Для современного российского музыкального образования педагогика электронного музыкального творчества [9] – это новая образовательная сфера, формирующая сегодняшнее «цифровое поколение» детей и молодежи.
Образовательная практика электронного музыкального творчества на данный момент представлена как в общем образовании (интерактивная музыкальная деятельность школьников, технология «Интерактивное музицирование школьников» (И.М. Красильников), «Творческое музицирование в детском оркестре» с методикой развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников в игре на синтезаторе (И.М. Красильников и Е.В. Боякова), так и в дополнительном (электронные музыкальные инструменты) [11; 10; 12].
Растущий потенциал концепта электронного музыкального творчества (далее ЭМТ) на разных образовательных уровнях говорит о его актуальности и дальнейшей педагогической перспективности в системе развития «человека культуры» [1], а именно ребенка, в условиях «цифрового детства» [13, с. 72].
В контексте динамично меняющихся социальных реалий, целей и направлений стратегического развития национального образования (ФГОС ДО, инициативы Президента РФ) он будет способствовать «…формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей…, основанной на принципах справедливости, всеобщности…» [18; 19].
Как говорится, дорога та идея, время которой пришло. И возможность вовлечения детей не только старшего [10], но и младшего, и среднего дошкольного возраста к элементарному электронному музыкальному творчеству на синтезаторе в условиях современного детского сада, представляется особо многообещающей для их творческого и эстетического развития. Рассмотрим дальнейшие шаги в этом направлении.
С одной стороны, информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании и воспитании активно и успешно применяется в различных образовательных областях. Как правило, они представлены познавательно-игровыми и учебными средствами [3]. Не исключение в этом плане, и образовательная область «Художественно-эстетического развития». Однако в направлении «Музыка» фактически выпадает «новый музыкальный инструмент, построенный на основе компьютерных технологий – клавишный синтезатор [курсив – О.П.]» [10].
Анализируя в контексте этого существующие основные образовательные программы ФГОС ДО, только в Программе «Диалог [4], во втором варианте программного содержания по направлению художественно-эстетического развития (в качестве компонента программы) предусмотрена возможность активного знакомства детей с 5-6 лет (в игре) с элементами электронного музыкального творчества на основе синтезатора.
К сожалению, подобный дисбаланс в дошкольной музыкально-образовательной практике, как минимум, свидетельствует не только о неполном использовании развивающего потенциала IT-технологий, необходимых для приобретения опыта в музыкальной исполнительской деятельности детей, но и об упущении многообещающей возможности более широкого вовлечения дошкольников в новую образовательную сферу электронного музыкального творчества.
Предлагаемый нами подход к занимательному музицированию на цифровом клавишном синтезаторе для детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации создаёт необходимые условия для приобретения ими опыта в музыкальной деятельности. От устоявшихся видов (традиционная «игра на детских музыкальных инструментах» [19] в исполнительской деятельности дошкольников) к формирующимся видам (элементарное электронное музыкальное творчество на синтезаторе).
Поэтому наряду с традиционными детскими музыкальными инструментами и игрушками (ложки, трещотки, бубны, ксилофоны, металлофоны и др.), используемыми как на занятиях, так и в повседневной жизни ребенка в детском саду, синтезатор обоснованно и закономерно должен занять своё место в музыкальной деятельности современных дошкольников. Тем самым положив начало новой «дополненной» музыкальной реальности в развивающей предметно-пространственной образовательной среде современного детского сада как в направлении «Музыка», так и в образовательной области «Художественно-эстетического развития» в целом.
Термин «дополненная реальность» (augmented reality, AR) [20], выбран нами не без основания: он определяет «результат введения в поле восприятия любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации» [20]. Перенося эту формулировку в педагогическую среду современного детского сада, и выделяя в ней ключевое слово «сенсорные данные», мы сопоставляем сенсорное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста с огромным развивающим потенциалом клавишного синтезатора как музыкальной занимательной «цифровой игрушки».
Причем игрушки, при помощи которой можно создавать так называемую «дополненную» музыкальную реальность как самостоятельно, так и при помощи взрослого в процессе элементарного электронного музыкального творчества на синтезаторе. Определяя через него не только «меру» музыки в жизни и развитии ребенка [17, с. 148], но и максимально эффективно используя его возможности, как специализированного компьютера [10].
Под условной «игрушкой» мы подразумеваем «специальные детские модели синтезаторов, произведенными компаниями, специализирующимися на выпуске взрослых цифровых инструментов. Игрушечные разноцветные синтезаторы не подойдут для достижения целей музыкального развития детей дошкольного возраста…»[10, с. 10].
Ссылаясь на «Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста» [6] по вопросам внедрения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в практику дошкольного образования, мы определённо, относим цифровой клавишный синтезатор к одному из инструментов познания и развития личности ребенка. В том числе, через сенсорное воспитание в процессе занимательного музицирования на музыкальной «цифровой игрушке».
Более того, относя музыкальную деятельность дошкольников к «различным способам и средствам познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие» [16, 111; 7], именно «побуждая» малышей к элементарному электронному музыкальному творчеству на синтезаторе, мы формируем исподволь как музыкальные, так и многие другие способности ребёнка, целенаправленно управляя его музыкальной деятельностью [14; 15].
«Прикладной характер» элементарного электронного музыкального творчества на синтезаторе выводит музыкальную деятельность детей в условиях дошкольной организации на метапредметный уровень. Обеспечивая тем самым, условия развития интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств дошкольников, их творческих способностей, а также формируя предпосылки к учебной деятельности, согласно целевым ориентирам федерального государственного образовательного стандарта.
Конечно, вопрос приобщения дошкольников к ЭМТ не настолько прост, как кажется на первый взгляд, и содержит в себе ряд проблем. И в первую очередь, это проблемы педагогического переориентирования [2] в условиях «цифрового детства» [12, 72] и готовности самих педагогов к новым особенностям социальной ситуации развития ребенка. «Педагогам и психологам нужно знать и учитывать потенциал использования социализирующих, обучающих и воспитательных возможностей ИКТ…» [10, с. 59].
Необходимо признать тот факт, что сегодняшняя социализация детей происходит не только в материально-вещественном мире и привычной для дошкольников среде социальных взаимодействий, но и в цифровой среде. Причём процесс этот только усиливается [13]. «Произошла смена образовательной парадигмы: от ориентации на устойчивую внешнюю среду – к постоянно меняющемуся миру. Образование превращается из консервативных видов человеческой деятельности в динамично меняющиеся», – пишет И.И. Комарова [8, с. 23].
Целесообразно интенсивнее внедрять информационно-коммуникационные технологии в деятельность организаций дошкольного уровня [3], и в частности, в музыкально-творческую практику на цифровых инструментах в музыкальной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста по следующим причинам.
Во-первых, «цифровая игрушка» синтезатор это новый детский музыкальный инструмент, отвечающий современному динамично меняющемуся состоянию развития музыкальной культуры и музыкального образования, приобщающий дошкольников к музыке, и представляющий особую ценность в развитии музыкальных способностей и сенсорного опыта у детей младшего и среднего дошкольного возраста в процессе занимательного и активного музицирования на нём.
Во-вторых, рассматривая синтезатор как специализированный компьютер (И.М. Красильников), можно утверждать, что он значительно обогатит ресурс IT-технологий в образовательной области «Художественно-эстетического развития».
В-третьих, внедрение интерактивных технологий в музыкальную исполнительскую деятельность дошкольников положит начало, так сказать, новой «дополненной» музыкальной реальности в современном детском саду, что будет способствовать не только «созданию социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», но и обеспечит «построение вариативного развивающего… (музыкального – О.П.) образования…, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона ближайшего развития каждого ребенка), через… организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного… и художественно-эстетического развития детей» в соответствии с ФГОС ДО [19, ст. 3.2.5, п. 4].
В-четвертых, музицирование на синтезаторе в условиях современного детского сада не только дополнит традиционную музыкальную исполнительскую деятельность дошкольников, но и привнесёт в музыкально-образовательную практику художественно-эстетического развития дошкольников различные формы и технологии элементарного электронного музыкального творчества.
В-пятых, определяя целевые ориентиры ФГОС ДО по «преемственности дошкольного и начального общего образования» [19, ст. 4.7], мы поэтапно сможем реализовать интерактивные технологии в детском саду. Например, «Занимательная музыкальная игрушка-синтезатор» (младший и средний возраст), «Творческое музицирование в детском оркестре» (старший дошкольный возраст), «Интерактивное музицирование школьников».
И если принять во внимание психолого-педагогический подход В.Д. Нечаева и Е.Е. Дурневой, а именно: «последовательно применять культурно-историческую теорию деятельности к новой ситуации цифрового опосредования и проводить эмпирическую проверку возникающих на основе этого применения гипотез» [13, с. 7], то об «игрушке-синтезаторе» (в контексте терминов Л.С. Выготского) вполне можно говорить «как о новом культурно-историческом орудии, опосредующем нашу деятельность и наше общение (курсив – О.П.)» [13, с. 7].
Таким образом, опираясь на научную теорию Л.С. Выготского, составляющую методологию и концепцию нового ФГОС ДО, сегодня существует объективная возможность более углубленного внедрения элементарного электронного музыкального творчества на синтезаторе для детей младшего и среднего дошкольного возраста в предметно-пространственную образовательную среду современного детского сада, развивая её как новую «дополненную» музыкальную реальность не только в направлении «Музыка», но и в образовательной области «Художественно-эстетического развития» в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акишина, Е.М. Возможности современных педагогических технологий в непрерывном художественном образовании [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2018. №2. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_8-13.pdf (дата обращения 29.10.2019).
2. Боякова, Е.В. Особенности развития современного ребенка [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2011. №1. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/boyakova_07_03_2011.pdf (дата обращения 29.10.2019).
3. Балина М.Ю. Возможности информацилнно-коммуникационных технологий в практике дошкольного художественного образования [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2020. №2. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal sites/default/files/journal_pdf/balina_88-93.pdf (дата обращения 13.12.2020).
4. Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. О.Л. Соболевой. – М.: Дрофа, 2013. – 864 с.
5. Зимняя, И.А. Качество непрерывного образования как условие развития личности в образовательной системе / Проблемы методологии, теории и практики проектирования, согласования и развития государственных образовательных стандартов в системе непрерывного образования: Труды исследовательского центра. М.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. С. 64-71.
6. Карабанова, О.А., Алиева, Э.Ф., Радионова, О.Р., Рабинович, П.Д., Марич, Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста [Текст] / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
7. Кирнарская, Д.К. Зачем нужно массовое музыкальное образование? Доказательство «от противного». Основной вопрос педагогики: наука или искусство? [Текст] / Д.К. Кирнарская // Художественное образование и наука. – 2016. – №3. – С. 44-54.
8. Комарова, И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации / И.И. Комарова // Современное дошкольное образование. – 2018. – № 8(90). – С. 16 – 25.
9. Красильников, И.М. Музыкальная культура и образование: актуальные проблемы взаимодействия / И.М. Красильников // Искусство и образование. – 1999. – № 4 (10). – С. 29 – 53.
10. Красильников, И.М., Боякова Е.В. Игра на клавишном синтезаторе в старшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / И.М. Красильников, Е.В. Боякова // Педагогика искусства. –2015. – № 1. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/krasilnikov_boyakova.pdf (дата обращения 29.10.2019).
11. Красильников, И.М. Концепция интерактивной музыкальной деятельности школьников (часть 1) // Педагогика искусства. – 2016. – № 1, С. 72-84. – http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/72_-_84_krasilnikov.pdf (дата обращения: 21.11.2019).
12. Красильников, И.М. Электронные музыкальные инструменты в российском музыкальном образовании // В сборнике: История современности: Музыкальное образование на постсоветском пространстве (опыт, проблемы, перспективы). – Материалы международного симпозиума четвертой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. Редактор-составитель – В. И. Адищев. – 2014, С. 84-87.
13. Нечаев, В.Д., Дурнева, Е.Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы [Электронный ресурс] / В.Д. Нечаев, Е.Е. Дурнева // Педагогика. –2016. – № 1. – URL: http://sevcbs.ru/main/wp-content/uploads/2016/05/statya-k-zhurnalu-Pedagogika-2016-----1/pdf (дата обращения 29.10.2019).
14. Пискунова, О.В. Творческое задание для будущего учителя музыки или способ педагогического управления музыкальной деятельностью студентов : монография [Текст] / О.В. Пискунова. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2013. – 168 с.
15. Прорешная, О.В. (Пискунова, О.В.). Возвращение на круги управления, или управление творческой (музыкальной) деятельностью студентов педколледжа [Текст] / О.В. Прорешная (О.В. Пискунова) // Искусство в школе. – 2008. – № 3. – С. 65 – 67.
16. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.
17. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Изд. стереотип. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. 264 с.
18. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
20. Материал из Википедии – свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. URL: https://wikipedia.tel/%D0%94%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 08.12.2020).