ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ КАК «ДОПОЛНЕННАЯ» РЕАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ

Пискунова Ольга Витальевна

методист Отдела сопровождения непрерывного образования Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Воронежской области кандидат педагогических наук «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» (ВЦПМ) г. Воронеж

Аннотация: 
В статье рассматриваются пути внедрения цифровых инноваций (интерактивных технологий) в дошкольную музыкально-образовательную практику (в частности, занимательное музицирование на цифровом клавишном синтезаторе для детей младшего и среднего дошкольного возраста), в контексте развивающего вариативного дошкольного образования. Перечислены доводы в пользу активного применения элементарного электронного музыкального творчества на основе синтезатора в условиях современного детского сада. Изложен подход к музыкальной развивающей предметно-пространственной среде ДОО с позиций новой образовательной сферы электронного музыкального творчества. Дана характеристика «прикладного характера» элементарного электронного музыкального творчества ребенка на синтезаторе.

Для современного российского музыкального образования педагогика электронного музыкального творчества [9] – это новая образовательная сфера, формирующая сегодняшнее «цифровое поколение» детей и молодежи.

Образовательная практика электронного музыкального творчества на данный момент представлена как в общем образовании (интерактивная музыкальная деятельность школьников, технология «Интерактивное музицирование школьников» (И.М. Красильников), «Творческое музицирование в детском оркестре» с методикой развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников в игре на синтезаторе (И.М. Красильников и Е.В. Боякова), так и в дополнительном (электронные музыкальные инструменты) [11; 10; 12].

Растущий потенциал концепта электронного музыкального творчества (далее ЭМТ) на разных образовательных уровнях говорит о его актуальности и дальнейшей педагогической перспективности в системе развития «человека культуры» [1], а именно ребенка, в условиях «цифрового детства» [13, с. 72]. 

В контексте динамично меняющихся социальных реалий, целей и направлений стратегического развития национального образования (ФГОС ДО, инициативы Президента РФ) он будет способствовать «…формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей…, основанной на принципах справедливости, всеобщности…» [18; 19].      

Как говорится, дорога та идея, время которой пришло. И возможность вовлечения детей не только старшего [10], но и младшего, и среднего дошкольного возраста к элементарному электронному музыкальному творчеству на синтезаторе в условиях современного детского сада, представляется особо многообещающей для их творческого и эстетического развития. Рассмотрим дальнейшие шаги в этом направлении.

С одной стороны, информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании и воспитании активно и успешно применяется  в различных образовательных областях. Как правило, они представлены познавательно-игровыми и учебными средствами [3]. Не исключение в этом плане, и образовательная область «Художественно-эстетического развития». Однако в направлении «Музыка» фактически выпадает «новый музыкальный инструмент, построенный на основе компьютерных технологийклавишный синтезатор [курсив – О.П.]» [10].

Анализируя в контексте этого существующие основные образовательные программы ФГОС ДО, только в Программе «Диалог [4], во втором варианте программного содержания по направлению художественно-эстетического развития (в качестве компонента программы) предусмотрена возможность активного знакомства детей с 5-6 лет (в игре) с элементами электронного музыкального творчества на основе синтезатора.

К сожалению, подобный дисбаланс в дошкольной музыкально-образовательной практике, как минимум, свидетельствует не только о неполном использовании развивающего потенциала IT-технологий, необходимых для приобретения опыта в музыкальной исполнительской деятельности детей, но и об упущении многообещающей возможности более широкого вовлечения дошкольников в новую образовательную сферу электронного музыкального творчества.

Предлагаемый нами подход к занимательному музицированию на цифровом клавишном синтезаторе для детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации создаёт необходимые условия для приобретения ими опыта в музыкальной деятельности. От устоявшихся видов (традиционная «игра на детских музыкальных инструментах» [19] в исполнительской деятельности дошкольников) к формирующимся видам (элементарное электронное музыкальное творчество на синтезаторе).

Поэтому наряду с традиционными детскими музыкальными инструментами и игрушками (ложки, трещотки, бубны, ксилофоны, металлофоны и др.), используемыми как на занятиях, так и в повседневной жизни ребенка в детском саду, синтезатор обоснованно и закономерно должен занять своё место в музыкальной деятельности современных дошкольников. Тем самым положив начало новой «дополненной» музыкальной реальности в развивающей предметно-пространственной образовательной среде современного детского сада как в направлении «Музыка», так и в образовательной области «Художественно-эстетического развития» в целом.

Термин «дополненная реальность» (augmented reality, AR) [20], выбран нами не без основания: он определяет «результат введения в поле восприятия любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации» [20]. Перенося эту формулировку в педагогическую среду современного детского сада, и выделяя в ней ключевое слово «сенсорные данные», мы сопоставляем сенсорное воспитание детей младшего и среднего  дошкольного возраста с огромным развивающим потенциалом клавишного синтезатора как музыкальной занимательной «цифровой игрушки».

Причем игрушки, при помощи которой можно создавать так называемую «дополненную» музыкальную реальность как самостоятельно, так и при помощи взрослого в процессе элементарного электронного музыкального творчества на синтезаторе. Определяя через него не только «меру» музыки в жизни и развитии ребенка [17, с. 148], но и максимально эффективно используя его возможности, как специализированного компьютера [10].

Под условной «игрушкой» мы подразумеваем «специальные детские модели синтезаторов, произведенными компаниями, специализирующимися на выпуске взрослых цифровых инструментов. Игрушечные разноцветные синтезаторы не подойдут для достижения целей музыкального развития детей дошкольного возраста…»[10, с. 10].    

Ссылаясь на «Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста» [6] по вопросам внедрения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в практику дошкольного образования, мы определённо, относим цифровой клавишный синтезатор к одному из инструментов познания и развития личности ребенка. В том числе, через сенсорное воспитание в процессе занимательного музицирования на музыкальной «цифровой игрушке».

Более того, относя музыкальную деятельность дошкольников к «различным способам и средствам познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие» [16, 111; 7], именно «побуждая» малышей к элементарному электронному музыкальному творчеству на синтезаторе, мы формируем исподволь как музыкальные, так и многие другие способности ребёнка, целенаправленно управляя его музыкальной деятельностью [14; 15].  

 «Прикладной характер» элементарного электронного музыкального творчества на синтезаторе выводит музыкальную деятельность детей в условиях дошкольной организации на метапредметный уровень. Обеспечивая тем самым, условия развития интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств дошкольников, их творческих способностей, а также формируя предпосылки к учебной деятельности, согласно целевым ориентирам федерального государственного образовательного стандарта.

Конечно, вопрос приобщения дошкольников к ЭМТ не настолько прост, как кажется на первый взгляд, и содержит в себе ряд проблем. И в первую очередь, это проблемы педагогического переориентирования [2] в условиях «цифрового детства» [12, 72] и готовности самих педагогов к новым особенностям социальной ситуации развития ребенка. «Педагогам и психологам нужно знать и учитывать потенциал использования социализирующих, обучающих и воспитательных возможностей ИКТ…» [10, с. 59].

Необходимо признать тот факт, что сегодняшняя социализация детей происходит не только в материально-вещественном мире и привычной для дошкольников среде социальных взаимодействий, но и в цифровой среде. Причём процесс этот только усиливается [13]. «Произошла смена образовательной парадигмы: от ориентации на устойчивую внешнюю среду – к постоянно меняющемуся миру. Образование превращается из консервативных видов человеческой деятельности в динамично меняющиеся», – пишет И.И. Комарова [8, с. 23].

Целесообразно интенсивнее внедрять информационно-коммуникационные технологии в деятельность организаций дошкольного уровня [3], и в частности, в музыкально-творческую практику на цифровых инструментах в музыкальной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста по следующим причинам.        

Во-первых, «цифровая игрушка» синтезатор это новый детский музыкальный инструмент, отвечающий современному динамично меняющемуся состоянию развития музыкальной культуры и музыкального образования, приобщающий дошкольников к музыке, и представляющий особую ценность в развитии музыкальных способностей и сенсорного опыта у детей младшего и среднего дошкольного возраста в процессе занимательного и активного музицирования на нём. 

Во-вторых, рассматривая синтезатор как специализированный компьютер (И.М. Красильников), можно утверждать, что он значительно обогатит ресурс IT-технологий в образовательной области «Художественно-эстетического развития».

В-третьих, внедрение интерактивных технологий в музыкальную исполнительскую деятельность дошкольников положит начало, так сказать, новой  «дополненной» музыкальной реальности в современном детском саду, что будет способствовать не только «созданию социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», но и обеспечит «построение вариативного развивающего… (музыкального – О.П.) образования…,  ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона ближайшего развития каждого ребенка), через… организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного… и художественно-эстетического развития детей» в соответствии с ФГОС ДО [19, ст. 3.2.5, п. 4].

В-четвертых, музицирование на синтезаторе в условиях современного детского сада не только дополнит традиционную музыкальную исполнительскую деятельность дошкольников, но и привнесёт в музыкально-образовательную практику художественно-эстетического развития дошкольников различные формы и технологии элементарного электронного музыкального творчества.

В-пятых, определяя целевые ориентиры ФГОС ДО по «преемственности дошкольного и начального общего образования» [19, ст. 4.7], мы поэтапно сможем реализовать интерактивные технологии в детском саду. Например, «Занимательная музыкальная игрушка-синтезатор» (младший и средний возраст), «Творческое музицирование в детском оркестре» (старший дошкольный возраст), «Интерактивное музицирование школьников».

И если принять во внимание психолого-педагогический подход В.Д. Нечаева и Е.Е. Дурневой, а именно: «последовательно применять культурно-историческую теорию деятельности к новой ситуации цифрового опосредования и проводить эмпирическую проверку возникающих на основе этого применения гипотез» [13, с. 7], то об «игрушке-синтезаторе» (в контексте терминов Л.С. Выготского) вполне можно говорить «как о новом культурно-историческом орудии, опосредующем нашу деятельность и наше общение (курсив – О.П.)» [13, с. 7].

Таким образом, опираясь на научную теорию Л.С. Выготского, составляющую методологию и концепцию нового ФГОС ДО, сегодня существует объективная возможность более углубленного внедрения элементарного электронного музыкального творчества на синтезаторе для детей младшего и среднего дошкольного возраста в предметно-пространственную образовательную среду современного детского сада, развивая её как новую  «дополненную» музыкальную реальность не только в направлении «Музыка», но и в образовательной области «Художественно-эстетического развития» в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Акишина, Е.М. Возможности современных педагогических технологий в непрерывном художественном образовании [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2018. №2.  URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_8-13.pdf (дата обращения 29.10.2019).

2. Боякова, Е.В. Особенности развития современного ребенка [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2011. №1. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/boyakova_07_03_2011.pdf (дата обращения 29.10.2019).

3. Балина М.Ю. Возможности информацилнно-коммуникационных технологий в практике дошкольного художественного образования [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2020. №2. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal sites/default/files/journal_pdf/balina_88-93.pdf (дата обращения 13.12.2020).

4.  Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. О.Л. Соболевой. – М.: Дрофа, 2013. – 864 с. 

5. Зимняя, И.А. Качество непрерывного образования как условие развития личности в образовательной системе / Проблемы методологии, теории и практики проектирования, согласования и развития государственных образовательных стандартов в системе непрерывного образования: Труды исследовательского центра. М.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. С. 64-71.

6. Карабанова, О.А., Алиева, Э.Ф., Радионова, О.Р., Рабинович, П.Д., Марич, Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста [Текст] / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.   

7.  Кирнарская, Д.К. Зачем нужно массовое музыкальное образование? Доказательство «от противного». Основной вопрос педагогики: наука или искусство? [Текст] / Д.К. Кирнарская // Художественное образование и наука. – 2016. – №3. – С. 44-54.  

8. Комарова, И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации / И.И. Комарова // Современное дошкольное образование. – 2018. – № 8(90). – С. 16 – 25.

9. Красильников, И.М. Музыкальная культура и образование: актуальные проблемы взаимодействия / И.М. Красильников // Искусство и образование. – 1999. – № 4 (10). – С. 29 – 53. 

10. Красильников, И.М., Боякова Е.В. Игра на клавишном синтезаторе в старшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / И.М. Красильников, Е.В. Боякова  // Педагогика искусства.  –2015. – № 1. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/krasilnikov_boyakova.pdf (дата обращения 29.10.2019).

11. Красильников, И.М. Концепция интерактивной музыкальной деятельности школьников (часть 1) // Педагогика искусства. – 2016. – № 1, С. 72-84. – http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/72_-_84_krasilnikov.pdf (дата обращения: 21.11.2019).

12. Красильников, И.М. Электронные музыкальные инструменты в российском музыкальном образовании // В сборнике: История современности: Музыкальное образование на постсоветском пространстве (опыт, проблемы, перспективы). – Материалы международного симпозиума четвертой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. Редактор-составитель – В. И. Адищев. – 2014, С. 84-87.

13.  Нечаев, В.Д., Дурнева, Е.Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы [Электронный ресурс] / В.Д. Нечаев, Е.Е. Дурнева // Педагогика.  –2016. – № 1. – URL:  http://sevcbs.ru/main/wp-content/uploads/2016/05/statya-k-zhurnalu-Pedagogika-2016-----1/pdf (дата обращения 29.10.2019).

14. Пискунова, О.В. Творческое задание для будущего учителя музыки или способ педагогического управления музыкальной деятельностью студентов : монография [Текст] / О.В. Пискунова.  – Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2013. – 168 с. 

15. Прорешная, О.В. (Пискунова, О.В.). Возвращение на круги управления, или управление творческой   (музыкальной) деятельностью студентов педколледжа [Текст] / О.В. Прорешная (О.В. Пискунова) // Искусство в школе.  – 2008. – № 3. – С. 65 – 67.       

16. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.  

17. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Изд. стереотип. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. 264 с.

18.   Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

20. Материал из Википедии – свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. URL:    https://wikipedia.tel/%D0%94%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 08.12.2020).