ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

АКИШИНА ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВНА

Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник лаборатории музыкального искусства ФГНУ «Институт художественного образования» РАО, г. Москва

Аннотация: 
В статье анализируются возможности дистанционного обучения в процессе подготовки студентов педагогических вузов. Автор характеризует особенности информационно-образовательного пространства педагогического вуза, представляет гностический, методический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организационный компоненты структуры информационной деятельности педагога, выделяет уровни компетентности педагога в области разработки и использования дистанционных образовательных ресурсов.

Постоянный прогресс в области создания и внедрения в систему образования средств
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является основанием для развития и
интенсификации открытого образования, которое в перспективе позволит создать единое
информационно-образовательное пространство. Система открытого образования
рассматривается сегодня скорее как процесс, а не как продукт и характеризуется определенными
целями:
- обеспечение доступности образования в связи с растущими потребностями личности и
динамично изменяющимися требованиями общества и рынка труда;
- развитие уровня гибкости образовательной системы и ее адаптация к многообразию
социальных ситуаций;
-создание условий для академической мобильности потребителей образовательных услуг и
образовательной системы, способствующих совершенствованию профессиональной мобильности
и социальной защищенности граждан.
Основой системы открытого образования выступает дистанционное обучение,
универсальность которого обеспечивает реализацию идеи непрерывного образования,
направленного на формирование личности с необходимым начальным запасом интеллектуальных
сил и способностью их пополнения во время всего жизненного пути. Только широкое развитие
дистанционной системы обучения позволит перейти от концепции «образование – на всю жизнь»
к концепции «образование – через всю жизнь».
Необходимость широкого внедрения в России системы дистанционного обучения
обусловлена множеством факторов: средоточием научно-технических центров в крупных городах,
формированием новых потребностей населения по отношению к содержанию и технологиям
образования, динамикой миграционных процессов и т.д. Развитие дистанционного обучения
позволит России обеспечить доступ к качественному образованию, даст возможность занять
достойное место на мировом рынке образовательных услуг. Для реализации подобных проектов
требуется грамотная и всесторонняя подготовка педагогических кадров, способных эффективно
осуществлять дистанционное обучение. По мере внедрения современных информационных
технологий в образование происходит изменение культуры учебного заведения и роли
преподавателя в учебном процессе.
В связи с акцентом на самостоятельное приобретение знаний усиливается
консультационная и корректировочная направленность обучающей деятельности педагога, при
этом возрастают требования к профессиональной подготовке преподавателя в области основной и
смежных учебных дисциплин. Существенно повышаются также требования к личностным,
общекультурным, коммуникативным качествам преподавателя. Практика обучения
свидетельствует, что фундаментальность идеи повсеместного внедрения новых информационных
и телекоммуникационных технологий еще в должной мере не осознана специалистами в области
образования. Наличие указанной проблемы связано с тем, что не все вузы имеют экономические
возможности для приобретения достаточного количества компьютерной и телекоммуникационной
техники, дорогостоящего доступа к всемирным информационным сетям, специализированных
электронных информационных ресурсов (компьютерных программ), соответствующих
современным дидактическим и методическим требованиям. Кроме того, для большинства
педагогов характерен существенный психологический барьер перед освоением компьютерной
техники и использованием электронных информационных ресурсов в обучении, который обычно
маскируется сомнениями относительно педагогических возможностей названных средств. Даже
поверхностный анализ показывает, что чаще всего внедрение информационных
коммуникационных технологий в учебный процесс воспринимается как простое переложение
известного педагогу содержания и представление его обучаемым с помощью компьютерных
средств. Очевидно, что при таком подходе остаются неиспользованными колоссальные
возможности активизации наглядно-образного и теоретического образного мышления студентов.
Приведенные аргументы неоспоримо свидетельствуют о том, что одной из первоочередных
проблем на пути практической информатизации образования и повсеместного применения средств
ИКТ является подготовка педагогических кадров.
Дистанционное обучение предполагает опору на средства новых информационных и
коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму
взаимодействия преподавателя и студента. Вместе с тем, как любая форма обучения, она имеет тот
же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом, содержание, определенное
действующими программами и стандартами, методы, организационные формы, средства
обучения. Дистанционное обучение следует рассматривать в общей системе непрерывного
образования с учетом преемственности отдельных ее звеньев.
В настоящее время в области теории и практики дистанционного обучения работают
многие отечественные специалисты, чьи научные исследования способствуют внедрению в
учебный процесс дистанционных технологий. Многие авторы (А.А. Андреев, В.П. Демкин, А.В.
Хуторской и др.) рассматривают дистанционное обучение как форму (принцип организации)
получения образования: целенаправленный, организованный процесс обучения, ориентированный
на формирование знаний, умений и навыков, определяемых программой обучения и
преподавателем. Такие исследователи, как А.А. Ахаян, Н.А. Гаврилов, В.Г. Домрачеев
идентифицируют дистанционное обучение в качестве средства управления обучением и
осуществления процесса учебной деятельности.
Наиболее полное определение дает Е.С. Полат, которая считает, что при дистанционной
форме обучения взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на
расстоянии и отражает все присущие учебном процессу компоненты (цели, содержание, методы,
организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-
технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. По мнению Л.И.
Долинера, дистанционное обучение - это форма получения образования (очного, заочного,
экстерната), основанная на применении средств новых информационных технологий
(компьютеров, телекоммуникаций, средств мультимедиа) и научно обоснованных методов
обучения.
Существенным является то, что использование новых коммуникационных технологий
обеспечивает возможность интерактивного взаимодействия участников обучения вне зависимости
от их географической удалённости друг от друга. Кроме того, наличие современных диалоговых
средств обучения и контроля (компьютерных программ, интерактивных видеодисков,
информационных баз и доступа к ним через Интернет) позволяет организовать обучение,
отвечающее самым современным требованиям дидактики.
В ходе реализации дистанционных форм обучения изменяется организация и форма
подачи учебного материала, а именно:
- меняется структура и содержание информационного взаимодействия между обучающим,
обучаемым и интерактивным источником учебной информации;
- трансформируется состав и содержание учебно-методического обеспечения
образовательного процесса;
- видоизменяется информационно-коммуникационная предметная среда.
Форма обучения вносит существенную корректировку в реализацию общедидактических
целей и методов обучения. В отличие от традиционного образования, в котором центральной
фигурой является преподаватель, при использовании новых информационных технологий центр
тяжести переносится на студента, который активно строит учебный процесс, выбирая
собственную траекторию в образовательном пространстве.
В структуре информационно-образовательного пространства педагогического вуза,
обеспечивающего качественное использование дистанционных форм обучения, мы выделяем:
- совместную учебную, внеучебную, научную и организационную деятельность,
осуществляемую на основе использования средств информатизации образования;
- совокупность информационных ресурсов, имеющих содержательное наполнение;
- комплекс аппаратных и других технических средств информатизации образования;
- глобальные, региональные и локальные компьютерные сети, предоставляемые ими
ресурсы и сервисы.
Среди педагогических технологий наибольший интерес для дистанционного обучения
представляют технологии, ориентированные на групповую работу студентов: обучение в
сотрудничестве, активный познавательный процесс, работа с различными источниками
информации. Именно эти технологии предусматривают широкое использование
исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в совместной или
индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но
и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности.
Также эти технологии наиболее эффективно решают проблемы личностно ориентированного
обучения. Студенты получают реальную возможность в соответствии с индивидуальными
задатками, способностями достигать определенных результатов в различных областях знания,
осмысливать получаемые данные, в результате чего им удается формировать собственную
аргументированную точку зрения на многие онтологические и профессиональные проблемы.
Для решения задач образования в условиях его информатизации необходимо сформировать
у учителя-предметника готовность к реализации дистанционного обучения, которая в ближайшее
время станет одним из элементов целостной готовности педагога к профессиональной
деятельности в условиях информатизации общества и образования. Обучение в педагогическом
вузе должно способствовать интериоризации компонентов информационной деятельности
учителя, среди которых мы выделяем:
1. Гностический компонент, включающий:
- изучение потенциала распределённого информационного ресурса и технологий
дистанционного обучения;
- анализ собственной профессиональной деятельности, а также деятельности других
участников дистанционного образовательного процесса;
- обеспечение эффективности занятий, проводимых в условиях дистанционного обучения с
учётом показателей и критериев оценки качества дистанционного образования.
2. Проектировочный компонент, содержащий:
- оценку целесообразности использования технологий дистанционного обучения с учётом
цели занятий, содержания материала, знаний и интересов учащихся;
- выбор педагогически обоснованной модели обучения;
- планирование индивидуальной и групповой работы с использованием Интернет
ориентированных педагогических технологий, стимулирующих активную познавательную
деятельность учащихся;
- анализ программного обеспечения с целью определения инструментария для создания
дистанционных учебных курсов с учётом основных дидактических, эргономических и
технических требований к проведению занятий в условиях дистанционного обучения.
3. Конструктивный компонент, характеризующийся:
- поиском учебно-методической информации из различных источников, в том числе из
цифровых образовательных ресурсов, и анализ возможности её применения для дистанционного
обучения;
- выявлением основных содержательных аспектов учебно-методического материала для
адаптации его к использованию в условиях дистанционного обучения;
- накоплением учебно-методической информации, подготовкой и преобразованием
материалов в электронный вид для размещения на сервере с учётом изменения структуры
представления учебного материала, состава и содержания учебно-методического обеспечения
образовательного процесса.
4. Организационный компонент, связанный:
- с управлением педагогическим процессом при ориентации его на конечный результат;
- с повышением мотивации к учению путём вовлечения учащихся в исследовательскую,
проектную деятельность;
- с организацией индивидуальной и групповой работы;
- с решением проблемно-познавательных и творческих задач с использованием технологий
дистанционного обучения;
- с определением оптимального соотношения учебного материала, транслируемого из
глобальной сети, и традиционными методами с учётом применяемой модели обучения;
- с организацией взаимодействия с преподавателями-кураторами, разработчиками
цифровых образовательных ресурсов, администрацией, другими сетевыми преподавателями
школы;
- с осуществлением психолого-педагогической диагностики уровня обученности,
продвижения в обучении на базе компьютерных тестирующих, диагностических методик
установления уровня интеллектуального потенциала обучающихся, контроля и оценки их знаний,
умений и навыков;
- с ведением электронного документооборота школы, персональных баз данных,
отражающих результаты продвижения в обучении.
5. Коммуникативный компонент, направленный на:
- расширение профессиональных контактов посредством сетевого взаимодействия в
асинхронном и синхронном режимах;
- оценку актуальности проблем и прогнозирование их масштабности с целью выноса на
коллективное обсуждение злободневных вопросов, касающихся субъектов, участвующих в
сетевом взаимодействии;
- выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее
соответствующего характеру проблемы для обеспечения оперативности её решения.
6. Методический компонент, обеспечивающий:
- участие в работе сетевого методического объединения преподавателей, обмен учебно-
методическими материалами в электронном виде через списки рассылок, создание общего или
личного каталога данных по предмету;
- обмен опытом по использованию информационно-коммуникационных, в том числе
дистанционных, технологий в образовательном процессе;
- публикацию материалов с использованием сетевых сервисов, участие в обсуждении
представленных коллегами данных;
- участие в теле-, видеоконференциях, дистанционных семинарах, вовлечение коллег в
сетевые образовательные мероприятия (чаты, форумы, интернет-педсовет и т.д.).
При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо принимать во
внимание, что традиционные компоненты деятельности педагога, а именно изложение учебного
материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах дистанционного
обучения. Проблемой дистанционного обучения на данном этапе является создание
концептуально нового методического материала, основанного на поэтапном восприятии
информации и полном контроле знаний учащегося. Педагоги и методисты должны перестроить
свои занятия и учебные пособия, принимая во внимание особенности нового метода обучения.
Важнейшей проблемой организации дистанционного обучения является подготовка
преподавателей - координаторов дистанционных учебных курсов. В настоящее время ни один
педагогический вуз не имеет в своих программах подготовки специалистов подобного рода.
Вместе с тем, от профессионализма таких педагогов во многом зависит успех самого процесса
дистанционного обучения. Следовательно, концепция дистанционного обучения должна
обязательно включать в себя необходимость подготовки специалистов именно этого профиля.
Исходя из сочетаний различных ступеней овладения ИКТ, нами выделены три уровня
компетентности педагога в области разработки и использования дистанционных образовательных
ресурсов:
- необходимый уровень, характеризующийся действиями обучаемых по алгоритму,
составленному преподавателем;
- достаточный уровень, предполагающий наличие умения самостоятельно решать
различные проблемы с помощью адекватно подобранного программного обеспечения;
- оптимальный уровень, связанный со способностью создавать на основе полученных
знаний дистанционные образовательные ресурсы для использования в профессиональной
деятельности.
Приведенные уровни дифференцированной подготовки педагогов к работе с
использованием дистанционной формы обучения составляют некую иерархию: каждый
последующий уровень включает черты предыдущего, но имеет и характерные особенности. По
мере продвижения педагога по этой иерархической лестнице формируется его новое мышление и
компетентность в области разработки и использования дистанционных образовательных ресурсов.
В современных условиях модернизации системы образования подготовка педагога в
области ИКТ должна быть направлена главным образом на изучение вопросов, связанных с
использованием их в образовательной практике. От того, насколько методически грамотно
преподаватель организует освоение учащимися структурных составляющих изучаемого предмета
в новых условиях, зависит успешность всего процесса обучения.
ЛИТЕРАТУРА
Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.:
Изд-во МЭСИ, 1999. 196 с.
Ахаян А.А. Виртуальный педвуз. Теория становления. СПб: Корифей, 2001. 256 с.
Гаврилов Н.А. Оценка эффективности дистанционных технологий обучения.- Вестник ПОИПКРО.
2007. No 3: 15-23.
Демкин В.П., Можаева Г.В. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного
обучения. Томск: ТГУ, 2003. 125 с.
Долинер Л.И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-
педагогические и методические аспекты. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003. 344 с.
Домрачеев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы.- Высшее образование в
России. 1994. No 3: 10-12.
Полат Е.С., Буханкина, М.Ю., Моисеева, М.В. Теория и практика дистанционного обучения. М.:
Академия, 2004. 416 с.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М.: Академия, 2008. 256 с.