Развитие эстетической позиции будущих бакалавров дизайна предполагает не только воспитание активного отношения к познавательной деятельности, формированию соответствующих навыков и умений, но и развитие социально-значимых личностных качеств студентов: эстетической отзывчивости, творческой активности, целеустремленности, трудолюбия, ответственности и коммуникабельности. Значимость эстетического развития личности особенно возрастает в профессиональном образовании специалистов художественно-творческой направленности и лежит в основе организации учебно-воспитательного процесса с учетом требований современного общества к нравственному, интеллектуальному, общекультурному и профессиональному уровню подготовки будущих бакалавров дизайна.
Важной предпосылкой создания психологических основ развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна выступает теория отношений В.Н. Мясищева. «Задача воспитательных институтов состоит в том, чтобы культивировать вокруг личности такие отношения и в таком сочетании, которые могут создавать объективное богатство усваивающей эти отношения личности в форме ее потребностей, интересов, склонностей, и именно такого содержания, в котором заинтересовано общество» [4]. Для нашего исследования особый интерес заключался в разработках, специализирующихся в области методики художественной подготовки: А.Д. Алехина, Г.В. Беды, С.Е. Игнатьева, В.С. Кузина, В.К. Лебедко, С.П. Ломова, Н.Н. Ростовцева, Н.К. Шабанова, В.В. Корешкова, А.С. Хворостова, В.П. Строкова и других ученых. Важной частью исследования явилось изучение современных подходов к дизайн-образованию, в которых рассматривается общая проблема профессиональной подготовки студентов-дизайнеров. Это направление представлено в работах Е.Н. Ковешниковой, Л.И. Братчиковой, Л.Б. Переверзева, И.В. Приваловой, В.О. Родина, X.Г. Тхагапсоева, С.М. Мурзиной, Ю.Ю. Артемьевой, Д.А. Хворостова, А.В. Трошкина и др.
В настоящее время проблема сущности эстетической позиции разрабатывается целым рядом ученых психологов и педагогов (А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, Е.М.Торшилова).
В нашем исследовании мы попытались дать теоретико-методологическое обоснование, разработать и экспериментально проверить педагогическую модель развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна в процессе художественно-проектной деятельности.
Эстетическую позицию мы определяем как культурный феномен, в котором проявляется деятельностное состояние личности, способное к формированию художественно-творческого отношения к миру, что способствует формированию профессионально-эстетических компетентностей, способных обеспечить художественно-проектную деятельность новыми качествами, утверждающими современный концепт феномена дизайна в системе культурных ценностей общества. Эстетическая позиция будущего бакалавра дизайна необходимая психологическая первооснова деятельности личности на творческом уровне. Она является механизмом настройки личности на эстетическое поведение. Эстетическая позиция будущего бакалавра дизайна это интегративное социально-психологическое образование, возникающее на основе осмысления и обоснованности эстетической потребности. Она выражается, по-нашему мнению, в ценностном отношении к человеческой индивидуальности, в убежденности личности в социальной значимости эстетической деятельности, направленной на овладение профессиональными навыками и умениями, проявляющееся в деятельности, основной задачей которой является создание продукта, максимально соответствующего критериям технологичности, красоты и выразительности.
Мы считаем, что развитие эстетической позиции личности необходимо рассматривать не только как результат извне направленного на нее воспитательного воздействия, но прежде всего как детерминированный общественной закономерностью, условиями и способом жизнедеятельности личности процесс ее саморазвития и самовоспитания.
Направленность личности на творческую деятельность является одним из основных элементов эстетической позиции, которая действует как побудительная сила в процессе профессиональной деятельности дизайнера. Разработанная нами структурная модель эстетической позиции будущих бакалавров дизайна является целевым ориентиром для разработки содержания, методов и способов подготовки студентов к высоко результативной профессиональной деятельности. В структуре эстетической позиции будущего бакалавра дизайнера было выделено пять взаимосвязанных компонентов: мотивационный, когнитивный, деятельностный, коммуникативный и ценностный.
Основными принципами педагогического обеспечения развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна явились: принцип активно-деятельностного развития личности; принцип поэтапного усложнения; принцип проблемности; принцип культурологической направленности; принцип самообразования и саморазвития; принцип междисциплинарности. Опираясь на указанные принципы и подходы, соблюдая определенные организационно-педагогические условия, мы разработали и апробировали педагогическую модель развития эстетической позиции будущего бакалавра дизайна в художественно-проектной деятельности, встроенную в процесс профессионально-теоретической подготовки.
Педагогическая модель включает следующие составляющие:
– целевая составляющая, конкретизирующая общую направленность главной цели и все многообразие конкретных задач педагогического процесса по развитию эстетической позиции;
– содержательная составляющая включает основные учебные дисциплины культурологической и профессионально-художественной направленности, входящие в учебный план подготовки бакалавров по направлению «Дизайн» и вне учебные мероприятия;
– организационно-технологическая составляющая, выявленные нами организационно-педагогические условия, принципы и методы, необходимые для развития эстетической позиции.
В нашем исследовании мы попытались обосновать положение о том, что эстетическая позиция одно из движущих, мотивационных качеств личности, постоянно коррелирующих ее поступки и деятельность. Мы думаем, что в своей сущностной основе эстетическая позиция это постоянно действующий механизм настройки индивида на движение к цели, воплощающий в себе его концентрированное представление о прекрасном, гармоничном, совершенном и целесообразном. Разносторонний и многоуровневый процесс взаимодействия художественной культуры общества и развития эстетической позиции личности, по нашему мнению, один из важнейших факторов духовного обновления общества, всемерной активизации его интеллектуального и культурного потенциала, подъема инициативности деятельности и самостоятельности мышления, богатства чувств и высокой нравственности.
- Винниченко Н. Л. Влияние воспитательного пространства вуза на профессиональное становление будущих специалистов // Вестник ТГПУ. 2010. №4. С.34-38.
- Лугина Я. А. Специфика дизайнерской деятельности // Визуальная культура: дизайн, реклама, информационно-коммуникационные технологии: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. Омск: ОмГТУ, 2010. С. 61-65.
- Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: дис. ...д-ра психол. наук: 19.00.01 /Российская академия образования, психологический ин-т им. Л. Г. Щукиной. М., 1994.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев / под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
- Торшилова Е. М. Модель эстетического развития в онтогенезе//Современные подходы к теории эстетического воспитания: Материалы и тезисы Буровских чтений. М.: ИХО РАО, 1999. С.111-115.
- Чижиков В. В. Дизайн в системе культурных ценностей: диссертация доктора философских наук: 24.00.01. М., 2006. 382 с.