ДИРИЖЕР ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ

Цзян Ицюнь

аспирант 3 курса факультета искусств, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. 

E-mail: jiang_yiqun@126.com

Аннотация: 
Профессия дирижер оркестра народных инструментов сравнительно молодая исполнительская специальность в современном образовании Китая. Обучение дирижированию в музыкальных учебных заведениях осуществляется сравнительно недавно и сложилось практически в последней трети ХХ века. В Шанхайской и Пекинской консерваториях дирижирование было введено как специальный предмет еще в 1956 году. Тем не менее, многие учились дирижерскому искусству в Европе и России. Остановимся на ведущих дирижерах, работающих с оркестрами народных инструментов современного Китая.

Дирижерская специальность оркестра народных инструментов в традиции национальной музыкальной культуры Китая практически отсутствует. Чаще всего в народно-инструментальных коллективах функцию дирижера (conducting) выполнял ведущий музыкант, играющий на ударных инструментах. Дирижировать в народном оркестре Китая мог и солист, играющий на инструментах пронзительного тембра – струнных или духовых. Как правило, это были исполнители на эрху или ди. При формировании музыкальной образовательной системы в Китае дирижерская специальность появилась достаточно поздно. К началу ХХ века она стала складываться практически одновременно с появлением народных коллективов, в которых оркестранты-дирижеры не имели профессионального образования. Постепенно, на протяжении последующих десятилетий национальные оркестры народных инструментов получили статус профессиональных. В 1920 году в Шанхае основан оркестр народных инструментов музыкального клуба «Датун юе хунь» под руководством Чжэн Цзинвэнь (1872–1935). Сам Чжэн Цзинвэнь великолепно владел несколькими инструментами, в частности, был непревзойденным мастером игры на пипе и гуцинь. В его оркестре народных инструментов входило четыре группы: духовые, струнные (отдельно смычковые и щипковые), ударные, всего около 30 исполнителей. В процессе интеграции китайской музыкальной культуры в общемировую, дирижерская специальность стала престижной. Постепенно хронологически складывается и профессиональное дирижерское образование. Первый официальный национальный оркестр Китая была основан в 1935 году Нанкине. Он получил статус Центрального оркестра народных инструментов при радиокомитете. Во время войны с Японией этот коллектив переехал в город Чунцин. Его профессиональный статус сохранился и по сей день на Тайване. Первый в истории страны большой национальный оркестр народных инструментов был создан в 1952 году. Он получил статус – Шанхайского государственного национального оркестра народных инструментов. В 1953 году подобный же оркестр открылся в Пекине при радиовещании под руководством дирижер Пэн Чювэнь (1931–1996). Этот коллектив получил всеобщее признание благодаря большой концертной деятельности и пропаганде народного искусства. На сегодняшний момент в Китае насчитывается более 200 оркестров народных инструментов. Специальность дирижера стала одной из популярнейших в учебных заведениях. За истекший период сложилась целая плеяда дирижеров оркестра народных инструментов. Их можно представить как дирижеры старшего и младшего поколения. Почетными ветеранами старшего поколения считаются дирижеры: Пэн Сювэнь (1931–1996), Чэнь Сеян(1939), Ся Фэйюнь (1936). Большой известностью пользуется искусство дирижеров более молодого поколения. Среди них выделяются Ян Хуэйчан (1954), Пэн Цзяпэн (1965), Лю Ша (1978). С постепенным расширением состава оркестра народных инструментов, профессия дирижера стала не только востребованной, но и популярной. Однако профессия дирижера оркестра народных инструментов - сравнительно молодая исполнительская специальность в современных учебных заведениях - сложилась также практически в последней трети ХХ века. Обучение дирижированию в музыкальных учебных заведениях осуществляется на факультетах консерваторий и университетов. Ведущими консерваториями являются Шанхайская и Пекинская (Центральная), в которых практически сразу же с 1956 года открылись дирижерские факультеты. Однако на дирижерских факультетах учатся студенты различных профилей. Это, прежде всего, дирижеры хоровых, симфонических и народных коллективов. Достаточно часто в концертной практике руководство оркестрами народных инструментов осуществляют дирижеры, которые работают и как симфонисты, и как народники. Отчасти это происходит в учебной практике потому, что в консерваториях и университетах не четко разграничена специфика профессии и педагоги преподают общую теорию дирижирования. Существующие две модели дирижерского образования (консерваторское и университетское) в учебном процессе не дифференцируются, хотя в последнее время наблюдаются определенные изменения. В консерваториях исполнительская специализация дирижеров более развернутая, дифференцированная, узкоспециализированная. В университетах же дирижированию обучают на уровне общих исполнительских специализаций. Основной целью в обеих моделях является подготовка высокопрофессиональных молодых дирижеров. С каждым годом эта специализация пополняется новыми талантливыми учениками. Профессиональная подготовка дирижеров всех профилей специализации (симфонический, хоровой, народно-инструментальный) долгое время осуществлялась с помощью педагогов-иностранцев. Среди первых профессоров, закладывающих основы исполнительского мастерства, выделяются приглашенные преподаватели из России. Наряду с музыкантами других специализаций: композиторов, пианистов, певцов в середине 1950-х годов приглашались и дирижеры. В их ряду выделяются: Л. Н. Тумашев (1919–2006) [1], В. Ф. Балашов (1909–1989) [2], А. Ю. Слуцкий (1887–1954) [3], С. И. Швайсковский (1892–1944) [4]. Постепенно складывалась специфика дирижерского искусства, которая поначалу дифференцировалась на дирижеров хора и инструментального коллектива. На сегодняшний момент в китайских образовательных учреждениях четкой дифференциации на дирижеров симфонических и народных оркестров практически не существует. А между тем, представляется важным прочертить эту грань. Это особенно видно по исполнительской практике ведущих китайских дирижеров. Хотя в их обучении просматриваются определенные тенденции, которые особенно заметны в профессиональной специфике последних лет. Остановимся на современных дирижерских факультетах Пекинской и Шанхайской консерваторий. В них обучаются дирижерскому искусству всех специализации хоровой, симфонической и народно-инструментальной.

Таблица 1 Примерная таблица структуры дирижерского факультета.

 Регулярное сотрудничество со студенческими ансамблями или камерными коллективами на факультетах народных инструментов, вокала, оркестрового дирижирования. Участие в международных мастер-классах. Пекинская (Центральная) консерватория опираясь на опыт ведущих дирижеров-педагогов России и других зарубежных стран в китайских учебных заведениях, постепенно выработала свою национальную школау дирижерского искусства. С помощью российских музыкантов-экспертов, создан свой дирижерский факультет. Дирижерский факультет Шанхайской консерватории с 1965 года объединился с факультетом композиции и студенты стали учиться вместе. С 2007 года обучение дирижеров и композиторов стало опять раздельным. В результате экономической реформы в Китае с 1978 года количество выпускников дирижерского факультета увеличилось. Многие из них сразу получили известность в мировой исполнительской практике. В целом, в Пекинской консерватории, на сегодняшний момент, на дирижерском факультете обучается большое количество студентов. Насчитывается более 170 дирижеров различных специализаций, окончивших обучение на факультете Пекинской консерватории. Дирижерский факультет Шанхайской консерватории окончило более 160 выпускников. Многие выпускники-дирижеры продолжают работать в качестве художественных руководителей оркестров народных инструментов, а также работают в известных театрах страны и лишь малая их часть гастролирует с зарубежными оркестрами. Отметим лишь некоторых дирижеров, чей талант и труд заслужили всекитайскую признательность и составляют гордость дирижерской профессии в национальном музыкальном искусстве. Пэн Сювэнь (1931–1996), композитор, дирижер, один из основоположников современной китайского оркестра народных инструментов. В 1952 году руководил оркестром народных инструментов Центрального радиовещания (Пекине). В 1953 году организовал серию концертов народной музыки, а также расширил репертуар нового национального оркестра. Реформировал состав и репертуарную политику оркестра народных инструментов. Руководил новым профессиональным национальным коллективом Китая - China Broadcastin. Он является непревзойденным интерпретатором большого количества произведений для народного оркестра. В его авторском переложении оркестр народных инструментов Центрального радиовещания исполнял большое количество произведений, в том числе любимые и популярные: "Bu bu gao", "Cai yun zhui yue", "Yao zu wu qu", "Qi zhuang shan he". Чэнь Сеян (1939), дирижер, художественный руководитель Центрального национального оркестра народных инструментов (Пекин). В 1965 окончил Шанхайскую консерваторию, а с 1984 года руководил Шанхайским симфоническим оркестром. В 1998, 1999, 2010 годах вместе с Центральным национальным оркестром выступал в «Золотом зале» Венской филармонии (Австрия) в дни «Китайского Нового года». С тем же национальным оркестром гастролировал в Советском Союзе и России, Японии, Италии, США, Великобритании, Швейцарии, Южной и Северной Корее, Таиланде, Сингапуре, Австралии, Германии, Дании, Австрии, Франции, Испании. Ся Фэй юнь (1936), пропагандист современной китайской народной музыки, дирижер. В 1961 г. закончил с отличием Шанхайскую консерваторию и аспирантуру. Работал с оркестрами Шаньси и Цзянсу. В репертуарной политике совмещал программы, которые опираются на китайскую и западноевропейскую классическую музыку. Известны его работы: "Chun jiang hua yue ye", "Xiao dao hui", "Ye sheng cheng", "Ying chun jie fu". Среди маститых и известных китайских исполнителей старшего поколения особо отметим Чжэн Сяоин (1929), дирижера-женщину, профессора, которая совмещала свою деятельность руководителя различных китайских оркестров, как классической (симфонической), так и народной музыки. Она является музыкальным руководителем и соучредителем Женского филармонического оркестра (с 1989 по настоящее время), долгие годы она руководила филармоническим оркестром Сямэнь Центральной консерватории, а также была деканом дирижерского факультета и главным дирижером оркестра Центрального оперного театра. С 1952 года она обучалась хоровому дирижированию в Центральной консерватории Пекина. В 1960–1963 училась в Московской консерватории, у профессоров Н. Аносова и Г. Рождественского, изучая оперное и симфоническое дирижирование. С 1980 года со своим оркестром проводила гастроли в Японии, США, Италии, Финляндии, Германии, Франции, Нидерландов, Бельгии, Таиланде, где пропагандировала наряду с классической и китайскую национальную музыку. К более молодому поколению китайских дирижеров оркестра народных инстурментов за последние годы выросла замечательная смена музыкантов, пропагандистов национального и мирового музыкального искусства. Отметим лишь некоторых. Ян Хуэйчан (1954), композитор и дирижёр оркестра народных инструментов. В 1983 году окончил Шанхайскую консерваторию. С этого же времени он известен как дирижер и художественный руководитель различных оркестров народных инструментов. Его гастроли с народными коллективами по городам страны принести всеобщую известность. Практически нет оркестра, с которым бы он не работал в городах: Пекин, Шанхай, Тайвань, Сингапур, Гонконг, где бы он не добивался высоких профессиональных результатов. В 1997 году он работал музыкальным руководителем в Гонконге с китайским национальным оркестром. В 2009 году им была создана школа исполнительского мастерства при Гонконгском китайском оркестре национальной музыки, в которой воспитывались и обучались студенты игре на различных китайских народных инструментах. Ее выпускники активно содействовали развитию и популяризации китайского национального искусства как в стране, так и за рубежом. Особой популярностью пользуются его музыкальные спектакли, в которых средствами оркестра отражаются черты и стиль национальной ментальности в «звуках воды», исполняемых на пипе соло, вызывающей ностальгические воспоминания. Пэн Цзяпэн (1965), дирижер театра китайкой оперы и танца, художественный руководитель и главный дирижер оркестра народных инструментов Радиовещания, Макао-оркестра, Восточного симфонического оркестра, заслуженный профессор Уханьской консерватории. В 1985 году поступил в Шанхайскую консерваторию на факультет дирижирования, в 1987 году перевелся в Центральную консерваторию, где учился у профессора Чжэн Сяоин. В 1992 году закончил магистратуру в Центральной консерватории. С 2000 года он провел три концерта в Золотом зале Венской филармонии, успешно дирижировал симфоническим концертом «Китайского Нового года». Он является приглашенным дирижером Украинского Национального симфонического оркестра. Его часто приглашают дирижировать оркестрами Австрии, Швейцарии, Германии, США, Южной Кореи и других стран. Под его руководством успешно исполнялись китайские произведения: "Китайская увертюра", "Miaolingxingge" , "Siluduanx", "Reba", "Плато", "Мукам", "Jingwei". Лю Ша (1978), постоянный дирижер Молодежного Национального оркестра, а также музыкальный руководитель Центрального национального оркестра Пекина. В 1997 год обучался в Центральной консерватории на факультете дирижирования под руководством профессора Сюй Синь. В 2011 году изучал оперно-симфоническое дирижирование под руководством профессора Александра Полищука в Санкт-Петербургской консерватории. Он работает с многочисленными оркестрами и театрами Китая. Провел ряд премьер: "Юань е", масштабной симфонической поэмы "Реки Янцзы", "Красивый Китай", "Национальный голос Китая", "Красивый Синьцзян", "Тибетская весна", "Песня сердца". Научное осмысление проблематики обучения дирижеров оркестров народных коллективов на сегодняшний момент - чистый лист. Изучение дирижерского искусства и, в частности, оркестра народный инструментов нуждается в теоретическом и информационном осмыслении. Литературы по проблемам обучения дирижеров оркестра народных инструментов существует весьма мало, а научных исследований практически нет. Только по статистическим данным, о дирижерском искусстве опубликовано весьма скромное количество статьей. Так, за период с 1980–1990 год - приблизительно около 100 работ, а изданных книг и того меньше: всего восемь. Начиная с 1990 по 2000 год, переводов статей на иностранные языки стало еще меньше. Сами же китайские музыканты опубликовали около 200 статей. Всего книг по данной проблематике, в том числе, переведенных на иностранный язык, в общей сложности, не более 15. В последние десятилетия интерес к рассматриваемой проблематике несколько вырос. С 2001 года по настоящее время, под рубрикой "Дирижер оркестра" опубликовано всего 177 статей, о "хоровых дирижерах" - 522 статьи, а о дирижерском искусстве оркестров народных инструментов всего опубликовано 15 статей [5]. Из сказанного выше следует, что о дирижерском искусстве оркестра народных инструментов и, особенно, о проблемах посвященных теоретическим исследованиям является насущной необходимостью. Следует обратить внимание на переосмысление данной проблематики в концепции китайской науки. До сегодняшнего дня музыкальным специализациям китайцы предпочитают учиться на Западе. Кроме того, мало какие из государственных учреждений заинтересованы в искусстве дирижера оркестра народных инструментов: эта проблема остается достаточно серьезной и на сегодняшний день не разрешенной. В результате статистического опроса, преподаватели и студенты вузов меняют свою мотивацию и предпочитают обучаться и стажироваться в области дирижерского искусства оркестра народных инструментов у себя на родине.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чжэн Сяоин. Дружба Китая с Советским Союзом: воспоминания о моих преподавателях // Искусство. - №6. - 2009 - URL: http://www.xzbu.com/7/view-1099278.htm. 2. Знаменитые отечественные дерижёры в 90-е гг. // Краткие сведения о жизни и творчестве Л. Н. Тумашева. URL: http://otvet.mail.ru/question/74745572 3. Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. - СПб.: Композитор, 2014. С. 64-67 ; 159–160. 4. Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. - СПб.: Композитор, 2014. С. 67-68. 5. Дин И. Из истории дирижерского факультета Центральной консерватории: Автореф. дис… канд. пед. наук. - Пекин: 2013. - 42 c. 6. Фэн Сяоган. Китайский дирижер конца XX века: теоретические исследования и становление профессии. - Чэньду: изд-во «Исследования в музыке», 2006. 7. Дай Ин. Обучение дирижера оркестра народных инструментов - Цзянсу: изд- во «Ju Ying Yue Bao», 2006. 8. Введение. Центральная консерватория: факультет дирижирования. URL: http://www.docin.com/p-703546851.html 9. Чжан Хунцзе. Китайский традиционный оркестр: дирижерский метод и его художественные функции / Нанкинский университет аэронавтики и астронавтики: Автореф. дис… канд. пед. наук. - Нанкин: 2012. - 30 c.