ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДИЗАЙНЕРА ОДЕЖДЫ

Еремина Наталья Александровна

член Союза дизайнеров России, старший преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» г. Княгинино

Аннотация: 
В статье обозначается проблематика формирования дидактической структуры образовательного курса для специалистов костюмного дизайна. Автор предлагает построение и содержание дидактических единиц обучающей программы для дизайнеров одежды, обозначает методику и технологию формирования профессиональных компетенций; называет ключевые аспекты реализации дидактических вопросов в ходе обучения дизайнеров одежды. В статье приведён пример дидактической структуры рабочей Программы подготовки дизайнеров одежды в системе среднего профессионального образования. Программа успешно внедрена в образовательный процесс и позволяет получать положительные результаты разработок художественных комплексов костюмов.

Дизайн – сложный вид профессиональной деятельности, напрямую связанный с понятиями проектности и проектной культуры. Сама дизайн-практика интегральна, она привлекает к процессу проектирования дизайн-продукта комплекс специальных базовых знаний и навыков,  опыт практической деятельности из смежных областей знаний, а так же  метапредметы. 

Концепция дидактики для подготовки специалистов-дизайнеров в современных условиях экономического развития должна синтезироваться из ряда уже существующих [3]. Это:

- «Концепция дидактического прагматизма», выдвинутая Дж. Дьюи и Г. Кершенштейнером: обучение трактуется концепцией как процесс «реконструкции опыта» обучающегося [5]. Опыт исследования и проектирования, являющийся основополагающим принципом теории воспитания в  «Концепции дидактического прагматизма», для дизайнера необходим, т.к. способствует творческой свободе и свободному манипулированию в выборе техник и технологий проектной деятельности;

- «Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения» П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной: управление процессом научения осуществляется через проведение обучающихся через взаимосвязанные этапы: предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения; формирование действия с развертыванием всех входящих в него операций; формирование действия по внутренней речи. Обучение поэтапной практике решения проектной задачи сформирует проектную культуру обучающегося, т.к. проектная деятельность в дизайне именно поэтапная;

- «Ассоциативная теория обучения» Дж. Локка и Я.А. Коменского, которая базируется на принципах: всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образы важны, т.к. обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; основной метод обучения – упражнения. Деятельность через ассоциации и обобщения является основой креативной практики. Отсутствие у проектанта умения формировать обобщённый образ на сегодня является серьёзной проблемой, определяемой в мировом масштабе. Постмодернистская культура потребления приветствует быстрый цикл жизни продукта, нивелируя необходимость креативных проектов. Если не развивать навыки креативной практики уже на этапе обучения, рискуем получить специалиста, способного исключительно к репликации, но не авторским проектным предложениям, следствием чего станет обеднение эстетической природы моделей одежды.

В истории дизайн-образования России дидактику формирования навыка проектной культуры разрабатывали и совершенствовали, в основном, на кафедрах промышленного дизайна и архитектуры. Архитектурный и промышленный дизайн предполагает построение индивидуальной творческой траектории  специалиста исключительно в границах Технического задания и принципов стандартизации. Проектная культура здесь тесно связана с понятием инженерного творчества. В отличие от названных видов дизайн-практики костюмный дизайн – сфера деятельности более субъективная, ориентированная как на регламент производственного процесса, так и на переменные тенденции моды, сезонные тренды и стилевые принципы композиционного образования модели, эстетические предпочтения и социальный кругозор художника.

В определении направления технологии дизайн-образования было бы допустимо остановиться на рефлексии как системообразующем факторе подготовки будущего специалиста [1]. Однако специфика костюмного дизайна, определяющая единство инженерного принципа проектирования, предполагающего исполнение действия по точно заданным параметрам результата,  и эмпатического,  чувственного подхода к композиционному формообразованию не допускает однозначного решения в выборе дидактических смыслов. Дуальность освоения социокультурного пространства в практике костюмного дизайна предполагает построение структуры программы профессионального образования  на симбиозе автономных модулей – блоков, интегрированных в содержании проектного задания и методах его освоения.

Содержание учебного материала того или иного учебного курса – важнейшая дидактическая проблема. В связи с этим необходимо определить систему положений (принципов, требований и критериев), которые позволяют структурировать учебный материал [3].

В структуре обучающей программы профессиональной подготовки специалистов, разработанной на факультете дизайна и рекламных технологий Нижегородского государственного инженерно-экономического университета и опробированной в учебном процессе Нижегородского колледжа малого бизнеса, применена блочно-модульная система с локальным набором дидактических единиц. Эти блоки легко взаимозаменяются или даже исключаются, если того требуют компетенции специалиста, запрашиваемого базовым  предприятием.       

В содержании каждого блока (модуля) заложено избыточное знание. Принцип избыточности выбран в связи с неустойчивостью российского промышленного сектора производства швейных изделий и сервиса в индустрии моды и нестабильными требованиями к модели специалиста-дизайнера одежды на рынке труда.

Блочно-модульная технология определила содержание укрупнённых дидактических единиц (УДЕ), каждая из которых направлена на формирование компетенции, заданной стандартом образования. Рассмотрим дидактическую структуру рабочей Программы подготовки дизайнеров одежды в системе среднего профессионального образования.

- УДЕ Раздел 1 «Формирование исходных данных для разработки моделей одежды в формате дизайн-проекта».

Содержание раздела отражает минимум,  предъявляемый к дизайнеру одежды любым предприятием:

а) Общие сведения о дизайн-проектировании;

б) Структура современного рынка швейных изделий;

в) Проведение маркетингового исследования с целью выявления конъюнктуры рынка и потребительских предпочтений;

г) Анализ тенденций моды;

д) Прогнозирование конкурентоспособности моделей проекта.

Содержание тем раскрывается через комплекс практических занятий в направлении исследовательской деятельности, где ключевым словом является «Исследование» («Выявление», «Анализ»). 

В этом разделе формируется компетенция: «Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов».

- УДЕ Раздел 2 «Разработка композиции модели одежды в формате дизайн-проекта» обращается к общим сведениям о дизайн-проектировании и освоению законов, свойств и средств костюмной композиции применительно к конкретной проектной теме.

Содержание раскрывается в игровых имитационных заданиях по проектированию небольших дизайн-форм и практических упражнениях. Осваивается пространственное построение композиционной и формально-технологической логики костюма через разработку макетов моделей и комплектов. На старших курсах применяются реальные Технические задания от базового предприятия на разработку макета (прототипа) модели или графической коллекции.

Значительное внимание здесь уделяется самостоятельной исследовательской работе по  составлению информационных и методических каталогов с примерами трансляции законов и свойств композиции, проектных образов в работах мастеров моды, морфологического строения объектов природной и предметной среды.

В этом разделе формируется компетенция: «Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна».

- УДЕ Раздел 3 «Представление технико-экономического обоснования дизайн-проекта» обращается к структуре современного рынка швейных изделий и прогнозированию конкурентоспособности моделей проекта.

Практическое наполнение раздела привлекает методы технико-экономического обоснования дизайн-проектов, принятые на базовом предприятии.

В этом разделе формируется компетенция: «Производить расчеты технико-экономического обоснования предлагаемого проекта».

- УДЕ Раздел 4  «Разработка колористических решений моделей в формате дизайн-проекта» обращается к общим сведениям о культуре цвета в костюме.

Обучающиеся осваивают теорию цветовой гармонии, как с помощью средств графического рисунка, так и с помощью метода комбинирования ткани и материалов в единой образно-стилистической композиции и коллажах на плоскости и в пространстве. Особое внимание уделяется вопросам самостоятельного изучения колористических экспериментов и находок художников изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В этом разделе формируется компетенция: «Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта».

- УДЕ Раздел 5 «Разработка графики моды в формате дизайн-проекта» обращается к освоению структурного строения костюмографического языка по методу Р.А. Степучева [4].

Обучающиеся изучают и осваивают максимально широкий диапазон средств ручной и компьютерной графики для изображения моделей одежды. Акцент делается на возможностях применения изобразительного продукта, культуре и качестве подачи графического материала.

В этом разделе формируется компетенция: «Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов».

Специфика обучения дизайнеров заключается в том, что созидательный процесс необходимо выстраивать относительно объективных законов проектной практики. А, вот, творческим, позволяющим создать произведения искусства, он станет тогда, когда за деятельностью будет явственно прочитываться  личность проектанта.

Это условие диктует необходимость выбора дидактической системы, в которой успешно сочетаются образование и обучение.  Технологией реализации дидактических вопросов и задач выбран проектный метод. Он успешно коррелируется с психофизикой творчества, т.к. ориентирован, в том числе, на личностные качества проектировщика (обучающегося). Метод проектов успешно интегрируется с исследованием и позволяет корректировать направление деятельности по требованиям предприятия к модели специалиста – дизайнера одежды. Метод проектов в блочно-модульной структуре Программы позволяет создать альтернативные развилки т.н. веера возможностей, соответствующего принципу бифуркации для эффекта синергетики [2].

Реализация дидактических вопросов и задач в ходе профессиональной подготовки специалиста-дизайнера возможна при учёте ряда аспектов организации деятельности как обучающего, так и обучающегося.

Первым и главным аспектом будет воспитание чувства творческого партнерства и творческого равенства. В ситуации авторитарности творческое воспитание не реализуемо. На занятиях по проектированию костюма необходимо вводить практику обсуждения творческих  работ, формируя коллективное мнение по качеству результата, побуждая студентов к аргументированному оппонированию. Здесь возможны ситуации, когда оценка преподавателя не принимается за абсолют и может быть изменена при условии убедительного аргумента.

Второй аспект качества обучающего процесса дизайнера – побуждение студента к формированию собственного пространства концептуального мыслетворчества.  В этой ситуации очень важно дать понять будущему специалисту меру ответственности за авторскую идею. Реализация этой меры складывается из убедительности, актуальности и целесообразности творческого замысла.

Моделирование пространства для концептуального мыслетворчества и определение его границ возможны только в процессе самостоятельной работы: когда собирается, анализируется и систематизируется необходимый материал для проектирования. Обучающийся начинает осознавать себя единицей культурного поля, и процесс формирования авторской идеи становится направленным. На занятиях должны решаться проблемные ситуации. Большое внимание уделяться поисковой деятельности в разных средах: интерактивной, профессиональной, социальной, предметно-культурной и прочее. При защите продукта проектной деятельности – творческой работы основным требованием станет обоснование, т.е. ответ на вопрос: «Почему принято это решение?»

Наконец, третий аспект подготовки – развитие навыка проектной дисциплины. Будущий специалист  должен понимать степень ответственности перед партнерами за качество работы. Здесь поможет технология сотрудничества в организации работ в творческих группах: соавторство или объективное лидерство на практических занятиях и лабораторных работах. Навык проектной дисциплины отлично формируется в процессе подготовки персональной авторской работы: творческий отчет, персональная выставка,  участие в конкурсах различного уровня. Конкурсная деятельность позволяет формировать чувство команды, что немаловажно в проектной созидательной работе, ведь твое персональное решение, его четкость, продуманность, конкретность позволит (или не позволит) справиться с установленным объемом задания.

Обучение специфике проектной деятельности и развитие навыков проектной культуры должны быть обеспечены материальной базой. В дизайн-образовании  актуально пространство универсальной творческой лаборатории, позволяющее одновременное проведение занятий различной направленности и специализации костюмного, компьютерного и даже средового дизайна. Наполнение  подобного проектного комплекса  должно содержать:

- оборудованные рабочие места для выполнения чертёжных и графических работ;

- оборудованные рабочие места для выполнения макетов;

- индивидуальные рабочие зоны с современным компьютерным оборудованием и лицензионными программами для возможности сбора информации, осуществления коммуникаций (в том числе с работодателями и заказчиками), а так же выполнения графических и проектных работ, разработки анимационных композиций, разработки сайтов и проч.;

- периферийные рабочие зоны со спецтехникой и программным обеспечением: копирующим и форматным печатным оборудованием, видеоаппаратурой и приспособлениями, брошюровочными машинами для сбора и оформления информации различного уровня, разработки рекламных и видео-объектов;

- мультимедийное оборудование для проведения учебных занятий и проч.

Помимо базовых методических задач в специализированной лаборатории могут быть реализованы особые ракурсы профессиональной подготовки. Например, оснащение лаборатории должно позволить переводить обучающегося с одного вида дизайнерской практики на другой. Возможность попробовать себя в различных практических направлениях дизайна обеспечит в дальнейшем лучшую адаптацию в специализации деятельности. Работая над проектом в едином обучающем пространстве, обучающиеся имеют возможность непосредственно обмениваться опытом, формировать лидерские качества, отстаивать конкурентоспособность авторской идеи.

Вместе с тем становится возможным:

- заранее адаптировать студента к условиям производственного процесса, организовывая его деятельность в среде, приближенной к уровню передовых промышленных предприятий;

- осуществлять контакты с предприятиями в он-лайн режиме, своевременно корректируя направление специализации студента в процессе учебной деятельности.

- качественно и продуктивно реализовывать программы учебных и специальных практик, выполняя реальные производственные и проектные заказы.

- проводить курсы профильной переподготовки специалистов и обучающихся разных учебных заведений.

Оборудование проектного комплекса-лаборатории позволит осуществлять подготовку специалистов на высоком уровне, реализуя требования стандарта к интеграции и технологизации образования,  к быстрому реагированию на вызовы и требования рынка труда.

Самая прогрессивная дидактическая структура и педагогическая методика, равно как и классическая, целесообразна и жизнеспособна  лишь в том случае, когда раскрывается личностью преподавателя-наставника. Дидактическая структура дизайн-образования не будет продуктивной без  тесного творческого контакта обучающегося с мастером и совершенствования навыков профессиональной коммуникации в дизайн-сообществе.

Качественный процесс формирования  компетенций в профессиональном образовании дизайнера одежды требует объективно-высоких материальных вложений. Однако он может быть оптимизирован при условии чётко проработанной дидактической системы. Поиск и внедрение рациональной дидактической системы позволяет своевременно и адекватно реагировать на вызовы современного социокультурного пространства, формируя компетенции, актуальные и своевременные для модели специалиста.

 

ЛИТЕРАТУРА

Каукина О.В. Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе – Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. [Электронный ресурс]. // URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-proektnoi-kultury budushchikh-dizainerov-v-protsesse-professionalnoi podgotovki#ixzz34jOukJ7r
Китаев Д.Ф., Макаров А.А., Смольников С.Д. Синергетическая концепция образования.  [Электронный ресурс]. // URL: http://www.science-education.ru/pdf/2014/6/1138.pdf
Основы педагогики и дидактики.  [Электронный ресурс]. // URL: http://www.rae.ru/monographs/73-2713
Степучев Р.А. Подготовка студентов на кафедре моделирования костюма. [Электронный ресурс]. // URL: http://rosdesign.com/design_materials5/modelirovanie-kostuma.htm
Томина Е.Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность [Текст]/ Е.Ф. Томина// Вестник ОГУ. – 2011. – №2 (121)/февраль. – с.360-366. [Электронный ресурс]. // URL: http://vestnik.osu.ru/2011_2/62.pdf