ДИАГНОСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ У СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ

Савинов Андрей Михайлович

доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна и изобразительного искусства ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: 
В статье обосновывается необходимость объективной оценки академических рисунков. Предлагаются критерии оценки академического рисунка с учетом задач подготовки дизайнеров, а также критерии, которые позволят оценивать не только готовый результат, но и процесс работы над рисунком. Главной составляющей в критериях является необходимость оценки художественно-образной завершенности рисунка и методической последовательности его выполнения. Используя разработанные критерии можно замерять уровень подготовки студентов по рисунку всей группы и каждого студента в отдельности. Объективная оценка учебных заданий по рисунку определяет поведение преподавателя и студента, придает целенаправленный характер их деятельности.

Рисунок является основой художественной подготовки дизайнера. В процессе рисования, когда осваиваются методические принципы работы над академическими рисунками, происходит профессиональное развитие будущих дизайнеров. Особенностью преподавания рисунка при подготовке дизайнеров является то, что в процессе обучения студенты получают как общехудожественную подготовку, так и прикладную, то есть умения использовать рисунок для передачи проектных идей. В связи с этим возникает необходимость объективного выявления уровня подготовки по рисунку, так как для того, чтобы проводить какие либо мероприятия по улучшению качества подготовки студентов, необходимо сначала увидеть слабые места в их методических знаниях и умениях, наиболее типичные ошибки, которые допускают студенты. Кроме того, необходимо вскрыть причины возникновения допускаемых ошибок и определить, на каком уровне студенты, обучающиеся рисунку, решают вопросы освоения содержания учебного материала, методических принципов учебного рисования: что осваивается хорошо, а что – в недостаточной степени, что обеспечивается полностью, а что упускается из виду, почему это происходит. Для того, чтобы решить эти задачи, были разработаны критерии учитывающие результат обучения, процесс обучения и специфику обучения рисунку у дизайнеров [1].

Для оценки академических рисунков сформулированы следующие критерии:

1) Обоснованная компоновка изображения на листе бумаги (выбор формата, определение размера рисунка, композиционные особенности перспективы и светотени с учетом концепции работы).

2) Характер первоначального наброска изображения (его целостность, передача пропорциональных отношений частей и целого, характерные особенности общей формы объекта).

3) Порядок проведения конструктивного анализа формы (соблюдение перспективного построения, передача пространственного расположения, выявление закономерности конструкции).

4) Тональное решение рисунка (передача тональных отношений между большим светом, большой тенью, падающими тенями и их светотеневыми градациями, насыщенность и контрастность тональных отношений).

5) Передача материальности объекта (оптимальное использование технических приемов для передачи материальности и использование выразительных средств, выявляющих фактуры различных материалов).

6) Целостность рисунка (все детали и фрагменты рисунка подчинены целому, общей идее рисунка).

7) Художественно-образное решение рисунка (определение замысла рисунка, который включает в себя организацию изобразительной плоскости, выбор размера общего знакового пятна изображения, его пластики, тональной насыщенности и т.д.).

8) Культура графических средств (владение изобразительными средствами и материалами, использование графических средств должно быть лаконичным и зависеть от общей идеи работы).

Для оценки рисунков, полученных вследствие их переработки в направлении проектирования объекта, к имеющимся критериям добавлены дополнительные критерии. К главным из них отнесены:

1) Владение различными средствами и приемами переработки рисунка (трансформация, стилизация, деконструкция и другие, направленные на выражение проектной идеи).

2) Соответствие назначению. Рисунок должен быть выполнен с учетом специфики объекта проектирования и может быть применен в готовом виде или как эскиз-концепция (разворот страницы в журнале, книге; фирменная графика; концептуальное решение интерьера и т. п.).

Следует отметить, что оценка учебного рисунка имеет две стороны дела. С одной стороны, проверяется и оценивается полученный результат (продукт деятельности) – рисунок, представленный со всеми имеющимися у него качествами. С другой стороны, педагог в форме оценочного суждения проверяет и оценивает процесс работы над рисунком (процесс деятельности). В этом случае качество рисунка оценивается в соответствии с методом его выполнения [2, 3].

Для оценки процесса работы над рисунком составлены критерии, которые связаны с результатом, но оценивается, прежде всего, процесс достижения этого результата:

1) Начало работы над рисунком (как студент определяет замысел рисунка, представляет ли различные варианты компоновки изображения в разных форматах).

2) Регуляция деятельности (поведение студента в процессе выполнения рисунка, его реакция на замечания, эмоциональное отношение к учебному заданию и результату собственной учебной деятельности).

3) Степень самостоятельности студента при выполнении рисунка (как часто студент обращается к педагогу за консультацией или с вопросом).

4) Методическая последовательность в работе над рисунком (работа ведется последовательно «от общего к частному и от частного к общему» в течение всего процесса выполнения рисунка или же студент, не выполнив задачу одного этапа, переходит к следующему этапу выполнения рисунка).

5) Правильный подход к передаче светотеневых отношений (как студент ведет работу тоном, добиваясь передачи объема и основных тональных отношений, насколько в процессе работы над рисунком прослеживается взаимосвязь конструкции формы со светотенью).

6) Использование студентом многообразия выразительных графических средств (в процессе выполнения рисунка применяются ли разнообразные выразительные графические средства или выбор выразительных графических средств ограничен).

7) Достижение целостности рисунка (как студент добивается целостности рисунка на всех этапах его выполнения, какие действия в процессе работы над рисунком предпринимает для достижения общей идеи изображения).

8) Творческая составляющая в работе над рисунком (насколько оригинален замысел работы и как он добивается его раскрытия).

Основной идеей через все критерии проходит необходимость достижения студентом художественно-образной завершенности рисунка, что является приоритетной задачей художественного образования [4, с. 297].

Анализ рассмотренных качеств рисунков и процесса работы над рисунком позволяет объединить их с учетом методических характеристик и дает возможность оценить по уровням подготовки. Высокий уровень практической подготовки по рисунку достигнут в том случае, если имеется соответствие представленным критериям в полном объеме, средний уровень – соответствие частичное и низкий уровень, когда выполненный рисунок не соответствует критериям либо имеет место значительное отклонение от необходимого результата.

Для того, чтобы оценить процесс выполнения рисунка и готовые рисунки на основе критериев были составлены оценочные листы, в которых каждому критерию соответствуют три показателя, в зависимости от того какому показателю соответствует результат ставятся соответствующие баллы. Методика работы с оценочным листом заключается в следующем. Напротив каждого из критериев, в графе под названием «Балл» ставится оценочный балл. Он исчисляется так: если показатели критерия проявились в объекте оценивания в полной мере – 3 балла; при неполном присутствии – 2 балла; если проявляются в незначительной степени – 1 балл.

Далее суммируются все баллы, и этот показатель проставляется в строке «Итого». Максимально возможная оценка равна сумме оценок всех критериев, выраженной в баллах. Наивысшее число баллов, которое может получить студент – 24, низшее – 8. Если набиралось 20-24 балла, то работа оценивается отлично, 15-19 баллов – хорошо, 10-14 баллов – удовлетворительно, 9 баллов и менее – неудовлетворительно.

На основе набранной суммы баллов можно провести дифференцирование студентов по уровню овладения навыками выполнения рисунка. Для этого надо создать рейтинговый ряд, то есть составить список студентов в последовательности от высшего числа набранных студентов баллов к низшему. Такой рейтинговый ряд также может ставиться и по каждому критерию отдельно. Из полученного результата по рейтинговому ряду в учебной группе происходит условное деление на три части. Каждая из этих частей относится к высокому, среднему и низкому уровню (по числу набранных баллов).

Таким образом, используя оценочный лист, можно объективно определить на каком уровне студенты решают учебные задачи, а также задачи, относящиеся к творческой составляющей подготовки студента, как будущего дизайнера, образно мыслящего и владеющего всем арсеналом выразительных средств, что и обеспечивает их профессионально-художественный подход к процессу работы. Оценка учебного рисунка, охватывающая все стороны выполнения работы, призвана активизировать учебный процесс, внести в него целенаправленность, придать учебной деятельности студента сознательный и самостоятельный характер.

ЛИТЕРАТУРА

Антонов А. И. Оценка учебного рисунка с натуры / А. И. Антонов // В сб.: Ученые записки № 258. Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. - М., 1968. – С. 203-211.
Каретникова А. П. Сбалансированное использование разных видов рисунка в развитии композиционного мышления студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук / А. П. Каретникова. – М., 2010. – 18 с.
Савинов А. М. Разработка педагогической системы преподавания академического рисунка при подготовке дизайнеров / А. М. Савинов // Европейский журнал социальных наук. – 2011. – № 2. – С. 165-174.
Фомина Н. Н. Композиция в детском рисунке - проблема современного художественного образования [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – № 2 2015, - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/fomina_291-297.pdf