Дельфийские Игры – вчера, сегодня, завтра (продолжение, начало в N2 - 2008 год)

Чернявская Марина

Член Российского филиала Международного общества художественного воспитания (ИнСЕА), представитель Международного Дельфийского Совета (МДС), Берлин.
 

Аннотация: 
В статье представлена хроника Дельфийских Игр за последние 15 лет с момента создания в декабре 1994 г. в Берлине Международного Дельфийского Совета и проведения в Тбилиси весной 1997 года Первой молодежной Дельфиады.

15 лет назад в декабре 1994 года в Берлине был учрежден Международный Дельфийский Совет (МДС). Это произошло через сто лет после Международного спортивного конгресса в Париже, на котором по предложению Пьера де Кубертена были утверждены основы Олимпийской хартии и принято решение о создании Международного Олимпийского комитета (МОК). Число участников первой возрожденной Олимпиады в Афинах в 1896 году оказалось сравнительно небольшим - 241 человек из 14 стран мира. Тем не менее это событие прошло с таким успехом, что греческие официальные лица тогда выдвигали идею «вечно» проводить Олимпиады на их родине, в Греции.
На Первом Международном Дельфийском Конгрессе в 1996 году в Санкт-Петербурге, принявшем Дельфийскую хартию, тоже шла речь о проведении первых возрожденных Дельфийских Игр на их исторической родине – в Греции. Однако реализация этой идеи затягивалась. И тогда на заседании Правления МДС в Японии (в октябре 1996 года) созданный к тому времени Национальный Дельфийский Совет Грузии предложил провести в Тбилиси весной 1997 года Первые международные молодежные Дельфийские игры - молодежную Дельфиаду. Эту идею удалось успешно реализовать при активной поддержке Министерства культуры и высшего руководства Грузии. В адрес Первых молодежных Дельфийских игр пришло замечательное приветствие всемирно известного скрипача и дирижера - лорда Иегуди МЕНУХИНА: «Я не могу представить себе более ценной модели духа соревнований друг с другом, чем модель греков. Они помещали утонченность тела, разума и духа на неделимый алтарь жизни».
По античной традиции на открытии молодежной Дельфиады в Тбилиси прозвучал специально написанный гимн «Сказочный день», музыка Иосеба Кечахмадзе, текст Гиви Чичинадзе. Театрализованная композиция позволила зрителям мысленно прикоснуться ко многовековой культуре Грузии, связанной невидимыми нитями с античной греческой культурой.
Первая международная Дельфиада в апреле 1997 года в Грузии собрала 1700 участников из 16 стран. Однако на проходившем в это же время в Тбилиси Втором Международном Дельфийском конгрессе подчеркивалась важность не столько количественных, сколько качественных показателей, поднимались проблемные вопросы нового содержания Дельфийских игр современности и их специфики. Немецкий композитор Вернер Тэрихен высказывал сомнения в полезности для молодежи сугубо соревновательного характера выступлений. Он советовал ориентироваться не на «спортивные подсчеты» кто выиграл - кто проиграл, а скорее на объединяющую магию искусства и культуры. Об этом же говорят многие психологи и педагоги.
Подробную информацию о проведенных МДС за истекшие 15 лет Дельфийских Играх - с фотографиями и видеоматериалами - можно найти на сайте МДС: www.delphic.org
Очередные Дельфийские Игры в Корее-2009 для участников, начиная от 19-ти лет и старше, прошли с 9-го по 15-е сентября на острове Чеджу под общим девизом «В гармонии с природой». Из Санкт-Петербурга на Игры прибыл почетный гость – советник МДС, депутат Законодательного Собрания - Александр Иванович КУЩАК с приветственным письмом от Дельфийского посла МДС, председателя Законодательного Собрания - Вадима Альбертовича ТЮЛЬПАНОВА. Советник МДС по культуре и педагогике – Екатерина Павловна САУТЬ вручила Президенту МДС Дивине Баутиста оригинал приветствия из Санкт-Петербурга от всемирно известной певицы Елены ОБРАЗЦОВОЙ: http://www.insea.europe.ufg.ac.at/news/Obraztsova.pdf
Однако сказать, что Россия на государственном уровне участвовала в этих Дельфийских Играх, к сожалению, нельзя. Национальный Дельфийский Совет России, созданный в 1999 году для вступления в МДС, после совместного проведения в 2000 году Первых Дельфийских Игр в Москве начал отстраняться от деятельности МДС, перестал участвовать в последующих международных Дельфийских Играх, а вместо этого начал сепаратно практически ежегодно, а иногда и по несколько раз в год проводить свои мероприятия, которые больше похожи на привычные для советского времени Республиканские и Всесоюзные смотры художественной самодеятельности, на что уже обращают внимание некоторые статьи в российской прессе. Национальный Дельфийский Совет России называет свои мероприятия «молодежными Дельфийскими играми России» и «молодежными Дельфийскими играми государств-участников СНГ», беспрепятственно получая для их проведения дотации из государственного бюджета России. А на участие делегации из Санкт-Петербурга в международных Дельфийских Играх в Корее финансовой поддержки от государства получить так и не удалось, все официальные запросы Е.П.Сауть и даже А.И.Кущака наталкивались на устные или письменные отказы.
Несмотря на серьезные финансовые проблемы, по инициативе Санкт-Петербургской Ассоциации женщин с университетским образованием «ВЕРА» все-таки была скомплектована небольшая делегация (8 человек) для участия в четырех номинациях конкурсной программы Дельфийских Игр в Южной Корее.
Остановимся более подробно на самом ходе этих Игр в столице острова Чеджу - одноименном городе Чеджу, расположенном на севере острова. Каждый прибывший на Игры участник сразу получал прекрасно изданный иллюстрированный каталог (на двух языках - английском и корейском) с информацией о содержательной программе Дельфийских Игр, с указанием конкретных мест их проведения – различных музеев, парков, культурных центров; с поименным перечислением всех участников. Каталог открывается приветствиями с фотографиями главных персон, готовивших проведение
Дельфийских Игр - руководителя Оргкомитета Игр, министра культуры, спорта и туризма Республики Корея, губернатора острова Чеджу, руководства МДС и НДС Кореи. Также на фотографиях в каталоге представлены члены жюри по всем номинациям, координаторы Игр, члены Правления МДС.
Накануне открытия в электронной газете «Корея таймс» была опубликована статья, где сообщалось, что на Игры прибывают делегации из 54-х стран мира и разъяснялось, что общее число - 1500 участников, помимо 460 конкурсантов, включает в себя 240 гостей и 800 сотрудников и артистов, которые примут участие в фестивальных программах: http://www.koreaittimes.com/story/4908/top-artists-gather-3rd-jeju-delphic-games.
Открытие Дельфийских Игр 9 сентября проходило на стадионе Халла, который иначе называют Halla-Dom или Halla-Gymnasium. Его трибуны заполнили не только участники Игр, но и гости, добровольные помощники, жители города и острова. Вслед за поднятием флагов прозвучал написанный корейскими авторами гимн, соответствующий единой теме «В гармонии с природой». Парад делегаций, прибывших на игры, приветствовали представители принимающей страны – Кореи и руководители МДС. В обращении Кристиана Кирша ко всем участникам Игр было подчеркнуто особое значение нового «водного ритуала». На экране нам показали, как незадолго до этого в греческом городе Дельфы была торжественно собрана в амфору вода из Кастальского источника, а затем на острове Чеджу в другой сосуд собрана вода из озера на вершине горы Халла. Во время церемонии открытия губернатор острова и известная корейская певица торжественно смешали эти собранные воды, символически связывая античные гуманистические идеалы с современными идеями культурного взаимопонимания и мирного художественного диалога между разными народами планеты.
Подготовленное хозяевами Игр театрализованное представление образно продемонстрировало зрителям главные национальные ценности острова Чежду: женщин, ветер, камни. После концерта на улицах города состоялось парадное шествие - в своих национальных костюмах участники парада представили исторические провинции Кореи с их традициями. А заключительная часть церемонии открытия Игр переместилась в огромный банкетный зал одного из лучших отелей города Чеджу непосредственно на берегу моря.
Следующие три дня были целиком посвящены фестивалям, выставкам, презентациям, программе «Маэстро», а также 18-ти номинациям конкурсной программы по всем шести дельфийским категориям искусств: 1)музыка и акустические искусства 2)исполнительские искусства 3)дизайн, визуальные и прикладные искусства 4)словесные искусства 5)коммуникативные и социальные искусства 6)архитектура и экологические искусства.
Единая тема «В гармонии с природой» пронизывала всю программу Игр, конкурсы рисунка и скульптуры проходили непосредственно на природе - в парке, прилегающем к Музею искусств. Участники номинации документальная продукция собирали материал в национальном музейном заповеднике «Парк камней», чтобы затем смонтировать видеофильм или слайд-шоу с учетом сквозной тематики Игр.
Конкурсные номинации: документальная продукция, рисунок, скульптура
Наша делегация участвовала в четырех номинациях: рисунок (В.Анопова, Н.Новикова, Е.Сауть), документальная продукция (С.Емеров, Е.Федулова, М.Чернявская), каллиграфия (В.Сауть), импровизированный танец (П.Алексеев). В итоге все восемь российских участников конкурсной программы получили почетные сертификаты Третьих Дельфийских Игр - 2009 - Чеджу.
Валентина Анопова - заслуженный художник России, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств, помимо выполнения конкурсного задания, постоянно делала наброски и зарисовки, создавая своего рода «наглядную летопись» Дельфийских Игр в Корее.
Конкурсные номинации: скульптура, импровизированный танец
Участники конкурсов естественно не могли увидеть всѐ, что происходило одновременно в разных местах. Поэтому так важны репортажи в прессе с фото- и видео-материалами, особенно если они доступны в интернете: http://www.insea.europe.ufg.ac.at/news/delphicgames09.jpg http://electromedia.multiply.com/photos/album/89
http://www.mediadelphic.com/jejuxkorea_iii_delphic_games_opening.html
В статье на английском языке рассказывается о представленном на Играх в Чежду совместном международном архитектурном проекте, который планируется реализовать в 2010-м году: http://sta.redio.de/?p=218
Лауреат многих международных литературных премий Людмила Скирда, участвовавшая от Украины в поэтическо-музыкальной программе Дельфийских Игр, отвечает на вопросы киевского корреспондента Ольги Танасийчук по поводу конкурса поэтов : http://www.telegrafua.com/491/world/10379
Сколько всего поэтов и из каких стран участвовало в поэтическом конкурсе? — Около двадцати: из Японии, Франции, Египта, Кореи, Индии, Норвегии, Нигерии, Монголии, Южной Африки. Конкурс длился три дня и назывался "Дни поэзии и музыки". Дело в том, что все декламации проходили в сопровождении чрезвычайно интересных музыкальных аранжировок. Скажем, мое выступление сопровождали звуки бивы, которая очень напоминает украинскую бандуру. А как зрители понимали происходящее на сцене? Наверное, все участники читали свои произведения на родном языке... — Верно. Но на больших экранах осуществлялся синхронный перевод на двух языках — корейском и английском. Аудитория воспринимала, так сказать, общую певучесть... Добавлю, что том стихотворений конкурсантов был издан на прекрасной бумаге, в шелковой обложке сапфирового цвета, на 3-х языках — родном, корейском и английском, с портретами и биографиями авторов.
Сразу после выполнения конкурсных заданий члены жюри собирались для обсуждения и принятия решений, вскоре объявлялись результаты и проходило награждение. Наибольшее количество медалей «Золото», «Серебро», «Бронза», а также почетные награды «Лавры», «Лира», «Премия Мира» получили представители стран юго-восточной Азии, приславшие на Игры многочисленные делегации.
Однако, как отмечали многие участники, главным для них было не стремление победить, а редкостная возможность познакомиться с разнообразием талантов и многоликостью культуры в разных странах мира.
Неформальное общение в свободное после официальной программы время
Самый молодой участник нашей делегации Павел Алексеев из Якутска - студент Санкт-Петербургского Института народов Севера - в один из вечеров во время нашей прогулки по набережной сел на парапет и в такт со звуками моря заиграл на небольшом якутском музыкальном инструменте - хомус. Гуляющие замедляли шаги, останавливались, с интересом не только слушали, но и задавали вопросы. Надо отметить, что главной трудностью во время Игр было именно языковое общение. Иногда, конечно, хватало нескольких фраз на английском языке, чтобы понять дружеские чувства гостей из разных стран мира. Но нас безусловно порадовала возможность общаться на русском языке с представителями Болгарии, Польши, Грузии, с русскоязычными корейцами.
После полного завершения конкурсной и фестивальной программ для всех желающих 14-го сентября была организована многочасовая экскурсия по острову с восхождением
на ту гору, где молодожены любят встречать восходящее солнце, с посещением Музея современного искусства в южной части острова Чеджу. Во время поездки нам рассказали, что остров возник несколько сот миллионов лет назад в результате вулканического извержения, что уникальная природа острова находится под охраной ЮНЕСКО. Если вспомнить, что Корею часто романтично называют - по образному определению Марко Поло - «страной утренней свежести», то можно сказать о заметной гармонии между бережно охраняемой природной экзотикой острова Чежду и самыми свежими достижениями мировой цивилизации.
Фото-впечатления от экскурсии по острову Чеджу
14-го сентября вечером состоялось торжественное закрытие Игр - вслед за приветствиями и церемониальным спуском флага последовал большой праздничный концерт с участием призеров Дельфийских Игр, перешедший в прощальный банкет под открытом небом в живописном Шинсан-парке города Чеджу.
15 сентября в рамках Третьих Дельфийских Игр проходил очередной Всемирный Конгресс, на котором помимо докладов представителей Национальных Дельфийских Советов, были утверждены три языка общения - английский (официальный язык), немецкий и греческий. Кроме того, состоялись перевыборы Правления МДС на двухлетний срок до очередных Международных молодежных Дельфийских Игр в 2011 году, место проведения которых будет объявлено позднее.
Для дальнейшего содержательного развития Дельфийского движения особенно актуальными становятся вопросы объективности оценок художественного творчества, когда речь идет о представителях разнообразных культурных традиций из разных стран мира.
Как показывает опыт «Евровидения», введѐнное для выяснения «зрительских симпатий» голосование с помощью телефонных звонков и СМС отнюдь не добавляет объективности судейства, скорее наоборот усиливается принцип «землячества», когда соседи голосуют друг за друга.
Сохраняющиеся нерешенные проблемы только усиливают интерес к новым поискам оптимизации «художественного судейства». Возможно, именно в НИИ художественного образования удастся найти подсказки к решению этих проблем. Интересен опыт зав. лабораторией театра Л.М. Некрасовой, которая проводит мастер-классы по программе «Школа юного критика» и оценивает рецензии, написанные на спектакли участниками фестиваля.
Важность международного Дельфийского движения вызывает все меньше сомнений со стороны скептиков. В наше время глобализации диалог между людьми, народами и культурами важен как никогда.