Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России (Номер для публикаций: 27.7394.2017/8.9)
Перед преподаванием литературы в школе XXI века встают сложные педагогические задачи, которые в значительной степени определяются особенностями общекультурной ситуации в обществе: возрастанием потребности возврата многих утраченных духовных ценностей и в то же время негативным отношением к сложившимся стереотипам в педагогике и оценке художественных произведений. Поиск новых подходов к преподаванию, различных форм проведения занятий, построение наиболее эффективных структур уроков в современной теории и методике приводят к системе выбора таких видов деятельности, которые учат школьников реализовывать собственный творческий потенциал по отношению к учебному курсу. Продуктивность этого направления особенно недостаточно изучена в области литературного образования. Говорить, что современные молодые люди не читают вообще – неправильно. На сегодняшний день мы видим, как в обществе пропагандируется приобщение к чтению: многочисленные интернет-ресурсы, позволяющие сделать выбор в предпочтениях (например: https://gorky.media/, https://godliteratury.ru/,http://shufladka.com/, http://www.library.ru/1/sociolog/docs/molod_int.pdf, http://nlr.ru/prof/reader/), а также онлайн-курсы, культурно и интеллектуально развивающие в различных областях гуманитарных знаний (например: https://arzamas.academy/), проводятся встречи с писателями, организуются курсы оффлайн, различные читательские клубы и др. Все это говорит о том, что найти информацию о том или ином авторе, произведении, приобщиться к классической и художественной литературе сегодня очень просто: информация более чем доступна. Но при всём этом многообразии, мы наблюдаем тот факт, что современные молодые люди не стремятся читать: интерес, чаще всего, ограничен в минимальных действиях: рекомендация (друзья, реклама) – беглое прочтение – минимальная рефлексия (текст непонятен или читается как модная литература).
Преобладание в сложившемся сегодня образовании учебных программ, методик, которые делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предмету, приводит к ослаблению внутренней мотивации учащихся, невостребованности их личного творческого потенциала.
В рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России был разработан мониторинг на выявление читательских интересов студентов и старших школьников. Основное исследование предполагает поэтапную работу и диагностику. В статье проводится анализ первой части анкетирования молодежи 16-23 лет.
По данному исследованию был проведен опрос «Современная молодежь и художественная литература». Работа над опросом среди студентов гуманитарных и творческих вузов представляет собой разработку диагностического инструментария; сбор социологических данных с помощью анкетирования; педагогическое наблюдение; обобщение собранных в процессе исследования материалов.
Задачи опроса (исследования):
• выявление литературных интересов и предпочтений студентов;
• определение возможностей восприятия студентами гуманитарных и творческих вузов русской классической литературы;
• определение понимания и умения интерпретировать художественный текст студентами.
Опрос представляет собой анкету, состоящую из двух частей: в первой части содержатся общие вопросы по читательским предпочтениям студентов, вторая часть представляет собой вопросы на знание и восприятие фрагмента из произведения русской классической литературы (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).
Возраст опрашиваемых – 16 – 23 лет. В опросе приняли участие студенты:
1. Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств (специальности: архитектура и градостроительство, дизайн, монументальная живопись),
2. Смоленского государственного института искусств (специальности: вокал, хореография, фотография, музеология, сценическое мастерство, социально-культурная деятельность, библиотечно-информационная деятельность, живопись, режиссура),
3. Московского педагогического государственного университета (филологический факультет),
4. Московского художественно-промышленного института (специальность: дизайн),
5. Санкт-Петербургского университета культуры и искусств (специальность: сценическое мастерство, режиссура),
6. Ульяновского педагогического государственного университета (специальности: дошкольное воспитание, начальное образование),
7. Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (специальности: дошкольное воспитание, начальное образование),
8. Локально: школьники 10-11 классов, студенты различных вузов гуманитарного и художественного профиля.
Опрос на выявление читательской компетенции обучающихся проводился:
• на очном этапе (мониторинг – диагностика – мастер-классы – рефлексия – обработка результатов)
• на заочном (проведение анкетирования)
На сегодняшний день обработаны анкеты 86 респондентов (до конца 2018 года обработка анкет продолжится, в общей сложности предполагается обработать порядка 400 анкет).
Благодаря опросу «Современная молодежь и художественная литература» (обоснование опроса и первичная анкета для мониторинга представлены в Приложении) были выявлены следующие параметры читательской активности:
• пол
• возраст
• специальность обучения
• интерес к художественной литературе
• читательские предпочтения и др.
Стоит отметить, что анкетирование не является показательным параметром для более полного исследования читательских интересов молодежи. Но для первого этапа исследования читательской компетенции сегодняшнего студенчества такого рода анкетирование становится отправной точкой в понимании распределения интересов молодежи к художественной литературе вообще, и к выбору произведений современной русской и зарубежной литературы в частности.
Особого внимания заслуживает исследование интересов в выборе произведений для чтения.
Так, на вопрос «Назовите, пожалуйста, имена современных российских писателей (начала XXI века), которые Вам известны и чьи произведения Вы хотели бы прочитать», большинство респондентов ответили – «нет такого произведения», «автора назвать не могу».
В ответе на вопрос: «Какую книгу Вы прочитали за последнее время? Пожалуйста, укажите жанр произведения и, по возможности, автора» мы видим, что читательские интересы молодежи, в основном, сосредоточены на произведениях современной зарубежной литературы. Это, к сожалению, доказывает не самое лучшее, порой скептическое, отношение молодых людей к выбору произведений русских авторов. Причинами такого отношения могут быть:
неприятие русской литературы по опыту школьного изучения предмета «Литература»;
удачные маркетинговые ходы в продвижении зарубежных книг;
сложность языка и сюжета произведений русских авторов;
обращение русских авторов к далекой от молодежного восприятия тематике произведений и др.
Такая ситуация показывает, насколько единообразно понимание преподавания предмета «Литература» в образовательном процессе.
Во время проведения эксперимента по исследованию были проведены мастер-классы со студентами вузов (НГАУДИ, СГИИ, МПГУ, МХПИ, УГПИ, СПбГИК, Арзамасский филиал ННГУ).
Задачей мастер-классов было:
• исследовать читательские возможности студентов, а также в применении различных технологий приобщения к чтению;
• выявление литературных интересов и предпочтений студентов;
• определение возможностей восприятия студентами гуманитарных и творческих вузов русской классической литературы;
• определение понимания и умения интерпретировать художественный текст студентами.
В связи с этим проводилась разработка комплекса заданий на основе литературных текстов, направленных на художественно-творческое развитие старшеклассников и студентов гуманитарных вузов с применением инновационной системы технологий изучения литературных произведений. В течение года проходил 1 этап апробации новых педагогических технологий, а также разработка методических рекомендаций применения новых педагогических технологий.
Для студентов 1 курса НГАУДИ специальностей «дизайн» и
«монументальная живопись» (40 человек). Проводилось занятие «Литературные образы в художественной графике». На занятии рассматривалась культурная связь художников-иллюстраторов и поэтов и писателей. Студенты проявили большой интерес к занятию, показали, что важным моментом в подготовке иллюстрации к художественному произведению является «диалог» с писателем/поэтом как в историческом плане, так и в современном понимании изучения классической литературы. Итогом занятия стало создание иллюстрации к стихотворениям поэтов Серебряного века.
Для студентов 2 курса МПГУ филологического факультета (25 человек) специальности «литература+МХК» было проведено интегрированное занятие с использованием театральных технологий «Приёмы театральной педагогики в школьном литературном образовании» с целью развития профессиональных компетенций будущих учителей. Мастер-класс вызвал интерес к практико ориентированным формам использования приёмов театральной педагогики, способствовал формированию представлений о специально разработанной инновационной системе изучения литературных произведений в школе и вузе. Описание мастер-класса находится в разработке и будет взято за основу при подготовке методических рекомендаций для системы основного и дополнительного образования.
Для студентов 4 курса МХПИ направления «графический дизайн» (20 человек) было проведено занятие «Поэтика символа: литература и дизайн». На занятии большое внимание уделялось работе с художественным образом как символом. Для работы были подобраны образы из различных сфер: слово, музыка, графика, художественное воплощение. Особое внимание уделялось проработке символа солнца, определении значимости символа в поэтических текстах, интерпретация художественного образа посредством средств художественной выразительности. Результатом тренинга стали творческие работы студентов, выполненные в виде плакатов с элементами графического дизайна.
Для студентов 1, 2, 3 курсов СПбГУКИ факультета искусств специальности «Артист театра и кино» (70 человек) была проведена серия мастер-классов с тренинговым компонентом «Драматизация литературного образа». Работа с текстом включала в себя упражнения на технику речи, выразительное чтение и интерпретацию художественного образа. Особое внимание уделялось работе с восприятием поэтических текстов, выявлению главной мысли произведения, обращению к художественным средствам выразительности. Благодаря приему «драматизация» студентам удалось показать различные техники владения речью, а также выделить основные виды читательских умений и навыков. Результатом тренингов стали постановки и художественное чтение стихотворений.
На сегодняшний день это промежуточные результаты. Методические рекомендации с разработками занятий по различным направлениям работы по исследованию предполагается оформить в течение 2019 года. Разработанные интегрированные задания в подготовке школьников к экзаменам и будущих специалистов могут стать основой для внедрения мониторинга для оценки качества образования как в общеобразовательной школе, так и в дополнительном образовании, и при подготовке специалистов творческих профессий.
Выводы.
Диагностика художественно-эстетического восприятия литературных текстов студентами гуманитарных и творческих вузов, а также старшеклассников демонстрирует, что интересы молодежи в изучении и понимании художественных текстов во многом не соответствуют современным запросам образования. Применение различных практик и технологий в области изучения литературных произведений доказывает, что восприятие текста зависит не только от методики преподавания предмета, но и возможности развития социокультурных компетенций молодежи, а также во многом от условий изучения гуманитарных дисциплин (социокультурной среды, использовании медиа технологий при изучении литературного текста, влиянии социальных сетей). Выводы, сделанные в результате опроса литературных предпочтений, а также понимания текста и его интерпретации молодежью 16 – 23 лет, доказывают актуальность проведения занятий с использованием специально разработанной инновационной системы технологий изучения литературных произведений в школе и вузе.
Исследование педагогического опыта применения современных технологий чтения и восприятия художественных текстов школьниками и студентами на занятиях: анкетирование учащихся старших классов, студентов гуманитарных вузов с целью выявления литературных интересов и предпочтений, понимания текста, умения интерпретировать художественные текстов показало, как значимо проведение занятий такого рода. По результатам анализа педагогической практики применения инновационных технологий приобщения к чтению в разработке находятся методические рекомендации по использованию современных технологий в активизации интереса к чтению обучающихся школ и вузов гуманитарной и художественной направленности.
ЛИТЕРАТУРА
Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы литературы, 1961. № 2. - С. 41-42.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Художественная литература, 1979.
Комарова Т. С. Ключевая фигура образовательного учреждения – педагог, учитель, воспитатель // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: матер. Междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2017. – С. 12-14.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек – текст – семиосфера – история. М., 1999.
Некоммерческая электронная библиотека «ImWerden». Электронный ресурс. Код доступа: http://imwerden.de/pdf/simeon_polotsky_proizvedenia.pdf Дата обращения: 31.08.2018.
Олесина Е.П. Художественное восприятие современных школьников: проблемы формирования и развития// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2015, № 2 (64). - С. 133-140.
Розов В.Н. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Социально-философские проблемы образования: сб. ст. – Москва, 2007. – С. 20-35.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/2365. – Загл. с экрана.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://base.garant.ru/70291362/4/#block_42. – Загл. с экрана.