ЭФФЕКТИВНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 10-11 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Третьяков Андрей Леонидович (1), Юдушкина Олеся Васильевна (2), Москвина Анна Сергеевна (3)

(1) магистр библиотечно-информационной деятельности, старший преподаватель кафедры дошкольного образования факультета психологии ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», Москва

(2) кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

(3) заместитель декана факультета психологии, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования факультета психологии ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», Москва

Аннотация: 
В данной статье исследователями рассматривается вопрос эффективной и результативной подготовки обучающихся 10-11 классов общеобразовательных организаций к сдаче единого государственного экзамена по литературе в контексте формирования у обучаемых информационной компетентности. Отражены концептуальные положения современного образования. Особое внимание уделено принципам образовательного ландшафта третьего тысячелетия. Приведены доводы об актуальности рассмотрения вопросов формирования информационной компетентности старшеклассников в современной информационной эпохе и медиасреде. Особое внимание уделено положениям Я. А. Коменского, которые в настоящее время оказывают позитивные сдвиги на развитие педагогической теории и образовательной практики. Для подтверждения гипотезы исследования, нами было проведено анкетирование обучающихся 10-11 классов общеобразовательных организаций Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, результаты которого отражены в статье. В заключении представлен обобщающий вывод, характеризующий тем, что уровень сформированности информационной компетентности старшеклассников влияет на результат и эффект при подготовке к единому государственному экзамену по литературе.

Введение

На современном этапе развития цивилизации феномен образования рассматривается рядом исследователей педагогической теории и практики как важнейший социальный институт информационного общества (общества знаний, общества медиа, поколения миллениум). Образование выступает трансформатором, механизмом эволюции развития общества в целом и каждой личности в частности. Онтогенез и становление образования зависят от ряда факторов и условий существования цивилизации и условий, в котором происходит их жизнедеятельность, а именно: социально-экономических, социально-культурных и проч. [8, 9].

Стоит отметить, что связь образования и культуры является наиболее прочной. Так, Э. Н. Гусинский отмечал, что уже «самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства…». Иными словами, историческое становление института образования можно сравнить с историей становления и развития государственности той или иной страны.

Итак, образование представляет собой «социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе» [5]. Данный аспект очень важен для понимания и рассмотрения предмета статьи – влияние уровня сформированности информационной компетентности старшеклассников на эффективную сдачу единого государственного экзамена (ЕГЭ) по литературе.

Современный этап развития образования неразрывно связан с историко-педагогическим дискурсом и вкладом выдающих учёных-исследователей, среди которых стоит выделить Яна Амоса Коменского.

Исследования Я. А. Коменского также касаются и вопросов одарённости и талантливости. Остановимся более подробно на данных позициях.

В статье «О культуре природных дарований» выдающий исследователь и педагог отмечает: «… я полагаю наиболее удобным для себя и для вас, а равно и отвечающим существу самого дела вести рассуждение в следующем порядке:

Во-первых, раскрыть, что такое природное дарование и в чём заключается воспитание дарований.

Во-вторых, выявить, что необходимо требовать, чтобы дарования не оставались необработанными как дебри лесов, или пески пустынь, но чтобы они были возделываемы тщательно, как мы обыкновенно возделываем огороды, виноградники и сады.

В-третьих, показать, каким образом такое образование можно было бы удачно привить целому народу, в частности, есть ли условия для некоторого более широкого, полнейшего и лучшего образования природных дарований в нашем народе» [3].

Обращая внимание читателей на главнейшие центры, отвечающие за развитие одарённости, Я. А. Коменский как бы подчёркивает, что необходимо развивать не один какой-то орган, а объединив самые важные части организма человека. 

Развивая идеи величайшего педагога Яна Амоса Коменского, современный профессор А. Г. Асмолов подчёркивает связь культуры с общественно-политическим устройством общества, вводит детерминанты «культура полезности» и «культура достоинства», имеющие «единственной целью… воспроизводство самого себя без каких-либо изменений… в нём; урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций» [1].

Тренды современности таковы, что инновационный вектор строительства образования требует включённости в него всех субъектов внешней среды [2].

Таким образом, веха развития современного образования рассматривает феномен эффективной подготовки и образовательного результата обучающегося как один из стратегических и приоритетных направлений комплексного развития личности в эпоху модернизации и пересмотра ценностных ориентаций граждан третьего тысячелетия.

Итак, в связи с тем, что предметом рассмотрения статьи является определение важности уровня сформированности информационной компетентности у выпускников общеобразовательных организаций и её влияние на эффективную подготовку и сдачу ЕГЭ по литературе, то стоит перейти к рассмотрению феномена информационной компетентности в современной социокультурной ситуации.

Информационная деятельность человека, связанная с социальной природой, является системно-преобразующим ядром информационной компетентности.

Информация в современном мире быстро устаревает из-за оперативного хода общественной жизни, развития науки, техники и способов коммуникации людей друг с другом. Информация, имеющая большую ценность сегодня, завтра может быть бесполезной. Своевременная выдача информации повышает её актуальность и практическую значимость [4].

Современный образовательный процесс немыслим без формирования информационной компетентности, представляющий собой непрерывный процесс, который должен начинаться как можно раньше. Этого мнения придерживаются такие выдающиеся исследователи, как В. П. Голованов, Е. Я. Коган, И. И. Комарова, Т. С. Комарова, А. И. Лучинкина, Е. М. Машбиц, Ю. А. Первин, В. А. Плешаков, Н. Д. Угринович и др. Мы считаем, что «уровень развития современного молодого человека во многом характеризует понятие информационной компетентности, которая в силу фундаментальности её понятия должна формироваться, начиная с первых школьных, а иногда и дошкольных уроков, и занятий» [6, 7].

Современная личность ориентирована на условия рыночной экономики, а также в последнее время актуализируется дорожная карта Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», где в разделе «Кадры и образование» значительное внимание уделено формированию цифровых (информационных) компетентностей именно подрастающего поколения.

Материалы и методы

В современной психолого-педагогической науке, которая переживает определённые модернизационные процессы, особое внимание уделяется такому методу исследования как анкетирование и экспресс-опросы. Данные методы авторы статьи и взяли для выявления перспектив развития и определения уровня эффективности и готовности в условиях сдачи ЕГЭ по литературе.

Результаты

В этой связи, для подтверждения гипотезы исследования, которая заключается в том, что, если будет происходить этапное формирование информационной компетентности обучающихся 10-11 классов и будет осуществляться эффективная работа по этому направлению как учителями, так и педагогами дополнительного образования, то будет результативная и эффективная подготовка и, следовательно, сдача на высокие баллы ЕГЭ по литературе; нами было проведено исследование, респондентами которого выступили обучающиеся 10-11 классов общеобразовательных организаций, которые будут сдавать ЕГЭ в этом и будущем учебных годах из Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. В общей совокупности было опрошено около 100 обучающихся. Обучающимся было задано всего лишь по три вопроса, раскрытие которых мы приведём ниже.

Итак, на первый вопрос о жизненной необходимости формирования информационной компетентности высказались порядка 80% опрошенных.  Однако 11% респондентов обозначили, что формирование нужно производить, но с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся.  Данный факт позволяет утверждать, что опрашиваемые обучающиеся обладают задатками критического мышления и понимают реальный результат при нецеленаправленном использовании потенциала информационно-образовательных ресурсов и платформ.

Рис. 1. Ответы респондентов о необходимости формирования информационной компетентности в условиях подготовки к ЕГЭ по литературе

Второй вопрос был ориентирован на то, в каком формате и где в образовательном пространстве общеобразовательной организации возможно осуществлять формирование информационной компетентности. Ответы расположились следующим образом.

Рис. 2. Ответы обучающихся 10-11 классов о том, в какой из образовательных форм желательно формирование информационной компетентности

Из анализа диаграммы видно, что большинство обучающихся старшей школы выражают преимущество в пользу сферы дополнительного образования. Это, на наш взгляд, не случайно, так как именно дополнительное образование служит сферой свободного выбора и форм образовательного взаимодействия воспитанника и педагога/тьютора. Развитие дополнительного образования на современном этапе представляет собой систему усвоения вариативного вида образовательной деятельности, которые не входят в Федеральный государственный образовательный стандарт. Сфера дополнительного образования позволяет обучающемуся сформировать мотиационную культуру и потребность в познании нового и творческой самореализации, а также самоидентификации и персонифицированной социализации.

Таким образом, стоит в дальнейшем разрабатывать программы по формированию информационной компетентности именно в дополнительном образовании, которое представляет собой свободное пространство-время, обладающее мощнейшим потенциалом комплексного развития личности.

Важно подчеркнуть, что есть и ответы следующего характера: «на всех уроках» (15 человек), «на уроке информатики» (7 человек), «на уроке русского языка и литературы» (7 человек) и «в рамках внеурочной деятельности» (5 человек).

Последний вопрос экспресс-анкетирования обучающихся 10-11 классов общеобразовательных организаций, которые будут сдавать ЕГЭ по литературе, состоял в том, что какую роль играет уровень сформированности и формируемый уровень информационной компетентности на эффективную подготовку к единому государственному экзамену по русской литературе.

В связи с тем, что ответ на данный вопрос был единогласно положительный, то мы решили не приводить графическое подтверждение данному вопросу.

Выводы

Таким образом, проведённое теоретическое исследование по вопросам роли образования в современном мире в целом и жизни личности в частности, а также небольшой анкетирование обучающихся 10-11 классов, раскрывающее громадный потенциал и жизненную необходимость формирования информационной компетентности старшеклассников, сдающих ЕГЭ по литературе, позволяют прийти к следующему обобщающему выводу.

Для эффективной подготовки к ЕГЭ по литературе обучающимися необходимо закрепить следующий комплекс умений по предмету, где значительную роль играет сформированная у обучаемых информационная компетентность:

умение воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;
выделять смысловые части художественного текста;
выделять и формулировать тему, проблематику произведения, давать   характеристику героев и проч.

 

Литература

  1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – Москва, 2006. – 229 с.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Москва: МПСИ, 2010. – 448 с.
  3. Комарова Т. С. Ключевая фигура образовательного учреждения – педагог, учитель, воспитатель // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: матер. Междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2017. – С. 12-14.
  4. Москвина А.С. Значение семьи в развитии и воспитании ребёнка // Гуманитарное пространство. – 2015. – Т. 4. – № 5. – С. 724-729.
  5. Розов В.Н. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Социально-философские проблемы образования: сб. ст. – Москва, 2007. – С. 20-35.
  6. Сластенин В.А. Профессиональная культура учителя. – Москва, 2003. – 339 с.
  7. Третьяков А.Л. Информационная компетентность как образовательный феномен // Язык и актуальные проблемы образования: матер. Междунар. науч.-практ. конф., 31 января 2018 г., Москва / под ред. Е. И. Артамоновой, О. С. Ушаковой. – Москва, 2018. – С. 389-392.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/2365. – Загл. с экрана.
  9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://base.garant.ru/70291362/4/#block_42. – Загл. с экрана.
  10. Фомина, Н.Н. Исторический опыт художественно-творческого развития старших подростков средствами изобразительного искусства [Электронный ресурс] / Н.Н. Фомина // Педагогика искусства. – № 4. – 2017. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/fomina_205-211.pdf.
  11. Юдушкина, О.В. Литературная медиа игра – путь к развитию одаренности [Текст] / О.В. Юдушкина // Humanity space  International almanac. — 2016. — Vol. 5. – 2016.  – № 4. – Р. 577-583.
  12. Юдушкина, О.В. Потенциал медиатехнологий при обучении литературно одаренных детей [Электронный ресурс] / О.В. Юдушкина // Педагогика искусства. – 2017. – № 4. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/yudushkina_44-50.pdf.