Одним из основных показателей профессиональной компетентности учителя современной начальной школы является эффективность его педагогического взаимодействия с младшими школьниками. Перед педагогом стоит проблема создания условий для развития формирующейся личности, способной не бояться жизненных противоречий, умеющей их распознавать и творчески разрешать, готовой к освоению культурных моделей человеческого поведения и деятельности, к созданию оригинальных, ценных, высокотехничных и конкурентоспособных проектов и продуктов. Развитие культуры, искусства, педагогики, гуманитарного знания в целом определили тенденцию формирования современной личности не только на основе достижений прошлого, но и посредством активизации способностей к преодолению и преобразованию устаревших шаблонов и нормативов, к перепроектированию целей. Такие способности пробуждаются в личности лишь при ее погружении в культуру, искусство, творчество при соответствующей организации образовательного процесса, выстраивании учителем эстетико-педагогического взаимодействия с учащимися. Это осуществимо лишь на основе творческого переосмысления современным учителем содержания гуманитарно-художественных дисциплин, которое должно быть активно интегрировано в разнообразные сферы учебно-воспитательной деятельности с целью становления культурно-эстетического сознания и самосознания школьников. Важнейшей формой эстетико-педагогического взаимодействия будущих учителей начальной школы с младшими школьниками является педагогическая практика, которая определяется как «один из системообразующих компонентов профессиональной подготовки учителя, предусматривающий включение студента в реальный педагогический процесс в образовательном учреждении и овладение им необходимыми умениями и навыками педагогической деятельности под руководством специалистов педагогического учебного заведения и образовательного учреждения» [4, с. 261]. Именно практика закладывает основу формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов. Главное содержание педагогической практики в контексте рассматриваемой в данной статье проблематики составляет культурно-эстетическая деятельность студентов, которая включает: изучение личности младшего школьника; выявление его способностей, интересов, мотивов общения и художественно-эстетической деятельности; проектирование его индивидуального гуманитарно-художественного развития; организацию общения и жизнедеятельности отдельной личности, группы, коллектива класса, кружка, секции и т.д.; организацию культурно-эстетической деятельности детей; развитие способности к рефлексии результатов собственной деятельности и мотивации к совершенствованию собственной общей, в том числе эстетико-педагогической культуры. Основное содержание педагогической практики реализуется: – в деятельности студента в качестве учителя по предмету, классного руководителя, преподавателя, педагога дополнительного образования, воспитателя детского коллектива; – в участии будущего учителя начальной школы в опытно-экспериментальной и методической работе; – в работе с родителями. При организации практической деятельности студентов важно учитывать личностно ориентированный, творческий характер подготовки к ней каждого из них. На это значительное влияние оказывают взаимоотношения «преподаватель вуза – студент – младший школьник», которые должны быть основаны на творческом взаимодействии и сотрудничестве и предусматривать активную субъектную позицию каждого студента. При подготовке будущих учителей начальных классов к организации эстетико-педагогического взаимодействия с младшими школьниками важно ориентироваться на профессионально-личностную реализацию и развитие как уникальной личности, помогая ему бережно и осторожно, но целенаправленно и последовательно раскрыть все свои сильные стороны и компенсировать или смягчить слабые. Опыт показывает, что при организации такого взаимодействия весьма продуктивной является опора на результаты деятельности видных отечественных научных школ в области педагогики искусства – А.И. Бурова и Б.П. Юсова. Так, А.И. Буров и его последователи говорили о необходимости развития в процессе обучения и воспитания эстетических свойств личности и ученика, и учителя, что влияет на их активную эстетическую деятельность. А.И. Буров определяет объективные нормы и субъективные предпочтения (как личностные критерии эстетической оценки), их реализацию на основе обобщенного эстетического идеала «в конкретно-чувственном выражении в сознании человека и его превращении во внутреннее убеждение личности и мотив ее деятельности» [2, с 12]. При этом весьма важны широта и качество эстетической потребности. А.И. Буров обращает особое внимание на личность и учителя, и ученика, на необходимые взаимосвязи предметов гуманитарного (эстетико-художественного) и естественно-научного циклов в школе. Учёный подчеркивает значимость развития эстетических эмоций, фантазии, воображения, их взаимосвязи с высшими чувствами (моральными и интеллектуальными). Это развитие «должно способствовать выработке оптимального соотношения эмоционального и рационального. Эмоции, образные представления и интеллект необходимы для творчества во всех формах деятельности» [2, с. 23]. Не менее значимыми для организации эстетико-педагогического взаимодействия будущих учителей начальных классов с младшими школьниками являются идеи, заложенные в концепции полихудожественного образования Б.П. Юсова. В младшем школьном возрасте происходит активное становление личности под влиянием социума, а также в связи с возрастными переменами. Исследования современных психологов показывают, что младшие школьники стали более осведомленными, эрудированными, раскрепощенными, чем их сверстники прошлых поколений, но при этом для них характерны такие полярные проявления, как доброта и эгоизм, коллективное и индивидуальное, бравада и страх. Наиболее частая проблема, встречающаяся у детей младшего школьного возраста – дисгармоничное развитие, которое выражается в отставании эмоционально-волевой сферы (дети инфантильны, несамостоятельны) от развитого не по возрасту интеллекта. Современные младшие школьники легко и быстро воспринимают информацию, которая предоставляется им с избытком. Однако выполнить творческую работу или написать сочинение для них зачастую является проблемой. Детям сложно обобщать и систематизировать полученную информацию, придумывать собственные сюжеты. Психологи отмечают, что у современных младших школьников снижена творческая активность, дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Они информационно взрослеют раньше, а социально – значительно позже. В общей массе современные ученики начальной школы менее самостоятельны и часто они не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых [3]. В этих условиях одним из самых значимых факторов гармоничного развития личности младшего школьника является вовлечение его в художественно-творческую деятельность. По мысли Б.П. Юсова, образ эффективнее развивает ребенка, чем слово или демонстрация [5]. В начальной школе преподавание искусства часто сводится к обучению творческим технологиям, алгоритмам работы с материалами, а также к понятийно-наглядным объяснениям произведений искусства. Однако для формирования творческой личности необходимым является развитие средствами искусства образного, символического мышления. Только тогда у детей появляется мотивация не только к творчеству в рамках школы, но и к самостоятельному творчеству, а также сотворчеству с ровесниками и взрослыми. Культурно-эстетическое позиционирование учителя начальных классов, который, строго говоря, не является специалистом в области того или иного вида искусства, только тогда достигнет основной цели (способствовать художественно-эстетическому становлению личности ребенка), когда учитель будет ориентирован на развитие творческого воображения младшего школьника, которое носит синкретичный характер. Именно поэтому при организации эстетико-педагогического взаимодействия будущих учителей начальных классов с младшими школьниками в процессе педагогической практики так важно ориентироваться на реализацию каждым из студентов собственной творческой индивидуальности (в смысле выстраивания стратегии и тактики его профессионально-педагогической деятельности) на основе полихудожественного подхода. Данный подход позволяет приобщить каждого ребенка к изобразительной, танцевальной и хореографической, литературной и театральной деятельности. Интегрированный подход предполагает активное взаимодействие на одном занятии искусством различных видов деятельности, что позволяет всем участникам творческого процесса – и взрослым, и детям – рассматривать любое явление с разных позиций; формирует самостоятельность в проведении творческих исследований; развивает желание активно выражать себя в каком-либо виде творчества [1]. Как показывают проведенные автором настоящей статьи многолетние исследования, главными результатами тщательно организованной педагогической практики будущих учителей начальных классов, в ходе которой происходило эстетико-педагогическое взаимодействие, являются: значительное повышение уровня педагогической мотивации каждого студента; формирование ценностного гуманного и ответственного отношения к детям и выбранной профессии; стремление большинства к дальнейшему эстетико-педагогическому саморазвитию и самосовершенствованию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арябкина И.В. Моделирование и реализация процесса формирования культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы: личностно-ориентированный подход. Монография. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 229 с. 2. Буров А. И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике. – М.: Искусство, 1975. – 175 с. 3. Кашина Н.Ф. Современный младший школьник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://progimnaziya63.Ru /soveti-pedagogov/ psiholog/ 235-sovremenniy-mladshiy-shkolnik.html 4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – М., Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. – 448 с. 5. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». – М.: Компания Спутник+, 2004. – 253 с.