Компьютер и различные технологии, связанные с ним, прочно утвердились в современной системе образования, включая и те его аспекты, которые имеют отношение к искусству (в том числе и музыке). . Надо ясно понять в связи со сказанным, что компьютер не просто вошёл и занял прочное место в нашем повседневном учебном обиходе. Он многое изменил в самом мышлении людей в процессах их мыслительной деятельности. Естественно, это не могло не отразиться на педагогике, на её традиционных формах и методах учебно-образовательной практики. Специалистами констатируется, что отличительной особенностью последнего времени стало не столько возникновение новых педагогических профессий, «сколько изменение «границ» старых, связанное с новым задачами деятельности, новыми технологиями и методами работы, новыми требованиями к результатам и оценке эффективности» [1, 3].
Изменения, о которых идёт речь, вполне очевидны. Раньше, скажем, содержание и организация учебно-образовательного процесса в той или иной мере определялись педагогом. Многое зависело в конечном счёте именно от него. Это давало позитивные результаты в тех случаях, когда последний был высококвалифицированным специалистом в своей области, как говорится, мастером своего дела. Такое, впрочем, бывало далеко не всегда, и тогда существующая практика учебно-образовательного процесса давала заметные сбои.
Сегодня содержание, форму и организацию обучения в ряде случаев определяет не только учитель и та документация, которой он руководствуется. Заметную роль в этом может играть непосредственное общение учащегося с компьютером. И чем более эрудирован этот учащийся, чем более самостоятелен в своей деятельности, тем более реальны роль и значение компьютерной составляющей. Изменилась, иными словами, «парадигма учебно-информационного взаимодействия, осуществляемого между обучающим, обучающимся и интерактивным источником учебной информации, функционирующим на базе информационно-коммуникативных технологий» [2, 27].
Итак, учащийся может теперь приобретать нужные ему знания, не прибегая к помощи учителя. Собственно, так оно было и раньше, когда нужные знания можно было почерпнуть из книг. Однако никакие самые содержательные книги не заменят сегодня компьютера с его необозримыми информационными ресурсами, с его материалами, отражающими практически все грани и стороны человеческих знаний и человеческой деятельности.
Книга может быть «умнее» компьютера, но она никогда не сравнится с ним по объёму и многообразию информационных ресурсов.
Играя важную роль в процессах образования, компьютер решает еще более важные и актуальные задачи в ходе самообразования. Последнее выступает сегодня в виде постоянно действующего фактора для специалиста любого профиля. Аутодидактикой приходится заниматься сегодня школьнику и студенту, аспиранту и профессору. Специальность в данном случае роли не играет; самообразовываться ныне приходится всем. И элек-тронные технологии являются в этих условиях мощным подспорьем для каждого, кто хочет быть на уровне требований времени, кто осваивает новые виды деятельности или повышает свою профессиональную квалификацию. Для таких людей компьютерные технологии, выходы в Интернет – первая необходимость.
И ещё в дополнение к сказанному. Сегодня много говорится о непрерывном образовании, проходящим через всю сознательную жизнь человека. Оно действительно важно для каждого, кто хочет играть сколько-нибудь заметную роль в окружающей его социальной среде. Для человека, поставившего целью такое образование, компьютер – насущная необходимость; без него практически не обойтись.
Известно, однако, что всё в жизнедеятельности человека может иметь как позитивную, так и оборотную, негативную сторону. Имеется она и у компьютерных технологий. Прежде всего, тут следует указать, что при работе с компьютером отсутствует непосредственный, межличностный контакт учи-теля с учеником. Отсутствуют, тем самым, условия для живого обмена суждениями и мнениями, для диалога, который инициирует мышления ученика, формирует технику речи, умение говорить. И, что принципиально важно, помогает ученику определиться в собственных взглядах и мнениях, утвердиться в них в ходе диалога. «Только реальное, межличностное общение (…) способно структурировать и обогатить эмоциональный мир, содействовать развитию навыков самопонимания и самовыражения» [3, 37].
В традиционной педагогике, российской и зарубежной, всегда отмечалась важная роль непосредственного влияния старшего коллеги на младшего, учителя на ученика. Тем более, когда учитель представлял собой крупную, неординарную творческую личность. Молодые музыканты, обучавшиеся в своё время у Г. Нейгауза или К. Игумнова, Д. Ойстраха или С. Кнушевицкого, М. Ростроповича или Е. Образцовой не раз подчёркивали, сколь важными для них были прямые контакты с их учителями. Причём имелись в виду не только и не столько профессиональные контакты, сколько возможность общаться с яркими, на редкость интересными творческими личностями.
В отличие от этого «в тотально технизированной образовательной среде, где освоение учащимися опыта полностью опосредовано техническими средствами обучения, передаваемый опыт ограничен знаниями, умениями и навыками и почти не включает в себя эмоционально-ценностные отношения»(4, 37), что и отличает этот опыт от живого опыта в системе «человек – человек».
Пойдём далее. Компьютер может знакомить учащегося с новыми, незнакомыми ему музыкальными произведениями – и это хорошо. Но, одновременно, теряет свою актуальность такой вид музыкальной деятельности как чтение с листа. И это нехорошо, поскольку умение читать ноты с первого на них взгляда – a prima vista - было и остаётся практически важным независимо от любого прогресса электронных технологий.
Дальше. Существуют знания, которые сами по себе, может быть, и имеют значение, но учащемуся музыканту в контексте его деятельности они не нужны. Опыт свидетельствует, что у людей, увлекающихся компьютерными процедурами, в голове, как правило, много лишней, бесполезной информации, не имеющей ценностного содержания и, в то же время, затрудняющей мыслительные операции.
Хорошо, если у ученика есть возможность проконсультироваться с опытным специалистом, скажем, со своим учителем, который поможет отличить, как говорится, семена от плевел, нужное от ненужного. Если же такого консультанта нет, то общение с компьютером может оказаться практически пустой тратой времени, отнимающей, кстати, не только время, но и силы.
Наконец, ещё одно. У высококлассного преподавателя решение профессионально-технических задач всегда связано одновременно с духовным развитием ученика.
Термины духовность, духовные ценности, духовное развитие и др. имеют много различных толкований. Можно сказать, что духовные ценности, это высшие человеческие ценности, возвышающиеся над ценностями материальными – и это будет правильно.
Можно сказать, далее, что духовность это особое состояние души человека, отражающее высокие образцы морали и нравственности – и это тоже правильно. Духовность трудно поддаётся определению посредством точной научной терминологии. Её можно скорее интуитивно почувствовать, разгадать, нежели конкретно определить и однозначно сформулировать.
Бесспорным, повторим, является понимание духовного как некой противоположности материальному. Это положение может быть применимо в известном смысле и к сфере искусства, к тому, что и как делают здесь люди. Один известный российский музыкант сказал однажды, что высшая цель искусства, как он её понимает – это сделать так, чтобы человек хотя бы не-надолго отошёл от повседневности, от житейских будней – и обратил свой взор к высоким художественно-эстетическим идеалам.
Как бы то ни было, но основная задача педагога, можно сказать, сверхзадача – духовное развитие учащегося. И, как было ранее сказано, решается эта задача (или, во всяком случае, имеет шансы на решение) в ходе личных контактов с духовно богатой творческой личностью. Никакая самая умная машина не заменит тут человека в силу того обстоятельства, что любая машина, даже самая совершенная, была и будет машиной.
Теперь поставим вопрос: чем может быть полезен компьютер учащимся-музыкантам и их учителям? Что даёт обращение к электронным ресурсам в этой сфере деятельности?
Понятно, что компьютер может предоставить практически любую ин-формация по музыкально-теоретическим дисциплинам, равно как и по курсу истории музыки. Учебники в их традиционном формате в некотором роде сдают сегодня свои позиции, хотя, конечно, без них пока что не обойтись. К слову, многие учебные пособия выходят ныне с извещением, что книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru
Если говорить о музыкантах-исполнителях, то компьютер даёт им уникальную возможность послушать записи легендарных исполнителей прошлого – Энрико Карузо и Монсеррат Кабалье, Сергея Васильевича Рахманинова и Владимира Горовица, Артуро Тосканини и Евгения Мравинского, и т.д. В прежние времена об этом нельзя было и мечтать.
Нельзя не сказать ещё несколько слов о самообразовании, о которым уже упоминалось ранее. Лучшего способа заниматься этим видом деятельности, используя компьютер, трудно себе представить. Компьютер может выдавать практически любую информацию, нужную человеку, отвечать на многие его вопросы.
Разумеется, работа с учебными материалами, если она ведётся с помощью компьютера, заметно отличается от привычной, традиционной работы с книгой. Становится ли она сложнее? И да, и нет. Больше ли в ней плюсов или минусов? Есть и то, и то. Она другая в силу того, что в ней особо активизируется поисковое начало. Это естественно, поскольку материалов. предлагаемых компьютером, как правило, много, причём самых разнообразных. В этих условиях отбирать то, что может быть полезным для работы, за-дача непростая. Постоянно приходится отвечать на вопросы типа: нужна ли эта информация? Понадобится ли она в дальнейшем? И если да, то в связи с чем? в каком контексте?
Умение ориентироваться в «информационных джунглях», отбирая нужное и проходя мимо ненужного – важное умение. Естественно, оно приходит не сразу, но надо сразу же видеть в этом актуальную задачу, требующую решения. В противном случае работа с компьютером не даст нужных результатов, и это как минимум.
Главное, необходимо понять: отбор и усвоение новой информации посредством компьютера имеет поисково-выборочный характер. «Беру и присваиваю то, что мне интересно, что, возможно, сможет приходиться в будущем». В традиционной, классической педагогике такая манера работать трактуется обычно как недостаток. Считается, что обучаться чему бы то ни было нужно системно, то есть последовательно и логично. Усваивать следует чётко организованный, упорядоченный материал. Таков один из основополагающих законов, имеющий многих приверженцев и сегодня.
Однако, применительно к компьютеру ситуация выглядит иначе. Компьютер, как уже говорилось, предлагает тому, кто имеет с ним дело, многие и разноплановые материалы. Подчас они напоминают калейдоскоп, в связи с чем возникает задача – самому пользователю систематизировать эти материалы, привести их в относительный порядок, найти связи и отношения между ними, что позволило бы реально пользоваться ими. Многое при этом приходится отбрасывать, поскольку одна из специфических особенностей обращения к компьютеру в том и состоит, что здесь приходится сталкиваться с изрядным количеством так называемого «информационного мусора». Человеку недостаточно эрудированному подчас нелегко сориентироваться в том, что здесь может быть продуктивно использовано, а что пригодно лишь на выброс.
Подобная обработка или, другими словами, селекция компьютерных материалов зачастую даётся с трудом. Но, с другой стороны, она приносит и определённую пользу, поскольку дисциплинирует мышления пользователя, формирует логику интеллектуальных действий, развивает умение связывать в единое целое разрозненные детали и частности. Принципиально важна при этом способность выявлять в компьютерных материалах их основные, ключевые идеи, их внутренние смыслы. И лишь затем уже организовывать эти материалы в единое, системное целое, в логично выстроенные структуры.
Для многих музыкантов решать проблемы такого рода непросто, особенно для тех, в деятельности которых под нагрузкой находятся в основном голосовые связки или пальцы. Но решать иной раз всё-таки приходится.
В любом случае ориентироваться в компьютерных технологиях необходимо учителю, на какой бы ступени музыкально-образовательной иерархии он ни находился. Во-первых, сама его профессия относится к тем, о которых, перефразируя одно из высказываний С. Цвейга, можно сказать, что совершенствование в ней не знает конца, а знает лишь одно непрерывное начало. И, во вторых, сегодня, когда едва ли не каждый подросток с компьютером «на ты», отставать от своих учеников учителю не к лицу.
Особо следует сказать в рамках затронутой проблематики об электронных музыкальных инструментах. «Цифровые (компьютеризированные) электронные музыкальные инструменты обладают огромным выразительным потенциалом, - пишет И.М. Красильников. – При этом они способны значительно облегчить музыкальную деятельность, беря на себя многие её рутинные проблемы. Профессионалу это сулит открытие новых художественных миров, любителю – быстроту и эффективность приобщения к музицированию, педагогу – востребованность в условиях складывающегося рынка образовательных услуг. И, главное – всем пользователям эти инструменты способы подарить радость приобщения к новой увлекательной форме музыкального творчества [5,10].
Со сказанным выше можно согласиться, хотя и с некоторыми оговорками. Начать с того, что по ряду своих выразительно-технических показателей электронные инструменты уступают традиционным музыкальным инструментам, в частности, фортепиано, да и некоторым другим. Звуковые и тембровые ресурсы у них ограничены; возможности исполнительской нюансировки тоже не слишком велики. Конечно же, арсенал выразительно-изобразительных средств у большинства традиционных музыкальных инструментов значительно богаче и разнообразнее.
Что ещё важнее, тот обширный репертуар, который столетиями создавался для фортепиано, скрипки и других музыкальных инструментов, репертуар, художественную ценность которого невозможно переоценить, не может быть полноценно (именно полноценно) использован на электронных инструментах.
С другой стороны, есть у них и определённые преимущества. Сам процесс овладения умениями и навыками игры на этих инструментах значительно упрощается – и это позволяет увеличить контингент обучающихся музыке. Возможен даже процесс сочинения музыкальных пьес, что доступно практи-чески каждому желающему. А поскольку сочинение, как правило, увлекает детей и подростков, это, конечно же, используется на музыкальных занятиях.
Именно в силу всего вышесказанного некоторые учителя, в частности, работающие в общеобразовательных школах, приветствуют использование электронного инструментария на уроках музыки.
Итак, подытожим сказанное. Факты свидетельствуют, что электронные технологии стремительно наступают сегодня по всем фронтам, включая и образование. И эта тенденция не только не ослабевает со временем, но, напротив, усиливается. В большинстве зарубежных стран образовательные процессы сегодня всецело ориентированы на использование разного рода электронных устройств. Движется в этом направлении и российская система образования, не исключая и не исключая и того её сектора, который непосредственно связан с музыкальным искусством. И если ещё десять - пятнадцать лет назад можно было встретить молодых людей, испытывавших трудности в работе с компьютером, то сегодня таких людей, пожалуй, чаще можно встретить среди учителей, нежели учеников. Надо полагать, в недалёком будущем их не останется ни среди первых, ни среди вторых.
1. Безруких М.М., Жадько Н.В. О ключевых компетенциях педагога и «границах» педагогического образования. – М.: Педагогика, 2014. № 5.
2. Роберт И.С. Развитие дидактики в условиях информатизации образования. – М.: Педагогика, 2012, № 9, с. 27.
3. Лызь Н.А., Познина Н.А. Педагогические риски технизированных образовательных сред. – М.: Педагогика, 2010, № 4, с.37.
4.Красильников И.М. Хроники музыкальной электроники. – М., Экон-Информ, 2010.