ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ (ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

ЖГЕНТИ ИНГА ВАХТАНГОВНА

Специалист по учебно-методической работе, заведующий приемной комиссией факультета повышения квалификации и дополнительного образования Московской государственной академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

Аннотация: 
Статья посвящена историко-педагогическому анализу особенностей развития российского дополнительного образования. Автор показывает роль выдающихся педагогов в этом процессе. Рассмотрены концепции К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др. Показано, что среди наиболее значимых современных проблем развития дополнительного образования можно отметить усиление законодательной базы, создание целостной системы подготовки и повышения квалификации педагогов, создание нового поколения дополнительных образовательных программ, пособий, учебников для системы дополнительного образования детей, учебно-методических комплексов, отвечающих современным требованиям, поиск путей интеграции в систему дополнительного образования детей с особенностями психического и физического развития.

Дополнительное образование детей является таким педагогическим феноменом,
который, с одной стороны, имеет многолетнюю историю, а с другой - является
достаточно новым для pоссийского образования. Хотя уже в 1918 году дополнительное
образование обрело статус государственного, но только в 1992 году впервые
дополнительное образование было официально включено в образовательную систему
Российской Федерации Законом РФ «Об образовании».
Проблема воспитания подрастающего поколения существует столько же,
сколько существует человеческое общество. Конечной целью воспитания всегда была и
есть подготовка детей к определенному виду деятельности, которая всегда зависела от
места личности в общественной жизни государства. В свою очередь, жизнь государства
и его процветание зависит от деятельности тех, кого оно воспитывало [14]. Именно это
и заставило философов и мыслителей разных стран и эпох не одно тысячелетие
размышлять о том, как воспитать личность всесторонне и гармонично развитую,
достойную своего времени.
Практика воспитания своими корнями уходит в глубины человеческой
цивилизации. Воспитание имело место еще во времена первых людей, но наука о нем
сформировалась значительно позже таких наук, как геометрия, астрономия и многие
другие. Издавна философы признавали, что воспитание основано на двух
составляющих – эстетической и физической. Еще Платон (427-348 до новой эры) в
своих трудах говорил, что воспитание должно быть для души и для тела, Демокрит
(460–370 до новой эры) писал о том,что природа и воспитание подобны, а воспитание
перестраивает человека и, преобразуя, создает природу. Философ утверждал, что
хорошими людьми становятся больше от воспитания, чем от природы.
Прослеживая историю развития, можно выделить несколько этапов становления
образования в Европе и, в частности, в России. С XIX века образование становится
активным социально-формообразующим элементом. Именно тогда в России сложился
уникальный институт внешкольного образования, позже переросший в институт
внешкольного воспитания [3]. Сегодня это сфера дополнительного образования детей с
особым потенциалом, позволяющим все большему числу людей, и особенно детей,
успешно адаптироваться в современном мире и реализовать себя в условиях
интенсивного развития современных технологий.
Рассматривая этот вопрос, нельзя не отметить роль великого русского педагога
Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1870), который считал, что влияние
школы на развитие ребенка довольно преувеличено. «Школа не имеет права вторгаться
в чуждую ей область и мешать своими уроками влиянию других великих воспитателей
человека: природы и жизни».[14, с.254] Одной из основных задач учителя он считал не
только передавать знания ребенку, но и развивать в нем желания и способность
приобретать новые знания.
В период своего зарождения внешкольное образование не носило
государственный характер [4]. Оно развивалось благодаря «частной инициативе»
различных общественных объединений и союзов, отдельных личностей и органов
местного самоуправления. Появились учреждения и организации, деятельность
которых была направлена на распространение знаний среди народных масс. За всю
сложную и длинную историю российского образования инициаторами создания
внешкольных учреждений для детей становились как общественные объединения, так
и административно-правительственные круги.
Конец XIX - начало XX века характеризуется большим количеством научных
исследований в области педагогики и значительным влиянием новых педагогических
теорий на образовательную жизнь детских учреждений. Известный русский и
советский педагог Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) считал, что все
сложности в работе с детьми связаны с невнимательным отношением к характеру и
особенностям каждого ребенка. Работа педагога внешкольного обучения отличается от
школы тем, что сначала надо изучить потребности и природные наклонности детей для
сохранения природного потенциала личности. Во всех своих работах и, особенно в
практической деятельности, С.Т. Шацкий уделял особое внимание фактору «особой
среды» обучения, воспитания и развития личности ребенка.
Особую роль в развитии внешкольного образования играет теория внешкольного
образования Евгения Николаевича Медынского (1885-1957), который сформулировал
цель, сущность и основные принципы организации внешкольного образования. Е.Н.
Медынский предлагал соблюдать принципы планомерности в создании сети
учреждений дополнительного образования с учетом традиций конкретной местности
[9].
Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности
были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии.
Здесь велика заслуга таких представителей прогрессивной интеллигенции - Петра
Францевича Лесгафта (1837-1909), Александра Устиновича Зеленко (1871-1953) и
многих других, которые пытались противостоять консерватизму официального
воспитания и образования и ставили целью создание благоприятных условий для
развития индивидуальных качеств личности [5].
Немаловажную роль в определении содержания внешкольной работы сыграла
деятельность Надежды Константиновны Крупской (1869-1939). Она считала, что
внешкольная работа должна быть совершенно отдельным направлением, а не
продолжением школьной учебы. Каждый внешкольный педагог должен строить свою
работу так, чтобы она способствовала развитию индивидуальности ребенка, помогала в
его творческой работе.
Но было еще одно, очень важное условие, по мнению Н.К. Крупской – участие в
кружках должно быть добровольным, способствующим в дальнейшем выбору
профессии.
Внешкольное образование в конце XIX - начале XX века развивалось главным
образом «на общественных началах». Большое число форм таких учреждений, как
детские лагеря отдыха, клубы, опытные станции, трудовые коммуны, научные станции,
краеведческие центры, спортивные клубы, давало возможность выбрать каждому свой
путь. Самым серьезным моментом того времени было стремление педагогов осмыслить
накопленный опыт и дать научно-методическое основание внешкольного образования.
В 60-70-е гг. прошлого века основными принципами внешкольного работы были
общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам,
разнообразие форм внешкольной работы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей.
Серьезным моментом в развитии дополнительного образования стало появление
групп продленного дня, где перед педагогами ставилась задача занять «послеурочное»
время. Именно тогда разрабатывались принципы взаимосвязи всех сторон учебно-
воспитательного процесса, когда школа должна была стать не только местом обучения,
но и местом детской жизни.
Изучая историю советской педагогики 60-70-х гг. XX века, невозможно не
оценить ту огромную роль, которую сыграли теоретические труды и практический
опыт Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970). Сегодня, когда все чаще
подчеркивается приоритет личности в образовании, идеи и утверждения великого
советского педагога становятся особенно востребованным - многое, о чем он писал 40-
50 лет назад, оказывается важным в настоящее время. Так, по мнению В.А.
Сухомлинского, «школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают
интересные и по содержанию, и по форме уроки, но замечательные, блестящие уроки
есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно
применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».[13, с.59]
Что же остается актуальным сегодня?
Самое важное – это создание условий, которые позволят детям жить богатой
эмоционально, духовно, т.е. подлинно творческой жизнью.
Дополнительное образование в России сегодня опирается на «Закон об
образовании в Российской Федерации» [16], в частности, дополнительном, и
«Концепцию развития дополнительного образования детей» [17] и представляет собой
многоуровневый социальный институт, развитие которого в современных условиях
предполагает интеграцию его обучающей, развивающей, адаптационной функций. Оно
реализуется в государственных и негосударственных образовательных учреждениях
различных типов, однопрофильных или многопрофильных [2]. Деятельность детей
организуется в одновозрастных или разновозрастных объединениях по интересам в
учреждениях дополнительного образования.
В современной образовательной среде невозможно не подчеркнуть особую роль
изучения личности ребенка – желание педагога любым путем вложить определенное
количество информации за небольшой отрезок времени полностью лишает ребенка
возможности высказать свое мнение, пожелание, и таким образом не дает раскрыться
природным способностям. Наблюдения показали, что дополнительное образование
детей имеет большие возможности для развития способностей ребёнка, его жизненного
и профессионального самоопределения. Любознательность и желание что-то сделать
своими руками способствуют формированию положительной мотивации к обучению и
общественно полезной, культуротворческой деятельности [7; 8].
Образовательные программы должны не только служить сохранению традиций,
культуры и накопленных умений и навыков, но и ставить перед собой цели развития
мыслящей личности [1]. В связи с этим, современный образовательный процесс требует
от преподавателей широкого кругозора в области психологии образования,
дидактических умений и прогностических способностей, готовности к
конструктивному общению, высокой культуры личности [10]. Введение федеральных
государственных требований к содержанию и структуре дополнительных
образовательных программ, условиям реализации и срокам обучения, влечет за собой
полное обновление программно-методического сопровождения учебного процесса [12],
требующего мобилизации управленческих, методических и творческих ресурсов.
Для того чтобы добиться более высоких результатов, необходимо решить
множество сложных вопросов. Важнейшие из них - это усиление законодательной
базы, создание целостной системы подготовки и повышения квалификации педагогов,
создание нового поколения дополнительных образовательных программ, пособий,
учебников для системы дополнительного образования детей, учебно-методических
комплексов, отвечающих современным требованиям, поиск путей интеграции в
систему дополнительного образования детей с особенностями психического и
физического развития [11].
Решение этих и других проблем во многом зависит от профессионализма и
творческих качеств тех, кто работает в сфере дополнительного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития// Внешкольник. 1997 - № 9, с.6-9.
2. Березина В.А. Воспитание и дополнительное образование обучающихся в контексте нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»// Внешкольник. 2013- №1, с.6-10.
3. Богуславский М. В. XX век российского образования// ПЕР СЭ, 2002.
4. Вахтеров В. П. Всенародное школьное и внешкольное образование// Товарищество И. Д. Сытина, 1917.
5. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию// Школа- Пресс, 1995.
6. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2 томах. т.2. // Педагогика, 1982.
7. Лазарев М.А. Технология творческого развития студентов педагогических вузов на основе формирования художественной культуры. // Гуманитарное пространство. Международный альманах. Т. 1. № 3. 2012. с. 523-532.
8. Лазарев М.А., Курбатова Н.В. Педагогическая технология творческого развития студентов // Инициативы XXI века. № 3. 2013. с. 42-44.
9. Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования. В 2 томах. т.1 // Педагогика, 1923
10. Олесина Е.П. Художественное образование как основа развития культуры личности// Педагогика искусства. 2014, №3
11. Павлов А.В. Дополнительное образование - продолжение или альтернатива?// Материалы
Международной конференции и VII международного научно-практического семинара «Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века» - Прага, 2013
12. Савенкова Л.Г. Современные направления художественного образования в России// Педагогика искусства. 2014, №3
13. Сухомлинский В.А. Этюда о коммунистическом воспитании// Народное образование, 1967
14. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. // Педагогика, 1989
15. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. В 11 томах. т.6 // Издательство Академии педагогических
наук РСФСР, 1950
16. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»
17. «Концепция развития дополнительного образования детей», Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р