ЭФФЕКТИВНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ПО ФАРФОРУ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ

Крючков Евгений Михайлович

DOI: 10.34897/IAECS.2020.58.42.010

доцент кафедры рисунка, кандидат педагогических наук, Московский государственный областной университет

Аннотация: 
В данном исследовании определяются особенности формирования компетенций специалистов в сфере народных художественных промыслов, с учетом современных условий и тенденций рынка декоративно-прикладных изделий. Выявляются задачи, стоящие перед преподавателями художественных дисциплин по декоративно-прикладным искусствам, в частности по специализации художественная роспись по фарфору. Проведен анализ рынка фарфоровых изделий Москвы и Московской области, выявлены стилевые тенденции в этой сфере. Затрагиваются вопросы обустройства художественно-творческой среды мастерской и инновационные подходы к наглядному материалу, использование современных компьютерных технологий при преподавании художественных дисциплин.


Одной из особенностей современного информационного общества является повышенный спрос на декоративный дизайн искусственной среды, в которой появляются новые возможности для применения предметов декоративно-прикладного искусства: в дизайне интерьеров, в дизайне городского пространства, в ландшафтном дизайне. Эта особенность общества своеобразно влияет на декоративно-прикладное искусство, изменяя и преображая его. Восприятие народных промыслов, как некого архаичного, невостребованного искусства уходит в прошлое. Появляются новые подходы к художественной росписи, современному ткачеству, художественной эмали и лакам, художественной резьбе, к вышивке и кружевоплетению. Происходят серьёзные изменения в керамике и росписи по фарфору. Открываются фарфоровые специализированные магазины (бутики), проводятся ярмарки и фестивали, содержащие специализированные павильоны и пространства, посвящённые декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам. У общества возрастает интерес к декоративным изделиям, и они снова приобретают художественную значимость. 
Потребителя снова интересуют произведения искусства, интерьерный декор и сувениры. Изменение потребительского спроса на предметы декоративно-прикладного искусства и новое консьюмеристское поведение населения в условиях современного динамичного развития мира и резкого изменения социокультурной и экономической ситуации в обществе, порождает спрос и на новых специалистов, обладающих новыми компетенциями. Следовательно, у каждого педагога-специалиста в сфере народных промыслов возникает необходимость разработки новых целей предметного образования. 
На данном этапе переосмысления традиционных художественных промыслов перед педагогами декоративно-прикладного искусства возникает необходимость обновления методик преподавания, требуется поставить новые цели для предметного образования. 
Целью преподавания художественной росписи по фарфору, как и преподавания других декоративно-прикладных дисциплин, является подготовка высококвалифицированных мастеров художественного промысла, ориентированных на создание уникальных художественных бытовых изделий и произведений искусства. Практическими задачами же на пути к достижению этой цели будет освоение навыков создания различных художественных методик – роспись, ткачество, кружевоплетение, резьба и т.д. Выпускники декоративно-прикладных направлений должны быть не только мастерами в области традиционных промыслов, но и становиться востребованными специалистами на рынке труда, ориентированном на современного потребителя. Этот фактор и становится обоснованием для подготовки ремесленников по декоративным направлениям и, в том числе, художников в сфере росписи по фарфору. Сегодняшний рынок декоративно-прикладных изделий создает спрос на индивидуальный, уникальный дизайн, создаваемый в короткие сроки. Следовательно, высшие учебные заведения, реализующие образовательные программы по направлению 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», должны выпускать конкурентоспособных мастеров-профессионалов в этой сфере.
Тенденции рынка труда, естественно, зависят от запросов потребителей, поэтому для подготовки конкурентоспособных специалистов задачей педагога становится аналитика и прогноз в сфере рынка декоративно-прикладного искусства. Педагог должен точно чувствовать тенденции и направления этого рынка, чётко представлять, что влияет на него, для того, чтобы передать эти знания ученикам. 
Анализируя современный рынок фарфоровых изделий, стоит выделить три основных базы для распространения изделий и задающих тренды в глазах потребителей: фарфоровые бутики, антикварные бутики, музейные и частные коллекции (как в экспозиции, так и в запасниках), выставки современного искусства и ярмарки.
Фарфоровые бутики, как известно, распространяют товар как массового производства, так и индивидуальные изделия. Антикварные бутики выставляют на продажу то же, что и частные коллекции – коллекционный фарфор прошлых столетий.  
Отметим, что с точки зрения технологии создания предметов и изделий тенденции этого рынка сейчас таковы:
• На рынке фарфора представлены три технологии декорирования изделий: деколь, деколь с прорисовкой и надглазурная ручная роспись. 
• На рынке фарфора доминирует копирование. Наибольшей популярностью пользуются копии классических моделей фарфора XVIII - XIX веков, советского агитационного фарфора, фарфора пятидесятых-шестидесятых годов XX века. 
Исходя из этих тенденций, можно сделать вывод, что мы вынуждены готовить копиистов. Естественно, если использовать только этот подход, это приведет к застою профессии. Чтобы избежать этого исхода мы должны и спрогнозировать то, каким будет рынок фарфора и опередить его тенденции или самим формировать моду на этом рынке. Сама по себе технология копирования остается обязательной к изучению, особенно для освоения технологических особенностей производства изделий и нанесения материалов.
Исходя из этих размышлений, мы формулируем новые задачи для развития деятельности в этой сфере. Главное - закладывать в студентах знание основ маркетинговых подходов, умение анализировать тенденции на рынке фарфора, как составляющей части рынка антиквариата и рынка музейных артефактов. 
Следующая задача, которую предстоит решить в условиях, характерных для Московской области, одного из туристических центров России – это создание технологии брендирования собственной продукции. Туристические центры Московской области готовы предоставлять площадки для торговли индивидуальным ремесленникам во время ярмарок и фестивалей, а фарфоровые бутики могут круглогодично реализовывать этот товар. За счет популярности такого вида подарочной продукции, как русский фарфор, есть основания для формирования своего собственного бренда или стиля, который будет характерен и для туристического маршрута по Золотому кольцу России, и по мемориальным центрам Подмосковья. 
Соответственно, внутри направления 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» стоит делать акцент на подготовке специалистов, ориентированных на современный рынок изделий декоративно-прикладного творчества - деколь, деколь с прорисовкой и надглазурная ручная роспись. Эти специалисты должны быть готовы создавать копии уже популярной продукции, новые изделия, новые бренды.
Для эффективного обучения студентов декоративно-прикладным искусствам, в частности художественной росписи по фарфору, важно найти инновационный, современный подход к образовательному процессу. Такой подход должен сочетать методику традиционного обучения художественной росписи по фарфору при которой обучающиеся становятся носителями традиционных методов создания художественных изделий, проходят путь становления ремесленника, и новаторскую методику при которой перед студентами должны быть поставлены современные, переосмысленные задачи, решение которых будет продолжать развитие декоративно-прикладного искусства и рынка декоративных изделий ручной работы.
ФГОС ВО от 2016 года своевременно задал вектор для разработки рабочих программ бакалавриата, указывая на то, что высшее учебное заведение должно сформировать у выпускников профессиональные компетенции, а реализация подходов к формированию рабочих программ должна быть сформулирована исходя из потребностей рынка труда. В соответствии со стандартом, преподаватели художественных дисциплин реализовывают образовательный процесс через проектную деятельность и, таким образом, проектная деятельность становится одним из ведущих видов деятельности в процессе обучения студентов художественных направлений. 
Если обратить внимание на конкретные требования к современному образовательному процессу, то первое на что стоит обратить внимание это профессиональные компетенции, которые формируются в процессе освоения художественной росписи (в соответствии с ФГОС ВО): ПК-2 – способность создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале; ПК-4 – способность к определению целей, отбору содержания, организации проектной работы, синтезированию набора возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта, готовность к разработке проектных идей, основанных на творческом подходе к поставленным задачам, созданию комплексных функциональных и композиционных решений.  
В понятие проектная деятельность заложены множественные подходы к преподаванию художественных дисциплин. Так для каждой отдельной дисциплины проектом считается любой продукт напрямую от начала и до конца созданный художником. Проектом может быть, как серия картин, объединённая сюжетом, так и планировка ландшафтного парка. В случае с созданием фарфоровых изделий проектной деятельностью называют процесс создания продукта от сбора материала по заданной теме и поиска художественного образа до обжига и представления перед комиссией непосредственно самого изделия. Главной проектной задачей, определяющей успех всего проекта по созданию расписных изделий из фарфора, является разработка эскизов росписи с учетом формы выбранного изделия (тарелки, блюдца, чайника и т.д.) с раскрытием художественного образа. Сложность этого этапа заключается в том, что определенные формы и конфигурации изделия требуют от художественного образа точного композиционного планирования.
В Московском государственном областном университете на факультете изобразительных искусств и народных ремесел выделили ряд обязательных требований для эффективной реализации проектной деятельности в области художественной росписи по фарфору.
Проектная деятельность начинается с базового технического оснащения – у студента должна мастерская быть в постоянном доступе. Условия для формирования образовательной среды художественной мастерской рассмотрел в своих работах П.Д. Чистов [5]. В своих трудах он описывает мастерские как «опорную образовательную среду», рассматривает влияние правильно организованных мастерских на развитие творческих способностей и формирование компетенций у студентов [5, c. 182].
Конкретизируя многолетний опыт мастерской художественной росписи по фарфору, были выявлены закономерности, характерные только для этого конкретного направления. Помещения мастерских должны быть эргономично оборудованы, соответствовать не только минимальным требованиям безопасности, но и отвечать эстетическо-творческим, целесообразным запросам студентов. В мастерской важно предусмотреть зонирование – зона для работы с красителями, места для хранения красящих смесей, кистей и растворителей должны находиться как можно дальше от рабочей зоны, где производится термическая обработка изделий. Это необходимо предусмотреть не только для соблюдения норм пожарной безопасности, но и для эмоциального комфорта обучающихся – часто студенты конфликтуют с преподавателями и между собой из-за соображений о сохранности своих изделий. Рабочая зона с печью является динамичной, подвижной – студенты и преподаватель передвигаются вокруг печи активно, транспортируя изделия, наблюдая за реакцией красок во время термической обработки. Учебная же часть мастерской, где студент проводит больше времени за росписью изделия, статична и требует комплексного эргономичного решения для удовлетворения индивидуальных учебных потребностей студента. В этой зоне важно не только удобство и расположение стульев и столов, но и доступность мест для хранения материала и промежуточных этапов изделий.
Следующее требование, повышающее эффективность проектной деятельности – оснащение мастерской цифровым оборудованием. Необходимо подчеркнуть, что специфика преподавания изящных искусств в высшей школе обязует преподавателя пользоваться детально подобранным наглядным материалом, а некоторые дисциплины состоят целиком из изучения визуального контента. Следовательно, в процессе подготовки студентов по направлению 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» подбор визуального материала становится важной частью образовательного процесса и от качества подобранного материала зависит успешность усвоения знаний учащимися. Под цифровым оборудованием понимаются не только компьютеры и проекторы. С учетом технологического прогресса вскоре при изучении художественных дисциплин будет возможность интеграции VR-технологий в образовательный процесс. Эти технологии выведут на новый уровень наглядный материал. Ознакомление с музейными экспонатами будет возможным непосредственно во время занятий.
Необходимыми к использованию технологиями в области преподавания изобразительных искусств становятся не только открытые ресурсы с визуальным контентом, но и цифровые выставки и виртуальные музейные фонды. Современное цифровое пространство предоставляет преподавателям обширные возможности реализации образовательных программ, связанных с изучением истории искусств, истории дизайна, науки и техники с помощью дистанционного ознакомления с образцами музейных экспонатов самых крупных музеев мира. Онлайн просмотр ЗD моделей и высококачественных фотографий изделий декоративно-прикладного искусства и интерьерных композиций, онлайн прогулки по постоянным экспозициям дают возможность сопровождать лекции и практические занятия качественным наглядным материалом. Для этого нужен только компьютер, проектор и высокоскоростной интернет. Таким образом у преподавателя во время проведения лекций и практических занятий появится доступ к множеству исключительных образцов изобразительного и декоративного-прикладного искусства из разных уголков мира, что позволит ему проводить со студентами подробный сравнительный анализ изделий из России и других стран. С учетом современных тенденций к реализации некоторых дисциплин дистанционно, в том числе, для лиц с ограниченными возможностями, формат онлайн «прогулок» по музеям поможет частично реализовать учебную музейную практику [4, с. 75].
На сегодняшний день базы с 3D фотографиями и онлайн «прогулками» имеют только самые крупные музеи мира и некоторые частные коллекционеры, но со временем эти технологии станут доступнее.
Результатом данного исследования стало определение особенностей формирования компетенций специалистов в сфере народных художественных промыслов в новых условиях и тенденциях рынка декоративно-прикладных изделий. В ходе исследования были выявлены задачи, стоящие перед преподавателями художественных дисциплин по декоративно-прикладным искусствам, в частности по специализации художественная роспись по фарфору. Благодаря обустроенной художественно-творческой среде и инновационному подходу к наглядному материалу студенты факультета изобразительных искусств и народных ремесел Московского государственного областного университета получат не только навык репродукции изделий из фарфора, но и приобретут навык создания новых уникальных произведений искусства в различных техниках, что сделает их более востребованными на рынке труда в сфере народных промыслов.

ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева Е.И., Уколова Ю.И. Влияние правил организации учебного процесса и применения интегративного подхода в преподавании художественных дисциплин на эффективность обучения в системе высшего образования [Текст] / Е.И.  Васильева, Ю.И. Уколова // Мир науки, культуры, образования. –№ 1 (74), Горно-Алтайск, 2019. С. 285-287.
2. Корешков В.В. Формирование эстетической культуры личности в процессе практической деятельности [Текст] / В.В.  Корешков // Перспективы развития культуры и искусств в образовательном пространстве столичного мегаполиса. Материалы научно-практической конференции института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. – М.: МПГУ, 2017. - С. 124 – 130. 
3. Крючков Е.М., Бикушева Е.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов ХГФ на примере изучения технологический особенностей росписи фарфора : учебное издание [Текст] / Е.М. Крючков, Е.А. Бикушева – М.: Эдитус, 2020. С. 50.
4. Левчик Л.Д., Мирончук Е.В. Услышать цвет, или перспективы кинестетико-дизайна [Текст] / Л.Д. Левчик, Е.В. Мирончук // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн. Сборник научно-методических статей факультета ИЗО и НР МГОУ. - № 2. – М.: МГОУ, 2016. С. 75 – 76.
5. Чистов П.Д. Условия формирования образовательной среды художественной мастерской [Текст] / П.Д. Чистов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: педагогика. - № 2. – М.: МГОУ, 2016. С. 179 – 189.