Развитие современного образования происходит в условиях глобализации, диверсификации и интеграции России в европейское образовательное пространство. Эти тенденции обострили проблемы, связанные с профессиональной адаптацией личности в условиях быстроменяющейся социально-экономической ситуации. Сложившаяся ситуация актуализирует потребность предоставления населению возможности получить дополнительное профессиональное образование (ДПО) определенного профиля и уровня в соответствии с запросами и потребностями рынка труда, которые реализует система ДПО в качестве эффективного механизма социальной защиты и адаптации граждан.
Особое значение приобретает развитие дополнительного профессионального образования в области сохранения и развития традиционных народных художественных промыслов. Исторически сложилось так, что именно в этой производственной отрасли система дополнительного образования не только не обновлялась, но вообще не была сформирована. Миссия системы ДПО как неотъемлемой части профессионального образовательного процесса – обеспечить эффективные условия для повышения квалификации и творческой самореализации дипломированных специалистов декоративно-прикладного искусства.
Потенциальный рынок дополнительного профессионального образования в России еще только формируется. В условиях жесткой рыночной конкуренции приоритетной задачей является разработка научных основ проектирования системы ДПО, что особенно важно для сферы декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Это предполагает, во-первых, выявление и апробацию в образовательной практике комплекса организационно-педагогических условий развития системы ДПО для повышения квалификации и переподготовки специалистов декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов. Во-вторых, введение в образовательную практику организационных, структурных и инновационных преобразований, способных повысить качество высшего образования в области декоративно-прикладного искусства, используя с этой целью программы дополнительного профессионального образования.
Организация современной системы ДПО имеет две особенности. Одна связана с изменениями категории потребителей образовательных услуг, в число которых входят не только специалисты с высшим, средним или начальным профессиональным образованием, опытом работы по профессии и жизненным опытом, но и студенческая аудитория, обучающаяся одновременно по программам профессионального и дополнительного профессионального образования. Другая – подбор кадров с опытом обучения в новой образовательной парадигме и новых федеральных стандартов.
В настоящее время процесс становления системы дополнительного профессионального образования вообще, и в сфере подготовки специалистов традиционно (народного) искусства, в частности, осуществляется с большими трудностями. Причины в том, что ДПО пока еще выполняет функцию вторичной профессиональной социализации. В области декоративно-прикладного искусства ДПО рассматривается как важный элемент механизма активизации творческого художественного потенциала страны, раскрытию которого до настоящего времени не уделялось должного внимания. Основу этого процесса составляют профессиональные группы творчески активного населения с профессиональной подготовкой в местах исторического бытования народных промыслов, навыками творческой деятельности, занятого преимущественно в секторах фрагментарно сохранившейся профессиональной структуры изготовления изделий декоративно-прикладного искусства. Их функционирование основано на высоком уровне профессиональной художественной квалификации мастеров.
В процесс изменения роли ДПО в традиционном прикладном искусстве активно включилась созданная в 2002 году Высшая школа народных искусств (институт) и ее филиалы. На этой базе был организован масштабный эксперимент по созданию организационно-педагогических условий, способных обеспечить процесс массового дополнительного профессионального образования. Под организационно-педагогическими условиями развития системы ДПО понимается: модульное структурирование образовательных программ, индивидуально-ориентированное обучение; применение интерактивных технологий в образовательном процессе; введение новых социальных ролей преподавателя- технолога.
Модульные программы дополнительного профессионального образования относятся программ нового поколения, т.к. позволяют: гибко реагировать на образовательный спрос, интересы личности, стиль и темп обучения различных профессиональных групп, используя интегративный потенциал образовательных блоков учебных дисциплин; формировать компетенции, востребованные в профессиональной сфере; заменять модули в соответствии с целями программы, корректируя их с учетом запроса заказчика, сохраняя логику образовательной программы.
Модульные программы стимулируют индивидуальное обучение, а компетентностный подход – переосмысление значимости теоретических знаний и практического опыта: оперативного обновления или замены модулей при изменении требований к специалисту со стороны работодателя; возможной индивидуализации обучение исходя из уровня знаний и умений, имеющегося трудового опыта путем комбинирования необходимых модулей и обучающих элементов; применения одних и тех же модулей как обучающих элементов нескольких учебных программах (нормативно-правовой блок, общепрофессиональный, укрупненной группы специальностей и т.д.).
Основной формой организации обучения слушателей в формате модульных программ являются интерактивные технологии, которые помогают в аудиторном или дистанционном формате посредством игровых, имитационных, практикоориентированных способов обучения в максимально короткие сроки достичь ожидаемого результата. В Высшей школе народных искусств использовали набор интерактивных методов, усиливающих мотивационную основу подготовки специалистов: социально-педагогическое и художественное проектирование, имитационное моделирование, кейс-метод, коучинг-метод.
Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в формате нелинейного вариативного обучения выявила необходимость новых социальных ролей преподавателя
Консультант. Консультирование, советы компетентного специалиста в которых нуждается слушатель и которые обеспечивает преподаватель-консультант.
Тьютор. Новые условия процесса дополнительного профессионального обучения делают необходимым сопровождение самостоятельной работы обучающихся. Преподаватель-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение слушателей посредством разработку специальных упражнений и заданий, стимулирование внутренней мотивации и фиксацию достижений обучающихся.
Модератор. Современные технологии ДПО предполагают использование различных методов индивидуальной и групповой работы. Групповой образовательный процесс в системе ДПО может быть представлен проективными и ассоциативными методами, процедурами конструирования, видеоконференциями, играми, моделированием ситуаций.
Художник-организатор мастер-класса. Практика организации обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам, разработанным преподавателями Высшей школы народных искусств, доказала необходимость освоения профессиональной роли художника-организатора мастер-классов. В этом случае преподаватель не только демонстрирует свои профессиональные умения, но готовит достойную смену из состава обучающихся, которые проводят юниорские мастер-классы.
Куратор образовательной программы. Обучающиеся сталкиваются с необходимостью проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута. Это диктует необходимость разработки индивидуального учебного плана с определенным набором модулей, выбранных слушателем. Разработка модульных образовательных программ предполагает коллективную работу педагогов. Координацию и согласование их деятельности осуществляет куратор образовательной программы.
Для комплексной оценки эффективности внедрения организационно-педагогических условий были использованы модифицированные показатели оценки конкурентоспособности системы ДПО, предложенные специалистом в области дополнительного профессионального образования Н.В. Машковой. Их отличительная особенность – многомерность в подходах к формированию индикаторов. Для расчета показателей применялись четыре группы индикаторов: маркетинговые, качественные, социальные и функциональные. Данные мониторинга показаны в таблице 1 «Результаты мониторинга функционирования (внутренний мониторинг качества) ВШНИ».
Результаты мониторинга показали поступательную динамику по всем выделенным показателям. Наиболее значительный рост – маркетинговый индикатор: общее количество курсов за три учебных года возросло с 70 – до 95; в два раза возросло количество выигранных вузом конкурсных программ. Социальный индикатор вырос почти втрое, о чем свидетельствует количество обращений на сайт ВШНИ; удовлетворенность слушателей курсами выросла с 75% до 95%. Увеличилась доля занятий в активных формах обучения (с 30% до 74%). Показателем роста профессиональной квалификации преподавателей является количество научных и методических публикаций по проблемам ДПО, рекомендованных к апробации Учебно-методическим советом ВШНИ (с 2 до 54).
Результаты эксперимента и обобщение полученных результатов свидетельствуют о правильности выбранного направления развития системы ДПО в области традиционного прикладного искусства, позволяющей оперативно удовлетворять запросы быстроменяющейся социально-экономической среды.
ЛИТЕРАТУРА
Федеральная Целевая Программа развития образования на 2016 - 2020 годы, постоянная ссылка http://минобрнауки.рф/документы/5930
Болотова Е.Л. Правовые основы дополнительного профессионального образования / Е. Болотова // Народное образование. – 2008. – № 4. – C. 78-84.
Гунявина Н.Л. Методические рекомендации по анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях. – СПб., 2008.
Дополнительное профессиональное образование ступень в XXI век: от архаики до признания. – М., 2000.
Жилина А.И. Теория и практика управления профессиональной подготовкой и карьерой руководителей системы образования в региона. – СПб.: ИОВ РАО, 2001. – 360 с.
Машкова Н.В. Обеспечение устойчивости конкурентоспособности системы дополнительного профессионального образования на основе повышения качества образовательных услуг. Автореферат на соискание ученой степени кандидата эконом. наук. – СПб., 2009 – 21 с.
Соколова И.И. Педагогическое образование: противоречия и прогнозы развития // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практики: Сборник научных статей. – СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2010. – С.8-15.