ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: БАЗОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ШКОЛЯР ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВНА 1, САВЕНКОВА ЛЮБОВЬ ГРИГОРЬЕВНА 2

1. Доктор пед. наук, профессор, академик Российской академии образования, директор ФГНУ «Институт художественного образования» РАО, г. Москва
2.Доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, зам. директора ФГНУ «Институт художественного образования» РАО, г. Москва

Аннотация: 
В основе базовых направлений развития и воспитания в условиях комплексной инновационной модели современного дошкольного образовательного учреждения лежат Федеральный государственный стандарт и требованиия к основнои общеобразовательнои программе дошкольного образования. Базовым стержнем содержания является эстетическии принцип, реализующиися в формах и методах дошкольного обучения и воспитания, которые наряду с игрои и общением, являются смыслом жизнедеятельности ребенка в «САДУ ДЕТСТВА». Во всем многообразии художественнои деятельности — фундаменте реализации эстетического принципа лежит обогащение духовного мира ребенка, насыщение его жизни яркими, необычными, интересными событиями, делами, встречами, включение в его образование разных видов искусства.

Цель основного дошкольного воспитания – создание необходимых и
благоприятных условии разностороннего и разнообразного развития детеи. Опираясь на
это, сотрудники Института художественного образования Российской академии
образования разработали базовые положения современной концепции дошкольного
образования «САД ДЕТСТВА», в которую заложены идеи выдающихся ученых-педагогов
конца ХIХ – начала ХХ в.: А. В. Бакушинского, Б. П. Брюсова, Н. А. Ветлугинои,
Г. В. Лабунской, Л. Г. Оршанского, Н. Е. Румянцевой, Н. П. Сакулиной, А. С. Симонович,
А. В. Чичерина, Ф. И. Шмита, С. Т. Шацкого, В. Н. Шацкои и др.; психологов:
Б. Т. Ананьева, П. П. Блонского, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца,
В. Т. Кудрявцева, В. С. Мухинои, Н. Н. Поддьякова, С. Л. Рубинштеина, Б. М. Теплова,
Д. Б. Эльконина и др.
В основе положений лежат идеи гуманизации и гуманитаризации образования;
воспитание детеи на таких ценностях, как добро, красота, истина; самоценность
дошкольного воспитания. Большое значение уделяется разнообразию содержания и форм
детскои деятельности; обогащению духовного мира ребенка, насыщению его жизни
яркими, интересными событиями, делами, встречами, играми, приключениями;
включению в образование ребенка разных видов искусства во всем многообразии
художественнои деятельности.
Авторы разделяют позиции известных ученых в том, что детский сад не следует
воспринимать как первую ступень подготовки детеи к школе и жизни, и рассматривают
детство как самоценный период, в процессе которого ребенок активно осваивает
культуру.
«Культуроосвоение» в образовательном пространстве дошкольного учреждения
понимается как «реальное воплощение духа необыденности» [3]. «Оно призвано стать
миром, которыи располагается “по ту сторону” повседневного бытия, хотя и связан с ним
многочисленными каналами. В этом другом мире своеи другои жизнью должны жить
другие дети и другие взрослые... такая расстановка акцентов присутствовала еще в
концепции и проекте дошкольного образования, созданных Ф. Фребелем [8], и ныне
может показаться тривиальной. Даже при организации трудового воспитания детеи
Ф. Фребель (наряду со своим соотечественником и современником А. Дистервегом,
предтечей теории развивающего образования) пытался “вводить” их во внешний и в их
собственный внутренний мир как в необыденную реальность, которую только предстоит
открыть и освоить как нечто чудесное. Работая на участке, дети моделировали процесс
мироздания. Каждыи из них, возделывая только ему принадлежащую делянку, как бы
реализовывал свою индивидуальную сопричастность мировому целому».
Продолжая далее свои рассуждения, авторы концепции культуросообразного
образования указывают, что «в дошкольном учреждении должно быть представлено
именно то, что отсутствует вне его стен... работа должна быть направлена на
освобождение от “житеищины”, на построение образовательного содержания в духе
научности... на “естественныи”, спонтанный ход развития ребенка-дошкольника... на
особое “детское философствование”, так как дошкольникам деиствительно своиственны
собственные вопросы и размышления относительно природы таких универсальных
явлении, как: Жизнь, Космос, Истина, Добро, Душа, Мысль и т.д. Эти вопросы и
размышления хотя и носят косвенныи характер (они формулируются не на понятиином
научно-философском языке, а на языке образов, эмоциональнои интуиции, “неясных
знании”, по терминологии Н. Н. Поддьякова), все же затрагивают вечные темы, которые
столетиями занимают коллективныи разум человечества: “Какая часть меня –
деиствительно я?”» [3, с. 27–28].
Подобные формы освоения действительности – «предкатегориальные» – связаны с
решением задач проблемного обучения, когда осваиваемые «обыденные факты» дети
обобщают, предлагая свои толкования («метафорические», «иносказательные»). Именно
это дает возможность ребенку понять и осознать смысл деиствии, понятии, явлении, с
которыми ему приходится сталкиваться, формируя таким образом копилку собственного
жизненного опыта. Именно поэтому наполнение жизни ребенка искусством, введение его
в мир культуры в дошкольном учреждении особенно важно, так как освоить и
приобщиться к этому миру вне его стен в системе и с учетом возрастных представлении и
предпочтении практически невозможно из-за объяснимых объективных причин. Способы,
формы организации образовательно-воспитательного процесса должны быть обусловлены
и реализованы всем содержанием дошкольного образования, а не просто присутствовать в
расписании и планах.
Некоторые принципы, сформулированные в рассматриваемом направлении
культуросообразного образования, нашли отражение в проекте нового детского сада под
названием «САД ДЕТСТВА».
В настоящее время можно выделить разные виды дошкольных образовательных
учреждении, но в массовои практике часто отсутствует продуманная, научно
обоснованная система эстетического воспитания, которая осуществляется эпизодически и,
как правило, лишена результативности; не учитываются возможности и особенности
искусства в организации учебно-воспитательного процесса. Еще не раскрыты в полнои
мере роль и особенности воспитателя, педагога и коллектива педагогов в общем процессе
воспитания дошкольников.
Именно поэтому авторами выделено направление эстетического воспитания,
внедрение в сферу жизнедеятельности детеи разных видов искусства. Это вполне
естественно, так как каждое из них позволяет развивать данные им природой способности:
видеть, слышать, двигаться, ощущать запах, вкус, умение общаться друг с другом. Трудно
назвать другие виды деятельности, кроме искусства, на которых можно было бы
полноценно развивать перечисленные выше важнеишие способности растущего человека.
Именно это определяет особую эстетическую составляющую всего дошкольного
образования, построенного на интеграции и взаимодействии разных видов
художественно-творческои деятельности.
Обобщая сказанное, важно добавить, что ребенок воспринимает мир (как
утверждают психологи) в художественных образах: он одновременно и художник, и
музыкант, и актер, и фантазер – то есть творец. Его игры ярко демонстрируют, что
фантазирование – это естественная форма проявления ребенка в жизни, а мир его
воображаемых образов богат и разнообразен. Поэтому вполне естественно введение детей
в мир искусства через игру слов, действий, движений, цвета, через эмоционально-
чувственную сферу.
Создание соответствующей предметно-пространственной среды, окружающей
ребенка, – проблема не одного десятилетия, если не сказать целого века, так как первые
попытки осмыслить роль среды в воспитании ребенка были в исследованиях ученых
начала ХХ в.
Значительное место вопросу воспитательнои роли художественной среды в период
зарождения дошкольных учреждении уделяла Е. А. Флерина. Она утверждала: для того
чтобы художественное воспитание детеи дошкольного возраста давало максимально
положительные результаты, необходимо, чтобы ребенок с самых ранних лет воспитывался
в правильных, соответствующих особенностям его возраста условиях. Высоко оценивая
самостоятельность анализа и оценки детьми окружающих предметов, она исходила из
тесной взаимосвязи материальнои среды и ее социальной значимости. Особое внимание
она уделяла активности детеи в практическои работе по организации окружающеи среды.
Последнее особенно необходимо, так как «жизненные задачи возраста требуют от ребенка
в первую очередь ориентировки в материальной среде, иначе на первых же ступенях
жизни организм погибает... Каждыи предмет и материал имеют свои свойства, которые и
определяют деятельность ребенка... ее направленность, качество и результаты...
Обстановка должна стимулировать и направлять детскую деятельность» [6, с. 10]. Об этом
очень выразительно сказала и Н. Я. Брюсова: «Все пути воспитания человека должны
вести к одному исходу – умению жить, умению ощущать жизнь и высказывать свои
ощущения, выражать свою творческую волю и силу. Это должно давать эстетическое
воспитание через искусство». Так, в разделе «Изобразительное искусство» автор говорила
о больших воспитательных возможностях занятий изобразительной деятельностью,
которые, по ее мнению, необходимо сливать органично со всеи жизнью и работои школы,
со всем ее бытом. «Осознание ребенком материальной культуры и любви к неи должны
быть главными победами ИЗО» [7, с. 1–5].
Особое значение освоению пространства детьми в своих исследованиях придавал
А. В. Бакушинскии. По его мнению, «передвижение по пространству помогает овладевать
им как вместилищем вещей... осознание его как пространства отступает на задний план.
Позднее осознается форма вещей, начинают играть ощущения зрительные… Движение
предметов в пространстве, осознаваемое ребенком, помогает ему полнее и совершеннее
познавать и само пространство как таковое» [1, с. 10–11].
Прототип такого обучения педагоги видели в детской игре, в которой органически
соединимы оба порядка отношения к объектам творческого действия и переживания.
Подчеркивалось огромное значение игрушки как осязаемого, первичного символа –
замены живого существа реальной вещью, имеющей значение не только в игре, но и в
действительной жизни, рассматривая ее как элемент, который помогает овладеть
вещностью мира, его материальной действительностью. «Игрушка есть первичная
скульптура, первая вещь, в которои реальная трехмерность и символизм изображения
сочетаются, создавая в игре ребенка символ деиствия. Первичное значение игрушки
важно и как начало объемно-пластического творчества детей... Изготовление игрушки
сразу введет в круг внимания ребенка ряд пластических материалов, разнообразных по
своиствам, характеру поверхности и цвета, даст игрушке должное в глазах ребенка
определение художественного» [1, с. 172].
А. В. Бакушинский указывал на то, что изготовление детьми игрушек, сначала
организованное в процессе игры и первичного ознакомления с пластическими своиствами
материалов и техникой исполнения, может позднее превратиться в подлинно
художественный процесс, стремящийся к законченности изготовляемых вещеи.
Исследования детского творчества приводят автора к выводу, что декоративно-
прикладное искусство в различные периоды жизни ребенка имеет немаловажное значение
в формировании его восприятия искусства, несет в себе своеобразное представление о
мире, помогает по-новому воспринимать окружающую действительность, формирует
умение организовывать среду, свой мир, создавать определенное настроение
Опираясь на опыт прошлого, следует сказать, что идея эстетического воспитания
была однои из ключевых в 20-е гг. ХХ в. В этот период, благодаря усилиям
профессионалов (педагогов, художников, режиссеров, писателей, композиторов,
хореографов), были созданы программы, концепции, модели детских учреждении, в
которых воспитатели назывались «садовницами» [2] и должны были «выращивать» детей
будущего так же любовно, с учетом способностеи каждого ребенка, как, например, цветы.
Ведь каждая садовница знает, что любому растению нужны свои условия прорастания:
почва, время высадки, полива, ухода, внесение удобрений, снятия плодов (семян),
переноса клубней на зиму и др. В противном случае ожидаемого результата можно и не
получить. А как же с человеком, неужели для всех всё одинаково?
Поиск педагогических условий внедрения искусства в систему воспитания детеи
является, на наш взгляд, одной из самых главных задач всеи дошкольной педагогики. И
наиболее благоприятной формои в этом является интегрированный полихудожественный
подход, понимаемый как взаимодействие образования – воспитания – развития. Именно
такои комплексный подход позволяет организовывать общее культурное и
художественное образование детей в единстве с умственным, нравственным, трудовым и
физическим развитием личности. Именно он направляет деятельность всего
педагогического и воспитательного коллектива на нахождение точек соприкосновения,
сотворчества и сотрудничества. В основе комплексного обучения лежит событийно-
тематический принцип, который и позволяет взаимодействовать и сотрудничать как
педагогам и воспитателям, так и родителям и детям в грамотно организованной
предметно-пространственнои среде детского образовательного учреждения, название
которому – «САД ДЕТСТВА».
Идея разработки проекта «САД ДЕТСТВА» созрела у авторов в процессе
собственной педагогической практики, в результате длительного процесса научного
поиска и общения с детьми, воспитателями, коллегами. В основе проекта лежит круг
проблем, которые не просто заставляют искать пути их разрешения, но уже сама их
постановка создает определенное напряжение мысли, которое повлечет за собой если и не
открытие чего-либо нового, то, во всяком случае, заставит критически взглянуть на
происходящее в педагогике детства, искать нестандартные решения. С этой позиции
взгляд на данную проблему выдающихся ученых и педагогов прошлого особенно дорог.
Авторами выделены основные проблемы, существование которых порождает
многообразие противоречии. Главная проблема современного дошкольного образования
обусловлена изменением образовательной цели, влекущей более или менее осознанную
потребность в обновлении содержания и методов образования в условиях высокой
инерционности воспитательной системы в целом. Опираясь на концепцию
В. Т. Кудрявцева [4], следует отметить, что зарождение в свое время новой идеологии в
дошкольном образовании было связано с организацией в 1989 г. коллективом ученых под
руководством В. В. Давыдова и В. А. Петровского психолого-педагогического
исследования в области разработки модели развивающего обучения. В научном
обосновании данной проблемы «были отчетливо противопоставлены две модели
педагогического процесса в дошкольных учреждениях: традиционного, учебно-
дисциплинарного и личностно ориентированного». Личностно ориентированное
направление было выделено учеными в качестве главной составляющей всего процесса
дошкольного образования.
Соглашаясь с авторами даннои гипотезы, следует сказать, что в ней, к сожалению,
практически отсутствует научное обоснование эстетическои составляющей – вхождение
ребенка в мир культуры – одной из самых важных и значимых в воспитании ребенка.
Именно процесс освоения культуры связан с его непосредственным и доверчивым
отношением к окружающему миру, предрасположенностью к созерцанию и восприятию
красоты и гармонии. Тревожная тенденция игнорирования в дошкольном и школьном
образовании эмоционально-чувственной и духовно-нравственной сферы человека
противоречит его природе, родовым способностям эстетического, бескорыстного,
«родственного внимания» к миру (М. М. Пришвин), заинтересованного отношения к
природе, людям, к окружающеи деиствительности в целом.
«САД ДЕТСТВА» – это образ, который дает понять, что в нём главное – не
пребывание ребенка в саду, а взращивание ребенка, воспитание цвета нации,
выращивание чуда. Этот процесс связан с бережным, естественным, свободным и
радостным развитием личности как активного субъекта культурного творения себя и
коллективных отношении. Необходимо взрастить человека, который будет творцом своеи
жизни, в том числе и по законам искусства.
Следует подчеркнуть, что в существующих традиционных программах
дошкольного образования художественно-творческая деятельность чаще всего находится
на последних ролях не только в структурах, но и в планах, и в документах, и в конкретной
практике, после так называемых «ведущих направлений работы» (таких, как
ознакомление с социумом, с природными явлениями и видами труда, с развитием речи и
математическими представлениями и др.). При этом эстетическое воспитание и тесно
связанная с ним игровая деятельность уходят на второй план. А ведь именно на них
возлагаются большие надежды в деле воспитания и развития ребенка, так как с помощью
разных видов искусства у ребенка гармонично развиваются эмоционально-чувственная
сфера, личность и индивидуальность. Парадокс! Но это реальность.
Ставя искусство на отдаленное место по значимости в воспитании, надо понимать,
что спрос с него в дальнейшем неадекватен. В детском саду это своеобразные отчеты
перед родителями – утренники, праздники (в то же время родителям редко показывается
процесс освоения математики, развития речи). Ни один семинар, ни одна конференция по
проблемам образования не обходятся без выступления детей (хоры, оркестры,
танцевальные коллективы, театральные постановки). Участников развлекают или перед
ними отчитываются опять же детским творчеством, «детским искусством». Вся эта работа
находится практически за чертой обязательного, должным образом оцениваемого. И это
особенно грустно, так как работа на быстрый результат требует «тренажа», насилия над
способностями ребенка, отрицая сам кропотливый процесс естественного развития и
воспитания детеи через искусство.
Мы убеждены, что эстетический принцип должен лежать в основе построения
новой модели дошкольного образования. Художественное направление, наряду с игрой и
общением, является смыслом, содержанием жизнедеятельности ребенка в «САДУ
ДЕТСТВА». Это должно быть и смыслом деятельности педагога-воспитателя. Можно
привести достаточно много высказываний выдающихся людей о значении искусства и
эстетического в жизни человека. «Эстетическое доказало свою всеобщность»
(М. С. Каган) – вот платформа, или фундамент, реализации эстетического принципа в
содержании, формах, методах дошкольного образования.
Создать «гармоническое дошкольное учреждение», вывести его содержание на
культуросообразный и культуротворческий уровень позволит эстетическая составляющая.
Для ребенка важно мыслить и чувствовать ярко, образно, интонационно выразительно,
выходя за рамки привычного, обыденного, повседневного, важно умение выводить
понятия, что связано с ранней способностью к обобщению. Наиболее естественный путь
познания для ребенка в детстве – это преимущественно путь от образа к понятию. И
необходимо, чтобы мышление логическое, понятийное не вытеснило в дальнейшем этого
образно-ассоциативного, эмоционального мышления. Определяя развивающую среду как
ряд взаимосвязанных педагогических условий, способствующих проявлению и
деятельному развитию детей, следует сказать, что в центре ее должно находиться единое
развитое образовательное пространство, в которое ребенок попадает с первых дней своей
жизни.
В образовательных программах должны быть выделены возрастные
закономерности и особенности освоения детьми искусства с учетом развивающей
предметно-пространственной среды. Также конкретизированы формирующие этапы
предметно-пространственной деятельности (интегративной) для дошкольников от двух-
до семилетнего возраста. Общая закономерность развивающих направлений работы с
детьми дошкольного возраста может быть представлена следующим образом:
• Развитие общих представлений об окружающих предметах и непосредственное
общение с ними на основе развития ассоциативного мышления, фантазии и творческого
воображения (форма, величина, цвет, звук, движение, действие в игровом пространстве).
• Перенос эстетических представлений об окружающем мире в творческие работы
детей в разных формах деятельности: игровой, познавательной, изобразительной,
музыкальной, танцевальной, театральной, литературной и др.
• Интегрированный подход к освоению явлений окружающего мира в отличие от
традиционных межпредметных связей требует проведения занятий на принципиально
ином, качественном уровне, когда творчество, познание и навыки практической
деятельности осваиваются во взаимосвязи и взаимопереходах одной сферы в другую.
• Единство эстетического воспитания с общим развитием детей, широким
постижением окружающего мира с опорой на экологию и этнокультуру, учет местных
художественных традиций, национальных особенностей и традиций края (памятников
культуры, родного языка и природы).
Всё это тесным образом связано с освоением общечеловеческих духовных
ценностей, отечественной культуры прошлого и настоящего.
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть: система образования и воспитания в
дошкольном учреждении должна быть выстроена таким образом, чтобы дети многое
могли делать своими руками; умели действовать в различных пространствах и в разных
коллективах сверстников; владели телом, голосом, слухом, обонянием, осязанием; могли
самостоятельно познавать окружающую действительность, «данную нам в ощущениях»;
решать творческие задачи, оригинально мыслить, не бояться нового, неожиданного.
Цель проекта – разработка продуктивной модели образования и воспитания
дошкольников, в основании которой лежит культуро-творческий потенциал,
способствующий естественной и радостной жизнедеятельности детей в дошкольном
учреждении, развитию эстетического мировосприятия ребенка, бескорыстного
(нравственного) отношения к миру и к искусству.
Духовное напряжение, возвышение духовных потребностеи и интересов детей,
детских переживаний и нравственных помыслов – высшая задача общекультурного
развития дошкольников (так определял одну из важнейших задач воспитания детеи и
школьников видный ученый-педагог современности Б. П. Юсов).
Задачи дошкольного образования
• Возвышение ребенка до «философского» уровня постижения явлений жизни и
искусства, когда любое явление, знание (математическое, экологическое, географическое,
филологическое и др.) преподносится для детей как явление культуры.
• Воспитание эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей
деиствительности, развитие интуиции и наблюдательности.
• Сенсорное насыщение представлений и деиствий, богатство чувств и ощущений,
развиваемых в предметно-пространственной среде дошкольного учреждения.
• Эстетическое восприятие форм живой и неживой природы, предметов
рукотворного мира и произведений искусства.
• Освоение признаков и свойств разных материалов в процессе их исследования и
экспериментирования (мягких, шероховатых, теплых, холодных, пушистых и т. д.).
Передача ощущения материала в собственном творчестве ребенка.
Основу построения новои модели «САД ДЕТСТВА» составляют следующие
принципы:
 Всеобщность эстетической составляющей процесса образования детей
дошкольного возраста. Художественная культура пронизывает весь ход
взросления ребенка.
 Приоритет общекультурного развития: творчество, общение, познание.
 Новизна и открытость окружающему миру.
 Образно-смысловое восприятие и воспроизведение продуктов
жизнедеятельности человека, воспитание диалектичности ума.
 Развитие сферы познания через «вечные» проблемы человеческого бытия и
исторические способы их осмысления людьми (конечного и бесконечного,
идеального и реального, живого и неживого, красоты и безобразия и др.).
 Многообразие деятельностных форм воплощения творческих поисков и
решений ребенка.
 Интегрированное обучение и целостное полихудожественное воспитание в
условиях индивидуального и коллективного сотворчества, воплощаемых в
«художественном событии».
Основные направления проекта «САД ДЕТСТВА»
Работа со школьниками в разные периоды их жизни и исследовательская
деятельность в различных направлениях обучения и воспитания детей постоянно
возвращали педагогическое сознание к однои мысли: куда исчезают детская
непосредственность, искренность, любопытство и любознательность, умение интуитивно
схватывать целое и давать сущностные определения предметам и явлениям в ёмком
словосочетании? Какое таинство скрывается в дошкольном детстве и можно ли построить
такую педагогическую систему, которая не только развивала бы особое целостное
эстетическое отношение к миру, но и удерживала бы его, обогащала, совершенствовала?
История человечества дает примеры талантливых людеи в разных видах
человеческой деятельности, открытия и изобретения которых связываются с наличием у
них в зрелые годы качеств, присущих детскому возрасту. Эти соображения и легли в
основу размышлений авторов по созданию новой модели дошкольного образования,
которая исходила бы из закономерностей и природы развития человека как человека и
опиралась бы на природу этих закономерностей. Содержание направления связывало бы в
единое целое процессы развития данных от природы ребенку способностей видеть,
слышать, думать, чувствовать и деиствовать. И, самое главное, по закону этого
гармонического единства строилась бы и развивалась жизнь дошкольного учреждения в
целом. Показав эту целостность в формуле «ребенок в мире» – «мир в ребенке», авторы
искали такие принципы и методы работы, которые помогли бы ребенку осознать факт
того, что он есть органическая часть окружающей природы и мира в целом, что он, как
представитель рода человеческого, рожден для того, чтобы сберечь этот мир, сохранить и
приумножить эту целостность, действуя в нём сообразно своим способностям.
Знакомая всем цитата «Красота спасет мир» сама по себе еще не раскрывает
механизма, а выступает как художественное преувеличение (художественныи образ).
Спасти мир поможет только выращенное у ребенка с детства эстетическое отношение к
миру, отношение бескорыстное, неутилитарное, ответственное.
В исторической ретроспективе период 80-х годов ХХ столетия, повторяя период
20–30-х гг. ХХ в., ярко высветил накопленные в дошкольной педагогике противоречия,
негативные и позитивные тенденции, богатыий практический опыт. Всплеск идеи
буквально «вытолкнул» на передовые рубежи прогрессивных учителей, деятелей
культуры, плеяду педагогов-новаторов. Складывающиеся годами стереотипы выражались
крылатыми фразами, такими как «Детский сад готовит детей к школе», «Школа готовит к
жизни» и др. Возникает вопрос: а когда же дети будут жить? Именно в этом плане в
педагогике произошел сдвиг понятий. Появились новые концепции, новые научные труды
по развивающему образованию Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, работы А. В. Запорожца,
посвященные амплификации (обогащению детского опыта) взамен симплификации
(обеднение) и др.
В основе нового подхода лежит идея самоценности дошкольного детства и его
незаменимости в развитии определенных своиств и качеств растущеи личности.
Исследования Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. С. Мухинои, А. В. Запорожца,
В. Т. Кудрявцева, Г. Г. Кравцова доказывают, что развитие в определенныи период
воображения, художественного восприятия является базой для всего последующего
развития и формирования растущей личности. Ведущим видом деятельности, по мнению
практически всех ученых, является игра, так как игра – это качество природное, и поэтому
именно она должна лежать в основе специфики всей образовательно-воспитательной
деятельности дошкольного учреждения. И в настоящее время уже доказано, что «не
доигравшие» в свое время дети плохо схватывают информацию и плохо понимают ее, у
них трудно формируются навыки учебной деятельности.
В данном проекте отражено стремление авторов найти новые подходы к
дошкольному воспитанию, отойти от традиционных, формализованных форм работы. К
примеру, концептуальной основой программы «Тропинки», разработанной
В. Т. Кудрявцевым, является развивающее дошкольное образование. Как ученик
В. В. Давыдова, он считает, что новым в образовании дошкольников должно быть
творческое воображение, сформированность которого есть предпосылка успешной
учебной деятельности в начальной школе. Мы разделяем позицию В. Т. Кудрявцева:
практически каждый детскии сад дублирует обыденный опыт детей, накопленный вне
детского сада (в семье, на улице и др.), и отсюда автор выдвигает перспективные
принципы дошкольного образования, в центре которых лежит принцип необыденности
взамен традиционности и повседневности. Всё, что дети могут получить дома, в семье, не
должно муссироваться и повторяться в детском саду. В дошкольном учреждении важно
делать и давать то, что ребенок не может получить дома.
Другая важная позиция, близкая авторам данного направления, – это отношение
В. В. Давыдова к принципу доступности. Он подчеркивал, что принцип доступности,
трактующиися в дошкольнои педагогике, противоречит развивающему образованию.
Пример сказанному – факт того, что детсадовского ребенка сажают за парту, ставя его в
позицию ученика, то есть копируют общеобразовательную школу. А позднее, в первом
классе, якобы сохраняя преемственность с детским садом, с детьми начинают играть. В
конце концов «школьная форма обучения» уже в первом классе «становится ему мала».
В. В. Давыдов наглядно доказывает, что обучение – это новый качественный этап.
Вымученное общение ребенка в детском саду, выстроенное с позиции взрослого,
противоестественно. Работа с образцом является чуть ли не самой главной, в том числе и в
области искусства. К сожалению, и методика обучения в современных педагогических
вузах на факультетах дошкольного и начального обучения является ярким тому
свидетельством. Хочется привести один достаточно убедительный пример ситуации,
которая произошла в процессе проведения научно-практического семинара в г. Тольятти в
начале нового тысячелетия. На семинаре присутствовали педагоги дошкольных
образовательных учреждений и студенты педагогического вуза дошкольного факультета.
Семинар был посвящен внедрению в практику работы детских садов интегрированных
форм обучения и полихудожественного воспитания детеи. В процессе семинара
слушатели присутствовали на разных занятиях, участвовали в работе мастер-класса
знакомились с конкретным практическим материалом,.
После достаточно долгого общения, в процессе которого Л. Г. Савенкова, ведущая
мастер-класс, приводила примеры того, как включать детеи и педагогов в процесс
общения и сотворчества, специально уделяла внимание тому, что на занятиях
изобразительной деятельностью нежелательно и даже вредно работать с образцом: не
нужно рисовать отдельно кружочки, палочки, полосочки, так как они неинтересны детям.
Важно уделять внимание творческой организаций занятии с детьми, поэтому гораздо
уместнее рисовать большие картины крупными кистями, проводить эксперименты с
красками и художественными материалами, рисовать цветными фломастерами, мелками
на самые разные сюжеты. В таких картинах можно и нужно обращать внимание на то, как
рисовать кружок и прямые линии в изображении конкретных предметов, например
цветов, деревьев, домов, животных. Подчеркивалось, что лучше предлагать детям именно
те задания, которые предполагали бы включение этих элементов в композицию рисунка,
например, при изображении пейзажа, своего впечатления от прогулки в парк или зоопарк;
при изображении людей и животных в лесу, в доме. В качестве примера было
продемонстрировано более 100 детских работ.
После завершения рабочей встречи слушателям – участникам семинара
предложили задать вопросы. Одна из слушателей спросил: «А когда же дети будут
рисовать кружочки и палочки?» Вот один из ярких примеров, когда мы слушаем и не
слышим или не хотим услышать. И в этом не виноваты практики, которые привыкли
работать так, как их научили, не виноваты студенты, потому что их именно так учат в вузе
обучать детеи. Виноваты те, кто преподает в вузе, потому что они не могут шагать в ногу
со временем, не пытаются осмыслить и понять, что нужно ребенку для развития данных
только ему природой способностей, что нельзя воспитывать одинаково мыслящих людей.
Именно поэтому многие интересные идеи не могут реализоваться, так как механизм
их воплощения не вытекает из специфики реального дошкольного воспитания, из
представлений о том, каким оно должно быть, исходя из самоценности дошкольного этапа
взросления человека.
Постулат, которыи разделяют практически все, – самоценность дошкольного
образования («наиграться», «напеться») – не восполняет отсутствия широкой,
всеобъемлющей концепции, реализующей этот постулат, наполняющей детство
незабываемыми впечатлениями и содержательными, новыми смыслами; главное в ней –
опора на природу и закономерность формирования эстетического отношения к миру.
Процесс «вхождения» ребенка в окружающий мир связан с многообразными
открытиями. Грамотное сопровождение этого вхождения – вовремя предложенная
помощь, подсказка, совместные исследования, предостережение – является для ребенка
тем стержнем, которыи ему необходим. Первые впечатления, удивления, первые познания
и деиствия являются в жизни каждого человека определяющими. Поэтому очень важно
сформировать у ребенка органичные впечатления о мире – мире взрослых людей, мире
окружающей природы – и, самое главное, представление ребенка о себе самом. Огромную
роль играет в этом общение маленького человека со взрослым миром и миром детей, в
первую очередь общение эмоциональное и общение деловое, построенное на
сотрудничестве и сотворчестве. Это обусловлено потребностью растущего человека в
получении новых впечатлений, новых знаний о мире, в котором он живет, в котором
живут его родные и близкие.
Именно дошкольный, даже младший дошкольный возраст, в процессе которого
ребенок приобретает жизненный опыт, впитывает все, что ему встречается, всеми своими
чувствами через осязание и обоняние, вкусовые ощущения, действия с предметами и
формами через слух и, конечно, зрение. Именно зрение и слух в процессе взросления и
познания жизни наиболее важны, так как только через зрение, по исследованиям ученых,
человек осваивает почти 85% информации о мире. Остальное – через слух и тактильные
ощущения. Только это уже должно указывать на то, что включение в процесс образования
и воспитания детей с первых лет жизни изобразительного и музыкального искусства
является основополагающим.
Предметная деятельность – работа с красками, глиной, бумагой, всевозможными
инструментами и приспособлениями, – выстроенная на основе игры, способствует
формированию стиля общения, активной творческой деятельности, приобретает
осмысленный вид и результативный характер.
Другой важной сторонои жизни ребенка является его общее физическое развитие:
формирование нервной системы, развитие мышечной массы, требующей активной
деятельности, движения. Только в этом ребенок может почувствовать свои силы,
возможность выполнить то или иное деиствие, осознать себя в действии. Поэтому
включение в процесс всевозможных физических упражнении, направленных на развитие и
формирование жизненно важных действии, таких как ходьба, прыжки, кувырки, танец,
бег, ползание, подтягивание, приседание, плавание и др., включенных в активную игру,
позволяет незаметно, через соревнования, конкурсы, управлять всем этим процессом.
В основе содержания работы по программам концепции «САД ДЕТСТВА»
лежат следующие базовые направления:
1. МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА
Расцвет детства как стратегия духовного роста ребенка. Видеть, слышать,
чувствовать, думать – родовые способности человека, позволяющие наблюдать,
сравнивать, говорить, двигаться, действовать.
Ребенок – самостоятельная личность: я человек, я родился, я сам, я хочу, я могу.
Способность человека наблюдать за собой и за явлениями окружающего мира. Видеть,
слышать, прикасаться, приобщаться к обществу взрослых позволяет из всего увиденного и
услышанного выделять и узнавать те предметы, явления, состояния, которые ребенок
может вычленить в определенный возрастной период.
«Взрослый как ребенок»: атмосфера тонкого прикосновения к детству, научиться
смотреть на мир и видеть его глазами детеи, слушать и слышать. Тактика терпеливого
выжидания, естественного «выращивания» индивидуального внутреннего мира. Такая
стратегия взрослого поможет продлить у ребенка непосредственное, яркое восприятие
жизни.
2. ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
Из всего услышанного, увиденного, прочувствованного постепенно выделяются
сущностные явления, их обозначения в понятиях, словах, которые передаются из
поколения в поколение как духовные накопления: добро, красота, труд, справедливость,
сострадание и др. Что значит слышать друг друга? Дружить? Играть? Заботиться?
Помогать? Зачем? Как? Перечисленные ценностные ориентиры гармонично сочетаются с
поиском смысла жизни.
Мудрые мысли, могущественные слова, переходящие из поколения в поколение на
протяжении веков, имеют всеобщий человеческий смысл – потому вечные, потому
ценности: Россия, любовь, русскии характер, чувство Родины:
 «Человек не для себя родится...» (Н. А. Бердяев).
 «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!» (И. Северянин).
 «Родина сильнее смерти» (В. В. Хлебников).
 «Где же моя истинная Родина? Родина живет в моеи душе» (М. М. Пришвин).
 «В русском характере... по преимуществу выступает способность
всепримиримости, всечеловечности» (Ф. М. Достоевскии).
 «В русском мышлении нравственный момент преобладает над
интеллектуальным...» (Н. А. Бердяев).
Понятно, что эти проблемы непросты для понимания, ребенку и воспитателю
нужно потрудиться, чтобы наити способ вхождения маленьких детеи в нравственные
проблемы. Однако ясно, что об этом надо размышлять на высоком интеллектуально-
эмоциональном уровне. Ибо только такой высокий философский уровень способен
обеспечить необходимую, адекватную детскому восприятию целостность вхождения в
истоки нравственных основ.
3. ЖИВОЙ МИР
Человек и природа – человек в природе. Красота и простота окружающей природы,
богатство рек, которые поили и кормили наших предков. Лес, степь, бескрайние равнины.
Во взаимоотношениях с природой человек вобрал в себя ценные качества: мудрость,
трудолюбие, смекалку, особое эстетическое чувство, позволяющее одушевлять явления
окружающего мира.
Свобода чувств, величие просторов выражаются в распевной человеческой речи,
протяженности песен, в плавных движениях хороводов, в узорах русских нарядов и
домашней утвари. В русских сказках, былинах, песнях, обрядах – тема единства природы
и человека; в созвучности этих понятий – глубинная основа поэтического и музыкального
народного фольклора. «Есть в русской природе усталая нежность, // Безмолвная боль
затаеннои печали, // Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, // Холодная высь,
уходящие дали...» (К. Д. Бальмонт)
Звуки, краски, стихи и природа не могли не отразиться на жизнедеятельности
людеи. Вот почему человек взял в руку кисть, запел, затанцевал, украсил дом, смастерил
инструменты.
Мир познаваем? Познание мира через определение части и целого: дерево – лес;
вода – река; камень – скала; трава – поле; песок – пустыня; семя – плод. Вдумчивое
созерцание предметов и явлений, восприятие их качеств и свойств всеми органами чувств.
Освоение признаков и свойств разных материалов в процессе их исследования и
экспериментирования (мягких, шершавых, теплых, холодных, пушистых, хрупких,
прозрачных и т. д.). Разглядывание, ощущение через действие с предметами, выделение
качеств и свойств. Перенос состояния природных явлений и предметов на состояние
человека – чувство ткани, камня, воды. Передача ощущения материала в собственном
творчестве ребенка (рисунок, слово, движение, мелодия).
Разнообразие и красота окружающего мира: мир впитал в себя все тонкости и
особенности природы, разных по характеру и привычкам людей, животных и птиц. Мир –
это небо, звезды, моря, реки, океаны, пустыни, а также города, необычные и совсем
обыкновенные дома, памятники... Мир – это звуки, слова, мелодии, цвета, движения,
формы, пространство. Искусство видеть всё многообразие окружающего мира
воспитывает особое чувство – миропонимание.
4. НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ
• Жизнь, Земля – жизнь на Земле.
• «Род проходит и род приходит, а Земля пребывает вовеки» – это строки из
Библии.
• Планета Земля как картина мира: бесконечность, хаос; гармония; пространство,
время, простота и сложность, повторяемость; контрастность, движение. Корень жизни –
дыхание. «Вселенная, наш мир дышит так же, как человек и каждое живое существо,
растения и даже минерал» (Е. П. Блаватская, 1875 г.).
Дыхание – это жизнь всех живых существ во Вселеннои. Каждая новая жизнь на
Земле начинается с первого вздоха.
Со словом «дыхание» связаны и такие понятия, как «дух», «духовность»,
«вдохновение».
Земля – дом, обитель, где живут люди по законам Вселенной, почитая и уважая
стихии планеты: землю, воду, воздух, огонь.
Всё в мире цепью связано нетленной. // Всё включено в один круговорот: //
Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной // В тот миг звезда взорвется – и умрет...
(Л. В. Куклин)
5. ЗАКОНЫ ЖИЗНИ – ЗАКОНЫ ИСКУССТВА И ТВОРЧЕСТВА
• Пространство – время
• Содержание – форма
• Ритмы жизни – покой
• Художественное – обыденное
• Реальность – игра
• Развитие (движение) – статика
• Совпадение конца и начала
Опираясь на философские размышления выдающегося русского мыслителя-
философа В. С. Соловьева [5], мы выделяем три сферы универсального образования и
воспитания. Они исходят из основных начал человеческои природы:
1) сфера творчества, в основе которои лежат чувства и красота;
2) сфера знания, которая опирается на мышление и истину;
3) сфера практическои жизни, основывающаяся на воле и общем благе.
Особенности возрастного развития
• Младший дошкольный возраст – 2 года
Первичное освоение окружающих предметов. «Подражатели».
• Младший дошкольный возраст – 3 года
Прикосновение к жизни, искусству, творчеству. «Говорунки» (П. Ф. Каптерев).
• Средний дошкольный возраст – 4 года
Первое познание жизни, искусства, творчества. «Исследователи».
• Старшии дошкольныи возраст – 5 лет
Освоение жизни, искусства, творчества. «Философы и изобретатели».
• Подготовительныи к школе возраст – 6 лет
Погружение в жизнь, искусство, творчество. «Практики и прагматики».
Вместо вывода
Эстетическая составляющая дошкольного образования позволяет выводить его
содержание на культуросообразный и культуротворческий уровень, позволяет создать
«гармоническое дошкольное учреждение». Может быть, не так категорично будет звучать
мнение: «Наука строится на понятиях, искусство – на образах». Для ребенка важны и
умение выводить понятия, ранняя способность к обобщению, и воспитание
диалектичности ума, а также способность мыслить и чувствовать ярко, образно,
интонационно выразительно, выходя за рамки привычного, обыденного, повседневного.
Наиболее естественный путь познания для ребенка в детстве – это преимущественно путь
от образа к понятию. И важно, чтобы мышление логическое, понятийное не вытеснило в
дальнеишем этого образно-ассоциативного, эмоционального мышления. Авторы
поддерживают идеи и теоретические положения выдающихся деятелей педагогики
(Л. Д. Азаревич, А. В. Бакушинский, А. А. Богданов, П. П. Блонский, Н. Я. Брюсова,
Е. Н. Водовозова, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец,
И. М. Иогансон, Д. Б. Кабалевскии, С. С. Моложавый, Е. С. Останин, Е. И. Тихеева,
В. Н. и С. Т. Шацкие, Л. К. Шлегер, Ф. Шмит, Е. А. Флерина, Б. П. Юсов), которые
рассматривают эстетическое как гармонизирующее всеобщее, очеловечивающее всё
содержание дошкольного знания и умения.
Стремление приобщать детей к разным видам искусства основано на природном
стремлении ребенка к творчеству, к деятельности; зиждется на интересах маленького
человека, его стремлении к занимательности, игре, общению, к художественной
деятельности. Именно это дает возможность ребенку понять и осознать смысл деиствий,
понятий, явлений, с которыми ему приходится сталкиваться, формируя, таким образом,
собственныи жизненный опыт. Поэтому наполнение жизни ребенка искусством, введение
его в мир культуры особенно важно в формировании представлений и предпочтений. Они
должны быть обусловлены и реализованы всем содержанием дошкольного образования, а
не просто присутствовать в расписании и планах.
Главными принципами деятельности педагогов и воспитателей должны стать:
любовь к ребенку; рассказ, а не чтение; игра, действие, а не только слушание; опора на
реальные особенности и условия окружающей среды, местности, региона, традиции,
истории, культуры; комплексное воспитание и развитие детей средствами искусства;
пробуждение в душе детей эмоций эстетического свойства.
• Воспитание детей должно осуществляться только на высокохудожественных
произведениях и под руководством высокообразованного педагога, имеющего душу
артиста (А.В. Бакушинскии).
• Формы и методы приобщения ребенка к художественно-творческой деятельности
должны быть направлены на формирование объемно-пространственных представлений;
на развитие способности отбора и комбинирования цветовых отношений; на
художественное оформление реальных вещей; на использование экскурсионного метода
(А. В. Бакушинскии, Г. В. Лабунская, Е. А. Флерина, В. Н. и С. Т. Шацкие и др.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакушинский А.В. Об освоении пространства // Художественное творчество и воспитание. М.:
Новая школа, 1925.
2. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982
3. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразная образование: концептуальные
основания //известия РАО. № 4, 2001.
4. Кудрявцев В.Т. Тропинки. Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного
образования. М.: Издательский центр Вентана-Граф», 2007.
5. Соловьев С.М. Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция. М.: Республика, 1997.
6. Флерина Е.А. Роль материальной среды в развитии художественно-творческой активности
дошкольника. М., 1921
7. Флерина Е.А. Художественное воспитание в практике современной школы.М., 1925
8. Фребель Ф. Педагогические сочинения. Т.1. Воспитание человека. М.: Книгоиздательство К.И.
Тихомирова, 1906, 1913, 1923.
9. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. САД ДЕТСТВА. Новая модель дошкольного образования. М.: Русское
слово, 2012.