Полноценное и гармоничное эстетическое развитие личности школьника возможно, если все школьные дисциплины в их взаимосвязи и взаимодействии направлены на решение задач эстетического воспитания. Как отмечает Б.М. Неменский, «система эстетического воспитания должна объединять все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника. И каждый предмет, каждый вид занятия в этой цепи имеет свою четкую задачу, не дублирующую задач иных звеньев, а дополняющую их» [7, с.7.]. В образовательной системе школы каждый школьный предмет имеет специфические эстетические качества; то же касается и английского языка. На основе практического опыта преподавания английского языка в начальной школе нами был проведен анализ стандарта начального общего образования по английскому языку, а также программ обучения английскому языку учащихся экспериментальных и контрольных классов («Английский с удовольствием», авторы М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева; программа углубленного изучения, автор В.В. Сафонова) с точки зрения их эстетико-воспитательного потенциала. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван среди прочих обеспечить выполнение следующих целей: - развитие личности школьника, его творческих способностей; - воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру[1, с. 14]. Данные цели соотносятся со следующими целями изучения иностранного языка на ступени начального общего образования: - знакомство младших школьников с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; - обучение средствами иностранного и родного языков «Азбуке вежливости», которая является междисциплинарным стержнем обучения элементарным основам этики межличностного общения в быту, в школе, на игровых площадках, в магазине и т.д. В нашем исследовании мы ставим перед собой цель не просто познакомить младших школьников с некоторыми литературными произведениями страны изучаемого языка, но привлечь все доступные для восприятия младшими школьниками виды искусства с тем, чтобы на основе «живого» эстетического восприятия формировать культурно-эстетическую толерантность учащихся как одну из важнейших ценностно- смысловых диспозиций личности, которая обусловливает понимание, уважение и принятие ей (личностью) иной культуры, отличной от своей, или, по крайней мере, отсутствие отрицательного отношения к проявлениям иной культуры. Как считает профессор Сафонова В.В., основная цель обучения английскому языку как первому иностранному языку – «развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира» [8, с. 6].Программа курса углубленного изучения английского языка включает в себя такие направления коммуникативного и социокультурного развития школьников, как: - культуроведческое обогащение школьников по принципу расширяющегося круга культур (от этнических и суперэтнических культур, социальных субкультур стран изучаемого языка к культурным пластам геополитических регионов и мировой культуре); - формирование у учащихся представлений о диалоге культур как безальтернативной философии жизни в современном мире, для которой должна быть характерна готовность к осмыслению социокультурного портрета стран изучаемого языка как части европейской цивилизации культурному саморазвитию, этническая, расовая и социальная терпимость, речевой такт и социокультурная вежливость, склонность к поиску ненасильственных способов разрешения конфликтов. Авторы программы «Английский с удовольствием» ставят своей целью комплексное решение задач, стоящих перед предметом «иностранный язык», а именно «формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определенных федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам» [3, с. 6].Эта цель подразумевает развитие у учащихся осознания явлений действительности, происходящих в англоговорящих странах, через знания о культуре, истории и традициях этих стран; осознания роли родного языка и родной культуры в сравнении с культурой других народов; понимания важности изучения английского языка как средства достижения взаимопонимания между людьми. Таким образом, основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Это особенно важно сейчас, когда «смешение народов, языков и культур достигло невиданного размаха, и как никогда остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоление в себе чувства раздражения от избыточности, недостаточности или просто непохожести других культур» [9, с. 264]. Одна из главных целей разработанной нами программы изучения английского языка для младших школьников – формирование культурно-эстетической толерантности учащихся в процессе изучения английского языка через погружение в мир искусства. Очевидно, что в том смысле, который мы придаем понятию культурно-эстетической толерантности, эта цель не будет в полной мере достигнута в начальной школе [4]. Мы говорим о своего рода начальном этапе формирования толерантного сознания личности, поскольку младший школьный возраст является самым благоприятным периодом для эмоционального общения с миром культуры и искусства, «едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни» [6, с. 35]. В этом возрасте ребенок открыт для творчества, он воспринимает мир эмоционально и с интересом познает его. Учитывая эту особенность младших школьников, мы способны через эстетическое воспитание заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности. В своем исследовании мы обращаемся к языку как к эстетической ценности и учим такому обращению детей. Таким образом, английский язык становится не только ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВАhttp://www.art-education.ru/AE-magazine № 1, 2015 4 средством, но и основным фактором эстетического воспитания младших школьников [5]. Во всех современных нормативных документах обращается внимание на значение предмета «Иностранный язык» в воспитании школьников. Его изучение помогает сформировать у младших школьников не только элементарные коммуникативные умения и лингвистические представления, но и всесторонне развить личность ребенка. Однако данная задача может быть реализована только при готовности самих педагогов активно вовлекать учащихся в эстетическую деятельность на уроках английского языка, что предполагает изучение и применение на практике идей педагогики искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Английский язык. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов / Авт.-сост.: Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова. – М.: Вентана-Граф. 2008. – 192 с. 2. Арябкина И.В. Гуманитарно-эстетическая педагогика в условиях реформирования образовательной системы.–Искусство и образование. –2010.–№ 2. –С.5-13. 3. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием/ EnjoyEnglish для 2-11классов общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул. 2010. – 56 с. 4. Лазарев М.А. Языковая картина мира: анализ теоретических подходов // Гуманитарное пространство. Международный альманах 2014. Том. 3. № 3. С. 465-475. 5. Лазарев М.А., Фишер О.В. Освоение речевого этикета как эффективное направление оптимизации в изучении иностранного языка // Инициативы XXI века. 2014. № 1.С. 31-32. 6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение. 1985. – 175 с. 7. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания. – М.: Просвещение. 1981. – 192 с. 8. Сафонова В.В. Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков. М.: Просвещение. 2006. – 273 с. 9. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово. 2000. – 624 с.