ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

Жукова Галина Евгеньевна (1), Головачев Владимир Сергеевич (2), Суворова Виктория Николаевна (3)

(1) к.п.н., доцент МПГУ

(2) аспирант, МГОУ

(3) МПГУ, магистрант

Аннотация: 
В статье рассматривается проблематика экологического просвещения дошкольников в контексте межведомственного взаимодействия учреждений образования (дошкольных отделений образовательных комплексов и детских садов) и культуры (детских публичных библиотек). Акцентируется внимание на важности решения данного вопроса. На основе изучения научно – методической литературы авторы обращают внимание на использование проектной деятельности, как формы организации экологического просвещения дошкольников. В качестве практического примера реализации представленной модели взаимодействия, приводится собственный педагогический опыт авторов по реализации эколого-просветительского проекта для дошкольников «Дети Москвы за зеленый город».


Актуальность исследуемой проблемы. В дошкольном детстве формируются важнейшие качества личности человека. Вопросы эстетического, нравственного и экологического воспитания ребенка в гармонии с миром природы и миром культуры поднимались в трудах выдающихся психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), педагогов (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), в исследованиях современных ученых (О.В. Крючкова,  С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.).  Основная мысль, которая прослеживается во всех трудах – это необходимость обеспечения экологического просвещения и воспитания дошкольников (Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, Ш.А. Амонашвили и др.). При формировании экологической культуры развиваются взаимопонимание, согласие, сочувствие. Все эти качества наиболее эффективно проявляются именно в совместной деятельности взрослого и ребенка, которые объединены общей целью.
Под экологическим просвещением подразумевается формирование у человека сознательного восприятия окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов. В нашей стране экологическое просвещение взрослых и детей решается на государственном уровне.  Это отражено в Федеральном законе от 2002 года «Об охране окружающей среды» ст. 71, гл. XIII «Основы формирования экологической культуры».  Цели, обозначенные в документе, направлены на формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов. Так же устанавливается совокупная система просвещения в сфере экологии в системе образования, которая предусматривает трансляцию и передачу полученных знаний через СМИ, учреждения культуры и т.д. [10]
«Основы государственной политики в области экологического развития России в период до 2030 года», основной задачей определяют формирование экологически ответственного поведения за счет включения во ФГОС соответствующих требований экологической грамотности при реализации основных образовательных программ [11].  
Экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании. Однако во ФГОС ДО экологическое воспитание, на наш взгляд, представлено не достаточно широко. Данный нормативный акт определяет познавательный компонент развития детей дошкольного возраста как способность, дающую возможность приобретения познавательных действий, осознания окружающего мира и развития  творческой активности [12]. В свою очередь, изучение практического опыта показывает, что интеллектуального компонента в рамках экологического воспитания в дошкольном возрасте не достаточно. В решении данного вопроса следуют сделать  акцент  на духовность, основа которой заключается в  приобретении человеком гармонии и согласия не только с собой, но и с миром природы (Е.С.Блохина, Е.М. Званцева)[1].
В своих исследованиях С.Н. Николаева и Н.А. Рыжова акцентируют внимание на том, что  у дошкольников, возможно, сформировать только начала экологической культуры [7,8].
Просвещению в сфере экологии на этапе дошкольной ступени образования, как уже сказано выше, уделяется большое значение. Стоить признать весомый вклад в решение данного вопроса современных ученых и педагогов - практиков, но все же, остаются не до конца изученные некоторые аспекты. В частности, не в полной мере раскрыты возможности экологического просвещения детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия учреждений образования (дошкольные группы) и учреждений культуры (детские библиотеки). Это объединение должно быть не формальным, а логическим. Все это будет, на наш взгляд, способствовать более глубокому изучению и осмыслению изучаемого материала.
С целью  увеличения результативности в области экологического просвещения детей дошкольного возраста, в частности в условиях взаимодействия учреждений образования и культуры, необходимо оптимизировать данный процесс, выбрать единые векторы взаимодействия. Наиболее актуальным направлением такой работы, на наш взгляд, является проектная деятельность. 
Проектная деятельность, как форма организации педагогического процесса, вызывает огромный интерес среди педагогов дошкольных групп. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.  В своем исследовании Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса, указывают на то, что проектная деятельность является достаточно сложным процессом, и требует системных преобразований как образовательного, так и воспитательного процесса [2]. Всем участникам данного процесса (педагоги, родители, руководящий аппарат) отводится достаточно активная позиция [6,9]. 
В свою очередь хочется отметить, что формы организации образовательной деятельности, в нашем случае проектной,  стали применяться и в учреждениях культуры, в том числе и в детских библиотеках, приобретая, при этом, свои специфические формы [3]. На это указывают исследования  Е.М. Кузьменковой, Г.М. Рысиной и др. Так же как и в системе образования, в системе культуры, на современном  этапе, происходит реформирование. Работа с детской аудиторией предполагает использование неспецифических форм работы с массовым читателем [4, 5]. 
Основываясь на выше сказанном и в ходе анализа научной литературы, мы пришли к выводу о том, что задачи экологического просвещения в учреждениях образования (дошкольные отделения) и культуры (детские библиотеки) могут решаться одновременно, следовательно, существует возможность в объединении данных ведомств. Авторы статьи выдвинули предположение, что данная коллабарация в условиях совместного проектирования, окажет эффективное влияние на экологическое просвещение дошкольников.
Результаты исследования и их внедрение. Успешным примером внедрения представленного сотрудничества учреждений образования (дошкольной ступени) и культуры (детских публичных библиотек) г. Москвы может быть реализации  совместного эколого-просветительского проекта для дошкольников «Дети Москвы за зеленый город». Основной целью воплощения проекта стало реализация экологического просвещения детей дошкольного возраста на основе интеграции потенциала (педагогического, методического, кадрового, материально-технического) учреждений образования дошкольной ступени и учреждений культуры (детских публичных библиотек). Основные задачи проекта можно представить в виде схемы.           
Площадками внедрения проекта стали дошкольные отделений образовательных комплексов (ГБОУ «Школа № 1359 им. авиаконструктора М.Л. Миля», ГБОУ «Школа № 2101») и публичные библиотеки (детская библиотека № 207 имени В.В Бианки ГБУК г. Москвы «ЦБС ЗАО», библиотека № 212 им. Т.Г. Шевченко ГБУК г. Москвы «ЦБС ЗАО»).
Взаимодействие учреждений в рамках заявленного проекта было закреплено подписанием соглашения о сотрудничестве и принятием совместного годового календарно-тематического плана реализации проекта.
На площадках внедрения созданы специальные зоны, соответствующие определенной тематике. Данные тематические пространства  оборудованы лабораторными столами, инвентарем для демонстрации опытов посадки растений, наглядными пособиями, материалами для творческих и экологических мастер-классов. Программа проекта, включает в себя: демонстрацию наглядных опытов по использованию альтернативных источников энергии,  выращиванию в домашних условиях и в городской среде  растений, мониторингу и оптимизации количества потребляемой электроэнергии и питьевой воды; проведение выездных занятий в скверах и парках; организацию городских, региональных и международных творческих эко-конкурсов и викторин; сбора и передачи уполномоченным организациям для утилизации и переработки батареек, пластиковых крышек; знакомство с художественной и естественно-научной литературой экологической тематики; встреч с экспертами в области экологии и охраны окружающей среды. 
Новизна проекта заключается в интеграции потенциала учреждений разной ведомственной принадлежности в контексте экологического воспитания детей-дошкольников. Вызовы глобальных экологических проблем Москвы, как современного мегаполиса, экологическая и природоохранная направленность государственной политики в сфере природопользования, внедрение новых, рациональных подходов к утилизации отходов, использованию природных ресурсов, необходимость повышения экологической грамотности юных Москвичей, подтверждают актуальность данного проекта.
Проект имеет ярко выраженную инновационную направленность, заключающуюся в активном привлечении к концептуальной и практической работе молодых специалистов, внедрение и использование современных мультимедийных, телекоммуникационных технологий, активное использование возможностей социальных сетей, новых форм библиотечной 
эколого-просветительской работы. 
Позитивные качественные и количественные показатели и отзывы участников, позволяют говорить о ярко-выраженном социальном эффекте проекта. Творческие задания в рамках проекта, участие в конкурсной программе, проведение самостоятельного мониторинга и наблюдений в домашних условиях, способствуют сплочению семьи, диалогу поколений, сотворчеству детей разных социальных и возрастных групп, интересов и увлечений. Показательные опыты, наглядная и интерактивная агитация, самоанализ, позволяет юным участникам проекта по новому взглянуть на свое отношение к окружающему миру.
Структура проекта включает 7 основных тематических модулей:
1. Творческий модуль (проведение творческих мастер-классов по созданию арт-объектов из материалов вторичного использования, создание произведений изобразительного и прикладного искусства, посвященных экологической тематике):
– «Таинственный мир растений» – освоение приемов печатной графики на основе листьев растений;
– «Летняя мастерская творчества» – творческие мастер-классы для дошкольников в парке;
– «Эко-плакат» – творческий конкурс экологического плаката;
– «Ненужные нужные вещи» – серия мастер-классов по вторичному использованию вещей и материалов;
– «Эко-раскраски» – комплекс раскрасок с аннотациями («Кто в парках поет», «Что в парках растет», «Что в лесу можно, а что нельзя»);
– «Библиодерево любимых книг» – интерактивный арт-объект посвященный любимым сказкам о природе.
2. Научно-практический модуль (формирование методической базы
 по экологическому просвещению, расширение контактной базы среди профессионального сообщества, издательская деятельность)
– «Новые формы эколого-просветительской деятельности» – методический экосеминар для воспитателей и библиотекарей;
– «Книги на «Зеленую полку» – формирование, изучение, пополнение эколого-просветительского фонда библиотеки передвижных книжно-иллюстративных выставок в дошкольном отделении;
– «Встречи с экологом» – тематические встречи дошкольников с экологами и специалистами по экологическому просвещению;
– «Азбука эколога» – библиотечная брошюра для самых маленьких;
3. Интерактивный модуль (проведение интерактивных занятий для детей-дошкольников – квестов, тематических игр, занятий на свежем воздухе)
– «Читальня под открытым небом» - летняя программа библиотеки в ЦПКиО «Фили»;
– «Украсим планету цветами» – ежегодная акция по высадке цветов;
– «Маленькие друзья Земли» – подкормка птиц и белок;
– Мы помогаем природе» – сбор семян и плодов для подкормки птиц;
– «Хрупкие бубенчики весны» – экологическая акция сохранения первоцветов;
– «Волшебные крышечки» – участие в городской акции;
– «ЭкоБокс» – участие в городском проекте по сбору батареек.
4. Исследовательский модуль (практическая работа с семьями активных читателей-дошкольников по проведению экологических наблюдений, показательных опытов, эко-экспериментов)
–  «На страже природы – дети» – совместная экологическая акция с ПКиО «Фили»;
–  «Как стать следопытом» – поисково-исследовательская работа в зимний период;
–  «Здравствуй, лес, полный сказок и чудес» – знакомство с лесными богатствами для самых маленьких;
– «Узнай дерево» – практическая викторина для дошкольников;
– «С какой ветки эти детки» – мультимедийная викторина на знание птиц;
– «Клуб путешественников» – серия встреч с путешественниками 
и исследователями. 
5. Литературный модуль (разнообразные формы работы с естественно-научным и экологическим фондом библиотеки, наследием писателей-натуралистов).
– «Писатели-натуралисты читают детям» – серия книжных выставок произведений писателей-натуралистов;
– «Созвездие писателей-натуралистов» – видеопрезентации, викторины, - эко-кроссворды, литературно-экологические уроки по творчеству писателей-натуралистов;
– «Чудеса, тайны и были Виталия Бианки» – литературно-занимательные часы;
– «Мне дорог с детства шум лесной» – литературный калейдоскоп;
– «Четвероногие друзья Веры Чаплиной» – литературно-занимательные часы;
– «Защитники всего живого» – цикл литературных встреч, посвященных писателям-натуралистам;
6. Мультимедийный модуль (использование мультимедийных технологий 
в эколого-просветительской работе: создание виртуальных презентаций, экодайджестов, размещение информации в социальных сетях, использование технологии QR-кодов)
–  «Экология и мы»  – иллюстрированные экодайджесты;
–  «Зеленые легкие Москвы» – виртуальные экскурсии по городским паркам; 
–  «Экомедиатека» – познавательные фильмы и ролики о природе и экологии;
– «Страна див Виталия Бианки» – интерактивная мультимедийная карта;
7. Просветительский модуль (просветительская работа среди читателей-дошкольников и членов их семей)
– Клуб «Друзья природы» – ежегодный детский клуб с годовой программой ежемесячных мероприятий; 
– «Экоподсказки» – обновляемая серия экологических плакатов
в пространстве библиотеки и дошкольного учреждения. 
Проект реализуется поэтапно, согласно принятому календарно-тематическому плану.  Реализация проекта проходила в несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.
 Показатели качества реализации проекта, выведены на основе анализа анкетирования. Обработка полученных результатов  позволила сделать вывод о том, что у дошкольников повысился интерес к данному конкурсу, отмечался рост творческой активности, расширился кругозор, сформированы основы экологических знаний. Опрос родителей показал улучшение микроклимата в семьях участников и расширение социокультурного кругозора. Анкетирование в коллективах образования и культуры дает возможность говорить о росте профессиональных компетенций в сфере экологического просвещения детей дошкольного возраста в результате взаимодействия двух ведомств, а также внедрение в практику новых форм работы.
Исходя из анализа количественных показателей можно сделать вывод о широкой заинтересованности учреждений образования и культуры в участии в подобных проектах, большом охвате дошкольной аудитории. 
Резюме. Основываясь на выше сказанном и в ходе анализа научной литературы, мы пришли к выводу о том, что задачи экологического просвещения в учреждениях образования (дошкольные отделения) и культуры (детские библиотеки) могут решаться одновременно, следовательно, существует потребность в объединении данных ведомств. Авторы статьи выдвинули предположение, что данная коллабарация в условиях совместного проектирования, окажет эффективное влияние на экологическое просвещение дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА
1.Блохина, С.Е., Званцова, М.Е. Экологическая культура как одна из сторон духовно-нравственного воспитания старших дошкольников/С.Е.Блохина// Международный журнал экспериментального образования.- 2011.-№ 5- С.113 – 115.
2.Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст] /Н.Е. Веракса// Москва: Мозаика-синтез.- 2010.- С.112
3.Головачев, В.С. Организация проектной деятельности в условиях взаимодействия образовательных комплексов и учреждений культуры/ В.С. Головачев// Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.].- 2018.- С. 103-105.
4.Головачев, В.С. Возможности межрегионального проектного взаимодействия учреждений образования и культуры в нравственно - эстетическом воспитании дошкольников /В.С. Головачев //Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2019. – № 5 (105). – С. 143–151.
5.Дворкина, М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность [Текст]/М.Я.Дворкина/. М.: Профиздат, 2000.-С 44.
6.Жукова, Г.Е., Головачев В.С. Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии творческих способностей дошкольников в условиях взаимодействия учреждений образования и культуры /Г.Е. Жукова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2019.-№ 1- С. 105-113.
7. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в детском саду. [Текст] /С.Н.Николаева// М., Мозаика – Синтез, 2011.- С.-.330 
8.Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду. [Текст] /Н.А.  Рыжова/ М.: Карапуз, 2001.-С. 432  
9.Суворова, В.Н., Жукова Г.Е. Проектная деятельность как одна из форм организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. /В.Н. Суворова//Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции «Образовательная среда сегодня: теория и практика», Чебоксары, ЦНС «Интерактив Плюс», 2020.- С.63-66
10.Об охране окружающей среды: Федеральный закон №7-ФЗ от 10 января 2002 г./[Электронный ресурс]// Код доступа:  https://www.referent.ru/1/352048 (дата обращения 13.04.2020 г.)
11.Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.)/ [Электронный ресурс] // Код доступа: http://base.garant.ru/70169264 (дата обращения 12.04.2020 г.)
12.Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс]// Код доступа: http://base.garant.ru/70512244 (дата обращения 12.03.2020 г.