnothi seauton“ — «познай самого себя», вдохновивший создателей МДС на обновление Дельфийской идеи: во-первых, в отличие от античных игр, проходивших только внутри одной страны — Греции, Дельфийские Игры нового времени были задуманы как художественно-культурный диалог между разными странами и континентами;
во-вторых, наряду с Играми для взрослых участников, были введены Молодежные Дельфийские Игры, впервые проведенные в 1997 г. в Тбилиси. При этом ритм проведения Международных Игр сразу был четко заявлен — один раз в четыре года должны проходить игры для взрослых участников и один раз в четыре года — для молодежи, так чтобы промежуток между Международными взрослыми и молодежными Дельфийскими Играми составлял два года.
в-третьих, были определены шесть дельфийских категорий искусства, по которым во время Игр могут проводиться соревнования и презентации .
Международный Дельфийский Совет со штаб-квартирой в Берлине сразу предложил, в отличие от античных игр, широкий спектр художественных дисциплин, которые могут быть представлены на современных Международных Дельфийских Играх.
1. Музыка и акустические виды искусств (пение, инструментальная музыка, хор, оркестр, сохранение нематериального наследия). 2. Исполнительские виды искусств (танец, театр, цирк, фотография, кино и т. д., сохранение нематериального наследия). 3. Словесные виды искусств (поэзия, проза, рассказывание сказок, перевод литературы и языковых произведений, комментирование, дебаты и т. д., сохранение нематериального наследия).
4. Прикладное искусство, дизайн и визуальные виды искусств (живопись, графика, скульптура, инсталляции, художественный промысел, ковка, резьба, переплётно-брошюровочные работы, изготовление музыкальных инструментов, гончарное ремесло, ткачество, вышивание, плетение, мода и т. д.). 5. Коммуникативные и социальные виды искусств (средства массовой информации, компьютерные игры, педагогика, дидактика, медиация и т. д., сохранение нематериального наследия). 6. Архитектура и экологические виды искусств (ландшафтное планирование, городское оформление, культивирование и рекультивация, сохранение архитектурных и природных памятников и т. д., поддержка и укрепление экологических инициатив и т. д.).
По согласованию с МДС каждая страна, которая становится очередным хозяином Международных Дельфийских Игр, предлагает свою конкретную тематику Игр и выбирает художественные дисциплины для включения их в программу состязаний, презентаций и выставок. К примеру, тема Вторых (взрослых) Дельфийских Игр в 2005 г. в Малайзии звучала так: «Возрождение традиций, которые могут исчезнуть». Для Третьих (молодежных) Дельфийских Игр в 2007 г. на Филиппинах хозяева Игр предложили тему: «Искусство и культура для будущего наших детей».
Наша делегация прибыла в ноябре 2007 г. на Филиппины (Багио Сити) под флагом организации «Дельфийское Движение в России», основанной в С.Петербурге в 1995 году. Мы привезли обширную выставку художественных работ детей и молодежи. Процесс подготовки этой выставки был не совсем обычным. Общая идея родилась из неформального общения художников-педагогов, которые в свое время участвовали в широком общесоюзном эксперименте НИИ художественного воспитания АПН СССР и вплоть до настоящего времени сохранили творческие контакты. Благодаря интернету и электронной почте, несмотря на разделяющие расстояния, удалось оперативно согласовать тематику выставки и ее общее название: «Художественно-визуальные мосты. Москва — Лондон — Толедо — С.-Петербург». Участниками нашего мультикультурного проекта стали: НИНА ГРОСУЛ (Москва/Россия, первоначально — Кишинев/Молдавия); МИША ЛЕВИН (Лондон/Великобритания, первоначально — Москва/Россия); РОЗА КАНАЛЕС (Толедо/Испания, первоначально — Симферополь/Украина); ЕКАТЕРИНА САУТЬ (С. Петербург/Россия); МАРИНА ЧЕРНЯВСКАЯ (Берлин/Германия, первоначально — Москва/Россия). Возраст авторов представленных на выставке работ составил широкий диапазон — от дошкольников до студентов вузов. Художник-педагог из Москвы — Нина Валентиновна Гросул накопила обширный опыт работы именно с разными возрастными группами учащихся, причем в различных учебных условиях — индивидуально, в изостудии, в школе, в вузе. На нашей выставке во время Дельфийских игр в Багио Сити были представлены работы ее студентов — будущих сотрудников детских садов, готовящих себя к работе с самыми открытыми и впечатлительными детьми — дошкольниками. У многих воспоминания раннего детства «как зарубки на березах» сохраняются на всю жизнь. Детские еще неумелые руки часто сами тянутся к карандашам, краскам, пластилину. Чтобы закрепить этот интерес студенты факультета дошкольной педагогики и психологии Московского городского педагогического университета под руководством Н. В. Гросул учатся превращать каждое художественное занятие одновременно в радостное и обучающее событие. На фотографиях можно было увидеть примеры разнообразных заданий по темам: сказочная тематика, декоративные узоры, исторический костюм. Студенты, готовясь к предстоящей работе с дошкольниками, осваивают в подобных заданиях различные материалы и технику: аппликацию, объемное конструирование из бумаги, коллаж,
акварель, гуашь и др. При этом они не только пытаются вставать на позицию маленького ребенка, которому всегда интересна игра с цветом и формой, но и не забывают о позиции воспитателя, который сам может придумывать различные обучающие игровые ситуации. Особенно ценно развивать с самого раннего возраста способность работать сообща, например, создавая вместе большие коллективные панно. На выставке в Багио Сити были представлены в оригиналах большие панно по теме «Образ русского города», выполненные студентами в технике аппликации из бумаги.
Второй участник нашей выставки, один из бывших учеников Н. В. Гросул, — Миша Левин. Он москвич, родился в 1986 году, с 2001 года учится в Великобритании (Оксфорд, Лондон). Рассказывая о себе на персональном сайте, Миша вспоминает: «Когда мне было четыре года, в мою жизнь вмешался счастливый случай. Или это была сама судьба? На дне рождения нашей подруги родители решили развлечь детей и дали нам кисти и краски. До этого я никогда в жизни не пробовал рисовать и совершенно случайно изобразил на бумаге разноцветный чайник. По единодушному мнению, у меня обнаружилось чувство цвета и формы». Выразительные возможности цвета, света, ритма Миша постоянно развивает в своих работах, занимаясь с разными педагогами и в разных учебных условиях. Начиная с пятилетнего возраста, он участвует в художественных выставках в Москве, Цинцинати, Лондоне, Женеве и других городах. На нашей выставке в Багио Сити ретроспективный показ работ Миши Левина был представлен в репродукциях, каталогах его персональных выставок и на диапозитивах. Из многообразия его творчества мы отобрали несколько тем, интерес к которым у Миши прослеживается довольно стойко. Это прежде всего его работы на библейские и евангельские сюжеты. Они словно «мост» между детским и взрослым искусством, в них чувствуется чистота, детская непосредственность восприятия и одновременно вдумчиво-серьезное погружение в глубинные тайны этих сюжетов. Другой любимой темой Миши была и остается — музыка. «Сколько я себя помню, музыка всегда была частью моей жизни», — говорит Миша, выросший в музыкальной среде и сам учившийся несколько лет в Гнесинской школе по классу скрипки. Народные и бродячие музыканты — частые персонажи его картин, когда он передает свои впечатления от разных городов и стран, где удалось побывать и прочувствовать пульсирующую там жизнь. Многие оригиналы картин Миши Левина находятся в частных собраниях в России, Великобритании, Германии, Франции, США, Швейцарии, Японии.
Наполовину испанка Роза Каналес из Симферополя, получавшая высшее художественное образование в С.-Петербурге, двенадцать лет живет и работает в городе Толедо, где руководит детской студией «Маленькие мастера». Уже само живописное расположение студии помогает настраиваться на творчество, — из окна сквозь зелень видна и слышна бурлящая река с крутым противоположным берегом. В студии есть и любимые детьми четвероногие обитатели, две кошки и собака, которых так и хочется изобразить в цвете на бумаге или в объеме. По размерам студия небольшая, детей приходится делить на группы, чтобы все желающие могли рисовать за мольбертами. Поэтому по будням каждая из групп приходит на занятия только один раз в неделю. Но зато в субботу в студии встречаются разные группы, этот день посвящается коллективным работам и прежде всего папье-маше. В субботу могут придти и участвовать в занятиях знакомые, родители, бабушки и дедушки. Роза отмечает, что ребята записываются в студию по разным мотивам: потому что любят рисовать, потому что ее посещают друзья или соседи, потому что этого хотят родители. Словно мысленно объединяясь с испанскими детьми и принимая их точку зрения, Роза рассказывает о разнообразии студийных занятий: «Мы выходим на улицы, делаем зарисовки... Мы знакомимся с работами самых разных художников... У нас в
студии всегда звучит классическая музыка... Мы сочиняем сказки и пишем маленькие рассказики на темы наших работ: о котах, о собаках, об осени, о деревьях...» Студия из Толедо была представлена на выставке в Багио Сити оригиналами детских работ и многочисленными фотографиями. Помимо этого, художник Борис Луговской специально к Дельфийским Играм подготовил слайд-шоу «Маленькие мастера» — выразительный связный иллюстрированный рассказ, скомпонованный по темам: о нас и нашей студии — наши работы — папье-маше — экспозиции. Ежегодно весной творчество студийцев экспонируются в одном из выставочных залов Толедо, где детские работы, оформленные в рамах, выглядят как у настоящих взрослых мастеров. К вернисажу студия обычно готовится заранее, выбирая лучшие эскизы для издания красочных пригласительных билетов, афиш, буклетов. Руководитель студии Роза Каналес ставит особые акценты на воспитании чувств и творческих возможностей детей: «Не важно, кем станут в будущем мои «маленькие мастера», — важно, чтобы они стали настоящими мастерами своего дела и добрыми людьми».
От Санкт-Петербурга наш мультикультурный проект представляла Екатерина Павловна Сауть — преподаватель кафедры этнопедагогики и психологии Российского Государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Ей удалось провести грандиозную предварительную работу, чтобы привлечь к участию в Дельфийских Играх учащихся самых разных учебных заведений С.Петербурга: художественных студий, гимназий и лицеев, обычных и специализированных школ, институтов и университетов. Тема «Петербургские мосты» вдохновила очень многих — от дошкольников до студентов. При этом массовый охват детей и молодежи не превратился в напыщенное чиновничье мероприятие, проводимое ради галочки и формальной отчетности. Наоборот, с каждой группой авторов и с педагогами Е. П. Сауть поддерживала личные контакты, устраивала встречи и беседы. Интересно было узнать из ее рассказов, что именно хотели выразить в своих рисунках их авторы. Например, один из студентов Института народов севера вместо петербургского моста изобразил Александрийскую колонну с ангелом наверху и в ответ на недоуменный вопрос объяснил: «Но ведь это же мост в небо!» Живопись и графика из Санкт-Петербурга были представлены на выставке в Багио Сити исключительно в оригиналах. Во время III Молодежных Дельфийских Игр на нашей выставке в актовом зале Университета Багио проходили занятия с потоками студентов, координатор - КЛАВДИЯ ВАЙВАЙ (Багио Сити/Филиппины).
В процессе этих занятий студенты Университета Багио знакомились с нашей выставкой, участвовали в интерактивных играх, задавали много вопросов о России. Отвечая на них, для создания настроения мы показывали на экране видеозапись с русской народной песней о красоте родной природы «Как пойду я на быструю речку». На двух языках — русском и немецком эта песня звучала в исполнении детского хорового ансамбля и молодежного хора под руководством ЭЛИЗАБЕТ КАЙЗЕР и КРИСТОФА ШУНКЕ (Берлин / Германия). Кроме того, с огромным интересом студенты разных потоков смотрели слайд шоу с музыкальным сопровождением «Петербург в творчестве детей». Эта мультимедийная презентация создана Российским центром музейной педагогики и детского творчества при Государственном Русском Музее. Город Санкт Петербург, который часто называют «северной Венецией», предстает на экране в рисунках детей и старшеклассников (не только из разных уголков России, но также из ближнего и дальнего зарубежья: из Эстонии, Белоруссии, Германии, Франции). Одни авторы работ рисовали город непосредственно с натуры - на его улицах и площадях, другие
– по воображению и представлениям, полученным о Санкт Петербурге из телепередач, книг, кинофильмов. Поэтому зрителям на экране словно приоткрывались разные грани жизни города – его история, его настоящее или нафантазированное будущее.
Третьи молодежные Дельфийские игры в Багио Сити еще продолжают будоражить наше воображение, но на очереди уже следующее событие — Третьи Дельфийские Игры для взрослых участников, которые должны пройти c 9-го по 15-е сентября 2009 года на острове Чеджу в Южной Корее. Эти Дельфийские Игры, посвященные теме «Люди искусства меняют мир», будут включать в себя: • Фестиваль с участием людей искусства и для них. • Попытки найти баланс между тенденцией к глобализации и желанием сохранить региональные различия. • Места для установления контактов и налаживания связей между представителями искусства всего мира. • Общение с помощью искусства. • Арену для демонстрации новых возможностей мирного сосуществования. • Стимулы к новым идеям и проектам на международном уровне. • Мирный фестиваль на Чеджу — «острове мира во всем мире».