В системе дополнительного художественного образования развитие учащегося становиться актуальной проблемой. Социально-культурный потенциал позволяет учащимся реально оценивать свои достижения – воспитывать желание учиться. Деятельностный подход стал методологической основой исследования. Основоположники деятельностного подхода М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др. доказали что это категория предметной деятельности функционирующая в структуре любой деятельности.
Цель деятельностного подхода: воспитание личности учащегося как субъекта жизнедеятельности.
Важной чертой деятельностного подхода является способность учащегося планировать деятельность и быть её субъектом.
На основе деятельностного подхода как методологии данного исследования были определены ключевые компетентности развития социально-культурного потенциала учащихся в системе дополнительного художественного образования.
Под деятельностным подходом мы понимаем такой способ познавательной деятельности учащихся в системе дополнительного художественного образования, при котором определяется теория исследования и технология ее реализации в практическую предметную деятельность. Отсюда, деятельностный подход как основа развития социально-культурного потенциала учащихся есть совокупность всех воздействий социума и организации активной, постоянно усложняющейся предметной деятельности. Посредством предметной деятельности учащиеся постигают науку и культуру, совершенствуют личностные качества.
Деятельностный подход к развитию социально-культурного потенциала учащихся в системе дополнительном художественном образовании позволяет каждое учебное действие , превратить в возможность учащегося самостоятельно усваивать знания и умения, быть конкурентоспособным в социально-культурной среде и т.п. Через деятельностный подход происходит формирование учебных действий (школа) – формирование ключевых компетентностей (социум).
Итак, деятельностный подход в дополнительном художественном образовании позволяет:
- ставить цели: не столько дает знания, сколько обеспечивает социально-культурное, личностное и познавательное развитие учащегося;
- определять требования к содержанию учебных, воспитательных и культурно-досуговых программ с высокой мотивацией учащихся к деятельности;
- осуществлять переход к современным образовательным методикам и технологиям (формы, способы, приемы, методы, технологии обучения);
- появлению новой роли учащегося;
- выявить новую роль учителя – организатора, координатора, наставника, консультанта;
- освоить ключевые компетенции учащихся.
В настоящем исследовании ключевые компетенции отражаются в следующих вариантах:
- предметные компетенции – элементы социокультурного опыта в учебном предмете детской художественной школы;
Здесь системы ценностных ориентиров, позволяют
Рассматривать развивающее обучение как активно деятельностный способ познания.
В рамках развивающего обучения деятельностный подход позволяет использовать проектный метод. Проектный метод в рамках социально-культурной деятельности позволяет направить педагогов и учащихся на коллективные, групповые, парные и индивидуальные занятия. Проектная деятельность может осуществляться и во внеурочное время.
Отсюда, деятельностный подход активизирует:
- включение учащихся в активную творческую деятельность в социуме, дающую возможность проявлять активность, самостоятельность;
- умение работать в коллективе;
- организацию своего учебного и свободного времени;
- приобретение опыта подготовки и проведении социально-культурных программ с другими учреждениями в социальном партнерстве;
- социализацию и самоопределение учащихся.
Не случайно А.Н. Леонтьев посредством деятельностного подхода изучал возрастные и индивидуальные особенности. Учащихся А.Н. Леонтьева рассматривает не только как объект внешних воздействий, но и как субъект жизни и развития.
Значит, деятельностный подход осуществляется посредством ориентаций, которые являются главными в личностных качествах, представляют отношение учащихся к действительности. Мотивация и поведение также оказывают значительное влияние на действительность, но ценностные ориентации обеспечивают содержательную сторону деятельности учащихся в системе дополнительного художественного образования.
Продуктивное взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса способствует включению в него субъективных отношений к себе, окружающим, друзьям, родителям, к социуму, миру и т.д.
Проведенный диссертантом анализ деятельностного подхода как методологии данного диссертационного исследования свидетельствует о том, что социально-культурный аспект дополнительного художественного образования необходимо расширять путем обретения социально-культурного смысла в самом учебно-воспитательном процессе. Сама технология деятельностного подхода как методология данного диссертационного исследования реализуется совокупностью форм, методов, средств и приемов с помощью которых происходит развитие социально-культурного потенциала учащихся в системе дополнительного художественного образования. Конкретные технологии обучения на основе деятельностного подхода реализуют конкретные поставленные задачи и трансформируют теоретические идеи на основе принципов исследования, которые позволяют логические построения и операциональные действия реализовать в мотивационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентированной, художественно-творческой, социально-культурной составляющей.
Поэтому моделирование технологий в системе дополнительного художественного образования на основе деятельностного подхода позволяет обеспечивать стойкую самомотивацию на постоянное участие в социально-культурных программах и предметной деятельности учащихся.
Деятельностный подход обеспечивает построение не только логистики изложения материала в доказательной форме, но и позволяет изучать различные стороны, признаки, свойства, отношения объекта и предмета исследования.
На основе деятельностного подхода были установлены общие свойства и признаки изучаемых объектов. Это осуществлялось в виде перехода от частного к общему понятию или суждению и наоборот (индукция и дедукция).
Использование моделирования в деятельностном подходе как методологии данного диссертационного исследования продиктовано значимостью каждого компонента в замкнутом образовательном пространстве – отдельной детской художественной школе.
Поэтому была создана модель художественной школы, которая имеет прозрачные по отношению к социально-культурной среде границы, позволяющие эффективно включить учащихся в продуктивную социально-культурную деятельность в социально-культурной среде, которая трансформировалась в социально-культурные, образовательные, социально-культурные проекты.
Все это позволило понять суть социально-культурного потенциала учащихся в системе дополнительного художественного образования, осмыслить, насколько эффективно развивается социально-культурный потенциал учащихся в предложенной модели и насколько это важно для общества.
В исследовании использованы количественные методы: социологический опрос, контент-анализ документов, интервьюирование, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент и мониторинг прохождения индивидуального образовательного маршрута (маршрутной карты). С помощью индивидуальных тестов Э.П. Торренса мы определили уровень творческих способностей учащихся. Затем для определения мотивации были применили способы ранжирования, измерения самооценки творческой активности.
Реализация деятельностного подхода в настоящем исследовании невозможна без применения собственно педагогических методов: убеждение, разъяснение, положительный пример, использование культурных традиций и общественного мнения.
Как видим, развитие социально-культурного потенциала учащихся в системе дополнительного художественного образования в настоящем исследовании рассматривается в двух планах: и как деятельность учащихся, и как взаимодействие в системе «учащийся – взрослый – социально-культурная среда».
Деятельностный подход как методология актуален не только потому, что вскрывает новые проблемы, для решения которых требуется проведение новых поисков, моделирования, проектирования и т.д.
Таким образом, для данного исследования деятельностный подход – это специфическая форма взаимоотношения «учащийся – педагог – родитель – взрослые люди», которые ориентированы на изменения в интересах дела.
Проведённое исследование с позиций деятельностного подхода позволило изучить такие составляющие процесса как цель, средства и результат.
На основе выше изложенного можно заключить, что в исследовании развития социально-культурного потенциала учащихся в системе дополнительного художественного образования деятельностный подход действительно представляет мощную методологическую базу с ориентиром на мотивы, потребности, цели, технологии, способы контроля и анализа результатов.
Эффективность деятельностного подхода в нашем исследовании обуславливается его практико-ориентированным характером и реализацией в следующих видах деятельности: мотивационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентированной, художественно-творческой, социально-культурной.
ЛИТЕРАТУРА
Басов, М.Я. Развитие человека как активного деятеля в окружающей его среде. Психологическое развитие. [Текст]/ М.Я. Басов. Общие основы педологии. Изд.3-е/ Отв. ред. Е.В. Левченко. – Спб, Алетейя, 2007/
Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения в 2т. – М.: Педагогика, 1983. Т. 2. – М.: Педагогика, 1983.
Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: – Спб:Питер, 2000.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология/ Лев Выготский, под редакцией В.В. Давыдова – М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008.
Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. [Текст]. – М.: Интор, 1996.
Эльконин, Б.Д. Психология развития. [Текст]: учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений. – М.: Академия, 2001.