В настоящее время перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, современный национальный воспитательный идеал - это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1].
В поиске оптимальных путей и форм организации духовно-нравственного развития учащихся, активизации их творческой деятельности была создана авторская программа «Истоки мастерства», что продиктовано необходимостью создания опоры на соответствующие возрастному развитию запросы и потребности подростков и отсутствием в системе художественного воспитания специальных направлений работы по духовно-нравственному развитию школьников через формирование интереса к народному творчеству и декоративно-прикладному искусству.
Следует отметить, что среди представленных в школе видов искусства весьма эффективной сферой духовно-нравственного развития школьников призвано быть декоративно-прикладное. По мнению исследователей, данный вид искусства занимает значительное место в школьных программах по изобразительному искусству и наиболее тесно связан с художественно-творческой деятельностью школьников.
Декоративно-прикладное искусство и народное творчество формировалось веками и в своей памяти хранит богатейшую историко-культурную информацию, на которой формируются ценностные ориентации и духовно-нравственная культура детей и подростков.
Однако анализ научной литературы по духовно-нравственному развитию современных подростков позволяют сделать вывод о недостаточной степени разработанности данной проблемы в системе общего дополнительного образования.
Авторская программа «Истоки мастерства» разработана на основе многолетнего опыта работы с детьми и составлена в соответствии с организационно-методологической программой «Наша Земля - наше наследие» Центра художественного образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества с учетом требований для Примерных программ по социализации и воспитанию детей (в рамках ФГОС).
Отличительной особенностью данной программы является многокомпонентность и насыщение различными техниками художественно-творческой деятельности. В рамках данной программы дети знакомятся с особенностями культуры не только своего, но и других народов, что способствует формированию толерантной личности, расширяет их кругозор и возможность самоопределения в будущем.
Программа предназначена для детей подросткового возраста и рассчитана на 3 года обучения. Благодаря многообразию техник и творческих заданий программу можно варьировать и компилировать. При составлении программы нами учитывалась, что непосредственное приобщение к истокам мастерства и культуре своего народа воспитывает у школьников глубокие нравственные чувства: любви и уважения к своей стране, желание помогать людям, уважения прав человека, патриотизма и взаимопонимания между народами.
Практическая значимость программы базируется на освоении декоративно-прикладного творчества, что проявляется в умении работать с материалами в различных техниках (плетения, аппликации, коллажа, конструирования); знания особенностей работы с пластическими материалами; умения применять технические приемы лепки и росписи и др. Обучение по данной программе способствует исследовательской и проектной деятельности и связано с такими предметами школьной программы как история, ознакомление с окружающим миром, математика, развитие речи, технология, изобразительное искусство.
Цель программы – духовно-нравственное развитие подростков, приобщение детей к истокам творчества народов мира, культурное самоопределение и самореализация личности ребенка средствами декоративно-прикладного искусства.
Познавательные задачи программы: развитие интереса к декоративно-прикладному искусству, формирование общего представления о многообразии и неповторимой самобытности культуры разных народов.
Развивающие задачи программы: развитие творческого воображения и творческой активности.
Воспитательные задачи программы: бережное отношение к культуре своего народа и проявление культурно-эстетической толерантности к культуре других народов; развитие навыков социального общения, умения работать в коллективе.
Следует отметить, что культурно-эстетическая толерантность, по мнению Л.П. Печко, означает «широкую духовную позицию и многообразный художественный опыт личности» [3, 45], что проявляется в:
- принятии и понимании традиций культуры и искусства каждого народа и особенно малых народностей;
- тактичном, корректном, бережном отношении к творчеству, процессам и результатам эстетической и художественной деятельности в каждую эпоху в различных жизненных, средовых ситуациях и условиях;
- чутком отслеживании процессов собственного творческого развития, самовыражения, становления своего эстетического сознания, готовности поддержать, отстаивать и объяснять свои предпочтения.
Ведущие педагогические принципы, положенные в основу программы: принцип учета возрастных особенностей; природосообразности (развитие природных склонностей ребенка и его способностей); креативности (развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах); культуросообразности (на основе этнографического и национально-культурного материала).
Народные обряды, традиции, обычаи представляют собой яркий пример творческой деятельности, если являются активными способами жизнедеятельности людей. По мнению современных исследователей, «их изучение, идеализация, перенос в неизменных, отстоявшихся в веках вариантах становятся проявлением эстетического отношения к прошлому» [4, с.50].
Искусство во все века было эмоционально-ценностной сферой деятельности. Учитель должен понимать, что именно деятельность украшения (декора) породила вид декоративно-прикладного искусства. Так, Б.М. Неменский отмечает, что любое произведение не обходится без композиции (конструктивная деятельность) и без изобразительных элементов, переработанных в декоративные знаки, более или менее близкие реальным изображениям. И задача педагога идти «от родного порога», от местных промыслов к промыслам других регионов России [2, с.130].
Современное образование невозможно без обращения к личности, воспитания у школьников самостоятельности, инициативы, активности и других социально значимых качеств. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач. Основной функцией такого обучения является не только получение знаний, но и создание творческой атмосферы в классе.
В исследованиях ученых отмечается, что «творческая сущность народных традиций, обрядов, обычаев возвращается лишь тогда, когда они обновляются в связи с новыми условиями, установками, взглядами, что дает возможность их сохранить, но в современном, актуальном для данного времени варианте»[4, 51].
На первом этапе обучения по программе «Истоки мастерства», занятия построены с учётом того, чтобы дети, не имеющие творческих навыков, могли чувствовать себя более уверенно. Потому в форме мастер-классов включены занятия по применению монотипии (своеобразной техники художественных оттисков) с привлечением интуитивного рисования. Вначале подростки осваивают секреты создания тряпичных кукол-оберегов, Оберегов народов мира (Божье око, Коловрат, Мандала, Намка, Хорло) с помощью узелкового плетения. На примере древнего способа окрашивания ткани «Шибори» знакомятся с различными видами орнаментов и т.д. Преимуществом данной программы является создание законченного произведения, составляющего художественный образ, в котором могут быть применены как одна техника, так и несколько в одном изделии (лепка, рисование, оригами, плетение, аппликация и др.).
Работа учителя по данной программе не ограничивается рамками занятий. Учитель продолжает свою деятельность, организуя познавательные игры, творческие конкурсы, встречи с интересными людьми, экспедиции по родному краю и историческим истокам народных промыслов.
В рамках программы «Истоки мастерства» проводятся коллективные мероприятия, которые связаны с проведением общешкольных и государственных праздников. Так, для поддержания интереса и творческой активности школьникам предоставляется возможность подготовить к праздничным событиям изделия из разных материалов (ткань, фетр, капни, стекло, пластик, бумага, мех, шерсть, трикотаж, нити и др.). В итоге, при достаточном многообразии техник, задействованных материалов и многофункциональности применения способов изготовления изделий, дети проявляют творческую активность в достижении результатов.
Культуротворческая направленность программы «Истоки мастерства» состоит в социокультурной и нравственной идентификации личности. Значимость освоения декоративно-прикладного творчества заключается, прежде всего, в том, что приучает образно мыслить и вносить элементы творчества в практическую деятельность человека, вызывает потребность в новых знаниях. Через уважение к труду и творческой деятельности, подростки обретают ценность полученных художественных познаний, становятся духовно-нравственными и целеустремлёнными в достижении поставленной цели.
Таким образом, воспитание и образование подрастающего поколения, основанное на освоении декоративно-прикладного творчества, является:
во-первых, способом совместного с педагогом осмысления и самоощущения личности в пространстве культуры;
во-вторых, средством формирования умения бережно использовать продукты человеческой культуры, народного творчества, присвоения накопленных духовных и материальные ценностей, которые могут быть не только востребованы, но и приумножены творческой деятельностью современных подростков.
ЛИТЕРАТУРА
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. –М: Просвещение, 2009. -24с.
Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. –М.: Просвещение, 2007. -255с.
Печко Л.П. Мировоззренческие аспекты исвоения школьниками культуры и искусства // Развитие мировоззрения личности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы и педагогического вуза. Материалы сессии Научного совета. Под общей редакцией Р.М. Роговой. –М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2004. -80с.
Эстетическое образование в период детства: Монография / Отв. ред. А.Ф. Яфальян. Уральский гос.пед. ун-т: Екатеринбург, 2003. -282с.