ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ АРТИСТА БАЛЕТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Буланкина Марина Константиновна

доцент ФГБОУ ВПО «Московская государственная академия хореографии», Москва

Аннотация: 
В статье рассматривается проблема повышения качества эстетического воспитания будущих артистов балета в системе профессионального хореографического образования. Автором описывается круг задач эстетического воспитания, роль музыкальной культуры в процессе профессиональной подготовки будущих артистов балета. Доказывается, что в условиях современной культуры особую значимость приобретает эстетическое воспитание на образцах высокого классического искусства, которое должно быть широко представлено в музыкальном оформлении хореографических занятий. Определяются важнейшие задачи эстетического развития будущих артистов балета, начиная с самого юного возраста.

Эффективное обучение приёмам классического танца, овладение техникой не возможно без формирования у ребёнка правильного мировоззрения, разностороннего кругозора, высоких нравственных и эстетических ценностей. Наиболее опытные педагоги дают своим ученикам нечто большее, чем просто овладение техникой танца. Они формируют у юных артистов мировоззрение, прививают эстетический вкус и воспитывают волю, честность, ум, благородство, преданность выбранной профессии, наконец, патриотизм и самоотверженность, без которых невозможно представить гармонично развитого человека. Балет - элитное искусство, которое характеризует утончённый эстетизм. На артиста балета ложится нелёгкая роль олицетворения идеального начала в искусстве. Это большая ответственность и огромная психологическая нагрузка. Воспитание артиста балета, соответствующего таким высоким образцам эстетического и нравственного уровня – важнейшая педагогическая задача. Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом [3]. Артист предстаёт перед своими зрителями в своём истинном виде, показывает своё истинное лицо. Он может менять маски положительных и отрицательных персонажей, но насколько гармонично и полно он воплощает роль, зависит от богатства его внутреннего мира, от гармонии с самим собой. В этом контексте эстетическое воспитание юных танцоров выходит на первый план. «Искусство как особая форма отражения действительности несёт в себе колоссальной силы воздействие на нравственный мир слушателя, зрителя, читателя. Отсутствие сентенций, поучений, откровенных призывов и при всём том образное, яркое, эмоционально захватывающее раскрытие красоты нравственности позволяют искусству нести функции воспитательные, решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель, обратившийся к искусству, как помощнику в воспитании детей, - это воспитатель, удвоивший силу своего влияния» [4, С. 96]. Ребёнок, имеющий обширный кругозор, легче воспринимает всё новое, с увлечением осваивающий игру на музыкальном инструменте, качественнее и глубже постигает программу в балетном классе, умеющий понимать и чувствовать поэзию, точнее и логичнее расставляет музыкальные акценты, наполняет смыслом хореографические па. Не случайно, многие примеры воспитания артистов балета говорят о том, что выучивание хореографической комбинации - это ещё не воспитание танцора. В современной культурной ситуации роль эстетического воспитания выступает на первый план. Не только то, что и о чём говорят учителя, имеет огромное значение, но и как они говорят, как себя ведут, как одеваются, тоже играет колоссальную роль. Значение педагогов-музыкантов, преподающих фортепиано или концертмейстеров в балетном классе нельзя переоценить. Не секрет, что педагоги балета стремятся к творческому сотрудничеству с концертмейстером, разделяющим его эстетические взгляды, поскольку понимают, что «Каждое написанное и каждое исполненное произведение – это не только творческий и исполнительский акт, но также акт педагогический и воспитательный» [2, С. 105]. Воспитание - есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой. Искусство воспитания в этом случае состоит в том, чтобы учитель умел создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся подобных внутренних противоречий и таким образом стимулировал их активность в различных видах деятельности. Развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта. В младших классах речь может идти о небольших лёгких пьесах национального содержания. Постепенно, усложняясь, материал приведёт учащихся к восприятию и исполнению крупных фортепианных сочинений, концертов, переложений из опер, балетов, симфонических сюит и т.д. Постепенно, благодаря своему слуховому и исполнительскому опыту, ученики смогут обнаружить, как национальное зерно из фортепианной миниатюры перерастает в народность большого симфонического произведения [1]. Если подделать язык тела невозможно или достаточно сложно, то возникает необходимость воспитания в будущем артисте всех тех черт морально-эстетического образа, которыми будет обладать его будущий герой на сцене, иначе, зритель увидит фальшь. Конечно, не всякий благородный человек может станцевать рыцаря в спектакле. Для этого необходимо обладание целой системой специальных знаний, навыков и умений, но и этого не будет достаточным для создания подобного образа, если артист не представляет, что такое благородство в жизни. Его тело, жесты, мимика выдаст ту человеческую сущность, которая скрывается под маской балетного персонажа. Осознанность смысловой трактовки музыкально-пластической интонации приходит в процессе слушания музыки в балетном классе, определения её характера, сопровождающего разнообразные движения экзерсиса, бесед педагога на темы яркости музыкальных характеристик того или иного примера, несущего соответствующее эмоциональное состояние, а так же самостоятельных попыток ребёнка воплотить в заданном педагогом движении предложенный характер музыки. Кроме слушания и танца под музыку необходим и такой вид деятельности, как игра на фортепиано. Возможность самостоятельного исполнительства даёт необходимый творческий опыт самостоятельного интонирования, создание собственного художественного образа. К сожалению, сейчас программа предусматривает только 4 года обучения игре на фортепиано. Но даже на тех нетрудных музыкальных примерах, которые удаётся освоить за это время, дети получают бесценный опыт. Слушание на отчётных концертах своих одноклассников, обсуждение чужой игры и исполнение на аудиторию сверстников с последующей оценкой собственного исполнения музыкальных произведений даёт детям возможность приобрести необходимые навыки музыкального интонирования, которые пригодятся артисту балета в дальнейшем творчестве, которые позволят перейти от «танца под музыку» к «танцу музыки». Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно- эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность. Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. Задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве. Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик является основой эстетического чувства. Испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой устойчивую необходимость в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания. Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал - представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира. То есть, это представление о совершенной красоте, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. В нашей школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии. Таким образом, вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, физическом, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно- эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА 1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс .- Л., Музыка, 1971. – 376 с. 2. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца .- М., 1984. – 192 с. 3. Кремлёв Ю. Очерки по эстетике музыки .- Изд. II. .- М., 1972. – 272 с. 4. Щуркова Н.Е. Научить быть человеком (о специфике нравственного воспитания) .- Знание.- М., 1979. – 96 с.