Экспрессионно-эстетическая сущность природной реальности и образование в XXI веке

Печко Лейла Петровна,

доктор философских наук, профессор,
ведущий научный сотрудник ФГНУ
«Институт художественного образования»
Российской академии образования, Москва pechkolp@mail.ru

Аннотация: 
В статье рассматривается связь экспрессионно-эстетической сущности природной реальности и образования в XXI веке

В июне 2012 года состоится Международный Форум, посвященный угрозам природной среде нашей планеты, «Рио+ 20», который направлен на осмысление итогов поиска за 20 лет реальных средств и моделей предотвращения или хотя бы замедления нарастающей угрозы глобальной экологической катастрофы. Один из его центральных тезисов, обсуждаемых в мире уже сегодня, – возможности спасения мира природы через культурное сознание человечества, через повсеместное обращение людей к бытовым и художественным источникам «культурного разнообразия», в которых сохранены многочисленные средства, ритуалы, эстетические формы почтительного и родственного диалога с природой, этика обращения к среде жизни, воспитания любви к нашему уникальному миру.
Развитие экологического сознания и культуры личности правомерно считается одной из актуальных задач в образовании – среднем, высшем, профессиональном. Между тем возникает острая педагогическая проблема интегрирования в этом аспекте компонентов гуманитарного и естественнонаучного знания. Модернизация содержания и технологий образования и воспитания предполагает опору на современные научные представления о мире, природе, человеке.
Сегодня все более очевидным и осознаваемым критерием подхода к любому компоненту природы или ее целостному объекту становится признание ее полиэстетического (или, точнее, полиэстезисного) характера как выразительно-различительного способа существования. Адекватно способность различения выразительных сигналов в той или иной степени присуща живым существам, но наиболее полноценно – человеку в качестве универсального носителя полиэстетического, эколого-культурного сознания.
В научной картине мира к началу III тысячелетия интегрируются компоненты и естественнонаучного знания, и гуманитарных дисциплин. Так, общефилософские обоснования единства мира не могут быть достаточно аргументированными без обращения к данным физики, химии, биологии, астрономии в XXI веке. В свою очередь экологические аспекты естественно-научного образования не могут рассматриваться без включения научных представлений из сферы этики, эстетики, культурологии, психологии, социологии и др. Одним из следствий происходящих процессов интегрирования выступает формирование новых дисциплин: биоэтики, экологической эстетики, «экологии культуры» (академик Д. С. Лихачев) и др. Таким образом, между двумя основными сферами знания возникают новые взаимосвязи. Установлено, что в прошлом столетии, по свидетельству И. Пригожина, И. И. Стенгерс, авторов известных трудов по исследованию соотношений времени, пространства, порядка и хаоса, ученые-физики утверждали, что одна из сложнейших в науке – «проблема постижимости мира человеком разумом» при «неотделимости проблемы реальности от проблемы человеческого существования» [8]. Это также подтверждает неизбежность и обоснованность определения интегрирующих компонентов наук о природе и наук о человеке и его культуре.
Общепризнано заключение о том, что нет на самом деле в мире «предустановленной гармонии»: она непостоянна, временна и часто случайна. Поэтому актуальным стало понимание эстетики природы как зиждущейся на основе сочетания условий и факторов, в которых взаимодействуют две тенденции: устойчивая, закономерная, типологическая составляющая и добавляющаяся другая – динамическая, развивающаяся, неустойчивая, временная. В отношении первой человеческое общество твердо усвоило приемлемые для определенных, долговременных объектов оценки их эстетических свойств, критерии красоты, совершенства, гармонии как важных для человека ценностей. В отношении второй тенденции применимы иные термины и оценки, нередко подлежащие отсеиванию с позиции несоответствия идеалу красоты, «высокого вкуса» (вплоть до оценки каких-либо свойств его на основе понятий «безобразное», «отвратительное» и т. п.)
С открытием происхождения жизни, в начале которой ныне признаны первые ее творения – простейшие бактерии, меняется вся шкала природно-эстетических и этических оценок и определений, поскольку мы именно этому источнику обязаны появлением всей живой природы и человека в том числе.
Критерием понимания и определения ценности и сущности природных объектов при их восприятии, различении и оценке человеком на основе функционирования органов чувств, ему присущих, становится уже не красота в опыте общения с природой.
Универсальной моделью ее освоения как среды жизненно-значимого физического и биологического мира, расположенного в космо-геопространстве нашей планеты становится понимание ее своеобразия и выразительности.
Обретение формами жизни благоприятных условий существования и закрепление органических моделей саморазвития материи, различающих позитивные среды жизни, возможности освоения позитивных для нее свойств материального мира утверждаются как выражение общегармонических, чувственно приемлемых вариаций живого мира. Позитивное оценивается как жизненно-значимое самим фактическим развитием и распространением «живого вещества» (В. И. Вернадский) на наиболее устойчивых гармоничных телах Вселенной в периоды наиболее благоприятные для жизни. На основе процессов «цефализации» (формирования головного мозга, по В. И. Вернадскому) осуществлялось обогащение чувствительности нервной системы, ее утончение и дифференциаций реакций у предков человека на физико-химические, выразительно-чувственные, биолого-эстетические свойства среды и условий обитания на планете Земля (биосферы) [1]. Это позволило представителям Homo sapiens ощущать, освоить в своей жизнедеятельности существующие физические и биологические особенности окружающего мира как эстетические, но также и познать свои, человеческие реакции, проявления чувств (радости, горя, ужаса, восторга и т. п.) как ответные, откликающиеся и на внешние явления и объекты, и на свои внутренние состояния – чувствуемые: и видимые, и слышимые, и осязаемые, т. е. эстетические.
Таким образом, складывается характер самопроявления, самопредставления, самоорганизации и выражения материального мира в его внешних формах. Именно этому соответствует существующее в естественных и гуманитарных науках понятие экспрессионность, экспрессия, экспрессивность, обозначающее своеобразие самопроявления материального объекта (процесса) под давлением естественных физико-химических и биологических условий существования.
Само понятие экспрессия (от лат. expresso – буквально: «выдавливаю») и означает некий результат давления совокупных физических, химических, биологических либо социально-политических, культурных или, наконец, психофизических, а также эмоциональных воздействий. Kак можно видеть, оно относится абсолютно ко всем формам и условиям объективного природного, социального и культурно-психологического существования.
Поскольку в данном тексте речь идет об эстетической оценке и определении эстетических свойств природного мира, то, очевидно, необходимо акцентировать экспрессионно-эстетический подход к этим задачам как фиксирующим объективность материально-эстетических особенностей реального мира и наличия в их оценке компонентов субъективного отношения и переживаний человека во взаимодействии с миром, и каждая из этих двух фактических составных сфер может быть охарактеризована как объективно или субъективно представленная.
Все это в силу присущих многим объектам и явлениям свойств чувственно-материальной, внешней представленности по своему воздействию на органы внешних чувств человека оценивается и определяется как «эстетическое» (от древнегреческого aistetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию, а наука об эстетическом освоении действительности, природы, мира традиционно называется «эстетика» и входит в состав философской науки (наряду с этикой) [ 9].
В современном практическом и научном познании и освоении материального, природного и духовной социокультурной сферы человек не может отказаться от эстетических источников и канонов связи с окружающей средой (в том числе и от искусства). Поэтому в инструментах терминологических понятий и определений, не ограничиваясь неконкретным содержанием понятий «красота», «красивое», «безобразное», современный человек нуждается в новых содержательных понятиях, наполняемых сущностными характеристиками и признаками объектов реальности. Часть главных понятий связана с гнездом слов, которое во всех европейских языках группируется вокруг корня «экспрессия», «экспрессивный», буквально – взрывающийся под давлением, выталкиваемый, выжимаемый из оболочки, что позволяет наблюдателю увидеть, определить, ощутить, осмыслить наиболее характерные особенности, признаки данного явления или объекта.
Эти понятия, в русском и близких славянских языках обозначавшиеся несколько иным корнем – «раз», обозначающим мощное, резкое действие (ср. разный, выразный, выразчивый, сразу, сразить, поразить, выразить), – переводятся в виде терминов «выразительный», «выражение», «выражать» и относятся к процессу и результату перехода или мгновенного скачка из внутреннего состояния, содержания, комплекса во внешнее, выход наружу, обретение внешней формы, готовой для передачи (А.Ф.Лосев [6]).
Понятие «экспрессия» существует как термин в ряде научных отраслей, относящихся в первую очередь к поведению, проявлениям особенностям живой сферы природы – людей и живых организмов: в медицине, психологии и психофизиологии, этологии, характеризующих живые организмы. Но в большей степени оно раскрыто в гуманитарной культуре и науке, в отношении к психологии творчества, искусстве, искусствознании, в эстетике и этике как разделах философии.
В английской и американской педагогике, биологии и эстетике вслед за Ч. Дарвиным, Д. Дьюи, его «Теорией экспрессии» развиваются концепции эстетического воспитания на ее основе, ориентированные на выразительные импульсы ребенка [3; 4]
Современные психологические. словари определяют эти :понятия следующим образом:
1. Экспрессия (expression – выражение, напр., лица, глаз, изображение) 1. Любой внешний показ, демонстрация, имитация с помощью движений, поз и звуков.
2. Непосредственно наблюдаемые внешние сигналы и знаки, информирующие о внутреннем состоянии субъекта; например, эмоциональная экспрессия – сигналы и знаки (вербальные, жестовые, мимические), информирующие об эмоциональном состоянии субъекта, речевая эмоциональность – способность речи выражать психическое состояние говорящего (в том числе эмоциональное).
Считается, что все это имеет непосредственное отношение к эстетической характеристике облика и внутреннего состояния человека в жизни и к их воплощению его образа и облика в искусстве.
2. Экспрессивность (от лат. expresse – «выразительно», «ясно») – выразительно, ясно; в лингвистике – характеристика языковых единиц и речевых актов как средств выражения субъективного (личного) оценочного отношения говорящего к содержанию или адресату речи. Экспрессивность усиливается паралингвистическими средствами общения (громкость, темп, тембр речи, мимика, позы, жесты).
Многие из этих проявлений относятся к живым существам. Сформулировано психофизиологическое понимание воплощения показанных признаков в статьях о выразительных движениях человека и животных (см., например, «Большой психологический словарь» под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко). Конкретное преломление этого понятия к развитию, воспитанию и образованию в детском и юношеском возрастах представлено также в «Педагогической энциклопедии» [ 2].
В словаре «Эстетика» (М., 1989) присутствует статья «Экспрессия, экспрессивность», лат. expressio – выражение: повышенная, подчеркнутая обостренная выразительность в искусстве ... свойственна искусству различных эпох и стран [10].
Способность различения экспрессионных свойств в живом мире есть уже у простейших существ, т. к. она обеспечивает реактивность и сохранение жизни. Способности экспрессионного различения, реагирования и его выражения вовне в поведении и ситуативных проявлений на внешние объекты и ситуации, а также на экспрессионные сигналы и облик враждебных или родственных либо значимых для жизнедеятельности других организмов в цепи питания, размножения или в процессе самозащиты.
Как показывает изучение позиций исследователей относительно философских оснований материально-диалектической сущности форм, процессов, моделей, организации саморазвития природы (в частности, представленное в содержании и источниках к статьям американской «Энциклопедии эстетики»: Encyclopedia of Aesthetics / Ed. in Chief M. Kelly. New York; Oxford: Oxford University Press, 1998), в настоящее время существуют противоположные ориентации в науках о природе и ее свойствах –физических и эстетических. Традиционная, ориентированная на классические философско-эстетические категории прекрасного и безобразного, опирающаяся на обобщенные человеческие оценки, прагматически утилитарные ценности, которая экологических аспектов не учитывает в силу исторической ограниченности.
Другая, развивавшаяся значительно позднее и на современном этапе осознанная и оформившаяся, строится на представлении о чувственно-материальных, реализованных характерных свойствах, особенностях природных объектов, явлений, процессов, которые воплощают сущностные и являющиеся сопутствующие признаки, преимущественно доступные восприятию, эмоциональной оценке и определению их человеком в каких-либо суждениях. Они относятся к области так называемого «экспрессивного», выразительно-своеобразного, что фиксирует их особое состояние, необычные формы, свойства и производимое, долговременно хранящееся в памяти человека впечатление и образные следы в ней.
Обобщение идеи ученых естественников и гуманитариев ведет к заключению, что одним из определяющих принципов интегрированного подхода к освоению природного мира в процессе среднего общего образования, в особенности экологического аспекта, может служить принцип экспрессивно-эстетического понимания, восприятия и оценки как всей природы мира в гармонически-динамических процессах самоорганизации и самовыражения материи.
Этот принцип позволяет не только сочетать объективные естественнонаучные знания в данной области с общегуманитарными знаниями в контексте опыта общения с природой, моделями, накопленными человечеством и воплощенными в различных формах культуры и искусства. Он позволяет целостно воспринять и осмыслить в преломлении через культуру очеловеченные нашим сознанием природные образы и типы отношений и взаимосвязей с природой во всем ее объеме, смысловые аспекты личностного, коллективного и общечеловеческого взаимодействия с конкретными единичными и комплексными ее объектами.
Этому может содействовать выработанный в ходе истории человечества способ и путь развития и определения в отношении к природному миру характерных для данного рода и вида природных конкретностей. Экспрессионно-эстетическое внепотребительское, неутилитарное видение природы через ее эстетику, открываемую человеком в восприятии физических, внешне выраженных свойств каждого объекта, отражающих характерные черты, должно рассматриваться как ориентированное на результаты самоорганизации и самовыражения природной материи и закономерностей становления многообразных процессов дифференцированного развития (что соответствует концепциям И. Пригожина) [ 8].

Таким образом, современные основания подхода к освоению материально-эстетических свойств природы в образовательном процессе, расширяющем интегрирование гуманитарного, естественнонаучного и экологического направлений в процессе познания, с началом XX века получают новые аргументы для своего укрепления. Их дальнейшая разработка составляет новые исследовательские задачи.
Открываемые и накапливаемые современной наукой информационные поля, выявляющие многообразие существующего мира (в особенности космических и планетарных закономерностей, впервые открываемых процессов становления и разрушения материальных форм и свойств природного окружения) ставят множество фундаментальных вопросов по определению состояния различных систем нашей планеты и по сохранению возможностей их стабильности.
Значительна при этом роль информационного обеспечения новых поколений, вступающих в жизнь и принимающих эстафету поддержания стабильности условий существования и установку на преодоление грозящих планете нарушений гармонических взаимоотношений экосистем.
Эти задачи могут решаться в контексте образования и воспитания молодого поколения именно при условии взаимодействия и интегрирования компонента гуманитарного и естественнонаучного знания в системе общего, среднего и высшего профессионального образования в периоды возрастного становления личности.
Наша концепция экспрессионно-эстетического подхода представлена в авторской монографии «Выразительность эстетики природы и культура личности» (Ульяновск – Москва, 2010) и программе для педагогического вуза.
Экспрессионно-эстетический подход, направленный на выявление выражения внутренней сущности данного объекта, явления или субъекта (человека) в их внешнем облике и проявлениях, обосновывается согласно концепциям Ф. Шиллера, Ч. Дарвина, Л. Толстого, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, В.М. Бехтерева, С.М. Эйзенштейна и других ученых и мастеров искусства.
В профессиональной подготовке педагогов естественнонаучного цикла в педагогических вузах XX века при реализации компонентов экологического образования представляется необходимым включение в его содержание обобщающих концептуальных положений экспрессионно-эстетического подхода, позволяющего наметить мост между естественнонаучной и гуманитарной областями современного научного знания. А это является одной из функций экологического образования и воспитания личности в педагогическом процессе. Она может быть реализована в виде внесения направленного блока в содержание профессионального педагогического образования по доминантному направлению, в расширенном варианте представлена в спецкурсе для дополнительного образования, а также в форме самостоятельной проектной деятельности будущих педагогов в соответствии со стандартами образования.
В реализации системно-деятельных моделей экологического воспитания и образования продуктивна роль экспрессионно-эстетического подхода. В Федеральном государственном стандарте образования очевидным образом акцентируется именно деятельность обучающихся. В сфере экологической деятельности преимущественной становится роль человеческого фактора в сохранении ценностей природы. То есть, по существу, от характера подготовки в процессе образования и воспитания молодого поколения, взаимодействующего с окружающей средой, зависят стабильность ее состояния и устойчивое развитие.

Литература

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста [Текст]. В.И. Вернадский. М., Наука, 1988
2. Выразительные движения [Текст]. Российская педагогическая энциклопедия. Т 2. М., БРЭ, 1993.
3. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. [Текст]. Ч. Дарвин.Соч., т. 5, 1953. Dewey D. The Later Works, vol.1, Carbondayl. 1981.
4. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика [Текст]. Б. Кроче. М., 2000
5. Лосев А.Ф. Эстетика [Текст] А.Ф. Лосев// Философская энциклопедия, т. 5. М., БСЭ, 1970
6. Печко Л.П. Выразительность эстетики природы и культура личности [Текст]. Л.П. Печко. Ульяновск – Москва, УлГПУ, 2008.
7. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант [Текст]. И.Пригожин, И.Стенгерс. изд.3-е. М., Эдиториал, УРСС, 2000.
8. Эстетика. Словарь. М., Искусство, 1989.