Развитие креативности у студентов педагогических ВУЗов наиболее тесно связано с формированием у них способности к спонтанному творческому самовыражению. В этом случае возникает закономерный вопрос о возможности интенсификации спонтанности в случае ее недостатка, или возможности ее пробуждения, в ситуации отсутствия. Наибольшая возможность возникновения спонтанных реакций может быть стимулирована в условиях, обеспечивающих безопасность и защиту, так как такие условия позволяют личности переосмыслить ситуацию и получить возможность понимания и поддержки. Данный факт является наиболее значимым для формирования креативности у студентов, в ситуации, когда группа не является сплоченной или имеет нескольких лидеров, сражающихся за власть в группе.
Парадоксальным образом спонтанность и творческий подход могут проявляться и в ситуациях, представляющих опасность. Такие ситуации часто открывают доступ личности к ранее неизведанным ресурсам, что позволяет человеку совершать действия и поступки, ранее казавшиеся ему невозможными. Подобные ситуации часто могут производить исцеляющий эффект, что стимулировало их использование на занятиях, ставящих своей целью быстрое преобразование личности. Негативным следствием использования такого рода технологий может стать устойчивое изменение психики человека, затрудняющее его дальнейшее функционирование в обществе. В силу перечисленных выше факторов, технологии быстрого или шокового изменения не могут быть рекомендованы к использованию на занятиях в ВУЗах [2].
В ситуациях обучения, стимулирование творческой активности личности возможно лишь с использованием технологий мягкого преобразования. Мягкое преобразование учитывает тот факт, что любая группа, помимо того, то она является совокупностью индивидуумов, представляет собой некое подобие живого организма. Данная метафора достаточно точно отражает состояние дел в группе и позволяет в доступной форме представить происходящие в группе процессы и изменения.
Формирование креативности у студентов связано с прохождением ими ряда этапов, каждый из которых является необходимым, для того, чтобы развитие личности происходило гармонично. Данными этапами являются:
1.Создание условий, необходимых для активизации творческого потенциала.
2.Активизация творческого потенциала с помощью специально подобранных технологий творческого самоисследования и самовыражения.
3. Анализ возникающих в процессе творчества проблем, ограничений и блокировок, с последующей их проработкой.
4. Закрепление полученных на предыдущих этапах навыков и использование этих навыков в дальнейшей профессиональной деятельности.
Каждый из обозначенных этапов включает ряд последовательных действий, которые позволяют пройти каждый этап с минимальным количеством затруднений.
1.Создание условий, необходимых для реализации творческого потенциала.
Создание данных условий предполагает наличие в обучающей группе атмосферы принятия и доверия. В случае отсутствия такой атмосферы, необходимо создание условий, способствующих ее возникновению. Такие условия могут быть созданы за несколько первых встреч с группой. Количество таких встреч зависит от степени доверия в группе, используемых ведущим технологий и вовлеченности участников в групповой процесс [1].
Следует обратить особое внимание на то, что во время проведения обучающих семинаров, особенно на первых занятиях, мы имеем возможность только создать условия, необходимые для того, чтобы процесс творчества мог осуществляться, но осуществится он или нет, отчасти находится вне нашего контроля. Известно только, что в случае наличия в группе доверительных отношений, процесс самораскрытия идет легче, что в свою очередь облегчает процесс творческого самовыражения.
Целесообразно на первом же занятии четко следить за выполнением всеми обучающимися правил групповой работы. Данные правила обозначаются преподавателем на стадии знакомства. Желательно, чтобы необходимость их соблюдения была четко обоснована преподавателем. Так как групповые правила служат для сохранения психологической безопасности для ведущего и участников, эти правила следует предложить в мягкой форме, а не навязывать.
В случае, если какие-либо правила вызывают у участников протест, их можно разъяснить или преобразовать, исходя из потребностей группы. Не следует нагружать группу чрезмерным количеством правил, так как это может создать впечатление, что работа связана с принятием большого количества ограничивающих убеждений, что не увязывается с самим процессом творческого развития и превращает его в скучное занятие, исключающее творческое самовыражение. Лучше всего предложить пять основных правил (конфиденциальность, безоценочность, очередность, добровольность, правдивость) и вводить основные правила по мере необходимости в процессе дальнейшего обучения [2].
Следует обратить внимание на то, что особую ценность представляет не сам конечный результат или продукт творческого самовыражения, а тот спектр эмоций и открытий, который сопутствовал созданию этого продукта в процессе выполнения задания или упражнения. Например, рисунок, выполненный членом группы, не имеющим специального художественного образования, может представлять для автора композицию, насыщенную глубоким смыслом и восприниматься им как источник позитивных эмоций. Другие участники группы могут почувствовать то же самое, а могут переживать свой спектр эмоций и реакций на рисунок, представленный участником или же оставаться равнодушными.
Часто бывает так, что отношение к рисунку меняется в процессе обсуждения, как у автора, так и у участников группы. Бывает и так, что изображение, сделанное одним из участников, оказывает большее влияние на других участников группы, чем на самого автора, что, в свою очередь способствует укреплению межличностных взаимоотношений в группе. Представляет интерес тот факт, что данный рисунок, вырванный из контекста занятий, также может восприниматься как изображение, пробуждающее определенный спектр похожих эмоций и ощущений у людей незнакомых ни с содержанием занятий, ни с автором рисунка.
Следует отметить, что в процессе поэтапной работы с рисунком у некоторых авторов постепенно повышается качество изображения, появляется глубина, и рисунки становятся более эмоционально насыщенными. Они начинают отражать ценностные аспекты личности автора, его эмоциональные состояния и сферы жизненных интересов.
На данном этапе рекомендуется использование технологий, направленных на групповое взаимодействие. К числу таких технологий относятся элементы групповых разминок психодрамы, театра спонтанности, арт-терапии и гештальт-терапии. Данные технологии при умелом их применении позволяют в достаточно короткий срок проработать основные защиты, связанные со страхом самовыражения и самопрезентации в группе.
2. Активизация творческого потенциала
Работа на данном этапе предполагает наличие определенного уровня базового доверия участников группы друг другу и ведущему. В случае, если предыдущий этап работы был проведен успешно, уровень доверия формируется автоматически.
Компонент творческого самовыражения в процессе обучения связан с уникальностью и самобытностью каждого обучающегося в любой момент времени. Рассматриваемый в этом аспекте, творческий компонент становится путем развития без страха сделать ошибку в каком-либо новом действии. Процесс творчества становится также путем самопознания и расширения контакта с окружающими и с самим собой, следствием чего является увеличение ресурса личности обучающегося и постепенное расширение степени свободы применения приобретенных на занятиях практических навыков.
Главное в этом процессе представляет не достижение какой-либо заранее поставленной цели, а полноценное проживание своих чувств, эмоций, мыслей и телесных ощущений в процессе «созидания». Можно сказать, что сам путь воплощает и цель и результат. Конечный продукт является лишь вехой на пути и представляет временную фиксацию состояний, прожитых в процессе выполнения заданий.
Данный продукт следует рассматривать как своеобразную памятку или набросок карты, или фрагмента карты осваиваемой территории. Данная карта может пересматриваться и корректироваться в процессе дальнейшего освоения предмета. Более того, остановка на каком-либо этапе развития и принятие этого этапа за конец обучения рассматривается как нежелательное явление и возможно, как проявление сопротивления или потери интереса к обучению, предмету или указывает на наличие конфликтной ситуации [3].
Следует обратить особое внимание на то, что в ситуации обучения творчество является добровольным действием, направленным в первую очередь на самопознание и самораскрытие, и требует от преподавателя создания в обучающей группе доброжелательной атмосферы, которая включает в себя безоценочность и принятие каждого обучающегося в группе таким, какой он есть.
Если данное условие не будет соблюдаться в полной мере, то творческие ресурсы так и останутся в свернутом состоянии, так как будет отсутствовать акт самоценности творчества независимо от результата и последующей оценки.
Нужно отметить, что принцип принятия личности сам по себе предусматривает безоценочное отношение. Данное отношение не подразумевают отстраненность и отрешенность исследователя или равнодушие. Скорее данная позиция представляет веру в правильность человеческой природы и мудрость организма. В этом случае возникает доверие к спонтанно возникающим в группе процессам. Тогда любой акт взаимодействия и самовыражения может рассматриваться как имеющий свой первоначальный смысл, свою направленность и представляет собой самоценный акт, нуждающийся в дальнейшем развертывании.
В любой данный момент, в данное время и в данном месте мы в этом случае имеем дело с процессом проявления самости, который при наличии поддержки и внимательного, принимающего отношения может стать шагом к самопознанию и самосовершенствованию.
Тогда самым важным компонентом становится свобода самовыражения и творчества, вытекающие из ощущения безоценочного принятия происходящего. Свобода предусматривает возможность продвижения в любом направлении из начальной точки и по мере необходимости не исключает возможность возвращения к началу и поиск нового пути. Следует обратить внимание, что предоставление такой свободы не нужно путать с попустительским отношением, которое наоборот расхолаживает обучающихся, и не приносит пользы при изучении любой дисциплины.
3. Проработка блокировок и ограничений.
Этот этап производится с использованием рисуночных технологий и техник ролевого моделирования. Данные технологии позволяют работать с обучающимися в мягкой и ненавязчивой форме.
Большая часть блокировок, обычно связана с темами, являющимися актуальными на данный момент времени.
В большинстве случаев, появления блокировок можно избежать, в ситуациях, когда в группе существует атмосфера надежности и безопасности. В работе со студентами рекомендуется на первом занятии, посвященном знакомству и выявлению ожиданий дать им понять, что программа семинаров будет строиться с учетом их запросов. Такая программа должна стимулировать их к дальнейшему профессиональному росту. Стоит обратить внимание обучающихся, что содержание семинаров-практикумов определяется самими обучающимися, и, следовательно, зависит от полноты выражения их запросов.
4. Закрепление полученных навыков
Данную работу целесообразно проводить с использованием техник визуализации, психодрамы, гештальттерапии и театра спонтанности. Эти техники позволяют проектировать полученные в процессе обучения навыки, с целью их плодотворного использования в будущем.
При планировке структуры семинаров-практикумов необходимо соотносить количество упражнений со временем, отпущенным на проведение занятий. Лучше выполнить одно упражнение в неспешном темпе и обсудить его в группе, чем за то же время провести несколько упражнений в быстром темпе.
Необходимо учитывать, что после каждого упражнения должно проводиться обсуждение, с целью осмысления и анализа. В случае выполнения за короткое время нескольких упражнений переживания могут смешиваться в один поток, следствием чего может стать затруднение в выявлении смысла каждого из них. Обычно за два академических часа можно добросовестно выполнить одно, в крайнем случае, два упражнения, включенные в процесс одной встречи. Процесс встречи состоит из разогрева (вербального и невербального), действия (или выполнения упражнений), обсуждения и завершения (подведения итогов и обобщения). Запись упражнения обычно проводится на следующих занятиях, когда опыт, полученный в процессе упражнений, ассимилировался каждым участником группы [3].
Педагогическая практика убеждает, что развитие творческой активности учащихся происходит более эффективно, если оно опирается на саморазвитие личности. Характерными особенностями творческой активности являются познавательная самостоятельность и овладение различными способами деятельности. Открытость новому опыту позволяет творческим людям наиболее полно использовать имеющуюся в их распоряжении информацию, постоянно расширяя области поиска новых решений.
ЛИТЕРАТУРА
Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества. – М.: Компания «Спутник»,2006.
Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании. – М.: Просвещение, 2009.
Современные представления о творческом развитии личности в свете гуманистической парадигмы образования. – М.: ИХО РАО, 2010.