Специфика хорового пения, как разновидности музыкального исполнительства, традиционно связывается с его вокальной природой, с умениями и навыками исполнителей, необходимыми для вокальной деятельности. А это, безусловно, требует соответствующего уровня подготовленности участников хора, их музыкальной образованности и воспитания.
На музыкально-педагогический факультет нашего педагогического университета поступают не только дирижеры по базовому образованию, но и теоретики, баянисты, пианисты, скрипачи, у которых хорового воспитания в колледжах не было. Это, в основном, исполнители-инструменталисты, не умеющие петь и не занимавшиеся пением в процессе своего до вузовского образования. Поэтому создание хора студентов ( а это одна из основных дисциплин) в нашем учебном заведении - процесс трудоёмкий, требующий от преподавателей творческого подхода к созданию коллектива. Именно поэтому, в период становления хора, на первый план мы выдвигаем человеческий фактор как важный момент, определяющий специфику хорового исполнительства.
Неоспорим тот факт, что хор составляют не сами голоса, а люди, обладающие этими голосами. Поэтому качество хора зависит не только от звучания хоровых голосов, но и от того, каковы отношения участников хора друг с другом. Особенно важно, насколько сходны их эстетические потребности, мотивы, интересы, устремления; какова творческая, нравственная, духовная, эстетическая атмосфера в коллективе. И в этом смысле цементирующим звеном создания музы-кального коллектива является его духовно-нравственное воспитание, неразрывно связанное с чувством высокого патриотизма.
Мы не можем и не должны отделять музыкальное воспитание от воспитания вообще. И здесь трудно переоценить значение приобщения студентов – будущих учителей музыки к хоровому пению, к истокам духовной культуры нашего народа, его духовным традициям. С этой целью в рамках учебной и внеаудиторной работы с хоровым коллективом мы развивали интерес у студентов к различным хоровым концертам мастеров хорового искусства, чтобы приобщить их к сокровищам русского хорового искусства, культуры, православным традициям нашей страны. Эта работа дает возможность студентам не только прикоснуться к истокам духовности, но и почувствовать органическое слияние с ней, так как такая духовная атмосфера, безусловно, способствует становлению творческого коллектива единомышленников. Так, например, к юбилею М. Плетнева наши студенты принимали участие в исполнении 9-й симфонии Бетховена в сводном хоре лучших профессиональных хоровых коллективов города.
Одним из значимых и наиболее действенных средств духовно-нравственного воспитания участников хора является православное пение. Музыка русской православной церкви являет
собой важнейший пласт отечественной музыкальной культуры. Выражая стремление человека к духовной красоте и гармонии, она возвышает его чувства, духовные помыслы. Изучение произведений духовной музыки, их хоровое воспроизведение не только способствуют воспитанию высокой духовности каждого участника хора, но и побуждают их к поиску, творческой активности, воспитывают чувство коллективизма и ответственности. В этом плане, для нас важнейшим представляется не столько высокий уровень хорового исполнения духовных музыкальных произведений студентами, сколько само соприкосновение с высокими произведениями духовной музыки, ее осмысление, понимание, проникновение и восприятие.
Особое место в становлении и сплочении хора имеют концертные выступления как перед своими сотоварищами по факультету, так и на других площадках города Москвы – базовых общеобразовательных школах города, педагогических колледжах, других факультетах университета и т.д. Очень большое значение для создания и сплочения хорового коллектива имеет участие в смотрах, конкурсах, фестивалях. Так, ежегодно все без исключения хоровые коллективы нашего факультета принимали участие в хоровой номинации студенческого фестиваля города Москвы «Фестос», где неоднократно становились лауреатами.
Духовно-нравственное воспитание личности невозможно представить без воспитания чувства любви к своему Отечеству, его народу, истории, традициям. Именно патриотизм является живительным источником воспитания духовного, нравственного.
Обязательным условием для наших хоровых коллективов является включение в репертуар разнохарактерных классических, духовных, народных, современных и патриотических произведений. Понимание, чувственное восприятие, сопереживание при разучивании и воспроизведении текстов этих произведений, а затем осмысленное их исполнение оказывает глубокое эмоциональное воздействие и на зрителей, и на самих участников хора. Концертные выступления коллектива в дни празднования Победы перед участниками и ветеранами Великой Отечественной войны оставляют неизгладимые впечатления от чувства единения со зрителем и достигнутого взаимопроникновения. Они создают реальное ощущение неразрывной связи поколений, их преемственности, духовной общности. Воспитательная цель таких концертов очевидна и неоспорима. И вполне понятно, что практика таких выступлений служит не только критерием для самооценки певческого коллектива и средством его духовно-нравственного воспитания, но и является особым механизмом накопления опыта эмоционального воздействия музыкальными средствами на слушателей. Эта практика формирует музыкально-исполнительские навыки, вокальное мастерство студентов, становится побуждающим стимулом для становления устойчивой потребности в их дальнейшем совершенствовании в процессе учебы. Правильно организованная работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию неизбежно приводит к ощутимым результатам. Наше активное участие в мероприятиях, связанных с концертной деятельностью различных творческих музыкальных коллективов: выступления на конкурсах, фестивалях, благотворительных и праздничных концертах позволяют нам адаптироваться в творческой среде. И это важно для приобретения опыта публичных выступлений, где участники хора освобождаются от излишних волнений на концертах и чувствуют себя уверенно и комфортно, тем самым, имея большую возможность в полной мере сосредото-читься на главном - вокальном исполнении музыкальных произведений. А это, в свою очередь, определённо сказывается на развитии хорового коллектива, более успешном достижении целей учебного процесса.
В связи с этим, возникает необходимость неустанно и целеустремленно вести системную и целенаправленную работу по патриотическому и духовно- нравственному воспитанию студентов хорового коллектива, тем самым, обеспечивая в дальнейшем его успешную и плодотворную творческую деятельность, повышение качества хорового исполнительства и одновременно воспитывая молодежь в правильном музыкальном направлении.
Духовно-нравственное воспитание студентов средствами хорового исполнительства
Аннотация:
Мы не можем и не должны отделять музыкальное воспитание от воспитания вообще. И здесь трудно переоценить значение приобщения студентов – будущих учителей музыки к хоровому пению, к истокам духовной культуры нашего народа, его духовным традициям. С этой целью в рамках учебной и внеаудиторной работы с хоровым коллективом мы развивали интерес у студентов к различным хоровым концертам мастеров хорового искусства, чтобы приобщить их к сокровищам русского хорового искусства, культуры, православным традициям нашей страны.