ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ

Цыпин Геннадий Моисеевич

доктор педагогических наук, профессор кафедры философии, истории, теории культуры и искусства  Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

"Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке" 

Аннотация: 
В статье рассматриваются вопросы, связанные с ролью и значением электронных технологий в преподавании музыкальных дисциплин. Указывается, что компьютеризация обучения многое изменила как в содержании и структуре учебно-образовательного процесса, так и в самом мышлении человека. Отмечается, что электронные технологии, в частности, непосредственное общение с компьютером, заметно влияют на направленность и организацию познавательной деятельности обучающихся. В ходе работы с компьютером отсутствует непосредственный межличностный контакт учащегося с педагогом, отсутствует духовное воздействие старшего коллеги на своего воспитанника, что в определённой степени обедняет учебно-образовательный процесс. Единственное решение указанной проблемы заключается в гармоничном сочетании различных видов и форм обучения. Специальное внимание в статье уделяется электронным музыкальным инструментам. Указывается, что по ряду своих выразительно-технических показателей этот инструментарий уступает традиционным музыкальным инструментам (в частности, фортепиано и некоторым другим).

Компьютер и различные технологии, связанные с ним, прочно утвердились в современной системе образования, включая и те его аспекты, которые имеют отношение к искусству (в том числе и музыке). . Надо ясно понять в связи со сказанным, что компьютер не просто вошёл и занял прочное место в нашем повседневном учебном обиходе. Он многое изменил в самом мышлении людей  в процессах их мыслительной деятельности. Естественно, это не могло не отразиться на педагогике, на её традиционных формах и методах учебно-образовательной практики. Специалистами констатируется, что отличительной особенностью  последнего времени стало не столько возникновение новых педагогических профессий, «сколько изменение «границ» старых, связанное с новым задачами деятельности, новыми технологиями и методами работы, новыми требованиями к результатам и оценке эффективности» [1, 3].

Изменения,  о которых  идёт речь, вполне очевидны.  Раньше, скажем,  содержание и организация учебно-образовательного процесса в той или иной мере определялись педагогом. Многое зависело  в конечном счёте именно от него. Это давало позитивные результаты в тех случаях, когда последний был высококвалифицированным специалистом   в своей области, как говорится, мастером своего дела. Такое,  впрочем, бывало далеко не всегда, и тогда существующая практика учебно-образовательного процесса давала заметные сбои.

Сегодня содержание, форму и организацию обучения  в ряде случаев определяет не только учитель и та документация, которой он руководствуется.  Заметную роль в этом может играть непосредственное  общение учащегося с компьютером. И чем более эрудирован этот учащийся, чем более самостоятелен в своей деятельности, тем более реальны роль и значение компьютерной составляющей. Изменилась, иными словами, «парадигма учебно-информационного взаимодействия, осуществляемого между обучающим, обучающимся и интерактивным источником учебной информации, функционирующим на базе информационно-коммуникативных технологий» [2, 27].

Итак, учащийся может теперь приобретать нужные ему знания, не прибегая к помощи учителя. Собственно, так оно было и раньше, когда нужные знания можно было почерпнуть из книг. Однако никакие самые содержательные книги не заменят сегодня компьютера с его необозримыми информационными ресурсами, с его материалами, отражающими практически все грани и стороны человеческих знаний и человеческой деятельности.

Книга может быть «умнее» компьютера, но она никогда не сравнится с ним по объёму и многообразию информационных ресурсов.

Играя важную роль в процессах образования, компьютер                                                                                                                                                                      решает еще более важные и актуальные задачи в ходе самообразования. Последнее выступает сегодня в виде постоянно действующего фактора для специалиста любого профиля. Аутодидактикой приходится заниматься сегодня школьнику и студенту, аспиранту и профессору. Специальность в данном случае роли не играет; самообразовываться ныне приходится всем. И элек-тронные технологии являются в этих условиях мощным подспорьем для каждого, кто хочет быть на уровне требований времени, кто осваивает новые виды деятельности или повышает свою профессиональную квалификацию. Для таких людей компьютерные технологии, выходы в Интернет – первая необходимость.

И ещё в дополнение к сказанному. Сегодня много говорится о непрерывном образовании, проходящим через всю сознательную жизнь человека. Оно действительно важно для каждого, кто хочет играть сколько-нибудь заметную роль в окружающей его социальной среде. Для человека, поставившего целью такое образование, компьютер – насущная необходимость; без него практически не обойтись.

Известно, однако, что всё в жизнедеятельности человека может иметь как позитивную, так и оборотную, негативную сторону. Имеется она и у компьютерных технологий. Прежде всего, тут следует указать, что при работе с компьютером отсутствует непосредственный, межличностный  контакт учи-теля с учеником.  Отсутствуют, тем самым, условия для живого обмена суждениями и мнениями, для диалога, который инициирует мышления ученика, формирует технику речи,  умение говорить.  И,  что принципиально важно, помогает ученику определиться в собственных взглядах и мнениях, утвердиться в них в ходе диалога. «Только реальное, межличностное общение (…) способно структурировать и обогатить эмоциональный мир, содействовать развитию навыков самопонимания и самовыражения» [3, 37].

В традиционной педагогике, российской и зарубежной,  всегда отмечалась важная роль непосредственного влияния старшего коллеги на младшего, учителя на ученика. Тем более, когда учитель представлял собой крупную, неординарную творческую личность. Молодые музыканты, обучавшиеся в своё время у Г. Нейгауза или К. Игумнова, Д. Ойстраха или С. Кнушевицкого, М. Ростроповича или Е. Образцовой не раз подчёркивали, сколь важными для них были прямые контакты с их учителями. Причём имелись в виду не только и не столько профессиональные контакты, сколько возможность общаться с яркими, на редкость интересными творческими личностями.

В отличие от этого «в тотально технизированной образовательной среде, где освоение учащимися опыта полностью опосредовано техническими средствами обучения, передаваемый опыт ограничен знаниями, умениями и навыками и почти не включает в себя эмоционально-ценностные отношения»(4, 37),  что и отличает этот опыт от живого опыта в системе «человек – человек».

Пойдём далее. Компьютер может знакомить учащегося с новыми, незнакомыми ему музыкальными произведениями – и это хорошо. Но, одновременно, теряет свою актуальность такой вид музыкальной деятельности как чтение с листа. И это нехорошо, поскольку умение читать ноты с первого на них взгляда – a prima vista -  было и остаётся практически важным независимо от любого прогресса электронных технологий.

Дальше. Существуют знания, которые сами по себе, может быть, и имеют значение, но учащемуся музыканту в контексте его деятельности они не нужны. Опыт свидетельствует, что у  людей, увлекающихся компьютерными процедурами, в голове, как правило, много лишней, бесполезной информации, не имеющей ценностного содержания и, в то же время,  затрудняющей мыслительные операции.

Хорошо, если у ученика есть возможность проконсультироваться с опытным специалистом, скажем, со своим учителем, который поможет отличить, как говорится, семена от плевел, нужное от ненужного. Если же такого консультанта нет, то общение с компьютером может оказаться практически пустой тратой времени, отнимающей, кстати, не только время, но и силы.

Наконец, ещё одно. У высококлассного преподавателя решение профессионально-технических задач всегда связано одновременно с духовным развитием ученика.

Термины духовность, духовные ценности,  духовное развитие и др. имеют много различных толкований. Можно сказать, что духовные ценности, это высшие человеческие ценности, возвышающиеся над ценностями материальными – и это будет правильно.

Можно сказать, далее, что духовность это особое состояние души человека, отражающее высокие образцы морали и нравственности – и это тоже правильно. Духовность трудно поддаётся определению посредством точной научной  терминологии. Её можно скорее интуитивно почувствовать, разгадать, нежели конкретно определить и однозначно сформулировать. 

Бесспорным, повторим, является понимание духовного как некой противоположности материальному. Это положение может быть применимо в известном смысле и к сфере искусства, к тому, что и как делают здесь люди. Один известный российский музыкант сказал однажды, что высшая цель искусства, как он её понимает – это сделать так,  чтобы человек хотя бы не-надолго отошёл от повседневности, от житейских будней – и обратил свой взор  к высоким художественно-эстетическим идеалам.

Как бы то ни было, но основная задача педагога, можно сказать,  сверхзадача – духовное развитие учащегося.   И, как было ранее сказано, решается эта задача (или,  во всяком случае,  имеет шансы на решение)  в ходе личных контактов с духовно богатой творческой личностью. Никакая самая умная машина не заменит тут человека в силу того обстоятельства, что любая машина, даже самая совершенная, была и будет машиной.

Теперь поставим вопрос: чем может быть полезен компьютер учащимся-музыкантам и их учителям?  Что даёт обращение к электронным ресурсам в этой сфере деятельности?

Понятно, что компьютер может предоставить  практически любую ин-формация по музыкально-теоретическим дисциплинам, равно как и по курсу истории музыки. Учебники в их традиционном формате в некотором роде сдают сегодня свои позиции, хотя, конечно, без них пока что не обойтись. К слову, многие учебные пособия выходят ныне с извещением, что книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru

Если говорить о музыкантах-исполнителях, то компьютер даёт им уникальную возможность послушать записи легендарных исполнителей прошлого – Энрико Карузо и Монсеррат Кабалье, Сергея Васильевича Рахманинова и Владимира Горовица, Артуро Тосканини и Евгения Мравинского, и т.д. В прежние времена об этом нельзя было и мечтать.

Нельзя не сказать ещё несколько слов о самообразовании, о которым уже упоминалось ранее. Лучшего способа заниматься этим видом деятельности, используя компьютер, трудно себе представить. Компьютер может выдавать практически любую информацию, нужную человеку, отвечать на многие его вопросы.

Разумеется, работа с учебными материалами, если она ведётся с помощью компьютера, заметно отличается от привычной, традиционной работы с книгой. Становится ли она сложнее? И да, и нет. Больше ли в ней плюсов или минусов? Есть и то, и то. Она другая в силу того, что в ней особо активизируется поисковое начало. Это естественно, поскольку материалов. предлагаемых компьютером, как правило, много, причём самых разнообразных. В этих условиях отбирать то, что может быть полезным для работы, за-дача непростая. Постоянно приходится отвечать на вопросы типа: нужна ли эта информация? Понадобится ли она в дальнейшем? И если да, то в связи с чем? в каком контексте?

Умение ориентироваться в «информационных джунглях», отбирая нужное и проходя мимо  ненужного  – важное умение. Естественно, оно приходит не сразу, но надо сразу же видеть в этом актуальную задачу, требующую решения. В противном случае работа с компьютером не даст нужных результатов, и это как минимум. 

Главное, необходимо понять: отбор и усвоение новой информации посредством компьютера имеет поисково-выборочный характер. «Беру и присваиваю то, что мне интересно, что, возможно, сможет приходиться в будущем». В традиционной, классической педагогике такая манера работать трактуется обычно как недостаток. Считается, что обучаться чему бы то ни было нужно системно, то есть последовательно и логично. Усваивать следует чётко организованный,  упорядоченный материал. Таков один из основополагающих законов, имеющий многих приверженцев и сегодня.

Однако, применительно к компьютеру ситуация выглядит иначе. Компьютер, как уже говорилось, предлагает тому, кто имеет с ним дело, многие и разноплановые материалы. Подчас они напоминают калейдоскоп, в связи с чем возникает задача – самому пользователю систематизировать эти материалы, привести их в относительный порядок, найти связи и отношения  между ними, что позволило бы реально пользоваться ими. Многое при этом приходится отбрасывать, поскольку одна из специфических особенностей обращения к компьютеру в том и состоит,  что здесь приходится сталкиваться с изрядным количеством так называемого «информационного мусора». Человеку недостаточно эрудированному подчас нелегко  сориентироваться в том,  что здесь может быть продуктивно использовано,  а что пригодно лишь на выброс.

Подобная обработка или, другими словами, селекция компьютерных материалов зачастую даётся с трудом. Но, с другой стороны, она приносит и определённую пользу, поскольку дисциплинирует мышления пользователя,  формирует логику интеллектуальных действий, развивает умение связывать в единое целое разрозненные детали и частности. Принципиально важна при этом способность выявлять в компьютерных материалах их основные, ключевые идеи, их внутренние смыслы. И лишь затем уже организовывать эти материалы в единое,  системное целое, в логично выстроенные  структуры.

Для многих музыкантов решать проблемы такого рода непросто, особенно для тех, в деятельности которых  под нагрузкой находятся в основном голосовые связки или пальцы. Но решать иной раз всё-таки приходится.

В любом случае ориентироваться в компьютерных технологиях необходимо учителю,  на какой бы ступени музыкально-образовательной иерархии он ни находился. Во-первых, сама его профессия относится к тем, о которых, перефразируя одно из высказываний С. Цвейга,  можно сказать, что совершенствование в ней не знает конца, а знает лишь одно непрерывное начало. И, во вторых,   сегодня, когда едва ли не каждый подросток  с компьютером «на ты», отставать от своих учеников учителю не к лицу.

Особо следует сказать в рамках затронутой  проблематики  об электронных музыкальных инструментах. «Цифровые (компьютеризированные) электронные музыкальные инструменты обладают огромным выразительным потенциалом, - пишет И.М. Красильников. – При этом они способны значительно облегчить музыкальную деятельность, беря на себя многие её рутинные проблемы. Профессионалу это сулит открытие новых художественных миров, любителю – быстроту и эффективность приобщения к музицированию, педагогу – востребованность в условиях складывающегося рынка образовательных услуг. И, главное – всем пользователям эти инструменты способы подарить радость приобщения к новой увлекательной форме музыкального творчества [5,10].

Со сказанным выше можно согласиться, хотя и с некоторыми оговорками. Начать с того, что по ряду своих выразительно-технических показателей электронные инструменты уступают традиционным музыкальным инструментам, в частности,  фортепиано, да и некоторым другим. Звуковые и тембровые ресурсы у них ограничены; возможности исполнительской нюансировки тоже не слишком велики. Конечно же, арсенал выразительно-изобразительных средств у большинства традиционных музыкальных инструментов значительно богаче и разнообразнее.

Что ещё важнее, тот обширный репертуар, который столетиями создавался для фортепиано, скрипки и других музыкальных инструментов, репертуар, художественную ценность которого невозможно переоценить, не может быть полноценно (именно полноценно) использован на электронных инструментах.

С другой стороны, есть у них и определённые преимущества. Сам процесс овладения  умениями и навыками игры на этих инструментах значительно упрощается – и это позволяет увеличить контингент обучающихся музыке. Возможен даже процесс сочинения музыкальных пьес, что доступно практи-чески каждому желающему. А поскольку сочинение, как правило, увлекает детей и подростков, это, конечно же, используется на музыкальных занятиях.

Именно в силу всего вышесказанного некоторые учителя, в частности, работающие в общеобразовательных школах, приветствуют использование электронного инструментария на уроках музыки.

Итак, подытожим сказанное. Факты свидетельствуют, что электронные технологии стремительно наступают сегодня по всем фронтам, включая и образование. И эта тенденция не только не ослабевает со временем, но, напротив, усиливается. В большинстве зарубежных стран образовательные процессы сегодня всецело ориентированы на использование разного рода электронных устройств. Движется в этом направлении и  российская система образования, не исключая и не исключая и того её сектора, который непосредственно связан с музыкальным искусством. И если ещё десять - пятнадцать лет назад можно было встретить молодых людей, испытывавших трудности в работе с компьютером, то сегодня таких людей, пожалуй,  чаще можно встретить среди учителей, нежели учеников. Надо полагать, в недалёком  будущем  их  не останется ни  среди первых, ни среди вторых.

 

1. Безруких М.М., Жадько Н.В. О ключевых компетенциях педагога и «границах» педагогического образования. – М.: Педагогика, 2014. № 5.

2. Роберт И.С. Развитие дидактики в условиях информатизации образования. – М.:  Педагогика,  2012, № 9, с. 27.

3. Лызь Н.А., Познина Н.А. Педагогические риски технизированных образовательных сред. – М.: Педагогика, 2010, № 4, с.37.

4.Красильников И.М. Хроники музыкальной электроники. – М., Экон-Информ, 2010.