ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДИЗАЙНЕРА

Трошкина Юлия Юрьевна

старший преподаватель кафедры дизайна и art-менеджмента ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

Аннотация: 
В статье раскрыта значимость эстетического развития личности в профессиональном образовании художественно-творческой направленности. Рассматривается педагогическая модель развития эстетической позиции будущего бакалавра дизайна в процессе художественно-проектной деятельности. Определены основные принципы педагогического обеспечения развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна.

Развитие эстетической позиции будущих бакалавров дизайна предполагает не только воспитание активного отношения к познавательной деятельности, формированию соответствующих навыков и умений, но и развитие социально-значимых личностных качеств студентов: эстетической отзывчивости, творческой активности, целеустремленности, трудолюбия, ответственности и коммуникабельности. Значимость эстетического развития личности особенно возрастает в профессиональном образовании специалистов художественно-творческой направленности и лежит в основе организации учебно-воспитательного процесса с учетом требований современного общества к нравственному, интеллектуальному, общекультурному и профессиональному уровню подготовки будущих бакалавров дизайна.

Важной предпосылкой создания психологических основ развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна выступает теория отношений В.Н. Мясищева. «Задача воспитательных институтов состоит в том, чтобы культивировать вокруг личности такие отношения и в таком сочетании, которые могут создавать объективное богатство усваивающей эти отношения личности в форме ее потребностей, интересов, склонностей, и именно такого содержания, в котором заинтересовано общество» [4]. Для нашего исследования особый интерес заключался в разработках, специализирующихся в области методики художественной подготовки: А.Д. Алехина, Г.В. Беды, С.Е. Игнатьева, В.С. Кузина, В.К. Лебедко, С.П. Ломова, Н.Н. Ростовцева, Н.К. Шабанова, В.В. Корешкова, А.С. Хворостова, В.П. Строкова и других ученых. Важной частью исследования явилось изучение современных подходов к дизайн-образованию, в которых рассматривается общая проблема профессиональной подготовки студентов-дизайнеров. Это направление представлено в работах Е.Н. Ковешниковой, Л.И. Братчиковой, Л.Б. Переверзева, И.В. Приваловой, В.О. Родина, X.Г. Тхагапсоева, С.М. Мурзиной, Ю.Ю. Артемьевой, Д.А. Хворостова, А.В. Трошкина и др.

В настоящее время проблема сущности эстетической позиции разрабатывается целым рядом ученых психологов и педагогов (А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, Е.М.Торшилова).

В нашем исследовании мы попытались дать теоретико-методологическое обоснование, разработать и экспериментально проверить педагогическую модель развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна в процессе художественно-проектной деятельности.

Эстетическую позицию мы определяем как культурный феномен, в котором проявляется деятельностное состояние личности, способное к формированию художественно-творческого отношения к миру, что способствует формированию профессионально-эстетических компетентностей, способных обеспечить художественно-проектную деятельность новыми качествами, утверждающими современный концепт феномена дизайна в системе культурных ценностей общества. Эстетическая позиция будущего бакалавра дизайна  необходимая психологическая первооснова деятельности личности на творческом уровне. Она является механизмом настройки личности на эстетическое поведение. Эстетическая позиция будущего бакалавра дизайна  это интегративное социально-психологическое образование, возникающее на основе осмысления и обоснованности эстетической потребности. Она выражается, по-нашему мнению, в ценностном отношении к человеческой индивидуальности, в убежденности личности в социальной значимости эстетической деятельности, направленной на овладение профессиональными навыками и умениями, проявляющееся в деятельности, основной задачей которой является создание продукта, максимально соответствующего критериям технологичности, красоты и выразительности.

Мы считаем, что развитие эстетической позиции личности необходимо рассматривать не только как результат извне направленного на нее воспитательного воздействия, но прежде всего как детерминированный общественной закономерностью, условиями и способом жизнедеятельности личности процесс ее саморазвития и самовоспитания.

Направленность личности на творческую деятельность является одним из основных элементов эстетической позиции, которая действует как побудительная сила в процессе профессиональной деятельности дизайнера. Разработанная нами структурная модель эстетической позиции будущих бакалавров дизайна является целевым ориентиром для разработки содержания, методов и способов подготовки студентов к высоко результативной профессиональной деятельности. В структуре эстетической позиции будущего бакалавра дизайнера было выделено пять взаимосвязанных компонентов: мотивационный, когнитивный, деятельностный, коммуникативный и ценностный.

Основными принципами педагогического обеспечения развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна явились: принцип активно-деятельностного развития личности; принцип поэтапного усложнения; принцип проблемности; принцип культурологической направленности; принцип самообразования и саморазвития; принцип междисциплинарности. Опираясь на указанные принципы и подходы, соблюдая определенные организационно-педагогические условия, мы разработали и апробировали педагогическую модель развития эстетической позиции будущего бакалавра дизайна в художественно-проектной деятельности, встроенную в процесс профессионально-теоретической подготовки.

          Педагогическая модель включает следующие составляющие:

–        целевая составляющая, конкретизирующая общую направленность главной цели и все многообразие конкретных задач педагогического процесса по развитию эстетической позиции;

–        содержательная составляющая включает основные учебные дисциплины культурологической и профессионально-художественной направленности, входящие в учебный план подготовки бакалавров по направлению «Дизайн» и вне учебные мероприятия;

–        организационно-технологическая составляющая, выявленные нами организационно-педагогические условия, принципы и методы, необходимые для развития эстетической позиции.

В нашем исследовании мы попытались обосновать положение о том, что эстетическая позиция  одно из движущих, мотивационных качеств личности, постоянно коррелирующих ее поступки и деятельность. Мы думаем, что в своей сущностной основе эстетическая позиция  это постоянно действующий механизм настройки индивида на движение к цели, воплощающий в себе его концентрированное представление о прекрасном, гармоничном, совершенном и целесообразном. Разносторонний и многоуровневый процесс взаимодействия художественной культуры общества и развития эстетической позиции личности, по нашему мнению,  один из важнейших факторов духовного обновления общества, всемерной активизации его интеллектуального и культурного потенциала, подъема инициативности деятельности и самостоятельности мышления, богатства чувств и высокой нравственности.

 

  1. Винниченко Н. Л. Влияние воспитательного пространства вуза на профессиональное становление будущих специалистов // Вестник ТГПУ. 2010.  №4.  С.34-38.
  2. Лугина Я. А. Специфика дизайнерской деятельности // Визуальная культура: дизайн, реклама, информационно-коммуникационные технологии: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф.  Омск: ОмГТУ, 2010.  С. 61-65.
  3. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: дис. ...д-ра психол. наук: 19.00.01 /Российская академия образования, психологический ин-т им. Л. Г. Щукиной. М., 1994. 
  4. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев / под ред. А.А. Бодалева.  М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 
  5. Торшилова Е. М. Модель эстетического развития в онтогенезе//Современные подходы к теории эстетического воспитания: Материалы и тезисы Буровских чтений.  М.: ИХО РАО, 1999. С.111-115.
  6. Чижиков В. В. Дизайн в системе культурных ценностей: диссертация доктора философских наук: 24.00.01. М., 2006. 382 с.