ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Кольцова Елена Анатольевна (1), Кононова Екатерина Александровна (2)

(1) кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук, Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский международный университет»

(2) кандидат педагогических наук, ученый секретарь, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

Аннотация: 
В статье рассматривается проблема профессиональной социализации выпускников высшей школы. Способность к самообразованию, по мнению авторов, является актуальным качеством личности и необходимым условием для решения данной проблемы. Авторы предлагают средства решения данной проблемы и способы эффективного формирования способности к самообразованию на примере подготовки студентов направления дизайн.

Профессия для человека – это не только источник существования, но и средство личной самореализации. Профессионализм кроме высоких профессиональных результатов, проявляющихся в качестве и в производительности труда, предполагает наличие внутренних психологических компонентов деятельности, складывающихся из 3-х комплексов: мотивационного, целевого и инструментального [4]. Именно они определяют отношение человека к труду, состояние его эмоциональной сферы. Важной характеристикой профессионала в постиндустриальном обществе становится наличие мета профессиональных качеств, т.е. способностей к продуктивной профессиональной деятельности, тесно взаимосвязанной с познавательной и социальной [10].

Основная трудность, с которой сталкивается выпускник вуза по специальности дизайн в профессиональной сфере, обозначена вопросами «с чего начать?»; «как добиться того, чтобы творческие замыслы обрели материальную форму, причем без искажения?»; «как уложиться в предоставленный заказчиком бюджет?».

С алгоритмом действий по решению данных профессиональных задач необходимо ознакомить будущих дизайнеров еще на стадии обучения, т.к. способность выполнять обозначенные задачи на высоком профессиональном уровне обеспечит дизайнеру успешность его деятельности в целом.

Успешно реализовать поставленную задачу можно, если обучение студентов-дизайнеров организовано на принципе композита [6]. Принцип композита включает: 1) интегрированное изучение дисциплин профессионального цикла; 2) активное включение студентов в квазипрофессиональную деятельность; 3) вариативность методов, форм и средств обучения в единстве целей и задач образования.

Одной из составляющих принципа композита является организация квазипрофессиональной деятельности студентов-дизайнеров, т.е. моделирование реальной профессиональной деятельности дизайнера в рамках учебного процесса [6], которая предполагает освоение профессиональных умений, навыков, формирование способностей в различных видах деятельности.

Организация квазипрофессиональной деятельности студентов решает задачи:

Профессиональная деятельность требует наличия комплекса определенных способностей, а, как известно, «способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» (Б. М. Теплов) [9]. Поэтому реализация принципа композита предполагает интерактивное, практикоориентированное изучение компонентов ведущих учебных дисциплин по модульной программе «Интегративное проектирование» [6] на основе исследования студентами-дизайнерами конкретных средовых объектов (организованное и направляемое преподавателем) и создания дизайн-проектов их преобразования (реорганизации), осуществляемых в результате синтеза имеющихся и вновь приобретенных знаний. Модулями программы являются интегрируемые дисциплины: проектирование, конструирование, материаловедение, эргономика, цветоведение и обобщающий модуль – дизайн-проект. Содержание модулей программы «Интегративное проектирование» сформировано с учетом специфики профессиональной деятельности специалиста в области дизайна. В ходе освоения данной программы студенты-дизайнеры получают знания, умения и навыки, необходимые для успешной реализации процесса дизайн-проектирования. Учебное задание каждого модульного блока программы представляет собой «сквозную комплексную задачу», для решения которой необходимо изучить материал, изложенный в рамках нескольких тем интегрируемых в модульный блок предметов (модулей). Отдельные модульные блоки логически связанные между собой, обеспечивают переход от одной темы к другой. Выполняя учебное задание – дизайн-проект на заданную тему – студенты уже с первого курса начинают постепенно осваивать этапы дизайн-проектирования и методы дизайнерской деятельности.

Таким образом, учебная информация в контексте будущей профессиональной деятельности, превращается из абстрактной знаковой системы в знание будущего специалиста, в одну из подструктур его личности [3]. Именно эта подструктура определяет направленность (отношения, моральные черты, мотивы); обеспечивает получение опыта профессиональной деятельности (знания, умения, навыки, привычки); формирует особенности психических процессов (внимание, воля, восприятие, мышление, ощущение, эмоции, память) [8].

Программа «Интегративное проектирование» обеспечивает создание целостного образовательного пространства, в котором синтезированы и интегрированы все входящие в нее компоненты. Обращение к проектной культуре, к дизайнерскому творчеству и использование средств проектного языка сделало возможным реализовать замысел о совершенствовании системы образовательного пространства вуза [5].

Особенностью современной культуры является визуальный способ передачи информации, который в последние десятилетия пришел на смену вербальному. Восприятие потока визуальной информации требует определенных навыков, составляющих визуальную культуру личности – существенную часть общей культуры человека. Визуальная культура обеспечивает сообразное восприятие зрительных образов и проявляется в способности замечать, наблюдать, сравнивать, интерпретировать визуальные образы, оценивать их с эстетических позиций [7]. Таким образом, визуальная культура должна стать необходимой личностной компетенцией дизайнера. Этот подход соответствует философии одного из востребованных современных отечественных дизайнеров Сергея Трегубова, которая звучит так: каждый человек достоин красивого интерьера. Таким образом, дизайнер демонстрирует способность создавать гармоничное и комфортное для человека пространство вне зависимости от бюджета заказчика. Между тем, сделать дизайнерский продукт красиво и просто, на самом деле, очень сложно. Еще сложнее – сделать красиво, просто и вписаться в скромный бюджет.

В связи с этим, в целях формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, рекомендуется задания по предмету «Проектирование» составлять с учетом не только определенной темы, но и конкретного бюджета. Комплексная модульная программа подготовки студентов-дизайнеров «Интегративное проектирование» позволяет гибко дополнять и корректировать учебные задания с учетом дидактической цели, тема любого модульного блока программы может быть усложнена условием создания дизайн-проекта в рамках обозначенного бюджета.

Например, одна из тем обобщающего модуля «Дизайн-проект»: «Дизайн-проект жилого интерьера» может быть усложнена дополнительной задачей – определить бюджет проекта. Это небольшое дополнение к требованиям по выполнению учебного задания поставит студентов-дизайнеров перед необходимостью основательно изучить интерьерные стили. Поскольку создать интерьер в высоком стиле (ампир, ар-деко, ар-нуво и т. д.), требующем высококачественных материалов и применения декоративных элементов, со скромным бюджетом не представляется возможным, придется подробнейшим образом разобраться с вариантами современных стилей (индустриальный стиль, лофт, mid-century и т. д.).

Обозначенные стоимостные рамки дизайн-проекта, мотивируют студентов более скрупулёзно изучить существующий рынок строительных материалов. Будущие дизайнеры получат неоценимый опыт освоения этапов дизайнерского проектирования, навыки ведения документации, составления сметы, спецификации проекта. Что впоследствии позволит избежать многих проблем при работе с реальным проектом и заказчиком.

Тщательно изучив интерьерные стили, применив их на практике в своих дизайн-проектах, подобрав строительно-отделочные материалы, предметное и декоративное наполнение проекта, составив расчетно-сметную документацию к ним, студенты получают в качестве результата квазипрофессиональной деятельности сформированные профессиональные умения, навыки, способности, т. е. необходимые специалисту компетенции.

Практика выполнения задания по программе «Интегративное проектирование», развивает у студентов-дизайнеров чувство стиля, художественный вкус, формирует эстетическое видение создаваемого ими предметно-пространственного окружения. Именно при помощи этетических категорий художник, творец, любой человек воспринимает эстетическое измерение человеческого существования. Соответственно, в будущей профессиональной деятельности, им не придется в погоне за материальным эквивалентом навязывать заказчикам за большие деньги интерьеры весьма сомнительного эстетического качества. Поскольку человек, обладающий визуальной культурой, развитым чувством прекрасного, пониманием ответственности за продукт своей деятельности, испытывает гордость за результат своего труда и профессию дизайнера и не способен поступиться профессиональными принципами.

Отметим, что в процессе выполнения учебного задания осуществляется принцип творческого саморазвития, имеющий в своей основе закон гарантированного качества образования, который реализуется в том случае, когда образование переходит в самообразование, воспитание – в самовоспитание, а развитие – в творческое саморазвитие личности, гарантирующее высокий уровень эффективности образовательной деятельности [2].

Творческое саморазвитие – это вид творческой деятельности, направленный на интенсификацию процессов «самости», из которых системообразующими являются самопознание, самоактуализация, самоуправление, самоопределение, самосовершенствование и творческая самореализация личности.

Профессиональное становление личности охватывает период от начала формирования профессиональных намерений до ухода из профессиональной жизни, поэтому способность к самообразованию становится необходимым качеством личности. Федеральные государственные образовательные стандарты в требованиях к результатам освоения программы бакалавриата устанавливают способность к самоорганизации и самообразованию в качестве общекультурной компетенции [10].

Самообразованием является целенаправленная творческая работа личности по расширению и углублению теоретических знаний, самостоятельному пополнению и совершенствованию профессионального опыта, приобретению новых профессиональных умений и навыков, в соответствии с современными требованиями рынка труда. Отметим особую актуальность самообразования как качества личности специалиста в области дизайна, поскольку в силу специфики профессии, интегрирующей проектный и художественный компоненты, дизайнер должен обладать обширными и разносторонними познаниями в различных сферах человеческой деятельности.

При подготовке студентов направления дизайн формирование способности к самообразованию через развитие профессионального мышления студентов успешно осуществляется средствами инновационного блейз-метода [1]. «Blaise-метод», разработанный отечественными дизайнерами дляразвития профессионального дизайн-мышления студентов в высшем образовании, получил название от английского слова «blaze», которое переводится как «вспышка, яркий свет». Этот метод направлен на организацию эффективного и согласованного функционирования мозга в процессе проектной деятельности и строится на достижении человеком творческого ментального состояния, значимого для развития профессионального дизайн-мышления. Авторы рекомендуют, разработанный ими комплекс упражнений с использованием Альфа-технологии «блик», которые направлены на развитие профессиональных навыков у студентов-дизайнеров.

Таким образом, квазипрофессиональная деятельность студентов-дизайнеров, организованная на принципе композита, готовит будущих выпускников к реальным условиям труда дизайнера, обеспечивая эффективную профессиональную социализацию выпускников вузов, которая представляет собой не только трудоустройство по специальности, но и успешную адаптацию молодого специалиста в коллективе, в социуме в рамках сферы своей трудовой деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

Alekseeva I.V., Barsukova N.I., Pallotta V.I., Skovorodnikova N.A. The innovation blaze-method of development professional thinking designers in the modern higher education// European Journal of Contemporary Education, 2017, 6(4): 615-626).
Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996.
Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования [Текст]: монография / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова: - М.: Логос, 2011.
Вересов Н. Психологические компоненты управленческой деятельности. https://psycho.ru/library/2983 (дата обращения: 11.09.2018)
Кашекова И.Э. Дизайн-проект интеграционного образовательного пространства школы, построенного средствами искусства. / Сб. научн. статей и материалов Всероссийской конференции «Художественное образование как социокультурный феномен: Юсовские чтения»/ Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством. – 2006.
Кольцова Е.А. 2018. Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров: диссертация к. п. н. 13.00.08 [Электронный ресурс] - URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-professionalnyh-kompetencij-studentov-dizajnerov.html (дата обращения: 11.09.2018)
Кононова Е.А. 2018. Развитие визуальной культуры обучающихся на основе интеграции искусств (на примере литературы и изобразительного искусства): к.п.н. 13.00.02 [Электронный ресурс] - URL:http://www.art-education.ru/sites/default/files/thesis/dissertaciya_kononova_e.a._01.09.2017.pdf (дата обращения: 11.09.2018)
Платонов К.К. Структура и развитие личности – М.: Наука, 1986.
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.,1961.
ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] // Федеральный портал «Российское Образование». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/540301.pdf (дата обращения: 11.09.2018).