ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Копцева Татьяна Анатольевна (1), Бобыкина Наталья Юрьевна (2)

(1) кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного института художественного образования и культурологии Российской академии образования

(2) руководитель текстильной мастерской Творческого центра культуры и искусства "Артмосфера",  Москва

Аннотация: 
В статье анализируются результаты исследования по включению дистанционных форм обучения народной вышивке в систему художественного образования. На основе изучения исторического и современного отечественного и зарубежного опыта разработана модель обучения традиционной народной вышивке, выявлены педагогические условия успешной ее реализации. Сделан вывод о том, что обучение традиционной народной вышивке в дистанционном режиме обладает большим педагогическим потенциалом, являясь эффективной формой обучения вышивке людей разных возрастных групп. В основу такого обучения положен этнокультурный подход к образованию, предполагающий изучение аутентичных региональных вышивок и глубинное погружение в истоки народной культуры.

Введение. XXI век стал периодом быстрого развития цифровых технологий и активного включения дистанционных форм обучения в образовательный процесс. В 2012-2020 гг. правительством Российской федерации был принят ряд документов, регламентирующих повсеместное развитие цифровой среды. Начавшаяся пандемия коронавируса в России и мире создала условия для ускоренного включения дистанционных форм в школьное и профессиональное образование. Процесс реформирования проходит и в художественном образовании, в том числе и в обучении различным видам народного искусства, каким является традиционная народная вышивка.

Традиционная народная вышивка – это особый вид вышивки, узоры которой содержат символы ритуально-мифологического порядка, наполненные особым обрядовым смыслом, передающимся в семье или в народе (роду, племени) из поколения в поколение. Искусство вышивки веками распространялось через живое общение «мастер-ученик». Это было самой эффективной, сохранившейся до нашего времени образовательной формой передачи традиций, знаний, навыков, умений и ремесла потомкам, формирования у них художественного вкуса и приобщения к истории страны и региона.

Причиной применения дистанционных форм обучения вышивке стали:малая доступность обучения вышивке в художественном образовании; проблемы подготовки и повышения квалификации специалистов для предприятий народных художественных промыслов в дальних регионах; недостаточное внимание к людям старшего возраста, желающим обучиться вышивке, но не имеющих возможности учиться очно; уменьшение объема обучения вышивке в учебно-методических комплексах образовательных школ по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология»; недостаточное внимание к национально-региональным особенностям вышивок народов России [3].

Сетевое взаимодействие на основе цифровых технологий, связь заинтересованных людей будет стимулировать собирательство и коллекционирование региональных вышивок, способствовать выявлению общероссийских и национальных узоров, сделает обучение вышивке систематическим для всех участников образовательного процесса.

Задачи.  Дистанционная форма обучения как относительно новый вид образовательной деятельности со всей очевидностью актуализирует следующие исследовательские задачи: разработка и апробация модели  обучения традиционной народной вышивке; определение педагогических условий развития специальных художественно-творческих способностей обучающихся вышивке в художественном образовании; создание учебного курса и методических рекомендаций для разработки дистанционной формы обучения традиционной народной вышивке. В качестве методологической основы такого образования предполагается взять этнокультурный подход, учитывающий полифонию «голосов» народного искусства и реализовать его в работе с разными возрастными группами обучающихся вышивке.

В.Ф. Максимович в своих исследованиях указывала на особенную значимость традиций искусства, поэтому для народных художественных промыслов «форма и содержание подготовки художников-авторов должна отвечать требованиям диалога современности…и традиционной художественной культуры…» [9,4]. По мнению Е.М. Акишиной «содержание уроков изобразительного искусства, музыки и мировой художественной культуры связано с важной ролью искусства во всех сферах общественной жизни, в формировании современного человека» [1, 8].

В исследовании было задействовано такое понятие, как «дерево целей», впервые введенное американскими учеными Р.Л. Акофф иЧ.У.Черчменом [15, 153], которое способствовало выстраиванию многочисленных задач по уровню сложности, развитию событий и распределению всех целей по значимости. Определен главный целевой ориентир обучения – развитие художественной культуры обучающихся как части народной культуры.

Материалы и методы. В процессе исследования были изучены традиционные формы обучения вышивке, начиная с семейного обучения до дистанционных курсов, расположенных в сети Интернет. Были исследованы лучшие практики в художественном образовании, интересный опыт работы учителей, работающих в разных образовательных системах в деле приобщения подрастающего поколения к народному декоративно-прикладному искусству и вышивке. В частности отмечено, что на уроках в общеобразовательной школе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд», созданной научными сотрудниками под руководством Б.М. Неменского (Н.В. Горяева, Е.И. Коротеева, Л.А. Неменская, Н.Н.Фомина, и др.), использовались  подлинники и аутентичные произведения народного искусства [10].

В.Н. Полунина занималась комплектованием старинных предметов народного быта и на занятиях с детьми погружала их в образный мир народного искусства [12]. Т.Я. Шпикалова смогла внести народное искусство в качестве важного компонента в российское образование [17]. Опыт педагогов-новаторов, которые занимались собиранием подлинников,принят в качестве примера для разработки дистанционной формы обучения традиционной народной вышивке.

Проведенный анализ показал, что сотрудниками ФГБНУ «ИХОиК РАО» были разработаны авторские системы художественного образования с использованием этнокультурных особенностей регионов России, полихудожественного подхода к образованию на основе учений Б. П. Юсова и творческого метода ведения уроков (И.Э. Кашекова [6],  Т.А. Копцева [7]. Е.П. Олесина [11], Л.Г. Савенкова [13], и др.). Т.А. Копцевой на основе изучения материалов Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО» проанализировано содержание декоративного рисования как  формы приобщения к народной культуре [8].

Важным компонентом творческой работы вышивальщицы является рисованный эскиз вышивки, который может быть выполнен не только вручную, но и при помощи компьютерных программ. Ныне в сети Интернет размещены сотни дистанционных обучающих курсов и мастер-классов по разным видам художественного обучения. Период мировой пандемии коронавируса показал необходимость разработки дистанционных образовательных форм.

Огромный опыт в создании нового художественного образования был получен при организации Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС, позднее институт – ВХУТЕИН) [14], где была создана двухуровневая система художественного образования, первой ступенью в которой выделена пропедевтика, общая для всех направлений художественного искусства. Поэтому важной составной частью нашего исследования стал вводный курс по вышивальному искусству.

Обучение вышивке с использованием дистанционных технологий   реализовывалось в единстве и взаимозависимости четырех компонентов (по М.Н. Скаткину, И.Я. Лернеру и В.В. Краевскому) [16] художественного образования: когнитивного, технологического, творческого и эмоционально-ценностного, посредством разных форм обучения или их взаимодействия с использованием приемлемых методов и средств обучения, а также в процессе диалога между обучающимися и преподавателем, обучающимися между собой, обучающимися и виртуальным консультантом (чат-бот, аватар).

Результаты и обсуждение. Была разработана модель обучения традиционной народной вышивке вхудожественном образовании (рис.1), на ее основе выстроена система взаимосвязи дистанционной и очной форм. Модель представлена как конструкция, в которой схематично в динамичном единстве отображены методологический подход, структура, взаимосвязи между внутренними и внешними компонентами системы, способы и формы организации образовательного процесса и контроля его качества. В результате апробации системы обучения вышивке были выявлены важные педагогические условия для сохранения уникальности народной вышивки в дистанционной и очной формах обучения. 

Для дистанционной работы использовалась образовательная платформа LMS Moodle, на которой размещено содержание курса «Традиционная народная вышивка», состоящего из семи модулей: «Узорочье, письмо, чекан, строка»; «Линия, форма, объем, пространство»; «Орнамент и музыка»; «Семантика вышитых орнаментов»; «Цвет и композиция вышитых орнаментов»; «Технология вышивальных швов (с разбивкой на подмодули по видам швов); «Национальные и региональные особенности искусства вышивки России». Курс нацелен на развитие этнокультурных традиций в процессе освоения региональной вышивки.

Под этнокультурным подходом к обучению традиционной народной вышивке понимается подход, обуславливающий реализацию педагогических принципов народности и культуросообразности, диалога культур для формирования личности, способной усвоить свою родную культуру и культуру других этносов с помощью искусства традиционной народной вышивки.

Апробация разработанной системы обучения традиционной народной вышивке осуществлялась двумя этапами. Первый этап был нацелен на развитие специальных художественно-творческих способностей, позволяющих выполнять вышивку, отражающую национально-региональные традиции. Результатом второго стал статистический анализ данных, собранных с помощью суммирования оценочных результатов обучения и психологических методик [4]. Проведенное исследование способствовало выявлению уровней сформированности художественно-творческих способностей. Оценка осуществлялась по четырем критериям: мотивационный, когнитивно-информационный, креативно-деятельностный, эмоционально-ценностный.

В процессеисследовательской работы возникла необходимость внедрения цифровых технологий в очное обучение людей разных возрастных групп. Освоение курса «Традиционная народная вышивка» в детских группах было дополнено мастер-классами, в которых использовались фильмы, презентации из дистанционного курса и вышитые аутентичные предметы быта. Людям старшего возраста, участникам  проекта «Московское долголетие» (55-75 лет), была предложена серия литературно-художественных заданий «Вышивальные сказки», предполагающая  написание сказок о вышивке и вышивальных приспособлениях. Авторские сказки стали эффективным средством повышения мотивации к обучению традиционной народной вышивке, выявили степень усвоения информационного материала и эмоционально-ценностное отношение обучающихся к вышивальному искусству [5].

В эксперименте участвовала группа педагогов, преподающих вышивку в учреждениях образования и культуры. Обучающиеся внесли свой вклад в составление глоссария и расширение представлений других участников курса о специфике национальной вышивки. По окончании эксперимента были сформированы краткие методические рекомендации для преподавателей по созданию дистанционного курса обучения вышивке, описана методика создания авторских видеороликов в домашних условиях [2].

Разработанные цифровые средства дистанционного курса, такие как видеолекции по истории вышивки, использующимся материалам и вышивальным приспособлениям, мультфильмы по технологии вышивки, были апробированы на разных творческих площадках образования, культуры, города Москвы и городского округа Балашиха, туристических и фестивальных площадках России, ежегодных научных конференциях по орнаментике. В том числе были проведены мастер-классы для музейных сотрудников с целью идентификации вышивальных образцов, популяризации и систематизации региональных коллекций вышивки.

Экспериментальная работа продемонстрировала эффективность разработанной системы обучения традиционной народной вышивке с использованием дистанционных и очных форм. Созданные педагогические условия сделали курс удобным и гибким для обучения участников любого возраста, а его апробация показала, что он играет роль научной лаборатории по изучению вышивального искусства, а также выполняет функцию информационного центра для сетевого взаимодействия разных форм обучения вышивке. Выполненная научная работа выявила необходимость создания целостной системы обучения вышивке для учреждений образования, культуры, творческих площадок туристического кластера, что открывает пути к проведению новых исследований.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акишина, Е.М. Преподавание предметов искусства в современной общеобразовательной школе: проблемы и решения (из опыта работы ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО») [Текст] / Е.М. Акишина, М.С. Савина  / Педагогика искусства. – 2020. – № 3. – С. 8-15.
  2. Бобыкина, Н.Ю. Методика создания видеороликов для дистанционного обучения традиционной народной вышивке  [Электронный ресурс] / Н.Ю. Бобыкина // Сетевой электронный журнал «Вестник ГГУ», 2018. – № 2. – URL: http://vestnik-ggu.ru/doc/8/babikina.pdf (дата обращения 04.12.2020).
  3. Бобыкина, Н.Ю. Проблемы сохранения уникальности традиционной народной вышивки России при переходе к дистанционным формам обучения [Текст] / Н.Ю. Бобыкина // Гуманитарное пространство, 2017. – Т. 6. – № 4. – С. 676-680.
  4. Бобыкина, Н.Ю., Варицкий, Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение онлайн-обучения на примере дистанционного курса «Традиционная народная вышивка» [Электронный ресурс] / Н.Ю. Бобыкина, Ю.А. Варицкий // Материалы международного научного форума «Образование. Наука. Культура» (20 ноября 2019 г.): в 5 ч. Ч. 2. Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в современной системе образования»: сборник научных статей. – Гжель: ГГУ, 2020. –  С. 74-77. – URL: http://www.art-gzhel.ru (дата обращения: 10.12.2020).
  5. Бобыкина, Н.Ю. Сказка как форма контроля знаний обучающихся в курсе «Традиционная народная вышивка» [Электронный ресурс] / Н.Ю. Бобыкина. – URL: https://infourok.ru/skazka-kak-forma-kontrolya-znanij-obuchayushihsya-v-kurse-tradicionnaya-narodnaya-vyshivka-4507376.html (дата обращения 12.11.2020).
  6. Кашекова, И.Э. Культурные традиции Отечества: программа, методические рекомендации  [Текст] /  И.Э. Кашекова; под ред. Л.В. Школяр. – М.: Просвещение, 2009. – 72 с. – (Эклективный курс).
  7. Копцева, Т.А. Природа и художник: Образовательная программа художественно-экологического развития школьников [Текст] / Т.А. Копцева. – М.: ООО «Пиар-Пресс», 2010. – 120 с.
  8. Копцева, Т. А. Декоративное рисование в школе как форма приобщения детей к народной культуре: по материалам коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО» / круглый стол «Духовно-нравственное развитие личности средствами народной культуры», 25 мая 2016 г., ФГБУ ВО «Гжельский государственный университет» [Электронный ресурс] / Т.А. Копцева // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2016. – № 3. – URL: http:// www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine.htm (дата обращения 08.12.2020).
  9. Максимович, В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования: На примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2000. – 340 с.
  10. Неменская, Л.А. Содержание художественного образования в постоянно меняющихся условиях образовательной и культурной реальности [Текст] / Л.А. Неменская // XXV Мастерская Б. М. Неменского. Форсайт-проект: искусство в образовании XXI века. Международная конференция (Москва, октябрь, 2019 г.): сборник научно-методических материалов // Л.А. Неменская. – М. : Мир детства, 2019. – С. 96-99.
  11. Олесина, Е.П. Художественное восприятие современных школьников: проблемы формирования и развития [Текст] / Е.П. Олесина // Вестник МГУКИ, 2015. – 2 (64). – С. 133 – 140.
  12. Полунина, В.Н. Искусство и дети [Текст] / В.Н. Полунина. –  М.: Просвещение, 1982. – 191 с.
  13. Савенкова, Л.Г. Методическое пособие к учебникам Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской, Т.В. Селивановой, Н.Л. Селиванова «Изобразительное искусство» для 1-4 классов общеобразовательных организаций [Текст] / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Т. В. Селиванова, Н. Л. Селиванов; под ред. д. п.н., проф., чл.-корр. РАО Л. Г. Савенковой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 224 с.
  14. Хан-Магомедов, С.О. Высшие государственные художественно-технические мастерские.  ВХУТЕМАС : в 2 кн.  [Текст] / С.О. Хан-Магомедов. – М.: Ладья, 1995.
  15. Черчмен, У. Введение в исследование операций. Пер. с англ. [Текст] / У. Черчмен, Р. Акоф, Л. Арноф. – М.: Наука, 1968. – 485 с.
  16. Шалыгина, И.В., Шабалин, Ю.Е. Гуманитарный потенциал теории содержания общего среднего образования И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и В.В. Краевского [Текст] / И.В. Шалыгина, Ю.Е. Шабалин // Отечественная и зарубежная педагогика, 2017. – Т.1. – №3 (39). – С.55–64.
  17. Шпикалова, Т.Я., Бакланова, Т.И., Ершова, Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации [Текст] /  Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова, Т.Я. Шпикалова. – Шуя: Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006. – 23 с.