В аспекте художественного творчества искусство представляет собой – «творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; умение, мастерство, знание дела» [23, 252]. Большая Советская Энциклопедия истолковывает понятие искусства как одну из форм общественного сознания, являющую собой составную часть духовной культуры человечества, служащей для практически-духовного освоения мира [4, 475]. В Философском энциклопедическом словаре «искусство – это обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта» [24, 188-189]. С точки зрения культурологии понятие «искусство» определяется как форма культуры, связанная со способностью субъекта в эстетическом освоении жизненного мира, при опоре на ресурсы творческого воображения в его образно-символическом воспроизведении [16, 274].
Магическая сила музыки была замечена еще в глубокой древности. О ее созидающем и разрушающем воздействии сложены многочисленные предания и легенды. Известно, что звуками золотой кифары и волшебным пением Орфей сдвигал горы, укрощал диких зверей, останавливал течение рек. Надгробные плачи оживляли павших героев. Музыкой исцеляли от тяжелых болезней и душевных недугов. В то же время музыка широко использовалась в качестве акустического оружия. От звука труб, применявшихся иудеями при осаде Иерихона, рухнули стены окружавшей город крепости. Чарующие песни сирен губили моряков, заманивая их на рифы. Колокольный звон служил в Китае средством смертной казни, а непрерывные звуки флейты и барабанов считались самой мучительной пыткой. Люди издавна пытались отгадать секрет сотворения и великой силы музыкального искусства. Не находя убедительного ответа в окружающем мире, они часто связывали его воздействие со сверхъестественными силами – богами, злыми и добрыми духами.
Музыка в древние времена осуществляла важную роль, являвшую собой общественно-воспитательную и космологическую направленность [1]. Не случайно в Древней Греции большое значение придавали музыке как средству воздействия на человека. Так, один из древнегреческих исследователей музыки Пифагор утверждал, что при помощи определенных мелодий и ритмов можно воздействовать на человеческие нравы и страсти. воздействуя на человека посредством разнообразных ритмов (вибраций) музыка непосредственно оказывает влияние на психику человека и вызывает у него определенные эмоциональные состояния, чувства, а также способствует формированию вкусов и характера. Пифагор был убежден в том, что призвание музыки состояло в очищении души человека, приводя к гармонии мысли и чувства. Платон в учении об идеальном государстве [12] отводил музыке одну из важных воспитательных функций. Его ученик Аристотель продолжал высказанную идею, говоря о том, что музыка должна способствовать воспитанию и очищению человека, формировать нравственность, и только в последнюю очередь применяться ради развлечения [12, 34-36].
Мыслители Древнего Востока и Греции видели секрет магии музыки в ней самой. Согласно их воззрениям, музыка -в миниатюре точная копия единого закона, действующего во Вселенной. Звук – это вибрации; музыка состоит из ритма и тона; источник звука – колеблющаяся часть музыкального инструмента – служит аналогом информационного центра Вселенной; высокие и низкие звуки – прообразом взаимодополняющих полюсов (в традиционной китайской фонологии, например, высокие считаются мужскими, или «чистыми» – ян, а низкие - женскими, или мутными – инь); музыкальная гармония – отражением гармонии космоса. Приводя музыку человеческого тела в соответствие с музыкой сфер, инструментальная и вокальная музыка способствует гармонизации Вселенной и всех ее составляющих – неба-природы, земли-социума и человека-индивидуума. Неудивительно, что музыка давно стала мощным инструментом политики. Еще в VIII веке до н.э. древнекитайский мыслитель Конфуций говорил: «Покажите мне, что поет народ, и я скажу, как народ управляется и какова его нравственность». Он рассматривал музыку как средство изменения и совершенствования обычаев и нравов. Огромное значение музыке в духовном воспитании человека придавал древнекитайский философ и полководец Сунь Цзы. Он утверждал, что «прекрасное может изменить естественную, злую природу человека, сделать ее доброй». Древнегреческий философ Платон (427-348 гг. до н.э.) также обращал внимание политиков на то, что анархическая сила и власть музыки слишком сильна, чтобы предоставить ее самой себе.
О необходимости регулирования музыкальной культуры предупреждал и русский писатель Л.Н. Толстой: «Музыка – государственное дело. И это так и должно быть. Разве можно допустить, чтобы всякий, кто хочет, гипнотизировал один другого или многих и потом делал бы с ними, что хочет». Музыка была неотделима от войны еще в древности. Она звала на бой, вместе с ней праздновались победы и оплакивались поражения. Важную роль музыке в военном деле отводил великий русский полководец А. Суворов. По его мнению, «музыка в бою нужна и полезна, ибо она удваивает, утраивает армию». Издавна музыка использовалась и для подавления морального духа армии противника. Еще за 500 лет до н.э. древнекитайский философ и полководец Сунь Цзы писал в трактате «Искусство войны»: «Сковывайте волю воинов противника бессмысленными песнями и музыкой».
Как отмечали античные исследователи, пропагандировавшие этическую и моральную значимость восприятия музыкального творчества, воспитательное значение музыки проявляется в регулировании ей внутренних процессов при непосредственном воздействии на человеческую психику. Благодаря применению медленных плавных музыкальных мотивов успокаивались человеческие страсти, а использование быстрых ритмов способствовало бодрости и подъему героического духа. Таким образом, приобщение к музыкальному искусству приводило слушающего в необходимое психологическое состояние, вырабатывая соответствующее отношение к окружающей действительности [14].
Далее на протяжении средних веков в музыкальной культуре начинает закладываться глубокий творческий потенциал. Музыковед М.С. Друскин определяет, что произведения, созданные в это время, имеют эстетическую и художественную ценность, неся в себе информацию, помогающую осознать свои мысли и чувства, возникающие в процессе данного восприятия [7, с.5-12]. Именно в это время музыка начинает широко использоваться церковью, настраивая душу и сердца людей на смиренность, любовь, гармонию и мир. В дальнейшем роль музыки все более переосмысливается и принимает духовно-воспитательный характер.
Впоследствии утверждения христианства на Руси началась активная подготовка не только священнослужителей, но и музыкально-грамотных исполнителей. Сценическое театральное искусство, также, как и музыкальное, произошло из народного искусства и церковного представления-действа. В русской культуре интерес к театральным представлениям был зафиксирован в 957 году, во времена пребывания княгини Ольги со свитой в Константинополе, о чем свидетельствуют изображения на фресках Софийского собора в Киеве [22, 37]. Первый и самый длинный спектакль российского театра – «Есфирь, или Артаксерксово действо» на Библейский сюжет, состоялся 17 октября 1672 года под Москвой в придворном театре царя Алексея Михайловича села Преображенского, где историками было отмечено, что царь смотрел его целых десять часов, не вставая с места [6 89].
Проявление непосредственного постановочного театрального действия во времена античности уже прослеживается в происходивших игровых обрядах и театральных представлениях. Аристотель под актерской игрой понимал «правильное распоряжение голосом для выражения различных эмоций», считая это природным талантом, которому невозможно научиться [3, 313]. Спектакль в Древней Греции можно назвать музыкально-драматическим, так как весь процесс сопровождался пением и танцами хора и был подчинен музыкальному ритму. Актеры выступали с сольными номерами, но также и могли петь вместе с хором, который комментировал драматическое представление, выражая эмоциональную окраску произведения.
Танец в античности исполнял существенную роль наравне с музыкой в формировании личности человека, исходя из этого, предпринимались попытки объединять данные области. Особо следует отметить Фалета Критского [8, 22], который являлся не только крупным музыкальным реформатором и новатором в стихосложении, но и выдающимся хореографом, обучавшим спартанские хоры исполнять сочиненные им песни под его музыку в соединении с соответствующим танцем. Возникновение танца связано с занятиями первобытного человека и его выполняемыми действиями, сообразующимися с эмоциональными переживаниями и ощущениями от внешней среды. Ориентируясь на исторические предпосылки, можно отметить, что все какие-либо важные явления в жизни людей передавались в движениях, через которые происходили благодарение или прошение о благословении.
Искусство танца и жестов широко использовалось во времена античных представлений. Исполнителю на сцене необходимо было уметь выразить свое душевное состояние посредством жестов рук и движений тела, так как выступающий был ограничен маской, которая препятствовала выражению его эмоций. Согласно историческим данным, актеру древности нужно было обладать особой атлетической выносливостью. Это было связано с тем, что во время игры участникам приходилось действовать и танцевать на сцене до десяти часов, исполняя при этом по несколько ролей [13, 79]. Можно проследить, что в спектакле античности были задействованы самостоятельные хореографические номера. Их направленность определялась общим характером сценического зрелища, где помимо актеров хор также мог исполнять ритмические телодвижения. В дальнейшем, в профессиональном театральном искусстве танец достиг высокого развития и несколько отделился от театрального действия наравне с музыкой.
Как отмечает Д.П. Каллистов в своей книге «Античный театр», во времена развития театра Древнего Рима в произведениях Плавта уже намечается преобладание роли музыки над словесным действием. «Роль ее была настолько значительна, что пьесы Плавта приобретают черты сходства с опереттами нашего времени. Диалоги постоянно сочетаются в них с так называемыми кантиками – дуэтами, трио, отдельными ариями, написанными иными, чем диалоги, стихотворными размерами» [13, 165]. О роли самого театра он пишет следующее: «граждане смотрели, слушали, впитывали в себя разнообразные впечатления, удовлетворяли присущую людям всех эпох потребность в непосредственном восприятии творческого процесса. Театр приобщал их к искусству и был для них неиссякаемым источником глубоких переживаний. В то же время он обогащал их новыми представлениями и идеями. Тем самым театр осуществлял главное свое историческое назначение: воспитывал и просвещал народ» [13, с.42].
В диссертационном исследовании «Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве» И.И. Силантьева так отмечает предназначение музыкального театра: «Театр более других искусств способствует потребности исповедоваться, и тайна исповеди артиста тщательно завуалирована литературным и музыкальным текстом, в котором драматургом и композитором уже удовлетворена потребность освободиться от душевной тяжести, низменных страстей, изжить свою тень» [20, 99].
Развитие античной драматургии и театра, возведение народных празднеств в степень государственной религии – все это явилось направляющим вектором для формирования норм морального поведения. В дальнейшем, моральная проблема в спектаклях и нормы нравственности становятся основными в воспитании человеческой личности. Исходя из этого, персонажи в описанных образах произведений, совершавшие героические поступки, должны были подавать пример для подражания всем людям, раскрывая значимость и ценность данных добродетельных мотивов, поведения и действий. Изображение образов героев и описание их судеб в мифах и легендах помогало человеку постигать себя, искать истину и познавать красоту. Искусство со времен Античности представляло собой постулат «истины» и открывало людям их скрытые качества. В своем труде по древнегреческой религии Ф.Ф. Зелинский так определил понятие истины и красоты: «В Боге истина...В истине Бог...От Бога и во славу Бога всякое искусство – ибо Бог объявляется в красоте. От Бога и во славу Бога всякая наука – ибо Бог объявляется в истине. Певцы были первыми учителями Греции; Муза их не только вдохновляла, но и сообщала им те знания, которые они передавали людям» [11, 115].
Согласно образному замечанию Ю.М. Лотмана, искусство всегда возможность пережить не пережитое. Оно является опытом того, чего не случилось. Или того, что может случиться. Приобщение к музыкальному искусству расширяет познавательные возможности человека и способствует развитию мировоззрения. Наиболее глубокие чувства и переживания в душе вызывает сам процесс непосредственного творения Красоты. Поэтому наиболее действенное значение на развитие личности оказывает приобщение к музыкальному творчеству. В данном случае музыкант выступает не просто как пассивный слушатель, созерцатель, а как творец, в какой-то мере соавтор композитора. Многие из великих художников считали, что настоящим соавтором их произведений является зритель. Таким образом, музыка воздействует на психическое, чувственно-эмоциональное, а также физическое состояние человека, способствует его нравственному совершенствованию, развитию его мировоззрения, формированию личности.
С точки зрения Аристотеля, выраженной в «Поэтике»: «сущность искусства состояла в «подражании» и цель его была в том, чтобы доставлять людям эстетическое «удовольствие»... Задача искусства – как, впрочем, и науки ...прежде всего сводится к отбору» [2]. Античный философ призывал воспринимать искусство как безусловное и верить ему; искусство, в свою очередь, должно было не копировать, а осмысливать и преобразовывать действительность или, по определению, касательно пластического искусства – воплощать, если не саму действительность, то «хотя бы зрительное представление о ней… оптический образ известного явления или природы» [19, 5].
В эпоху романтизма искусство все более приобретает общественный интерес, полагая, что именно художественная деятельность имеет непосредственное отношение к созданию, накоплению и передаче духовных ценностей. Ценности играют роль определенных ориентиров, направляющих человека в жизни, благодаря которым он познает себя, решает, что для него значимо в этом мире, для чего он живет, к чему стремится, на кого полагается, на что надеется, в Кого верит.
Направленность и значимость искусства «в романтической системе ценностей занимает высшую ступень, поскольку оно позволяет создавать красоту и наслаждаться ею, познавать истину мироздания и бездонные глубины человеческой души, а занятия искусством способствуют развитию в человеке лучших, творческих сторон личности, поднимают над обыденностью и временно спасают от нее» [18, 7], где действенным средством спасения будет являться формирование духовно-нравственных и культурных ценностей.
За эпохой романтизма последовало направление реализма и соответственное изменение требований к искусству. В этот период наблюдается стремление к правдивости искусства, которая не представляется без отражения самой жизни. Следует отметить, что отражение или «приближение художественного образа к действительности отнюдь не обязательно, конечно, должно сопровождаться приближением к полному внешнему сходству. Но предел допустимого отклонения определяется в реалистическом искусстве совершенно точным критерием: способностью внешнего облика изображаемого явления раскрыть его внутреннюю сущность, их взаимным соответствием» [17, 44].
Именно в это время происходит переломный период в самом искусстве и жизни людей, изменение путей и постоянные поиски истины. Так, в воспоминаниях об актере и режиссере Чарли Чаплине и его направлении в реалистическом искусстве говорится: «Нелегко, конечно, сформулировать взгляды самого Чаплина… ему хотелось верить, что у человечества существуют незыблемые нравственные устои. Возможно, что это убеждение облегчало ему задачу, помогало сражаться за истину и справедливость» [17, 270]. Формирование духовности через искусство в этот период способствовало приближению общества к социальной зрелости и поднятию его на новую ступень в обретении гуманистической направленности [5].
Главной целью искусства является накопление духовного опыта и эстетических ценностей с последующей передачей их от одного поколения другому. Искусство, в этом случае, ассоциируется с зеркалом, отражающим в себе культуру данного поколения и свойственные только ему, природные черты. Под понятием искусства понимается творческая художественная деятельность и то, что является ее результатом, то есть конкретное произведение [9, 14-18]. По определению В.А. Сластенина: «Эстетическое развитие личности средствами искусства принято называть художественным воспитанием» [21, 293]. Автор говорит о том, что формирование эстетической культуры будет являться целенаправленным процессом развития личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и окружающей действительности [21, 290].
В результате этого можно сделать вывод, что искусство, как результат художественной деятельности, отображает в себе эстетические ценности и общий характер культуры, в которой оно создается и которую символизирует, где культура – это «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в способах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [15, 268]. Как отмечает Б.Е. Захава в книге «Мастерство актера и режиссера» задачей подлинного искусства является правдивый показ каждого явления жизни людей в его сущности, раскрывающих важную для жизни людей истину, а для этого художнику необходимо обладать этими чувствами, мыслями и идеалами, приобрести широкий культурный и творческий кругозор [10, 7-9].
В социологическом аспекте взаимодействие эстетичной и нравственной культуры осуществляется через диалектику эстетических и нравственных потребностей. Роль искусства и морали проявляется как своеобразная форма активной социальной деятельности людей, как форма духовно нравственного развития и саморазвития личности. Искусство духовно обогащает человека, стимулирует развитие его сознания и активности. Важным является и то, что искусство реализует, кроме познавательной и воспитательной функции, гедонистическую функцию. Отдаваясь наслаждению, которое зритель (слушатель) испытывает в процессе постижения произведения искусства, человек бессознательно и непроизвольно преобразовывается, у него преображается (изменяется) мировоззрение, возникают новые идеалы. Наслаждаясь культурным творением, человек осознает себя культурной личностью. Так называемые «социальные эмоции» помогают социализации человека, регулируя ее вхождение в социум.
На протяжении всего исторического этапа развития человек испытывал потребность в просвещении, удовлетворению которой способствовала художественная деятельность. Изучая произведения искусства, человек раскрывал для себя мир, учился постигать и понимать состояние других людей. Напротив, попирание культуры и ее ценностей приводило к падению нравственности и другим негативным социальным последствиям, вновь обращая общество в исходное состояние первобытности. Вследствие освоения искусства и познания его ценностных ориентиров все более облагораживалась окружающая человека реальность, а нравственная значимость художественной деятельности оказывала возвышающее воздействие на разум, волю и чувства людей.
ЛИТЕРАТУРА
Античная музыкальная эстетика. Вступительный очерк и собрание текстов профессора / А.Ф. Лосева. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1960.
Аристотель Поэтика. Об искусстве поэзии / Аристотель. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.
Большая иллюстрированная энциклопедия: в 32 томах. А-АМА. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - Т.1.
Большая Советская Энциклопедия: в 30 томах / Гл. ред. А. М. Прохоров. - Изд. 3-е. - М.: Советская Энциклопедия, 1972. - Т.10.
Боченкова Е.А., Корсакова И.А. Современное искусство и его формы // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы Сборник научных трудов факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. М.: Буки-веди, 2016. - С. 30-36.
Диво’93. Чудеса. Рекорды. Достижения / Под ред. В.П. Шагаловой. - М.: Русская книга, 1993.
Друскин, М. С. 100 опер: История создания. Сюжет. Музыка / М. С. Друскин. - 8-изд. - Л.: Музыка, 1987.
Зайков, А.В. Фалет Критский в Спарте // Исседон: альманах по древней истории и культуре / А.В. Зайков; под ред. А.В. Зайкова (отв. ред.) и В.Т. Звиричева. - Екатеринбург: Издательство гуманитарного университета, 2002. - Т.1. - С.16-36.
Зак, Я.И. Статьи. Материалы. Воспоминания / Я.И. Зак, М.Г. Соколов. - М.: Советский композитор, 1980.
Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера: Учеб. пособие для ин-тов культуры, театр. и культ-просвет. училищ / Б.Е. Захава. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973.
Зелинский, Ф.Ф. Древнегреческая религия / Ф. Ф. Зелинский. - К.: СИНТО, 1993.
История философии: Запад - Россия - Восток (книга первая. Философия древности и средневековья) / под ред. проф. Н. В. Мотрошиловой. 2-е изд. - М.: «Греко-латинский кабинет», 1996.
Каллистов, Д. П. Античный театр / Д. П. Каллистов. - Л.: Искусство, 1970.
Корсакова И.А. Философско-эстетическая подготовка в музыкально-педагогическом образовании // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 6-1 (12). - С. 115-118.
Краткий политический словарь / Абаренков В.П., Абова Т.Е., Аверкин А.Г. и др.; Сост. и общ. ред. Л.А. Оникова, Н.В. Шишлина. 6-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1989.
Культурология. XX век. Энциклопедия. - СПб.: Университетская книга, 1998. - Т.1.
Кухаркин, А. В. Чарли Чаплин / А. В. Кухаркин. - 2-е изд., доработ. и доп. - М.: Искусство, 1998. Литература XVIII-XX веков. Серия «Эрудит» / Вып. ред. И.Ю. Фатиева. - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
Новицкий, А.П., Никольский, В.А. История русского искусства / А.П. Новицкий, В.А. Никольский. - М.: Эксмо, 2008.
Силантьева, И.И. Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве: дис. ... доктора искусствоведения:02 / Силантьева Ирина Игоревна. - М., 2007.
Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Сыромятникова, И.С. Искусство грима и макияжа / И.С. Сыромятникова. - М.: РИПОЛ классик, 2005.
Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4 изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999.
Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1999.