Говоря о художественно-педагогическом образовании, мы предполагаем спектр деятельностей, характерный для профессии художника-педагога, и то методическое содержание, которое ставит целью обучить будущего специалиста им. Это может быть творческая, познавательная, художественно-практическая и теоретическая, продуктивная (создание собственных учебных и творческих продуктов) и репродуктивная (копирование примеров произведений мастеров), а также уже самостоятельная, профессиональная педагогическая деятельности. И общей основой для всех является понятие деятельность. Именно с него, ставшего не один десяток лет назад общенаучной категорией для многих отраслей науки, как технических, так и гуманитарных, следует начинать всякое педагогическое исследование. Важным открытием для понимания перцептивных процессов стала разработка А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна теории деятельности или деятельностного подхода. Классики советской психологии углубили понимание механизмов формирования образов окружающей человека действительности. Согласно их теории, чтобы объяснить возникновение чувственного образа недостаточно изучить отношения лишь двух сторон вопроса - работу органов восприятия человека и природу воздействия окружения на них. Основой для понимания этого процесса служит третий новый элемент - деятельное отношение между человеком и окружением. И более того, в своем исследовании приходят к тому, что изучение и понимание личности основывается на анализе её деятельностей. Личность человека не предшествует её деятельности: «как и сознание, она ею порождается» [3, С.76]. А значит, что через призму анализа структур деятельности можно объяснить как строение личности, так и особенности протекания многих социальных, культурных и научных явлений, а в частности – учебного процесса. Знаковым событием, оказавшим влияние на развитие исследований деятельности, стал научный труд «Деятельность. Сознание. Личность» А.Н. Леонтьева в 1977 году [3]. Само название говорит об идее взаимосвязи категорий сознания, личности и деятельности. Согласно деятельностному подходу, личность выступает в роли субъекта деятельности, «ячейки внутри развивающейся системы деятельности» [6, С.256]. А.Н. Леонтьев пишет, что деятельности субъекта являются «исходными «единицами» психологического анализа личности» [3, С.80]. То есть «скелет» личности складывается из совокупности деятельностей, которые связывают её с миром. Наиболее емко выразил суть явления деятельности один из основных авторов философской и методологической концепции теории деятельности Г.П. Щедровицкий: «Это – поток, который передается от одного поколения к другому. Поколения рождаются и умирают, а деятельность протекает через них, и она во многом независима от своего биологического субстрата» [6, С.256]. То есть, не человек рождает и создает деятельность, а она его «включает» в себя при его рождении. «Деятельность» оказывается по масштабам гораздо более объемным явлением, чем человек, социум и его сознание. Активно повлияли на теорию и заговорили о необходимости введения принципа деятельности в обучение советские философы и методологи Г.П. Щедровицкий и Э.Г. Юдин. В статье В.А. Лекторского «Деятельностный подход: смерть или возрождение?» [2] автор пишет, что деятельностное понимание человека и культуры оказало большое влияние на философию XX столетия, обозначая его перспективным и в современных условиях. О том, что подход перспективен также писали А.В. Боровских, Н.Х. Розов (2012) [1] и Т.В. Науменко (2013) [4]. Работа над педагогическим исследованием нуждается в основе, которую и может составить теория деятельности. А.В. Боровских и Н.Х. Розов отмечают отсутствие единой цели в системе образования [1]. По их точному утверждению, получение профессиональных знаний больше не может предполагаться главной целью, так как тенденции ускоренного развития технологий в мире диктуют необходимость в постоянном обновлении специальных знаний, то есть университетское образование больше не может оставаться основой профессиональной подготовки на всю жизнь. В поиске этой общей цели для всех специальностей они возвращают нас к категории «деятельность»: «Целью образования является подготовка человека к будущей деятельности в обществе, а содержанием образования – освоение общих методов и форм человеческой деятельности»[1]. И это соответствует первому деятельностному принципу педагогики, обозначенному в той же статье. Для художественно-педагогического образовательного процесса это может означать необходимость разработки некого общего шаблона или алгоритма в работе над всяким художественным проектом (учебным или творческим), которым специалист будет руководствоваться на годы профессиональной деятельности вперед. Например, описание процесса творческо-познавательной деятельности. Согласно второму деятельностному принципу педагогики, «учение человека есть специфический вид деятельности…Потому и выстраиваться учебная деятельность должна, как любая человеческая деятельность, по тем же законам и принципам» [1]. Таким образом, выделение элементов (например, целей) структуры учебно-творческой и творческо-познавательной деятельностей в обучении студентов-художников, поможет «видеть» учебную ситуацию масштабнее, сделает учебный процесс более эффективным и контролируемым. Целями художественно-образовательной деятельности можно сформулировать: 1) развитие профессионального мастерства и творческих качеств субъекта деятельности – будущего художника-педагога 2) формирование опыта профессиональной творческо-познавательной деятельности 3) освоение методов получения новой информации, знаний и их дальнейшее творческое применение в профессиональной деятельности 4) формирование высокого уровня познавательной и творческой инициативы студентов 5) формирование образно-понятийной модели профессиональной художественно-педагогической деятельности 6) формирование личности будущего художника-педагога, соответствующей модели “педагогического проекта” Проводя исследовательскую и практическую работу, педагогу необходимо ориентироваться на задуманную модель будущего специалиста. Каким должен стать выпускник художественно-графического факультета? Что требует от него будущая профессия и общество, время, не только как от преподавателя, но и художника? Результатом деятельности должен стать спроектированный путь развития студента как личности. В концепциях Г.П. Щедровицкого и Э.Г. Юдина это называется «педагогическим проектированием». И с этих позиций, цель организовать творческо-познавательную, учебную деятельность студентов ХГФ является методом формирования этой модели. «Личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе как через целокупность её деятельности, осуществляющей её отношения к миру» [3, C. 96]. Согласно третьему деятельностному принципу педагогики, обозначенному А.В. Боровских и Н.Х. Розовым, педагогическая деятельность есть деятельность управленческая, организующая и логика её должна объединять: - логику целей деятельности - логику объекта (учебная деятельность) - логику собственной деятельности (деятельность “учительского сообщества”) [1] Таким образом, организацию деятельности студентов ХГФ необходимо планировать согласно трем аспектам и она должна содержать: 1) согласно логике целей деятельности художественно-педагогического образования и логике объекта, то есть логике образовательного процесса: - Методическое содержание дисциплины - Методическую разработку способов и условий формирования опыта профессиональной художественно-творческой деятельности, а также освоения профессионально-понятийной модели деятельности художника-педагога - Формулировку особенностей и методов интеллектуального, чувственного и профессионального поиска информации - Формулировку качеств личности студента как “продукта” деятельности. То есть обозначить путь изменения субъекта через деятельность, запланировать “результат” обучения. 2) согласно логике педагогической деятельности: - Формулировку основных принципов работы преподавателя с субъектами деятельности – будущими художниками-педагогами Также важно отметить, что одна из важнейших педагогических функций «быть живым носителем определенных деятельностей и разворачивать их в качестве образцов для подражания при передаче другим людям» [5]. Таким образом, правомерно рассматривать учебно-творческий процесс на ХГФ и дисциплину теории и методики преподавания изобразительного искусства через категорию деятельности и базировать первоосновные исследования на её структурах. А допуская то, что личность есть развивающаяся ячейка в системе деятельности и формируется внутри процесса, исследования могут претендовать на разработку организации учебной деятельности со всех её основных аспектов – личности студента и её «проектирования», целей и особенностей учебной творческо-познавательной деятельности студентов ХГФ, а также действий преподавателя. Практическая учебно-творческая деятельность лежит в основе художественного образования. Соответственно, её целью является не просто передача специальных знаний и навыков, а, в первую очередь, вовлечение будущих художников в творческую деятельность, практику. Деятельностный подход с позиции педагога предполагает организацию деятельности (познавательной, учебной, творческой) и гармоничную интеграцию обучаемого в неё. В процессе обучения будущий специалист должен сознательно и бессознательно запомнить подход к творчеству и учению как к структурированному и алгоритмизированному процессу со специфическими особенностями протекания и созревания. Особенно важно это для педагогического образования. Ведь, по сути, мы запускаем воспроизводительный процесс - прогрессию формирования не только будущих художников, но и будущих педагогов. «Впитав» правильное и профессиональное отношение к творческому процессу, выпускник не только воспроизведет и отразит это в своей дальнейшей жизни, но и продолжит эту традицию как педагог.
ЛИТЕРАТУРА 1. Боровских А.В., Розов Н.Х. Категория деятельности и деятельностные принципы в педагогике // Вопросы философии. – М., 2012. №5. 2. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. – М., 2001, №2 3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2004. 105 с. 4. Науменко Т.В. Деятельностный подход как объяснительный принцип современной социальной философии// Credo new. 2013. № 1. 5. Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности. // Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму. – М., 1966. 6. Щедровицкий, Г.П. Философия. Наука. Методология. Редакторы-составители: А.А. Пископпель, В.Р. Рокитянский, Л.П. Щедровицкий. – М.: Школа культурной политики, 1997. 656 с.