ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСКУССТВУ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Н.И. ОСТАШИНСКОГО

Копцева Татьяна Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «ИХОиК РАО»

Аннотация: 
В статье анализируется опыт работы украинского педагога-художника Н.И. Осташинского, который в 1949 году в Киеве создал уникальную изостудию детского изобразительного творчества. Анализ детских рисунков 1960-ых годов, хранящихся в Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО» показал, что найденные педагогом-художником формы и методы руководства живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, технологии создания мозаичного панно, эффективны и ныне являются актуальными для современной системы художественного образования.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России (Номер для публикаций: 27.7394.2017/8.9)

 

Детский рисунок, созданный под руководством учителя на уроке или в изостудии, несет отпечаток педагогического метода, тех форм и способов организации творческого процесса, которые «культивировал» на занятии наставник. Анализируя содержание подборки детских рисунков за несколько лет, можно воссоздать систему художественно-творческого развития учащихся, которую воплотил в жизнь учитель изобразительного искусства.  

В Международной коллекции детского рисунка Института художественного образования и культурологии Российской академии образования (ФГБНУ «ИХОиК РАО») хранятся детские рисунки киевской художественной студии, которую в 1949 году создал педагог-художник Наум Иосифович Осташинский (1927-2004). Подборка работ, состоящая из 89 рисунков (Инв.П357), датирована 1960-ми годами [7].

В это время художественная студия переживает небывалый взлет творческих достижений. В 1962 году о деятельности изостудии снимается документальный фильм «Семь цветов радуги» (Укркінохроніка). В 1964 г. киностудия «Укрнаучфильм» создает киноленту «Карандаш и жар-птица». Осташинскому присваивается звание «Отличник народного образования».

Педагогический путь Наума Иосифовича был не простым. Родился он 14 мая в 1927 году в г. Василькове Киевской области, в семье рабочих. Когда началась война, записался добровольцем и с 14 лет попал в строительный батальон, бойцы которого сооружали противотанковые рубежи в районе реки Ирпень и под Сталинградом. Во время строительства в лютые холода отморозил ноги, попал в медсанбат на Урале. Затем учеба в Фабрично-заводском училище (ФЗУ), где приобрел специальности токаря, шлифовщика и фрезеровщика. Участвовал в стахановском движении, был ударником труда, членом молодежной фронтовой бригады. Любил сочинять стихи, в свободное время много рисовал [9].

В сентябре 1945 г. на Урале умер его отец и семья: он и мать с братом переехали в Киев, где Наум Иосифович стал учиться в Киевском училище прикладных искусств, чтобы стать скульптором. Вступительные экзамены сдал успешно, что стало основанием для зачисления его сразу на второй курс. Учился хорошо, после окончания училища талантливому художнику предложили стать преподавателем. После педагогической деятельности в училище стал учительствовать в средних школах г. Киева, вел уроки по рисованию и черчению. Полученный опыт позволил ему в 1949 г. поступить на художественно-графический факультет Московского полиграфического института, который успешно окончил в 1955 г.

Наум Иосифович не стал работать художником, в мае 1949 г. начал создавать детскую художественную изостудию, основанную, как бы сейчас сказали, на принципах гуманистической педагогики и педагогики сотрудничества. Девизом студии были слова: «Сначала – человек, потом – художник». Из воспоминаний его воспитанника, студийца Вакса П.А., узнаем, что Осташинский «был из тех уникальных педагогов, которые великолепно умеют обращаться с детьми. (...) При общении с ребенком он сам становился ребенком, хотя и оставался взрослым, (...) ученики студии, его боготворили. Когда мы приходили на очередное занятие, и он входил, отбрасывая назад свои длинные седые волосы, мы влюблено смотрели на его характерное лицо в больших очках и гадали: что будет? Рассказ о чем-то, чтение собственных стихов, проверка выполнения домашних работ, новое интересное дело? Или просто рисование гипса?» [2].

В коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО» хранится уникальная гуашевая композиция «Наша изостудия», выполненная в ахроматической гамме Крыжановским С. (7 лет). На рисунке изображен учитель Осташинский, в черном строгом костюме, в очках, в руке держит рисунок, показывая его 13 студийцам (восьми мальчикам и 5 девочкам). Дети сидят за мольбертами и внимательно слушают учителя. Стены студии завешены детскими рисунками: пейзажами, портретами, тематическими композициями с животными и на космическую тематику.

Изостудия в 1960-е годы была известна не только в Киеве и в Украине, но и во всем Советском Союзе. Студиец Пётр Вакс вспоминает: «Сюда приводили детей, начиная с семилетнего возраста, и попасть в ученики было непросто. Тем более что учеников было очень много, студия работала почти каждый день в две смены, а кроме Осташинского (…) никто не проводил занятий (…).

Наум Иосифович был великолепным организатором (…). В студию на встречи с детьми приходили бывшие ученики, ставшие художниками, а также известнейшие, знаменитые люди: композитор Дмитрий Кабалевский, кинорежиссер Сергей Герасимов и Тамара Макарова, Борис Лятошинский и Василий Касьян, Махмуд Эсамбаев и Николай Сличенко, члены  ансамбля имени П. Вирского, хора имени Г. Веревки, народного хора имени М.Е. Пятницкого, ансамбля «Березка» и другие. Все эти встречи невероятно возбуждали детское воображение [2, 9].

Осташинский был прекрасным рисовальщиком, часто рисовал гостей, которые приходили к нему в изостудию, портреты родственников и детей.

В международной коллекции ФГБНУ «ИХОиК РАО» хранятся рисунки детей 6-15 лет, содержание которых свидетельствует о системе художественно-творческого развития детей, которая сложилась в киевской изостудии в 1960-е годы. Помимо занятий по скульптуре, выполнения работ с натуры, рисования гипсов, работой над мозаикой, ученики создавали тематические композиции. 89 рисунков (гуашью, акварель, цветные карандаши) представлены следующими темами: жители на улицах города (26 рис.), иллюстрации сказок (21 рис.), портрет (автопортрет, портрет мамы, бабушки, подруг) – 15 рис., народный танец, спорт, балет (7 рис.), животные (9 рис.), космос (6 рис.), любимые игрушки и др. (5 рис.)

Большое внимание учитель уделял изображению человека.  Рисункам детей 6-12 лет присуща декоративность, изобразительные поверхности перекрываются локальными пятнами. Юные художники с присущей им аккуратностью прорисовывают детали кружев, реснички, бантики. Интересны композиции Трактернберг О. (10 лет) «Разговор по телефону» и «Моя бабушка». В последней, юная художница детализирует окружающую обстановку комнаты, в которой сидит бабушка в очках, эту работу хочется разглядывать.

«Я иду на праздник», «Я и радуга», «Я и мои подруги», «Я и моя кукла» – это те темы, которые интересны девочкам, они с особой тщательностью изображают себя в красивых платьях с рюшками или в школьных формах с фартуками. Рыбакова Лена (7 лет) представлена тремя рисунками («Автопортрет», «Оля и я», «8 марта (портрет мамы)». Все портреты можно назвать «парадными», поскольку запечатленные на них люди одеты нарядно, они словно позируют перед фотоаппаратом. Связь с семьей [12], интересы ребенка педагог изостудии ценил и учитывал в работе при составлении своих образовательных программ.

Иллюстрация – любимый жанр детей (21 рис.), в коллекции представлены русские народные сказки «Колобок», «Маша и медведь», а также «Гулливер», «Аленький цветок», «Царевна-лебедь», «Царевна-лягушка» и др. Интересны аллегорические женские образы «Осени», «Весны» и «Зимы». Глядя на эту серию работ, понимаешь, что учитель давал детям представление о колорите (теплом, холодном), о цветовом контрасте и нюансе, о хроматических и ахроматических цветах.

В мировой истории 1960-е гг. связаны с покорением космоса. Рисунок Марины К. (10 лет) называется «Валентина Терешкова в космосе». Мечты человечества о покорении космических далей и планет нашли отражение в детских композициях «Я и мой друг на Луне», «Планеты». Рисунок Каминского В. (10 лет) «На Луне» выдержан в холодной цветовой гамме, а – «Город на Марсе» Персица В. решен в теплой цветовой гамме: чудо-вертолеты, чудо-дома и вышки, космонавты в скафандрах завораживают воображение.

Здание изостудии сегодня украшает мозаика на космическую тематику, которая сохранилась с советских времен. Находится она в центре Киева, во дворе жилого дома по улице Льва Толстого. Над созданием этого монументального панно трудились все студийцы.

Интересные многофигурные композиции студийцев рассказывают о повседневной жизни детей: «Наш двор», «Детский сад», «Музыкальные занятия в детском саду», «Зима», «Возле нашего дома», «Май на улице», «Вечер», «Прогулка»», «На детской площадке», «Салют» и др. Работы Трахтенберг Оксаны (10 лет) «Девочка и художник» и «У телевизора» решены в декоративной манере с использованием контрастных цветовых пятен. Общее настроение картины позитивное, улыбки на лицах членов семьи, усиливают ощущение семейного уюта и гармонии. 

1960-е годы в Украине были ознаменованы строительством Киевского метрополитена. После открытия 6 ноября 1960 года он слал третьим по счету в СССР после московского и ленинградского. Быкова Л. (9 лет) основой своей композиции «Мой родной город» сделала здание метро: вечер, фонари, призывно светится буква «М», на небе всполохи салюта и пешеходы, которые гуляют и любуются разноцветными огнями.   

Один из членов художественной студии вспоминает: «Однажды (…) Наум Иосифович с присущей ему бешеной энергией затеял издание книги. Но не простой, а о Киеве, и чтоб в ней были детские рисунки города, а главное – высказывания детей о Киеве. Можно в стихах. И всех нас, своих учеников, он этим решительно озадачил.

Впервые в пятнадцать лет я задумался о городе, где родился. Ходил и думал, и бормотал, и опять думал (…). Я рисовал акварелью дом в конце улицы Ирининской, где по ступенькам странной, как многое в Киеве, лестницы можно было спуститься на Малоподвальную. Напротив этого дома стоял дом с табличкой: «Здесь жил Тарас Шевченко», но я рисовал другой, потому что он был похож на мой – тоже двухэтажный, с потемневшими кирпичами и какой-то невнятной лепниной (...). Во мне рождались стихи (…). «Киев – это огромная книга, и, чтобы узнать его, нужно листать всё новые и новые страницы» [2].

Любимым местом всех киевлян является зоологический сад. Это становится ясным, глядя на детские рисунки юных художников. В своих тематических картинах они изображают белых медведей, слонов и других обитателей зоопарка. Рисованию домашних животных также отводилось в педагогической системе педагога-новатора особое внимание. Студийцы создавали рисунки зверей и птиц по памяти и с натуры, фиксировали свои впечатления от посещения ВДНХ УССР в Киеве, что видно на рисунке «Зима» десятилетней художницы Басюк Н. и одиннадцатилетней Гавриленко Н. «Мои попугаи» и др. 

Представляют интерес работы, на которых запечатлены дети в украинских и русских народных костюмах. Костюмы украшены орнаментальными узорами. Захарченко Н. (10 лет), рисуя «Гопак», использовала яркие сочные, «крикливые» гуашевые цвета, а Мисевич Г. (7 лет) и Чванова Т. (13 лет) – более спокойные. Русский хоровод, матрешки, куклы в русских сарафанах – темы, которые также нашли отражение в детских рисунках.

Привлекает внимание органичный по цвету декоративный рисунок Кесельман М. (11 лет) «Африканский орнамент», две тематические композиции «Солнечная Индия» и «Индия», главными героями которых являются танцующие индианки и шествие слонов. Эти рисунки подтверждают тот факт, что в изостудии дети имели возможность знакомиться с культурой не только России и Украины, но других стран мира.

Поскольку на обратной стороне некоторых рисунков проставлена дата (1966 год), то, возможно, украинские рисунки были делегированы Киевом на Международную выставку детского рисунка «Моя страна – мой дом», которая была организована 1966 году в Москве редакцией газеты «Пионерская правда» совместно с Союзом советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, Академией художеств СССР и СХ СССР [8]. В пользу этой версии говорит содержание детских рисунков, которые сейчас хранятся в Международной коллекции ФГБНУ «ИХОиК РАО». Конкурсные темы международной выставки нашли отражение в композициях украинских ребят.

В 1965 году в газете «Пионерская правда» был опубликован призыв к детям разных стран мира: «Присылайте нам рисунки. Расскажите о своем доме, о своей деревне, о своем городе, о своей стране» [8, c. 6]. Около 70 000 рисунков было прислано в редакцию газеты из 42 стран мира и из союзных республик. Жюри международного конкурса, которое возглавлял народный художник СССР Н. Жуков, отобрало 1500 рисунков. В каталог международной выставки вошла лишь небольшая часть, присланных на конкурс работ, в том числе и из Украины [8].

В коллекции ФГБНУ «ИХОиК РАО» хранятся рисунки разных лет из Украины, созданные детьми в 1920-2015 гг. [7]. Высокий художественный уровень которых говорит о преемственности содержания и методов преподавания в области изобразительного искусства. Опыт работы художественной студии Осташинского – это интересная станица истории художественного образования Украины, которая заслуживает дальнейшего более детального исследования. Известно, что работы студийцев стали участниками разных международных выставок, побывали более чем в 140 государств и отмечались множественными дипломами и другими наградами в СССР, а в 1900-е гг. – в Украине и за её пределами. В 1959 году деятельность студии была отмечена серебряной медалью ЮНЕСКО в Японии, а в 1978 г. – премией имени Н. А. Островского. Важно отметить, что все денежные премии студия перечисляла в Фонд Мира. Неоднократно студия награждалась медалями ВДНХ СССР и УССР [9].

На базе киевской художественной изостудии Министерство образования Украины организовывало месячные курсы повышения квалификации для учителей черчения, рисования и изобразительного искусства общеобразовательных школ и Домов пионеров. Наум Иосифович принимал самое непосредственное участие в проведении этих курсов. Имея прекрасно оснащённую студию и коллекцию детских рисунков, произведений объемной пластики и гравюры, он проводил с учителями не только лекции, но и практические занятия по живописи, графике и скульптуре. На эти курсы приезжали педагоги и художники не только из СССР, но и из других стран мира [13]. Он также путешествовал по стране и миру с лекциями, перевозя рисунки из города в город и проводя семинары [5].

За 55 лет руководства изостудией Осташинский воспитал свыше 5 тысяч детей. Более 1500 его учеников стали выдающими деятелями культуры, искусствоведами и художниками, работающими в разных видах и жанрах искусства.

Автор трех сборников стихов на украинском и русском языках, он ратовал за дружеские связи между Россией и Украиной, стремился пропагандировать отечественное искусство за рубежом. Собирал народные украинские сказки и любил сочинять фантастические истории. Он автор трех сборников сказок на украинском языке, сочинил более 15 песен и музыку к ним. Известные композиторы Д. Кабалевский и А. Филиппенко к некоторым его песням написали музыку.

В газетах и журналах Украины Осташинский опубликовал более 70 статей по проблемам преподавания искусства детям и подросткам.  Многократно участвовал в радио- и теле- беседах об эстетическом и художественном воспитании детей. Анализируя проблемы эстетического воспитания, педагог-художник описывает свой опыт работы в изостудии, дает ряд ценных рекомендаций в книгах: «Посмотри вокруг» (Москва, 1966 г.), «Киев глазами детей» (Киев, 1974 г.), «Советы юному скульптору» (Киев, 1956 г.) и др. Он принимает активное участие в составлении научно-методических сборников статей. В соавторстве с Василием Сухомлинским создает сборник «Мы продолжаем себя в детях» [9; 13].  

Наум Иосифович был педагогом-исследователем, постоянно находился в поиске эффективных форм и методов преподавания искусства, как бы сейчас сказали – «новатором». Став членом научного проблемного совета по эстетическому воспитания при президиуме Академии педагогических наук СССР, он познакомился с сотрудниками лаборатории изобразительного искусства Научно-исследовательского института АПН СССР. Вероятно, в результате этих контактов в международную коллекцию Института была передана подборка детских рисунков из киевской художественной студии.

Изостудия сегодня

Память о педагоге жива. В мае 2011 года в Киеве по ул. Бассейная, дом 12 на доме, где он жил последние 22 года, была установлена мемориальная доска [10]. Детская художественная студия сейчас расположена на ул. Толстого, дом 5а и носит имя своего основателя.

Изучение педагогического наследия Осташинского позволяет вычленить оптимальные и эффективные пути художественного развития детей и подростков, не потерявшие сегодня актуальности: в методе идти от ребенка, его возрастных, индивидуальных особенностей развития и интересов; создание особой образовательной среды в изостудии, эмоциональной атмосферы каждого занятия; содержательная связь домашнего (самостоятельного) и аудиторного изобразительного творчества; взаимодействие и взаимосвязь разных видов творческой деятельности: графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, мозаика, скульптура,  экскурсионная работа, восприятие произведений искусства; разумная требовательность и установка на завершение изобразительного образа; органичное взаимодействие индивидуальных и коллективных видов работ; разумное соединение аудиторных учебных заданий (рисование с натуры и по представлению человека, животных, натюрмортов, гипсов) и творческих заданий (работа над тематической композицией), внеаудиторных заданий на открытом воздухе (пленэр, работа над мозаикой) и посещение культурных центров (музеев, зоопарка, ботанического сада, ВДНХ и др.); установка на глубину замысла и его реализацию в адекватных формах выражения; связь и активное участие в социокультурной жизни страны; учет и изучение народного и классического отечественного и зарубежного искусства.

В 2019 году 15 лет со дня смерти педагога. Он остается в памяти своих учеников, изостудия продолжает работу. Главный принцип, которым руководствовался педагог-художник – это любовь к детям, поэтому вопросы воспитания, он ставил выше вопросов обучения художественной грамоте, что выразилось в девизе изостудии «Сначала – человек, потом художник». Основная цель его педагогической работы сводилась к «формированию культуры творческой личности» (А.В. Бакушинский) [1], формированию человечности в человеке, эта цель сегодня стоит на повестке дня педагогики искусства [4,5]. Анализ рисунков киевской художественной студии из Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО» лишь отчасти раскрывает особенности творческого метода Н. И. Осташинского, его педагогическое наследие требует своего дальнейшего изучения.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание / Составитель Н.Н. Фомина, вступительные статьи Н.Н. Фомина, Т.А. Копцева / А.В. Бакушинский. – М.: Карапуз, 2009.
  2. Вакс П.А. Немного прошлого. О моем учителе. – URL:  https://www. litsovet.ru›index.php/material.read…
  3. Копцева Т.А. Изобразительное искусство: Программа. 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы / Т.А. Копцева. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 168 с.
  4. Копцева Т.А. Художественно-творческая деятельность в дошкольном образовательном учреждении // Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2014. – С. 126-381.
  5. Копцева, Т.А. Передвижная выставка детского рисунка как средство развития художественного образования [Электронный ресурс] / Т.А. Копцева, В.А. Варданян, В.П. Копцев // Гуманитарные науки и образование. – 2018. – Т. 9. – № 4. – С. 7–11. ISSN 2079-3499.
  6. Копцева Т.А. Примеры выявления художественной одаренности детей в школах и изостудиях Украины в 1920-1940- е гг. //Сб. статей Киевской научно-практической конференции. – М., 2015.
  7. Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО», Инв.П357.
  8. Моя страна – мой дом: Международная выставка детских рисунков. – М.: Пионерская правда, 1966.  – 160 c.: ил
  9. Наум Осташинский. – URL:  эл. ресурс: http://www.calendarium.com.ua/naum_ostashinskii_1927
  10. Осташинский, Наум Иосифович https://ru.wikipedia.org/wiki
  11. Стукалова, О.В. и др. Профессиональная устойчивость будущих педагогов: потенциал в процессе подготовки и критерии оценки [Текст] / О.В. Стукалова, М.А. Лазарев, Т.В. Темиров // Наука и школа. – 2018. – № 2. – С. 62–68.
  12. Фомина, Н.Н. Материнская школа [Текст] / Н.Н. Фомина // Искусство в школе. – 2018. – № 2. – С. 28–30. ISSN 0859-4956.
  13. Художественная студия Наума Осташинского. – URL: https://www.facebook.com/HudozestvennaaStudiaNaumaOstasinskogo