В настоящее время одной из главных целей воспитания является формирование гражданской позиции и социально-активного поведения молодых людей. В связи с этим многими общественными организациями ведется плодотворная активная деятельность по формированию воспитанию неравнодушной молодежи, включающая возрождение патриотических клубов, создание школьных органов самоуправления, использование методов социального проектирования и т.д. Одним из наиболее развитых и очень уважаемых видов общественной деятельности в современном мире стало добровольчество, которое на западе определяется термином волонтерство. Суть данного понятия - сознательная, добровольная деятельность во благо других. Субъекту добровольчества – волонтеру присущи такие качества, как чувствительность, коммуникабельность, креативность, способность к сотрудничеству, профессиональное отношение, добрая воля работать безвозмездно, терпимость, сильная мотивация и незаинтересованность в получении выгоды [2]. Добровольцы могут заниматься различной деятельностью, объединяясь в группы «по интересам». Волонтер выбирает для себя наиболее интересное направление деятельности, в котором он может получить профессиональный опыт работы, взаимодействия с другими людьми, коллективного творчества, завести полезные знакомства, зарекомендовать себя. Добровольческая деятельность является мощным фактором сплочения коллектива, раскрытия лучших светлых качеств личности. Основные направления деятельности волонтеров: 1.Детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи (проведение праздников, походов, тематических встреч); 2.Больницы (помощь в уходе за больными); 3.Экологическое направление (уборка мусора, высадка деревьев и т.д.); 4.Эстетическое направление (волонтерская деятельность в филармонии, театрах, музеях, галереях); 5.Помощь в реализации массовых муниципальных и общероссийских проектов (например, «День донора»). Волонтерская деятельность в сфере искусства представлена в г. Екатеринбурге Центром волонтеров при Свердловской государственной академической филармонии, и добровольцами при Свердловском областном краеведческом музее. Основные направления деятельности волонтеров в сфере искусства: •Помощь в реализации конкретных проектов: «Ночь в музее» - проект, который ежегодно реализуют музеи города Екатеринбурга. В мае каждого года музеи работают по особому графику: с 20:00 до 00:00 (некоторые до 02:00). Каждый музей создает необычную выставку, чтобы привлечь посетителей. Для реализации такого масштабного проекта привлекают волонтеров. Они выполняют самую разнообразную работу: следят за посетителями, проверяют входные билеты, помогают монтировать сцену (в случае, если музей пригласил артистов), разрабатывают дизайн рекламных открыток, видео-роликов и т.д. «Интернет-кафе» - проект, разработанный Свердловским областным краеведческим музеем. Для создания кафе, в котором каждый посетитель будет иметь доступ в сеть Internet, музей пригласил талантливых волонтеров – специалистов в области информационных технологий. •работа с мультимедийными установками (создание презентаций, видео-роликов для пропаганды классической музыки в городе); •помощь в организации и проведении выставок в музее (монтаж выставки, контроль за
посетителями, распространение информационных буклетов о предстоящем мероприятии среди знакомых); •перевод на русский язык необходимой информации (Свердловская государственная академическая филармония часто приглашает зарубежных артистов. Волонтеры, которые знают иностранные языки, могут прикрепляться в качестве сопровождающих к зарубежному музыканту, знакомить гостя с городом и т.д. Кроме этого, иногда требуется помощь в переводе зарубежных книг и других материалов, необходимых для планирования концертной деятельности филармонии) ; •разработка и реализация своих проектов: волонтер может сам разработать проект, который, при его убедительной защите, может быть поддержан руководством учреждения. Например, газета Центра волонтеров филармонии «С доброй волей и поющим сердцем» - была создана по моей личной инициативе при помощи руководства; •работа с Internet: поиск необходимой информации в сети Internet, оповещение слушателей о предстоящих концертах или выставках по электронной почте; •Дежурство на выставках, концертах. Волонтеры раздают рекламные буклеты, программки концертов. Часто слушатели интересуются подробностями концертной программы: исполнитель, произведение, композитор, время создания. В условиях музея могут быть заданы вопросы о выставке, ее авторе, художественном стиле. В таком случае волонтер должен быть готов к достойному ответу на поставленный вопрос музыковедческого характера. Для этого перед концертом для волонтеров проводится инструктаж, где они получают всю необходимую информацию.
Волонтерство выполняет воспитательную функцию и включает в себя основные составляющие воспитания: умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание [4, с.142-143]. Эстетическое воспитание может происходить в условиях волонтерской деятельности на базе музеев, театров, филармонии. К волонтерской деятельности можно привлекать не только студентов, но и школьников-учеников старших классов разных типов школ. В Екатеринбурге, наравне с общеобразовательными школами, существуют школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла. Волонтерами в сфере искусства могут быть как школьники, прошедшие курс углубленной подготовки по предметам эстетического профиля, так и обычные школьники. Ребята, которые собираются связать свою жизнь с профессией в сфере искусства, получают возможность пополнения своего профессионального багажа, получения опыта, который необходим при устройстве на работу. Кроме того, ученики, которые не свяжут свою дальнейшую жизнь с искусством, могут активизировать свои знания, полученные в школе и невостребованные, и найти им применение во время рассказа слушателю о музыкальном произведении, при создании собственного проекта. Те школьники, которые не получили дополнительного эстетического образования, имеют возможность приобщения к миру искусства, общения с музыкантами, художниками мировой величины, расширения кругозора в области художественного и музыкального искусства. Свердловская государственная академическая филармония занимается привлечением волонтеров, в основном, студентов уже более 10 лет. В 2007 году автором данной статьи был разработан проект «Школа волонтеров «Я – волонтер в сфере искусства», целью которого является привлечение школьников в СГАФ в качестве волонтеров. Учащиеся принимаются в Школу волонтеров только на основе добровольного выбора, обучение бесплатно. Для подготовки детей старшего школьного возраста к активной деятельности в Центре Волонтеров филармонии на базе МОУ СОШ №32 г. Екатеринбурга организована «Школа волонтеров». Выпускник школы может быть волонтером любого учреждения искусства, в т.ч. и музея. К группе добровольцев-школьников прикрепляется координатор, который проводит занятия в «Школе волонтеров». Этот человек изучает мотивацию школьников к добровольческой деятельности, корректирует их взаимоотношения, способствует сплочению группы и преобразованию ее в коллектив. Координатор является связующим звеном между школьниками и руководством Центра волонтеров филармонии, он сообщает детям о предстоящих практических занятиях на базе филармонии или музея. Ребята девятого и десятого класса изучают основные направления деятельности волонтеров филармонии, азы этикета, психологии для результативного общения с посетителями и руководством учреждения искусства. Цикл занятий направлен на эстетическое воспитание школьника, формирование у него социально-активной позиции, осознания своего места в обществе, желания соприкасаться с шедеврами классики в музыке и изобразительном искусстве в свободное от учебы время, заниматься творческой деятельностью. Модульная программа подготовки волонтеров включает в себя 3 блока: 1. Информационный Занятия проводятся в форме лекций-диалогов, лекций-диспутов, дискуссий, «мозговых штурмов».
Школьники получают информацию об основных направлениях деятельности волонтеров в учреждениях искусства. 2. Тренинговый Включает в себя занятия-практикумы, в процессе которых учащиеся приобретают умения и навыки ведения конструктивного диалога с окружающими, умение работать в сплоченной группе. Цель и задачи данного блока реализуются через деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, анализ вербальных и невербальных ситуаций, психологические коммуникативные упражнения. Содержание второго блока связано с установкой обучающихся на развитие их творческих способностей. Задания тренинга предполагают активное участие будущих волонтеров в подготовке к занятиям, в подборке сложных коммуникативных ситуаций. 3. Морально-волевая подготовка На занятиях этого блока учащиеся учатся работать над собой, заниматься самовоспитанием, формируют жизненные ценности, осознанную гражданскую позицию. На этих занятиях используются: беседы о просмотре видеофильмов, игры и упражнения нравственно-этического содержания, постановка театральных миниатюр; различные творческие задания на выбор (сочинение, анализ, размышления, наблюдения, рисунки, музыка, стихи и пр.) оформленные по итогам прошедших занятий. Обучение ведется комплексно, взаимопроникновение всех трех блоков обязательно. Примерная структура занятия такова: •теоретическая часть – проблемная беседа, сократовский диалог, дискуссия; •практическая часть – игры, тренинги, упражнения, тесты; •домашнее задание – сочинение-размышление, тренировка умений, сравнительный анализ полученных результатов, сочинение музыки, стихов, и пр. творческие задания; •индивидуальная и групповая рефлексия занятия – анкеты, цветопись, обсуждение.
Принципы обучения и воспитания в Школе волонтеров: •принцип добровольного выбора; •принцип доступности; •принцип поддержки инициативы детей и молодежи; •принцип открытости, терпимости, реалистичности; •принцип теплых взаимоотношений между волонтерами/добровольцами, руководителем Школы волонтеров и руководством организации; •координация деятельности новых волонтеров. Методы, используемые для подготовки волонтеров: •Мозговой штурм. Используется для развития творческого мышления; •Ролевые игры. Помогают понять ситуацию с различных сторон; •Игры и моделирование; •Развитие мнений через обсуждение и дебаты; •Истории и рассказы; •Использование аудиовизуального материала; •Работа с неформальными лидерами; •Работа в группах и парах; •Вечер встречи (форма создания группы); •Различные варианты формирования групп. «Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и практических умений» [4, с. 143]. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям. Волонтеры всегда имеют возможность посещения выставок и концертов, проводимых в учреждении искусства. После мероприятия часто проводятся встречи с известными художниками, музыкантами, где каждый присутствующий может задать свои вопросы, пообщаться с культурной элитой города и страны. Таким образом ребята знакомятся с лучшими образцами мирового музыкального и художественного искусства. Вторая группа задач – активное включение в практическую деятельность. Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в организации мероприятий, творческой деятельности в рамках тематики концертов (например, проведение среди слушателей викторин и конкурсов по теме концерта) создание газеты волонтеров филармонии, проведение социологических опросов по важным проблемам музыкальной жизни города. На сегодняшний в России начинается активный процесс создания Волонтерских Центров, преследующий главную цель – воспитание социально-активной молодежи. Волонтерство может быть формой эстетического воспитания студентов и шокльников. Создание «Школ волонтеров в сфере искусства» при общеобразовательных учреждениях может способствовать нравственному, музыкально-эстетическому воспитанию социально активных школьников, позволит им получить полезные знания, умения, навыки, определиться с будущей профессией. Список литературы: 1.Бидерман, К. Координация работы добровольцев и менеджмент волонтерских программ в Великобритании: метод. пособие для курса «Директора благотворительных центров» VIII набор II сессия / пер. с англ. М. Санникова, Н. Мюллер. – М. : 2006. – с. 33 2.Добровольцы: как их найти, как их удержать. – СПб. : Юнайтед Уэй Интернэшнл. – 25 с. 3.Краткий словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина. – М. : Гос. изд-во иностр. и нац. словарей. – М. : 1952. – С. 79. 4.Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 243 с.
Эстетическое воспитание старших школьников посредством волонтерской деятельности в учреждениях искусства
Аннотация:
В статье раскрывается эстетический и воспитательный аспекты опыта волонтерской деятельности старших школьников в сфере искусства: подготовка, направления деятельности, принципы обучения.